НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 № 17АП-8925/2022-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2022-АКу

г. Пермь

23 сентября 2022 года                                                   Дело № А71-4694/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Муравьевой Е.Ю.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика, сельскохозяйственного производственного кооператива «Оркино» Алнашского района Удмуртской Республики,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 01 июня 2022 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,

по делу № А71-4694/2022   

по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)

к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Оркино» Алнашского района Удмуртской Республики (ОГРН 1041803106950, ИНН 1801031274)

о взыскании 223 249 руб. 43 коп. субсидии,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обратилось в арбитражный суд к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Оркино» Алнашского района Удмуртской Республики с иском о взыскании 223 249 руб. 43 коп. субсидии.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 01.06.2022, мотивированное решение изготовлено 28.06.2022), с СПК «Оркино» Алнашского района Удмуртской Республики в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики взыскано 223 249 руб. 43 коп. субсидии, перечисленной по договору на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции) № 1561 от 06.10.2020; в доход федерального бюджета 7464 руб. 99 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ответчиком приведены доводы о том, что платежное поручение № 253958 от 17.12.2020 подтверждают перечисление 12 238, 63 руб.; сумма субсидии, предоставленная согласно редакции договора от 09.12.2020, предоставлена за пределами сроков, установленных п. 4.2 договора и не относится к предмету спора; Министерством не доказана вина СПК «Оркино» в предоставлении документов, не соответствующих установленным требованиям.

Министерством с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (19.09.2022).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции), утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 августа 2020 года № 372 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции)», договором на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции) от 06.10.2020 № 1561 (далее – Договор), дополнительным соглашением № 1 от 09 декабря 2020 года к договору платежными поручениями от 16.10.2020 № 125306 и от 17.12.2020 № 253958 СПК «Оркино» (ответчик) предоставлена субсидия в общем размере 223 249 рублей 43 копейки за счет средств бюджета Удмуртской Республики (л.д. 36-46).

В результате выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (истец) проверочной группой Министерства финансов Удмуртской Республики на основании ответа Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 20.10.2021 № 09-11/19059@ по запросу Министерства финансов Удмуртской Республики от 19.05.2021 № 5060/07-08 установлено, что справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 86553 по состоянию на 01.09.2020, представленная ответчиком истцу для получения субсидии с записью «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации», является недостоверной.

Таким образом, при обращении к истцу для получения субсидии ответчик представил документ – справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 86553 по состоянию на 01.09.2020, содержащий недостоверные сведения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 29, подпунктом 1 пункта 30 Положения, пунктами 5.1.6., 5.3.2. договора в случае нарушения заявителей условий предоставления субсидии, установленных Положением, Договором, либо установления факта представления заявителем для получения субсидии недостоверных сведений или документов, содержащих недостоверные сведения, субсидия подлежит возврату в полном объеме в бюджет Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 32 Положения и пунктами 5.1.6., 5.32. договора истец направил ответчику письменное уведомление от 17.12.2021 № 08017-05/3 о возврате предоставленной субсидии в течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления (л.д. 50-51), которое получено ответчиком 05.01.2022 (л.д. 52-55).

Ответчик не возвратил средства субсидии, что явилось для истца основанием обратиться в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушение условий предоставления субсидии подтверждено материалами дела.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям, физическим лицам) – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Удмуртской Республики Постановлением от 14 августа 2020 года № 372 утвердило «Положение о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции)» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, понесенных в апреле - июне 2020 года, на поддержку собственного производства молока - по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственным товаропроизводителем, указанным в пункте 4 настоящего Положения, на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за апрель - июнь 2020 года.

Условия предоставления субсидии определены в Разделе II Положения и предусматривают, в том числе, предоставление субсидии заявителям, у которых отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления документов на предоставление субсидии (подпункт 4 пункта 5 Положения).;

Соблюдение заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в установленном порядке (пункт 28 Положения).

Нарушение заявителем условий предоставления субсидии, установленных настоящим Положением, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики или Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики, либо установления факта представления заявителем для получения субсидии недостоверных сведений или документов (копий документов), содержащих недостоверные сведения является основанием для возврата субсидии в бюджет Удмуртской Республики в соответствии с подпунктом 1 пункта 29 Положения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 30 Положения возврат субсидии осуществляется в бюджет Удмуртской Республики в случае установления фактов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 29 настоящего Положения, – в полном объеме.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора (с учетом дополнительного соглашения № 1) ответчику на определенные договором цели предоставлена субсидия в общем размере 223 249 руб. 43 коп. (л.д. 36-46).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, ответчик, подписав договор № 1561 от 06.10.2020, дополнительное соглашение № 1 от 09.12.2020, выразил согласие с его условиями, в том числе с условиями ее предоставления (Положение), а также наличия у Министерства сельского хозяйства права требования возврата субсидии в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (фактах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением и договором, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с договором, недостоверных сведений.

Договором предусмотрено соответствие получателя ограничениям, установленным Положением, в том числе условие об отсутствии у получателя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за тридцать календарных дней до даты представления документов на предоставление субсидии (пункт 3.1.1.4 договора).

Для подтверждения права на получения субсидии заявителем представлена справка № 86553 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 1 сентября 2020 года, в соответствии с которой СПК «Оркино» не имеет неисполненную обязанность по уплате соответствующих платежей.

Министерством финансов Удмуртской Республики выездной проверкой установлено, а ответчиком в ходе рассмотрения дела не опровергнуто, что справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 86553 по состоянию на 01.09.2020, представленная ответчиком истцу для получения субсидии с записью «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации», является недостоверной.

Доказательств иного ответчиком не представлено (статья 65 АПК РФ).

Установление факта представления недостоверных сведений или документов, содержащих недостоверные сведения, является основанием для возврата в бюджет субсидии (подпункт 1 пункта 29 Положения).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность возвратить истцу сумму полученной субсидии.

Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.

Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.

Оспаривая решение суда, ответчик приводит довод о том, что платежное поручение  № 253958 от 17.12.2020 подтверждает перечисление 12 238, 63 руб.; сумма субсидии, предоставленная согласно редакции договора от 09.12.2020, предоставлена за пределами сроков, установленных п. 4.2 договора и не относится к предмету спора.

В опровержение позиции ответчика истец ссылается на то, что из представленных Министерством в суд копии договора на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции) от 06.10.2020 № 1561; копии дополнительного соглашения от 09.12.2020 № 1 к договору на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции) от 06.10.2020 № 1561; копии платежного поручения 16.10.2020 № 125306; копии платежного поручения от 17.12.2020 № 253958 следует, что ответчиком получена субсидия в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 августа 2020 года № 372 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции)».

Назначение платежа (перечисление субсидии), указанное в вышеуказанных платежных поручениях, также подтверждает данное  обстоятельство.

Дополнительное соглашение от 09.12.2020 № 1 к договору на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на один килограмм молока (в рамках мер поддержки, направленных на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции) от 06.10.2020 № 1561 предусматривало увеличение размера предоставляемой ответчику субсидии. Увеличение размера предоставляемой субсидии произведено в соответствии с пунктами 11, 12, 24 Положения. Разница между первоначальным размером субсидии и размером, предусмотренным дополнительным соглашением, как и обусловлено условиями договора, была перечислена ответчику платежным поручением № 253958 от 17.12.2020 не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидии (08.12.2020). В платежном поручении № 253958 от 17.12.2020 в строке «назначение платежа» имеется ссылка на приказ Министерства от 08.12.2020 № 632 (копия приказа прилагается) и на Положение.

Проверив позиции сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчик ошибочно считает, что объективной причиной подачи им заявки на получение субсидии с приложенной к ней недостоверной налоговой справкой об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, не соответствующей требуемым условиям предоставления субсидии, является факт не исполнения государственным органом - Министерством пунктов 19,20,21 Положения.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции и подлежат отклонению.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции, принятое законно и обоснованно, следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики (резолютивная часть решения вынесена 01.06.2022, мотивированное решение изготовлено 28.06.2022) по делу №А71-4694/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Е.Ю. Муравьева