ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-7485/2023-АК
г. Пермь
27 июля 2023 года Дело № А50-3019/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Токаревой Оксаны Вячеславовны – Булычева М.А., паспорт, доверенность от 23.12.2022, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Пермскому краю – Филиппова Н.А., удостоверение, доверенность от 26.12.2022; Вавилова А.С., удостоверение, доверенность от 23.12.2022;
от Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - Филиппова Н.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2023;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Токаревой Оксаны Вячеславовны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 июня 2023 года
по делу № А50-3019/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Токаревой Оксаны Вячеславовны (ОГРНИП 313590433700019, ИНН 590302836755)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Пермскому краю (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894), Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (ОГРН 1045900479525, ИНН 5902290650, УФНС России по Пермскому краю)
третье лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве (ОГРН 1047703058435, ИНН 7703037470)
о признании недействительными решения от 26.12.2022 № 6348 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 27.01.2023 № 18-17/18,
установил:
Индивидуальный предприниматель Токарева Оксана Вячеславовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2022 № 6348 (в редакции решения инспекции от 28.04.2023 № 2 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 27.01.2023 №18-17/18).
Определением суда от 26.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 июня 2023 года производство по делу в части требования о признании недействительным решения от 27.01.2023 № 18-17/18, принятого УФНС России по Пермскому краю по жалобе налогоплательщика, прекращено. В остальной части требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель ссылается на правомерность применения им пониженной ставки налога по упрощенной системе налогообложения (УСН), установленной Законом Пермского края. У предпринимателя на территории Пермского края имеются объекты недвижимости и транспортные средства, которые используются непосредственно в предпринимательской деятельности, в том числе помещение пищеблока, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Советская, д.104, где непосредственно осуществляется деятельность по ОКВЭД 56.29 «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания». Учитывая, что ИП Токарева О.В. в 2021 году осуществляла свою деятельность с ОКВЭД 56.29 только на территории Пермского края, кроме того, а основании Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение налога по УСН идет в полном объеме в бюджет субъектов РФ, по принципу справедливости средства от уплаты налога должны быть перечислены в бюджет того субъекта, на территории которого ведется деятельность, и по тем ставкам, которые установлены в данном субъекте РФ.В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция с жалобой заявителя не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
УФНС России по Пермскому краю поддержало позицию инспекции по мотивам, изложенном в отзыве на апелляционную жалобу, указало на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы отзывов.
Инспекция ФНС России № 3 по г. Москве о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направила, что в силу части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. Поступило заявление третьего лица о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Токарева О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.12.2013 ИФНС России по Свердловскому району г. Перми; основным видом деятельности является «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания» ОКВЭД 56.29; с 01.01.2019 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы».
В период с 23.07.2020 до 28.01.2022 предприниматель состояла на учете в ИФНС России № 3 по г. Москве, с 28.01.2022 по 14.07.2022 в ИФНС России №34 по г. Москве.
С 14.07.2022 по настоящее время предприниматель стоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 22 по Пермскому краю.
19.07.2022 в данный налоговый орган заявителем представлена уточненная декларация по УСН за 2021 год (корректировка № 3), в которой налог исчислен с применением налоговой ставки 1 процент, установленной Законом Пермского края от 26.03.2021 № 635-ПК «О внесении изменений в статью 1 Закона Пермского края «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее также – Закон 635-ПК).
В ходе камеральной проверки указанной декларации инспекцией сделан вывод об отсутствии у заявителя права на применение пониженной налоговой ставки (1%), действующей на территории Пермского края, поскольку налогоплательщик на конец налогового периода 2021 года (31.12.2021) состоял на учете в г. Москве.
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте камеральной налоговой проверки от 02.11.2022 № 7206.
Инспекцией рассмотрены материалы налоговой проверки, с учетом проведенных мероприятий налогового контроля, и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2022 № 6348, которым предпринимателю доначислен налог по УСН за 2021 год в сумме 5 966 250 руб., соответствующие пени в сумме 272 424,26 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в сумме 34 735 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, размер штрафа уменьшен в 16 раз).
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением
от 26.12.2022 № 6348, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 27.01.2023 №18-17/18 жалоба заявителя на ненормативный акт инспекции оставлена без удовлетворения.
Решением инспекции от 28.04.2023 № 2 внесены изменения в решение от 26.12.2022 № 6348, в соответствии с которыми сумма подлежащих начислению пени уменьшена на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», которым на период с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Полагая, что решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют законодательству о налогах и сборах, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции производство по делу в части требований о признании недействительным решения Управления от 27.01.2023 №18-17/18 прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Проверив решение инспекции от 26.12.2022 № 6348 (в редакции решения инспекции от 28.04.2023 № 2) на соответствие закону, суд первой инстанции признал выводы налоговой проверки обоснованными.
Изучив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное
не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны, в том числе: уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1), представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В силу статьи 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В пункте 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.
Таким образом, при определении налоговой базы по УСН в отношении доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от осуществления деятельности в текущем налоговом периоде, учету в составе его доходов подлежат все суммы денежных средств, поступившие в распоряжение налогоплательщика в указанном налоговом периоде от реализации товаров (работ, услуг).
Из пункта 1 статьи 346.20 НК РФ следует, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Законом Пермского края № 635-ПК, действовавшим согласно статье 2 данного закона с 01.01.2021 по 31.12.2021), статья 1 Закона Пермского края от 01.04.2015 № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения,и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае» была дополнена частью 8, которой для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», установлена налоговая ставка в размере 1 процента, в случае если основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» (класс 56).
В г. Москве в 2021 году для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом «доходы», налоговая ставка составляла 6 процентов, что предпринимателем не оспаривается, заявлено в уточненной декларации по УСН за 2021 год (корректировка № 2), представленной в ИФНС России № 34 по г. Москве 23.06.2022.
Однако, ссылаясь на осуществление в 2021 году деятельности в Пермском крае, предприниматель настаивает, что правомерно применила за этот налоговый период пониженную ставку в размере 1%, установленную Законом Пермского края № 635-ПК.
Позиция предпринимателя основана на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 5 статьи 346.21 НК РФ ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Пунктом 6 статьи 346.21 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Предпринимателем не оспаривается, что в 2021 году она проживала в г. Москве, была зарегистрирована по месту жительства, с 23.07.2020 по 14.07.2022 стояла на учете в налоговых органах г. Москвы.
Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил предпринимателю налог, исходя из ставки 6%, установленной в 2021 году в г. Москве.
Выводы суда подтверждаются разъяснениями, изложенными в письме Минфина России от 09.03.2016 № 03-11-11/13037, согласно которым при изменении в течение календарного года налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем места жительства сумму налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте Российской Федерации на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу.
Налоговая декларация по УСН, в указанном случае должна подаваться в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика. При этом перерасчет суммы авансового платежа по налогу, уплаченному налогоплательщиком до снятия с налогового учета в налоговых органах одного субъекта Российской Федерации при постановке на учет в налоговых органах другого субъекта Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
Дифференцирование налоговых ставок в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщика Кодексом не предусмотрено.
Согласно пункту 6 статьи 346.21 Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу в связи с применением УСН производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Установленный Кодексом порядок уплаты налога в связи с применением УСН по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) обусловлен тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса постановка на налоговый учет этих налогоплательщиков осуществляется также по месту их нахождения (месту жительства). При этом постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения организации Кодексом не предусмотрена.
Изменение порядка уплаты налога и постановки на налоговый учет налогоплательщиков приведет к налоговой конкуренции между субъектами Российской Федерации, а также к увеличению издержек налогоплательщиков, применяющих УСН, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета. В случаях, когда предпринимательская деятельность будет осуществляться налогоплательщиком в разных муниципальных образованиях, ему придется взаимодействовать с множеством налоговых органов разных муниципалитетов (письмо Минфина России от 07.04.2021 № 03-11-10/25586).
Приводимые заявителем в апелляционной жалобе постановления Конституционного Суда Российской Федерации не имеют отношения к спорной ситуации. В рассматриваемом случае предпринимателем не оспаривается, что она в 2021 году и проживала в г. Москве, и была зарегистрирована там по месту жительства (как следствие, стояла на учете в налоговых органах г. Москвы). Фактически позиция заявителя сводится к тому, что дифференцированные налоговые ставки по УСН следует применять в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщика, а не его места жительства, однако, как уже указано в настоящем постановлении, это Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Ссылка предпринимателя на постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу №А83-14979/2021 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку оно принято по совсем другим обстоятельствам (при создании налогоплательщиком искусственных условий для применения пониженной налоговой ставки).
Таким образом, вывод суда о неправомерном применении заявителем ставки налога в размере 1 %, является верным. Оснований для отмены (изменения) решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 июня 2023 года по делу № А50-3019/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.В. Васильева
Судьи
Ю.В. Шаламова
В.Н. Якушев