НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 № 17АП-125/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- /2015-ГК

г. Пермь

04 марта 2015 года                                                               Дело № А60-36111/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена  25февраля  2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковцевой Т. В.,

судей                                Романова В. А., Чепурченко О. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нуретдиновой О. И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя ООО "КАБЕЛЬМАШ"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 ноября 2014 года, принятое судьей Сафроновой А. А.,  

по делу № А60-36111/2014

по заявлению ООО "КАБЕЛЬМАШ"   (ОГРН 1086377000148, ИНН 6377010290)

к Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области (ОГРН 1116674014775, ИНН 6679000019)

о признании незаконным решения регистрирующего органа,

установил:

ООО "КАБЕЛЬМАШ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением:

о признании незаконным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 11.08.2014 вынесенное Межрайонной ИФНС России по № 25 по Свердловской области;

обязании Межрайонной ИФНС России по №25 по Свердловской области внести запись о прекращении деятельности ООО "КАБЕЛЬМАШ" в связи с ликвидацией, по представленным документам № 5332 от 04.08.2014; просил взыскать с заинтересованного лица расходы на оплату услуг представителя, в размере 15 000 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2014 (резолютивная часть от 12.11.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его отменить, заявленное требование удовлетворить.

Доводы апеллянта сводятся к следующему. Наличие расхождений между суммами оборотов по расчетному счету организации и выручки, указанной в декларации, не свидетельствует о сокрытии обществом объектов налогообложения; расхождения показателей суммы выручки в налоговой отчетности и оборотов по банку не свидетельствует о наличии ошибок в налоговой декларации и о недостоверности данных ликвидационного баланса. Оснований для предоставления уточненных деклараций у общества не имелось; задолженность перед налоговым органом либо иными лицами отсутствует; в связи с отсутствием задолженности, основания для признания ликвидационного баланса содержащим недостоверные сведения отсутствуют; порядок ликвидации обществом соблюден.

Налоговым органом представлен письменный отзыв на жалобу, содержащий возражения относительно возможности ее удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования, ООО "КАБЕЛЬМАШ" указало следующее.

04.08.2014 ООО "КАБЕЛЬМАШ" в Межрайонную ИФНС России № 25 по Свердловской области представлен комплект документов, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

11.08.2014 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "КАБЕЛЬМАШ" в связи с его ликвидацией. Причиной отказа явилось содержание в ликвидационном балансе недостоверных сведений.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая  отказ налогового органа, содержащийся в соответствующем решении незаконным, ООО "КАБЕЛЬМАШ" обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, суд указал на то, что при отсутствии уточненной декларации по налогу на прибыль и реализацией товаров по НДС за 2012 год и последовательного отражения соответствующих сумм в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе ООО «КАБЕЛЬМАШ», вывод регистрирующего органа о недостоверности ликвидационного баланса является обоснованным, отказ в осуществлении регистрационных действий – правомерным.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктами 1, 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими законами (пункт 2).

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ  ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В силу п. 2, 5 ст. 63 ГК РФ и после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае основанием для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией послужило наличие в представленном ликвидационном балансе недостоверных сведений. Указанные выводы налогового органа признаны верными судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. 71 АПК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно проведенному анализу данных представленных заявителем деклараций, выявлены расхождения между доходами, отраженными в декларациях по налогу на прибыль и НДС за 2012-2013 год.

Кроме того, в ликвидационном балансе на 02.07.2014 по сравнению с бухгалтерским балансом на 31.03.2014 отсутствуют запасы на сумму 803 тыс. руб. (стр. 1210), отложенные налоговые активы в сумме 39 тыс. руб. (стр.1100), дебиторская задолженность на сумму 3074 тыс. руб. (стр. 1230), денежные средства на сумму 1229 тыс. руб., (стр. 1250), прочие оборотные активы на сумму 10 тыс. руб. (стр. 1260), уставной капитал на сумму 3051 тыс. руб. (стр. 1310) , отложенные налоговые обязательства на сумму 2 тыс. руб. (стр. 1420), кредиторская задолженность в сумме 1755 тыс. руб. (стр. 1520), а также нераспределенная прибыль в сумме 351 тыс. руб. (стр. 1370), - это связано с тем, что в период с 19.05.2014 по 02.07.2014:

-денежные средства в сумме 1229 тыс. руб. были направлены на погашение кредиторской задолженности,

-частично кредиторская задолженность была погашена по акту взаимозачетов с контрагентами. Данные расчеты не повлекли за собой возникновение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС, так как доходы были отражены в предыдущих декларациях в периоды получения доходов

-остаток не взысканной дебиторской задолженности (невозможной к взысканию) в сумме 3074 тыс. руб. (стр.1230), оборотные активы 10 тыс. руб. (стр.1260) , отложенные налоговые обязательства 2 тыс. руб. (стр. 1420) = 3086 тыс. руб. - 35 тыс. руб. нераспределенной прибыли = 3051 тыс. руб., что покрывается стр. 1310 уставной капитал в сумме 3051 тыс. руб.

С учетом изложенного, выводы суда основаны на верной оценке представленных в материалы дела доказательств, являются законными и обоснованными.

Доводы общества подлежат отклонению, поскольку, исходя из приведенных выше требований Закона о государственной регистрации, документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ; предоставляемые в налоговый орган совместно с заявлением документы, должны отражать корректные и достоверные сведения. В данном случае представленный заявителем баланс критериям достоверности не отвечает, что должным образом подтверждено материалами дела.

С учетом изложенного, поскольку необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию,  представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, вопреки мнению апеллянта, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

 Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного  суда  Свердловской области от 19 ноября 2014 года по делу № А60-36111/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Т.В.Казаковцева

Судьи

В.А.Романов

О.Н.Чепурченко