СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-19366/2017-АК
г. Пермь
01 февраля 2018 года Дело № А60-30591/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусельниковой П.А.,
при участии:
от истца Южного акцизного таможенного поста (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150): Ефимов А.А. по доверенности от 09.01.2018;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (ИНН 6658234182, ОГРН 1069658078270): Садритдинов Д.Н. по доверенности от 01.09.2017;
от третьего лица Центральной акцизной таможни: Ефимов А.А. по доверенности от 16.02.2017;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр»
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2017 года по делу № А60-30591/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по заявлению Южного акцизного таможенного поста
к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр»
третье лицо: Центральная акцизная таможня
о взыскании утилизационного сбора,
установил:
Южный акцизный таможенный пост (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (далее – Общество, ООО «Сервис-Центр») с заявлением о взыскании утилизационного сбора в размере 975 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2017 заявленные требования удовлетворены; с ООО «Сервис-Центр» в пользу Южного акцизного таможенного поста взыскано 975 000 рублей утилизационного сбора.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Сервис-Центр» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что спорный товар (новый мобильный гидравлический погрузчик-экскаватор «TEREX-FUCHS», модель «МНL 360» комплектация «D») правильно классифицирован декларантом по коду 8429 52900 0, поскольку обладает возможностью осуществления землеройных работ; в связи с чем полагает, что таможенным органом неправомерно применен код 8427 20 190 9. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Сервис-Центр» поддержал данные доводы.
Южный акцизный таможенный пост, третье лицо Центральная акцизная таможня с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу; просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Южного акцизного таможенного поста, третьего лица Центральной акцизной таможни поддержал позицию, содержащуюся в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Южного акцизного таможенного поста, третьего лица Центральной акцизной таможни заявил ходатайство о приобщении к материалам дела информации с официального сайта производителя в сети Интернет, данное ходатайство судом апелляционной рассмотрено и отклонено, поскольку указанная информация является общедоступной.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «Сервис-Центр» на Южном акцизном таможенном посту по ДТ № 10009240/281016/0002290 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар: «новый мобильный гидравлический погрузчик-экскаватор «TEREX-FUCHS», модель «МНL 360» комплектация «D», серийный номер 360110/1026, год выпуска 2016, двигатель дизельный, модель двигателя TCD2013L062V, двигатель № 11839963, мощность двигателя 186 КВт/249 л.с, полная масса 48800 кг, оснащен гидравлическим челюстным полузакрытым грейферным захватом», страна отправления/происхождения - Германия.
В графе 33 ДТ № 10009240/281016/0002290 декларантом заявлен классификационный код спорного товара 8429 52 900 0 ЕТН ВЭД.
28.10.2016 должностным лицом таможенного поста
осуществлен выпуск декларируемого товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По результатам проведенной Центральной акцизной таможней камеральной таможенной проверки классификационного кода спорного товара составлен акт № 10009000/210/060217/А0085, принято решение по классификации № РКТ-10009000-17/000011, которым изменен классификационный код ввезенного товара с 8429 52 900 0 на 8427 20 190 9, а также о корректировке граф 33, 44 ДТ № 10009240/281016/0002290, что повлекло за собой увеличение коэффициента для расчета размера утилизационного сбора.
Южный акцизный таможенный пост письмом от 10.02.2017 № 48-01-07/0258 проинформировал ООО «Сервис-Центр» о необходимости доплатить утилизационный сбор в сумме 975 000 рублей и том, что в случае неуплаты утилизационного сбора в добровольном порядке в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения письма, утилизационный сбор будет взыскиваться в судебном порядке.
Данное письмо Южного акцизного таможенного поста от 10.02.2017 № 48-01-07/0258 получено ООО «Сервис-Центр» 15.03.2017, что подтверждается информацией, содержащейся на официальном сайте ФГУП Почта России (почтовый идентификатор 34400901051809). Между тем доплата утилизационного сбора в указанной сумме в отношении спорного товара ООО «Сервис-Центр» не произведена.
В связи с чем Южный акцизный таможенный пост обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что таможенным органом правомерно заявлено требование о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенного товара; выявленный в ходе проверки факт неверного заявления декларантом в таможенной декларации кода ввезенного товара в соответствии с ЕТН ВЭД доказан таможенным органом.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Так, в соответствии с указанным Перечнем коэффициент расчета размера утилизационного сбора на погрузчики, классифицируемые по коду в соответствии с ЕТН ВЭД 8427 20, массой свыше 34 тонн, равен 14,5.
Как указано судом выше, ООО «Сервис-Центр» в ДТ № 10009240/281016/0002290 заявлен классификационный код спорного товара 8429 52 900 0 ЕТН ВЭД «бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные: лопаты механические, экскаваторы и одноковшовые погрузчики: машины полноповоротные: прочие».
Решением таможенного органа о классификации № РКТ-10009000-17/000011 классификационный код ввезенного товара изменен на 8427 20 190 9 «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием».
В соответствии с Правилом 1 Основных правил интерпретации (далее – ОПИ) ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
Согласно Правилу 2(а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно Правилу 3(а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В п. 3 Примечания к Разделу XVI ТН ВЭД (в который включается группа 84) указано, что комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.
В Пояснениях к товарной позиции 8429 «Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные» Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71 - 84), указано:
В данную товарную позицию включаются землеройные машины и машины для уплотнения грунта, которые подробно перечислены в названии и которые имеют один общий признак - все они являются самоходными.
(А) Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом. Эти машины состоят из самоходной базовой машины часто на гусеничном ходу с навешенным спереди отвалом, образующим вместе с базовой машиной единый агрегат. Применяются, в частности, для перемещения грунта и для грубого выравнивания поверхности грунта. Некоторые типы бульдозеров предназначены главным образом для корчевания пней и расчистки земель.
(Б) Грейдеры и планировщики. Машины предназначены для планировочных работ и выравнивания поверхности грунта (на горизонтальных участках и на склонах) с помощью регулируемого планировочного отвала, обычно установленного в пределах колесной базы.
(В) Скреперы. Имеют нож с острой режущей кромкой, предназначенный для срезания верхнего слоя грунта, который затем поступает в ковш скрепера или выгружается с помощью конвейера.
Следует иметь в виду, что в данную товарную позицию включаются только те скреперы, у которых снабженный двигателем тягач и собственно скрепер образуют единый агрегат, например, гусеничные скреперы, у которых скреперный ковш с ножом расположен между двумя гусеницами. К данной товарной позиции относятся и полуприцепные скреперы, состоящие из снабженного двигателем тягача (в том числе одноосного) и собственно скрепера, имеющего жестко закрепленный нож или подвижное соединение с несколькими ножами.
(Г) Трамбовочные машины, применяемые в дорожном строительстве, для уплотнения балластного слоя железнодорожных путей и т.д. (см. пункт (а) пояснений к товарной позиции 8430, где говорится о машинах, устанавливаемых на транспортные средства группы 86).
(Д) Самоходные дорожные катки, применяемые в дорожном строительстве или на других объектах гражданского строительства (например, для выравнивания поверхности грунта или укатки дорожного покрытия).
Эти машины оборудованы тяжелыми чугунными или стальными цилиндрическими вальцами большого диаметра, гладкими или имеющими металлические "кулачки", которые вжимаются в грунт (кулачковые катки), либо колесами с рассчитанными на высокие нагрузки сплошными или пневматическими шинами.
(Е) Механические лопаты (со стрелой или канатные), которые роют грунт выше или ниже уровня стояния машины с помощью экскаваторного ковша, грейферного захвата и т.д. либо установленного прямо на конце стрелы (одноковшовые экскаваторы, обратные лопаты и т.п.), либо подвешенного к концу стрелы на канате (драглайны) или посредством гидроцилиндра с целью увеличения рабочей зоны. В экскаваторах с большим радиусом действия (канатных драглайнах) ковш подвешен к тросу, проходящему между двумя передвижными опорными конструкциями, расположенными на некотором расстоянии одна от другой.
(Ж) Многоковшовые экскаваторы, у которых ковши установлены на бесконечной цепи или роторе. Эти машины часто снабжены конвейерами для выгрузки разработанного грунта, имеют колесную или гусеничную ходовую часть. Выпускаются специальные модели для рытья или зачистки траншей, дренажных канав, водосточных канав, для использования на открытых горных выработках и т.д.
(З) Самоходные ковшовые погрузчики. Это колесные или гусеничные машины с фронтальной установкой ковша, который зачерпывает материал в процессе передвижения машины, транспортирует и выгружает его.
Некоторые типы таких ковшовых погрузчиков могут зарываться в грунт. Это достигается за счет того, что ковш способен опуститься ниже уровня опоры колес или гусениц.
(И) Погрузочно-транспортировочные машины для шахт. Эти машины, основной функцией которых является погрузка, а не транспортировка, оборудованы ковшом передней навески, который черпает сыпучие материалы и разгружает их в кузов машины.
В данную товарную позицию включаются также самоходные одноковшовые шарнирно-сочлененные погрузчики с ковшом, смонтированным сзади.
В Пояснениях к товарной позиции 8427 «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием» Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)» (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71 - 84) указано:
За исключением портальных погрузчиков и тележек, оснащенных подъемным краном товарной позиции 8426, в данную товарную позицию включаются погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Погрузчики и тележки данной товарной позиции включают, например:
(А) Автопогрузчики с вилочным захватом и прочие подъемные или штабелирующие погрузчики и тележки.
(1) Автопогрузчики с вилочным захватом с механическим приводом, которые иногда бывают больших размеров, поднимают груз на подъемной каретке, которая перемещается по вертикальной стойке. Подъемный механизм обычно располагается впереди водителя. Он предназначен для поддерживания груза во время движения и подъема груза с целью его укладки или погрузки на транспортное средство.
К данной категории товаров также относятся автопогрузчики, штабелирующие погрузчики и тележки с боковой загрузкой, которые предназначены для погрузки и разгрузки длинномерных грузов (балки, доски, трубы, контейнеры и т.д.). Они обычно оснащены платформой для удержания груза во время его перевозки на короткие расстояния.
Подъемное устройство вышеуказанных автопогрузчиков, штабелирующих погрузчиков и тележек обычно приводится в действие силовым блоком транспортного средства и, как правило, предусматривает оснащение различным специальным навесным оборудованием (вилочные захваты, укосины, ковши, грейферы и т.д.) в соответствии с видом груза, подлежащего погрузке.
(Б) Прочие погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием
К данной категории товаров относятся:
(1) Тележки с механическими подъемными платформами для технического обслуживания электрических проводов, общественных осветительных систем и т.д. (см. пояснения к товарной позиции 8426 относительно подъемных платформ данного типа, установленных на грузовых автомобилях).
(2) Погрузчики и тележки прочие, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, включая специально предназначенные для использования в некоторых отраслях промышленности (например, в текстильной или керамической, молочной и т.д.).
Согласно представленных в материалы дела Технических характеристик и сведений на мобильный гидравлический полноповоротный погрузчик-экскаватор TEREX-FUCHS МНL360/МНL360D представляет собой четырехколесную, полноповоротную машину со стрелой, на конце которой устанавливается навесное оборудование, позволяющее решать различные задачи, такие как работа с грунтами, землеройные работы, рыхление, сортировка и перегрузка сыпучих и иных грузов; … экскаватор может оснащаться следующим навесным оборудованием: основной ковш, карьерный ковш, экскаваторный ковш, экскаваторный траншейный ковш, трапециевидный ковш, планировочный ковш, ковш-рыхлитель, ковш скальный, различные грузовые крюки, двухчелюстные и многочелюстные грейферы различного объема ..».
ООО «Сервис-Центр» считает, что спорный товар должен классифицироваться по коду 8429 52 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшоые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные: лопаты механические, экскаваторы и одноковшовые погрузчики, прочие», поскольку ввезенный товар обладает такими признаками как возможность проведения землеройных работ, имеет механизм действия «полноповоротный», кроме того, имеет одновременно функции землеройной машины и функцию перегрузки грунта, других сыпучих грунтов.
Таможенный орган указывает, что в рассматриваемом случае спорный товар должен классифицироваться в товарной позиции 8427 20 190 9 «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием», поскольку в соответствии с описанием товара в графе 31 ДТ 10009240/281016/0002290 и сведениями, содержащимися в комплекте документов к ней, ввезенный погрузчик «TEREX/FUCHS» модель MHL360 не оснащен соответствующим оборудованием, способным при установке выполнять функции экскаватора; в декларации заявлено навесное оборудование к данной машине - гидравлический челюстной полузакрытый грейфер, основное назначение которого захват и перегрузка грузов. Также таможенный орган отмечает, что согласно информации, представленной на официальном сайте производителя (terex-fuchs.com, раздел «Tailormade solutions)): «Attachments») грейферы ТМ «TEREX/FUCHS» специально разработаны для обработки отходов (металлолома).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно поддержал позицию таможенного органа, поскольку в рассматриваемом случае спорный товар должен классифицироваться в соответствии с основной выполняемой функцией с учетом того, что ввезен в комплектации с навесным оборудованием - гидравлический челюстной полузакрытый грейфер, основное назначение которого захват и перегрузка грузов.
Ссылки лиц, участвующих в деле на ГОСТ Р ИСО 6165-2010 «Машины землеройные. Классификация. Термины и определения» судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку при классификации товара в таможенных целях должны применяться нормы ТН ВЭД, примечания и пояснения к ТН ВЭД.
Ссылки заявителя ООО «Сервис-Центр» на предварительное решение Северо-Западного таможенного управления от 22.04.2016 № RU/10200/16/0159 о классификации идентичного товара в товарной подсубпозиции 8429 52 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию (п. 4 ст. 53 Таможенного кодекса Таможенного союза); предварительное решение может не применяться для цели классификации товара, если таможенным органом, производящим таможенный контроль, выявлены несоответствия товара и (или) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных документах, представляемых при декларировании товара, сведениям, указанным в предварительном решении и влияющим на классификацию товара.
Изменение по результатам камеральной таможенной проверки классификационного кода спорного товара с 8429 52 900 0 на 8427 20 190 9 повлекло за собой увеличение коэффициента расчета размера утилизационного сбора. Так, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», коэффициент расчета размера утилизационного сбора на погрузчики, классифицируемые по коду в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 8427 20, массой свыше 34 тонн, равен 14,5. Таким образом, при базовой ставке 150 000 рублей и коэффициенте 14.5 подлежащий уплате размер утилизационного сбора в отношении спорного товара составляет 2 175 000 рублей. С учетом уплаченной ООО «Сервис-Центр» суммы 1 200 000 рублей размер неуплаченного утилизационного сбора в отношении спорного товара составляет 975 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможенным органом правомерно заявлено требование о взыскании недоплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенного товара.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2017 года по делу № А60-30591/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В. Варакса
Судьи
Е.М. Трефилова
Л.Ю. Щеклеина