НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 № 17АП-12524/2023-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12524/2023-АК

г. Пермь

30 ноября 2023 года Дело № А50-4526/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Потемкина Ю.Н., паспорт, доверенность от 14.09.2023, диплом; Баева В.Ю., паспорт, доверенность от 19.09.2023; Паршакова С.И., паспорт, доверенность от 20.04.2023;

от Муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» - Попов В.Е., паспорт, доверенность от 04.07.2023, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал»,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 26 сентября 2023 года

по делу № А50-4526/2023

по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5904157090 ОГРН 1075904001271)

к Муниципальному унитарному предприятию Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» (ИНН 5920005217 ОГРН 1025902036863)

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 1 331 336,07 руб.,

установил:

Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» (далее – ответчик, предприятие, МУП ЧГО «Чайковский водоканал») о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 1 331 336,07 руб. (с учетом принятого уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2023 года иск удовлетворен, с предприятия в пользу управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 1 331 336,07 руб.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы ответчиком приведены доводы о том, что истцом письмом № ГЧ-03-4055 от 9 апреля 2021 года самостоятельно подтверждено, что все необходимые сведения во всех представленных декларациях у него имелись уже в марте 2020 года. В 9-месячный срок со дня подачи деклараций, в случае выявления ошибок и противоречий, у предприятия должны были быть истребованы пояснения и документы, чего сделано не было, и напротив, письмом от 23 ноября 2020 года признано, что декларация была принята. В течение 20 дней с момента предоставления пояснений и документов должен был быть составлен акт контроля платы, чего сделано не было. Акт не был составлен вообще, ни по результатам рассмотрения первоначальных деклараций, ни в рамках так называемого «повторного» рассмотрения.

В судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители истца в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержали.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Предприятие самостоятельно рассчитало плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, которая составила 1 634 322,14 руб. В течение 2019 года им перечислена в бюджет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (по КБК 048 1 12 0101001 6000 120) в сумме 41427,06 руб. и плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 048 1 12 0103001 6000 120) в сумме 294 940,98 руб. Задолженность составила 1 331 336,07 руб.

Неисполнение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления с заявлением в арбитражный суд.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Пунктом 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, срок внесения платы за 2019 год – не позднее 01.03.2020.

Вместе с тем в установленные сроки платежи за 2019 год в бюджет не перечислены.

Доводы ответчика о нарушении процедуры взыскания платы за НВОС правомерно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (далее – Приказ №3) декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 4 Приказа № 3, декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В настоящее время электронным сервисом является личный кабинет природопользователя (https://lk.rpn.gov.ru/) (далее – ЛК).

Пунктом 5 Приказа № 3 установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 Приказа № 3.

Таким образом, МУП ЧГО «Чайковский водоканал» необходимо было предоставить декларацию о плате за НВОС в ЛК с электронно-цифровой подписью, либо на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 10 Приказа № 255 декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии). Декларация о плате имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Декларация о плате за HBOC за 2019 год МУП ЧГО «Чайковский водоканал» поступила в Управление на бумажном носителе 27.02.2020. Указанная декларация принята Управлением к рассмотрению 27.02.2020, о чем свидетельствует печать, проставленная на бумажном экземпляре.

Также декларация о плате за HBOC за 2019 год поступила в ЛК от 06.03.2020, подписанная электронно-цифровой подписью.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что поскольку в распоряжении Росприроднадзора имелись две декларации – от 27.02.2020 (на бумажном носителе) и от 06.03.2020 (в электронном виде), Управлением, с учетом положений Приказа № 3, правомерно принята к рассмотрению декларация от 06.03.2020, поступившая в электронном виде через личный кабинет.

Согласно пункту 37 Правил исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), контроль за исчислением платы осуществляется в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате за НВОС.

В нарушение пунктов 4, 5, Приказа №3 Декларация, направленная на бумажном носителе, была представлена без копии на электронном носителе, сформированной путем использования ЛК, а также плата, за отчетный период составила более 25 т.р. Таким образом, правовые основания для принятия к учету декларации, предоставленной на бумажном носителе при наличии декларации, представленной в соответствии с пунктом 5 Правил Приказа №3 у Управления Росприроднадзора отсутствовали.

Суд первой инстанции отметил, что правильность и достаточная обоснованность корректировки платы за НВОС устанавливается территориальным органом Росприроднадзора при осуществлении контроля за исчислением платы, осуществляемым в соответствии с Правилами № 255.

Управлением согласована декларация о плате за НВОС за 2019 год, представленная в ЛК 06.03.2020, в которой отсутствовали сведения о расходах на выполнение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в сумме 1 431 130,18 руб., о чем предприятие извещено письмом № ГЧ-03-13615 от 23.11.2020. Итоговая сумма начислений по плате за НВОС за 2019 год по принятой декларации в ЛК составила 1 634 322,04 руб. Возражения на письмо Управления от 23.11.2020 № ГЧ-03-13615 от МУП ЧГО «Чайковский водоканал» не поступали.

В соответствии с пунктом 40 Постановления № 255, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что поскольку ошибок при проверке декларации от 06.03.2020 Управлением не выявлено, основания для истребования пояснений, а также составления акта проведения контроля за исчислением платы, у Управления отсутствовали.

Управлением в адрес МУП «Чайковский водоканал» направлено требование о погашении задолженности по плате за HBOC письмом от 09.02.2021 № ГЧ-07-1369.

МУП ЧГО «Чайковский водоканал» в адрес Управления направило ответ на требование от 09.02.2021 № ГЧ-07-1369, письмом от 04.03.2021 № 01-03-0403-11. В указанном ответе МУП «Чайковский водоканал» указало на факт обновления декларации в ЛК в конце 2020 года, с присвоением № 1682565. При этом в декларации не были отображены данные о суммах внесенных платежей и суммах средств на выполнение мероприятий по снижению HBOC, а также раздел 2 декларации сформирован некорректно (при наличии разрешительных документов расчет платы сформировался, как сверхлимитный).

Управление рассмотрело, направленный ответ МУП ЧГО «Чайковский водоканал» и направило разъяснения письмом от 09.04.2021 № ГЧ-03-4055.

В пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7 установлено, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

27.08.2018 Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора утвержден план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы по выпуску № 1 сточных вод в р. Кама на 346,0 км. от устья для МУП «Водоканал» г. Чайковский на период с 3 кв. 2018 года по 2 кв. 2023 года.

Как указывает ответчик, согласно указанному плану МУП «Чайковский Водоканал» осуществило мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Размер расходов в сумме 1 431 130,18 руб. определен обществом исходя из локального сметного расчета № 5-06-2019. В подтверждение несения расходов предприятием представлены: локально-сметный расчет № 5-06-2019, ведомость состава работ, счета-фактуры, платежные поручения на общую сумму 453 944,20 руб. По мнению ответчика, указанные документы свидетельствуют о проведении работ в контактных резервуарах №№1,2,3, аэротенке № 2, первичных отстойниках №№1,2,3.

Представленные МУП «Чайковский водоканал» документы в составе декларации по плате за HBOC за 2019 год, подтверждающие расходы на реализацию в отчетном периоде мероприятий по снижению HBOC, включенных в план снижения сбросов приняты Управлением к рассмотрению. Указанная информация направлена письмом Управления от 14.05.2021 № ГЧ-03-5401.

В 2022 году Управлением рассмотрены представленные МУП «Чайковский водоканал» документы в составе декларации по плате за HBOC за 2019 год, подтверждающие расходы на реализацию в отчетном периоде мероприятий по снижению HBOC, включенных в план снижения сбросов и направлены замечания и уведомление о доработке представленных документов письмом от 11.03.2022 № ГЧ- 03-2483.

МУП «Чайковский водоканал» в адрес Управления направило ответ на письмо 11.03.2022 № ГЧ-03-2483, письмом от 15.11.2022 № 01-03-278/01, с приложением декларации о плате за HBOC за 2019 год на бумажном носителе (скан страница о невозможности отправки электронной версии декларации о плате) и документы, подтверждающие расходы на реализацию в отчетном периоде мероприятий по снижению HBOC, включенных в план снижения сбросов и направлены замечания (план снижения сбросов, пояснительная записка, отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов). <

По результатам рассмотрения уточненной декларации за 2019 год, а также представленных в составе декларации документов, направленных МУП «Чайковский водоканал» письмом от 15.11.2022 № 01-03-278/01, Управлением сняты пункты 1-3 замечаний, изложенных в письме Управления от 11.03.2022 № ГЧ- 03-2483, пункт 4 замечаний не снят.

Управление уведомило о необходимости предоставления уточненной декларации за 2019 год с учетом изложенного замечания в течение семи рабочих дней с момента получения требования, направленного письмом от 30.12.2022 № СЧ-03-19254.

Указанные в ответе от 17.01.2023 № 01-03-28 МУП «Чайковский водоканал» доводы не соответствуют требованиям статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 16.3 Закона № 7 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях настоящей статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Согласно пункту 26 Правил № 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, пришел к обоснованному выводу, что сведения, содержащиеся в вышеперечисленных документах, свидетельствуют о затратах предприятия, понесенных в связи с эксплуатацией и ремонтом используемых им сооружений и оборудования. Кроме того, представленные предприятием документы невозможно соотнести с перечнем необходимых для проведения мероприятий работ, поскольку невозможно соотнести количество приобретенных и израсходованных именно в связи с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду материалов.

Достаточных доказательств несения расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем, суд правомерно не установил оснований для уменьшения размера платы на размер затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Апелляционный суд считает, что решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.

В отсутствие оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, решение суда следует оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд возлагает на ее подателя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2023 года по делу № А50-4526/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Ю.В. Шаламова

В.Н. Якушев