НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 № 17АП-4181/2022-АКУ

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068 

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-4181/2022-АКу 

г. Пермь

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в  деле, апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной  ответственностью «Гладиатор» 

на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 апреля 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А50-142/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гладиатор» (ОГРН  1025901367909, ИНН 5906048145) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району
г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)

о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2021 №  59042135000077800002 о назначении административного наказания,  предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гладиатор» (далее -  заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому  району г. Перми (далее - административный орган, Инспекция) о признании  незаконным и отмене постановления о назначении административного  наказания постановления от 27.12.2021 № 59042135000077800002, которым  заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП  РФ) в виде штрафа в размере 3450руб. 

Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке  упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 10.03.2022,  Код доступа к материалам дела: 




[A2] мотивированное решение изготовлено 08.04.2022), в удовлетворении заявления  отказано. 

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд  апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять  по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления. 

В апелляционной жалобе, заявитель, не оспаривая факта  правонарушения, полагает, что у административного органа не имелось  оснований для квалификации каждого из выявленных фактов как  самостоятельное правонарушение и устанавливать за каждое из них  административное наказание. Ссылается на истечение срока давности для  привлечения к административной ответственности. Отмечает, что имеются  основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения  общества от административной ответственности, поскольку общество является  субъектом малого предпринимательства. 

Инспекция в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на  апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами Общества, указала на  законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просила оставить  решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения  арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного  производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей  единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, должностным лицом Инспекции по  итогам проверки соблюдения Обществом требований валютного  законодательства выявлены признаки совершения заявителем  административного проступка, влекущего ответственность по части 1 статьи  15.25 КоАП РФ

В порядке статей 28.2, 28.3 КоАП РФ должностным лицом Инспекции  составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2021. 

По результатам рассмотрения материалов дела об административном  правонарушении 27.12.2021 должностным лицом административного органа  вынесено постановление № 59042135000077800002 о назначении  административного наказания, которым ООО «Гладиатор» привлечено к  административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ,  назначено наказание в виде штрафа в размере 3450 руб. 

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заявителя к  административной ответственности послужил выявленный факт выплаты  14.02.2020 работнику - Кахарову Ботиржону, являющемуся иностранным  гражданином, заработной платы в общей сумме 4600 руб. путем выдачи  Код доступа к материалам дела: 




[A3] наличных денежных средств, минуя счет в уполномоченном банке, что  указывает на нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от  10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  (далее - Закон № 173-ФЗ). 

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в  арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава  вмененного правонарушения, соблюдения процедуры, срока привлечения к  административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения  общества от административной ответственности. 

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в  обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам,  оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной  инстанции приходит к следующим выводам. 

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных  валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным  законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением  валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу  иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные  банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым  произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в  банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в  случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской  Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым  произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках,  расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не  предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех  четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. 

Объектом правонарушения является установленный порядок  осуществления валютных операций. 

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в  осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным  законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям,  минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных  валютным законодательством Российской Федерации. 

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и  должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. 

Субъективная сторона предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ  правонарушения выражается в виновном отношении лица к содеянному, в  Код доступа к материалам дела: 




[A4] наличии возможности для соблюдения Обществом правил и норм,  установленных Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле» и непринятием всех зависящих от него  мер по их соблюдению. 

Валютные правоотношения регулируются Федеральным законом  от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  (далее - Закон № 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании), согласно статье 2  которого этот закон определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов  в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,  права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и  распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов  валютного контроля. 

Пунктом «б» части 9 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ  предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение  резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение  резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных  бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей,  валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства  платежа. 

В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 14 Федерального закона   № 173-ФЗ если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты  при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами -  резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок  открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком. 

При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без  использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с  физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской  Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты  при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской  Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых  населению. 

Для применения положений части 2 статьи 14 Закона о валютном  регулировании необходимо учитывать соответствующие положения  гражданского законодательства. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального  закона № 173-ФЗ, нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся  резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей  статьи. 

Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ,  резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в  Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного  Код доступа к материалам дела: 




[A5] законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в  рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику- иностранцу,  постоянно проживающему в России на основании вида на жительство,  поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт «б»  пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ). 

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на  жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации,  признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи  1 Федерального законам № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального  закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником- нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2  статьи 14 Закона № 173-ФЗ). 

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций  определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой  расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими  лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а  также переводами электронных денежных средств. 

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты  могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без  использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен  частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ. В частности, юридические лица -  резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в  уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в  наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам -  нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других  услуг, оказываемых населению. 

Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную  плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме. Выплата  зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной  валютной операцией. 

Установленные частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ требования об  осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены  необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми  резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения  неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и  «сомнительным» финансовым операциям. 

Требование валютного законодательства о проведении расчетов при  осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через  банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка  выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам -  Код доступа к материалам дела: 




[A6] нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу  Российской Федерации. 

Как следует из статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на  территории Российской Федерации правила, установленные трудовым  законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права,  распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан,  если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами  или международным договором Российской Федерации. 

Из указанного следует, что реализация норм трудового права должна  осуществляться не только в соответствии с нормами Трудового кодекса  Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том  числе положениями Федерального закона № 173-ФЗ. 

Поскольку в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту  заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской  Федерации, работник является гражданином иностранного государства -  нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с  соблюдением норм валютного законодательства. При этом в данном случае  нормы Федерального закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями  Трудового кодекса Российской Федерации. 

Таким образом, заработная плата иностранному работнику может  выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский  счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты  наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной  операцией. 

Судом установлено, материалами дела подтверждено и лицами,  участвующими в деле, не опровергнуто, что основанием для привлечения  заявителя к ответственности послужило то обстоятельство, что 14.02.2020  Общество осуществило выплату заработной платы работнику - иностранному  гражданину Кахарову Ботиржону путем выдачи наличных денежных средств в  виде банкнот и монет Банка России из кассы организации, минуя счета в  уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за  пределами территории Российской Федерации, на общую сумму 4600 руб. 

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об  административном правонарушении подлежат выяснению наличие события  административного правонарушения, виновность лица в совершении  административного правонарушения. 

Осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский  счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем  незаконной валютной операции и образует событие административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  15.25 КоАП РФ

Аналогичные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой  (в том числе, определениями Верховного Суда Российской Федерации от  Код доступа к материалам дела: 




[A7] 11.11.2020 № 310-ЭС20-17340, от 05.10.2020 № 302-ЭС20-13486, от 21.07.2020   № 303-ЭС20-9484, 18.05.2020 № 301-ЭС20-5832, № 301-ЭС20-5835, № 301- ЭС20-5838, № 301-ЭС20-5844, № 301-ЭС20-5846, от 14.05.2020 № 307-ЭС20- 6932, от 10.02.2020 № 303-ЭС19-27158, от 02.12.2019 № 301-ЭС19-22618, от  18.11.2019 № 303-ЭС19-20522, от 07.11.2019 № 303-ЭС19-19838, от 30.10.2019   № 301-ЭС19-18985, от 18.10.2019 № 303-ЭС19-17771, от 08.10.2019 № 303- ЭС19-17349). 

При этом факт выплаты заработной платы работнику, являющемуся  иностранным гражданином, подтвержден представленными в материалы дела  доказательствами и Обществом фактически не оспаривается. 

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит  административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административных  правонарушений исследовался административным органом в ходе  производства по делам об административном правонарушении, что отражено в  оспариваемых постановлениях о привлечении к административной  ответственности. Общество имело правовую и реальную возможность по  соблюдению требований Закона о валютном регулировании и валютном  контроле, но не проявило достаточную степень заботливости и  осмотрительности, что свидетельствует о наличии вины в совершении  правонарушения. 

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от  него мер для выполнения требований действующего законодательства, а также  доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом требований  валютного законодательства, установленных запретов и ограничений, в  материалах дела не имеется. 

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях  заявителя состава административного правонарушения, ответственность за  которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является правильным,  соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам. 

Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности судами не установлено. Процессуальных нарушений закона,  не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела  об административном правонарушении и принять правильное решение,  административным органом не допущено. О времени и месте составления  протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов  Код доступа к материалам дела: 




[A8] административного дела Общество было извещено надлежащим образом, в  материалах дела имеются соответствующие доказательства. 

Довод апелляционной жалобы об истечении срока давности привлечения  к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде,  судом апелляционной инстанции признан несостоятельным, поскольку в силу  части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к  административной ответственности за нарушение валютного законодательства  Российской Федерации, в том числе по статье 15.25 КоАП РФ составляет два  года и исчисляется на дату привлечения лица к административной  ответственности. В данном случае, учитывая, что административное  правонарушение (выплата заработной платы работнику) совершено 14.02.2020,  на дату вынесения административным органом постановления от 27.12.2021  срок давности привлечения общества к административной ответственности не  истек. 

День рассмотрения судом жалобы на постановление о привлечения к  административной ответственности не влияет на течение срока давности  привлечения к ответственности. Данный срок перестает течь в момент  вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. 

Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции,  предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ

Суд апелляционной инстанции считает, что в данной части избранная  административным органом мера ответственности за совершение  правонарушения по своему размеру и виду отвечает целям административного  наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а равно принципам  законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности. 

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о неправомерности  квалификации каждого из выявленных фактов выдачи наличных денежных  средств как самостоятельное правонарушение, суд апелляционной инстанции  отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место несколько однородных  административных правонарушений, в связи с чем, нарушение положений  части 5 статьи 4.1 КоАП РФ судом в данном случае не усматривается. 

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое совершенное административное правонарушение. 

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом  одного действия (бездействия), содержащего составы административных  правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более  статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых  подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу,  административное наказание назначается в пределах санкции,  предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие  (бездействие), более строгого административного наказания. 

Код доступа к материалам дела:




[A9] Из смысла частей 1, 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ следует, что  правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное  самостоятельное правонарушение, образующее состав административного  правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой. 

Составление уполномоченным лицом административного органа в один  день нескольких протоколов об административных правонарушениях,  предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, не противоречит  положениям статьи 28.2 КоАП РФ. В каждом рассматриваемом случае выплаты  заработной платы производились Обществом в разные даты, то есть  совершались самостоятельные валютные операции, тем самым, факты выплаты  заработной платы за различные периоды работы и в разные даты  свидетельствуют о совершении заявителем не единого продолжаемого  административного правонарушения, а самостоятельных, оконченных  правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи  15.25 КоАП РФ

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся  субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и  юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное  административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях,  если назначение административного наказания в виде предупреждения не  предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях, административное наказание в виде административного  штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств,  предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением  случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается  за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии  причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и  здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей  среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)  народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при  отсутствии имущественного ущерба. 

Таким образом, тот факт, что Общество является субъектом малого  предпринимательства, сам по себе не является безусловным основанием для  замены административного штрафа на предупреждение. 

Отклоняя доводы Общества в данной части, апелляционный суд  отмечает, что объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных  операций, его нарушение посягает на экономическую безопасность  Код доступа к материалам дела: 




[A10] государства, ведет к неконтролируемому обороту валюты Российской  Федерации, нарушению стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации. 

Поскольку правонарушение повлекло возникновение угрозы  безопасности государства, устойчивости и стабильности внутреннего  валютного рынка Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно  пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для замены назначенного  административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке  части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ

Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и  степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд  апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об  отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и  применения положений статьи 2.9 КоАП РФ

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности  совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное  лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении,  могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от  административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях» малозначительным административным  правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и  содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом  характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера  вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного  нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших  в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в  качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных  обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет  место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным  отношениям. Не может быть отказано в квалификации административного  правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в  соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность  определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в  зависимость от наступления каких-либо последствий. 

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния  должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности,  Код доступа к материалам дела: 




[A11] причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или  государству. 

Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных  случаях и является правом, а не обязанностью суда. 

Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать  правонарушение малозначительным, апелляционным судом не установлено. 

Вопреки доводам Общества, суд апелляционной инстанции считает, что  совершенное административное правонарушение представляет общественную  опасность для охраняемых законом общественных интересов, посягает на  установленный государством порядок правоотношений в сфере валютного  регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого  участника правоотношений в данной сфере. При этом существенная угроза  охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в  пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. 

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер и  степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения,  суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для  признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП  РФ. 

Ссылки Общества в обоснование малозначительности совершенного  административного правонарушения, отклоняются судом апелляционной  инстанции, поскольку данные обстоятельства не влияют на степень  общественной опасности указанного административного правонарушения и не  свидетельствуют об исключительности рассматриваемого административного  правонарушения. 

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что  оспариваемое постановление по делам об административном правонарушении  является законным и обоснованным, суд первой инстанции правомерно оставил  требования заявителя без удовлетворения. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для  отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины  не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  Код доступа к материалам дела: 




[A12] апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 апреля 2022 года  (резолютивная часть от 10 марта 2022 года) принятое в порядке упрощенного  производства по делу № А50-142/2022 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано по основаниям,  предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со  дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья И.В. Борзенкова

Электронная подпись действительна.

Код доступа к материалам делДаа:н ные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство  Дата 24.12.2021 3:57:10

Кому выдана Борзенкова Ирина Владимировна