СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-16905/2021-АК
г. Пермь
31 января 2022 года Дело № А60-30279/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от третьего лица – Контрольного органа Сосьвинского городского округа: Матвеева О.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 октября 2021 года по делу № А60-30279/2021
по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва (ИНН 6650001161, ОГРН 1026601820563)
к отраслевому органу администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» (ИНН 6632028957, ОГРН 1086632001576)
третьи лица: Дума Сосьвинского городского округа (ИНН 6632033153), Контрольный орган Сосьвинского городского округа (ИНН 6680000510),
о признании незаконным приказа, недействительным предписания,
установил:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва (далее – заявитель, МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к отраслевому органу администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» (далее – заинтересованное лицо) с требованием о признании недействительным предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Сосьвинского городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения и возмещения суммы субсидий выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 в бюджет Сосьвинского городского округа от 16.06.2021 (с учетом принятия судом отказа заявителя от требований в части признания недействительным приказа № 59 от 09.06.2021).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дума Сосьвинского городского округа и Контрольный орган Сосьвинского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2021 года производство по делу в части признания недействительным приказа № 59 от 09.06.2021 прекращено. В остальной части требования заявителя удовлетворены. Признано недействительным предписание № 935 от 16.06.2021, принятое Отраслевым органом Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования». На Отраслевой орган Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. С Отраслевого органа Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» в пользу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 руб. 00 коп.
Не согласившись с судебным актом, отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо настаивает на доводах о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных ему полномочий; ссылается на то, что согласно письму Министерства финансов РФ от 17.12.2019 № 02-02-05/98727, главный распорядитель бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.
Участвовавший в судебном заседании представитель Контрольного органа Сосьвинского городского округа указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Заявитель (МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва) и третье лицо (Дума Сосьвинского городского округа) в представленных в суд апелляционной инстанции отзывах на апелляционную жалобу также выразили несогласие с доводами апеллянта, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просили оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения, а также заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица (Дума Сосьвинского городского округа), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Отраслевым органом администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в части анализа дополнительных общеобразовательных программ и социологического опроса обучающихся и родителей (законных представителей) о востребованности программ работающих на бюджетной основе, по результатам мониторинга дополнительных общеобразовательных программ работающих на бюджетной основе и проведенного социологического опроса обучающихся и родителей (законных представителей) о ранжированной востребованности программ дополнительного образования, было выявлено всего действующих объединений - 38, обучающихся человек - 9,66, из них:
- МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва: объединений - 25, человек - 654.
- Филиал МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва в п. Восточный: объединений - 13, человек - 312.
На основании данных муниципального задания на 2021 год учтено обучающихся 1623 человека.
В части эффективного использования фонда оплаты труда па 2021 год и достижения показателей уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования установлены нарушение ст. 284 гл. 44 ТК РФ «Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству и нарушение уравнения непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с основными педагогами осуществляющими образовательный процесс, пересмотреть и внести корректировки в штатное расписание в структуре педагогических работников с разделением основных педагогов от непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с изменением в окладе для достижения целевых показателей средней заработной платы утвержденной соглашением от 10.03.2021 года № 436 заключенного между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Муниципальным образованием Сосьвинский городской округ о предоставлении субвенции из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
По результатам проверки выдано предписание от 16.06.2021 № 935, в соответствии с которым на МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва возложена обязанность:
1. Рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства и нормативно правовых актов, а также устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
3. Организовать и провести анализ учета обучающихся провести учет обучающихся по действующим направлениям согласно журналов поселения.
4. В нарушение ст. 284 гл. 44 ТК РФ «Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству», рекомендуем пересмотреть расчет окладов педагогов и учебный план на 2021-2022 учебный год, с целью исключения данного нарушения.
5. В нарушение уравнения непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с основными педагогами осуществляющими образовательный процесс, пересмотреть и внести корректировки в штатное расписание в структуре педагогических работников с разделением основных педагогов от непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса для достижения целевых показателей средней заработной платы утвержденной соглашением от 10.03.2021 года № 436 заключенного между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Муниципальным образованием Сосьвинский городской округ о предоставлении субвенции из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
6. Организовать деятельность ОУ в соответствии с откорректированным муниципального задания на 2021 год и плановый 2022-2023 год, утвержденного приказом отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 14.05.2021 № 51 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» и заключенного дополнительного соглашения № 2 к соглашению № 1 от 22.12.2020 года «о представлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ),от 09.06.2021 № 59 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» и заключенного дополнительного соглашения № 3 к соглашению № I от 22.12.2020 года «О представлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)».
7. Возместить сумму субсидии выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 год и плановый период 2022-2023 год в бюджет Сосьвинского городского округа согласно приказа отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 13.11.2020 № 123/2 «Об утверждении значений базовых нормативов затрат, нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными бюджетными образовательными учреждениями Сосьвинского городского округа на 2021 год» и количественного показателя 1547 человек утвержденного откорректированным муниципального задания на 2021 год и плановый 2022-2023 год, утвержденного приказом отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 14.05.2021 № 51 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» в размере 1 401 546,00 (76человек *21,1 (нормативная затрата на еденицу*0,874 (коэффициент выравнивания)).
Информацию о результатах исполнения требования, об устранении перечисленных в Предписании нарушений и возмещении в бюджет Сосьвинского городского округа суммы в размере 1 401 546,00 рублей представить в отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» в срок до 22 июня 2021 года.
Не согласившись с указанным предписанием, МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции усмотрел основания для признания оспариваемого предписания недействительным и удовлетворил заявленные требования в данной части; в части требования о признании незаконным приказа № 59 от 09.06.2021 производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в части прекращения производства по делу по требованию об оспаривании приказа № 59 от 09.06.2021 решение суда в порядке апелляционного производства не обжалуется, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит, в указанной части судебный акт судом апелляционной инстанции не проверяется на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из вводной части предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Сосьвинского ГО, регулирующих бюджетные правоотношения, и возмещении суммы субсидии выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 год в бюджет Сосьвинского ГО от 16.06.2021 № 935, предписание составлено в целях устранения нарушений бюджетного законодательства, на основании Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Сосьвинского городского округа (утв. постановлением администрации Сосьвинского городского округа от 14.04.2015 № 277 в ред. от 31.10.2017 № 925), Порядка осуществления мониторинга и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» осуществляет функции и полномочия учредителя (утв. приказом ООА Сосьвинского ГО «Управления образования от 29.12.2020 № 138), приказа ООА Сосьвинского ГО от 01.02.2021 «Об утверждении плана и графика осуществления внутреннего финансового аудита в образовательных учреждениях Сосьвинского городского округа на 2021 год», приказа ООА Сосьвинского ГО от 07.04.2021 № 38 «О проведении ежеквартального мониторинга выплат заработной платы педагогических работников дополнительного образования Сосьвинского городского округа», акта проверки № 1 от 14.04.2021.
В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В соответствии с шестым абзацем подпункта 11 пункта 1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385) полномочия внутреннего финансового контроля осуществляет Финансовое управление Сосьвинского городского округа.
Согласно пункту 1.1. Положения об Отраслевом органе администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» (утв. постановлением администрации Сосьвинского ГО от 21.06.2018 № 448) Отраслевой орган администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» является отраслевым органом администрации Сосьвинского ГО в сфере образования, создан и функционирует в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», соответствующими нормативными актами Свердловской области, Уставом Сосьвинского городского округа.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, Отраслевой орган администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» не имеет полномочий внутреннего финансового контроля.
Положение о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385), Положение о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Сосьвинского городского округа (утв. постановлением администрации Сосьвинского городского округа от 14.04.2015 № 277 в ред. от 31.10.2017 № 925), Порядок осуществления мониторинга и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» осуществляет функции и полномочия учредителя (утв. приказом ООА Сосьвинского ГО «Управления образования от 29.12.2020 № 138) не предусматривают выдачу Предписания Заинтересованным лицом по результатам проведения мониторинга.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Устава Сосьвинского городского округа главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, главный администратор (администратор) доходов бюджета, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Согласно пункту 21-1 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385) устанавливать порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главными администраторами (администраторами) бюджетных средств) является бюджетным полномочием администрации Сосьвинского городского округа.
В настоящее время Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств администрацией Сосьвинского городского округа не разработан и не утвержден.
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств требования об изменение муниципального задания МБОУ ДО Дом детского творчества п. Сосьва и возврата суммы субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2021 год являются незаконными.
Доводы заинтересованного лица о том, что в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 17.12.2019 № 02-02-05/98727 проведение внутреннего финансового аудита возможно в соответствии с Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не могут быть признаны обоснованными, поскольку муниципальными правовыми актами Сосьвинского ГО, а также актами, утвержденными отраслевым органом администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования», не установлено, что при проведении внутреннего финансового аудита заинтересованное лицо руководствуется Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
В настоящее время Минфином РФ принято и действует ряд Федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, в том числе приказ Минфина России от 22.05.2020 № 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», который также не предусматривает полномочий главного распорядителя бюджетных средств по выдаче предписаний.
Таким образом, как правильно заключил суд, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни федеральное законодательство, ни муниципальные правовые акты не предусматривают полномочий главного распорядителя бюджетных средств по выдаче предписаний по итогам проведения внутреннего финансового аудита.
С учетом изложенного, руководствуясь указанными выше нормами права, принимая во внимание отсутствие у заинтересованного лица полномочий на выдачу оспариваемого предписания, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал предписание недействительным.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 октября 2021 года по делу № А60-30279/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
Е.М. Трефилова
И.В. Борзенкова
В.Г. Голубцов