СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-13933/2023-АК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел":
представителя заявителя, Киричек Н.Р., по доверенности № 119 от 01.01.2023, предъявлены паспорт, диплом;
представителя заинтересованного лица, Козырева А.В., действующего по доверенности от 02.06.2023, предъявлены паспорт, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года
по делу № А60-23676/2023
по заявлению открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании недействительными решений № 6130/10/268 от 22.11.2022, № 6295/10/268 от 25.11.2022,
установил:
открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО «ВГОК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) с требованием признать недействительным решение № 6130/10/268 от 22.11.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2021 года в сумме 8 121 668 руб., в том числе доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1 593 558 руб. (шахта «Магнетитовая»), в сумме 6 528 110 руб. (Гальянское месторождение), а также соответствующих сумм пени и штрафа; признать недействительным решение № 6295/10/268 от 25.11.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за август 2021 года в сумме 10 986 720 руб., в том числе доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 680 987 руб. (шахта «Магнетитовая»), в сумме 7 308 733 руб. (Гальянское месторождение); также начисления соответствующих сумм пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 и взыскания штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым требования ОАО «ВГОК удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом необоснованно сделан вывод о несоблюдении Обществом условий установленных ст. 342.1 НК РФ по применению понижающего коэффициента Кподз 0,1 при добыче железных руд шахты «Магнетитовая»; доначисление налога, пеней штрафа по ш. Магнетитовая неправомерным. Общество полагает также, что судом сделан ошибочный вывод об отнесении известняка Гальянского месторождения к виду полезного ископаемого - неметаллическому сырью для черной металлургии (пп.7 п.2 ст. 337 НК РФ); судом необоснованно положены в основу решения в качестве доказательства документы недропользователя, утратившие силу (Протокол ВКЗ от 21.12.1954 № 9124, Кондиции, утвержденные ТУ МЧМ СССР); также настаивает, что в основу принятого решения положено неверное правовое понимание положений пп.10 п.2 ст. 337 НК РФ, неверное определение вида добытого полезного ископаемого, и неправильная правовая оценка технических документов недропользователя ОАО «ВГОК». По мнению заявителя жалобы, судом не принят во внимание п. 2 Приложения № 19 Рекомендаций. Кроме того, считает, что судом не дана правовая оценка представленным Обществом в материалы
дела доказательствам отнесения известняка к общераспространенным полезным ископаемым.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем использования системы веб- конференции, представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной № 1 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ, налог) за апрель 2021 года, представленной ОАО «ВГОК» 27.08.2021, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 13.12.2021 № 23415/12/268, дополнения к акту от 04.04.2022 № 69/10/268 и принято решение от 22.11.2022 № 6130/10/268, которым ОАО «ВГОК» доначислен НДПИ за апрель 2021 года в сумме 12 998 845 руб., в том числе в сумме в сумме 6 470 735 руб. в результате неправомерного применения коэффициента (Кподз) 0.1 по шахте «Магнетитовая» и шахте «Естюнинская»; в сумме 6 528 110 руб. в результате неправомерного применения ставки 5,5% и других неправомерных действий по Гальянскому месторождению; уменьшен излишне исчисленный налог на добычу полезных ископаемых за апрель 2021 года в сумме 1 709 743 руб. в результате неправомерного применения ставки 5,5% и иных неправомерных действий по Гальянскому месторождению. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) начислены пени за неуплату НДПИ в сумме 3 039 129 руб. 98 коп.; в соответствии с п.1 ст. 122 Кодекса ОАО «ВГОК» привлечено к налоговой ответственности, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафа в сумме 564 455 руб. 10 коп.
ОАО «ВГОК», не согласившись с решением налогового органа по доначислению НДПИ в размере 8 121 668 руб., в том числе в размере 1 593 558 руб. в связи с неправомерным применением понижающего коэффициента Кпозд 0,1 при добыче железных руд в шахте «Магнетитовая», характеризующего способ добычи руд черных металлов и в размере 6 528 110 руб. в связи с неправомерным применением ставки 5,5% с коэффициентом Крента в размере 1, а также в части доначисления соответствующих пени и штрафов, представило апелляционную жалобу от 30.12.2022 № 16-13-227 в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской
области от 13.02.2023 № 13-06/04309@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «ВГОК», вышеуказанное решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Кроме того, Инспекцией по итогам камеральной проверки за август 2021 года составлен акт от 21.01.2022 № 24070/10/268 и вынесено решение от 25.11.2022 № 6295/10/268, которым дополнительно начислен НДПИ в сумме 15 666 677 рублей, начислены пени в размере 2 870 265,77 рублей, ОАО «ВГОК» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 687 624,25 рубля, а также исчисление налога в завышенном размере 1 914 192 рубля.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 17.02.2023 № 13-06/04915@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «ВГОК», вышеуказанное решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 28.08.2023 № 13-06/24005@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «ВГОК», вышеуказанные решения налогового органа отменены в части суммы пеней за период действия моратория в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 497.
Не согласившись с позицией налоговых органов, ОАО «ВГОК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением по настоящему делу.
Признав заявленные требования необоснованными в связи с доказанностью правомерности доначисления налогов, пени, штрафов, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Изучив материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об
оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса.
Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.
В силу статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы), в том числе, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытым полезным ископаемым признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Согласно пункту 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в
соответствии со статьей 340 НК РФ, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 пункта 2 статьи 338 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 339 НК РФ. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 статьи 338 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 4,8 процента при добыче кондиционных руд черных металлов.
При добыче кондиционных руд черных металлов указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342.1 НК РФ при соблюдении условий, установленных данной статьей, коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), принимается равным 0,1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр.
В целях данного подпункта используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года.
В силу пункта 2 статьи 342.1 НК РФ значение коэффициента Кподз, установленное подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.
В целях настоящей статьи завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр признается завершение ликвидации (консервации)
горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке.
Пунктом 3 статьи 342.1 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если по состоянию на 1 января 2024 года налогоплательщик не завершил добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором применялся коэффициент, установленный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, либо если налогоплательщик самостоятельно отказался от применения коэффициента, установленного подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, сумма налога, исчисленная по этим рудам, подлежит перерасчету исходя из коэффициента Кподз, установленного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен коэффициент Кподз, установленный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, право налогоплательщика на применение пониженного коэффициента Кподз, равного 0,1, возникает при наличии обоснованного предположения, что выработка всех имеющихся балансовых запасов будет завершена в срок до 01 января 2024 года с учетом имеющихся мощностей выработки.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в 2021 году ОАО «ВГОК» осуществляло добычу полезных ископаемых по следующим лицензиям: СВЕ 03473 ТЭ Гороблагодатское месторождение (шахта «Южная», «Центральный» карьер»; СВЕ 03537 ТЭ Естюнинское месторождение (шахта «Естюнинская» и Ново- Естюнинская зона); СВЕ 03538 ТЭ Высокогорское месторождение (шахта «Магнетитовая», карьер «Главный»); СВЕ 03471 ТЭ Гальянское месторождение (карьер «Гальянский»).
В рамках камеральной проверки для подтверждения правомерности применения понижающего коэффициента Кподз 0,1 ОАО «ВГОК» были предоставлены документы, в числе которых: проект консервации шахты «Магнетитовая» (разработан в 2015 году); проект сухой консервации шахты «Естюнинская» (разработан в 2016 году); протоколы территориального органа Федерального агентства по недропользованию (ТКР – ТПИ Уралнедра) № 25/16 от 19.12.2016 и № 4/17 от 06.03.2017, согласовывающие мероприятия по консервации шахт и горных выработок на Высокогорском и Естюнинском месторождениях; дополнение к техническому проекту «Вскрытие и разработка горизонтов -530 м, - 610 м шахты «Магнетитовая», дополнение к техническому проекту «Вскрытие горизонтов - 240 м шахты «Естюнинская».
Как было указано выше, в результате неправомерного применения коэффициента (Кподз) 0.1 по шахте «Магнетитовая» решениями от 22.11.2022 № 6130/10/268, 25.11.2022 № 6295/10/268 Обществу доначислен НДПИ за апрель 2021 года в сумме 12 998 845 руб., в том числе налог в сумме в сумме
6 470 735 руб.; за август 2021 года в сумме 15 666 677 руб., в том числе налог в сумме в сумме 8 357 944 руб.
Заявитель жалобы настаивает, что требование ст. 342.1 НК РФ ОАО «ВГОК» исполнено и, следовательно, коэффициент Кподз в размере 0,1, установленный пп. 1 п. 1 ст. 342.1 НК РФ применен Обществом правомерно.
Отклоняя доводы налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Из материалов налоговой проверки следует, что при составлении протоколов территориального органа Федерального агентства по недропользованию (ТКР – ТПИ Уралнедра) № 25/16 от 19.12.2016 и № 4/17 от 06.03.2017, согласовывающих мероприятий по консервации шахт и горных выработок на Высокогорском и Естюнинском месторождениях территориальным органом Федерального агентства по недропользованию нарушен порядок, предусмотренный Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение). Со ссылкой на нормы Положения и Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.05.2010 № 154, Роснедра сообщили о превышении соответствующих полномочий территориальной комиссией ТКР – ТПИ Уралнедра, в связи с чем, протоколы, согласовывающие проведение ликвидации (консервации) шахт, были отменены: в отношении шахты «Магнетитовая» письмами Роснедр от 13.12.2018 № СА-04- 30/19201 и Уралнедр от 18.01.2019 № 02-02/155.
Факт согласования проектов консервации в соответствии с действующим порядком недропользования должен свидетельствовать, что уполномоченный орган, действуя в рамках своей компетенции, признаёт возможным остановить работы по разработке месторождений.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган такой возможности не усмотрел и отменил согласование проектов консервации шахт.
Исходя из изложенного, в настоящее время действующие протоколы согласования с Роснедра проектов консервации вышеуказанных объектов отсутствуют, что правомерно констатировал суд первой инстанции.
В соответствии с положениями ст. 26 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395 - 1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) целью консервации горной выработки является временное прекращение горных работ с обеспечением сохранности месторождения, горных выработок на все время консервации. При этом, добычные работы предполагают осуществление добычи полезных ископаемых, т.е. изъятие их из недр. Положения статьи 342.1 Кодекса не содержат условий об оценке и исследовании будущих намерений налогоплательщика. Вводя в Кодексе данную норму для налогообложения НДПИ, законодатель предполагает выполнение предусмотренных условий не в будущем периоде, а,
именно в текущем периоде применения понижающего коэффициента.
При этом, поскольку, понижающий коэффициент предполагает уплату суммы НДПИ в меньшем размере, и действие «льготной» нормы направлено не на категорию налогоплательщиков, а на совершение операций по добыче железных руд на определенном участке недр, то порядок их применения необходимо оценивать как специальные правила налогообложения соответствующих операций.
В положениях данной статьи установлены такие условия как - добыча именно руд черных металлов, способ их отработки (подземная добыча) и критерии участка недр, на котором они добываются. Соответствие добываемого полезного ископаемого, способа добычи и участка недр данным критериям в целях применения понижающего коэффициента должны быть определены в периоде его применения.
Устанавливая специальные правила для добычи только руд черных металлов, законодатель установил для них и дополнительные критерии, направленные на идентификацию участка недр через действующие технические условия недропользования (технический проект). Так, в статье 342.1 Кодекса для налогообложения операций по добыче железных руд, законодатель определил указанные там даты в качестве идентифицирующего признака для участка недр, а не как основополагающий признак налогообложения.
Основополагающим признаком для применения понижающего коэффициента следует считать те условия, которые можно оценить в настоящем (а не будущем) периоде, т.е. добыча железных руд, применение подземного способа добычи и выполнение текущих условий недропользования.
Установленные специальные правила налогообложения операций по добыче железных руд напрямую связаны с порядком недропользования с целью консервации этой добычи. Соответственно, при рассмотрении вопроса правомерности понижающего коэффициента необходимо руководствоваться текущими условиями недропользования на спорном месторождении.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования на весь период добычи.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о недрах и в соответствии с условиями недропользования к Лицензии № СВЕ 03538ТЭ
(Высокогорское месторождение) недропользователь обязан обеспечить подготовку и согласование в установленном порядке не позднее 6 месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горных выработок.
В соответствии с пунктом 4.4 условий недропользования недропользователь обязан до истечения срока лицензии обеспечить завершение ликвидации и консервации горных выработок и сдать соответствующую документацию, в том числе, акты ликвидации горных выработок.
При этом, пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, в том числе, ликвидацию в установленном порядке горных выработок.
В целях соблюдения вышеуказанных норм Закона о недрах, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 № 33 утверждена «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (далее - Инструкция), согласно пункта 2 которой она устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, а при консервации - требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, на территории Российской Федерации (пункт 3 Инструкции).
В соответствии с пунктом 11 Инструкции ликвидация или консервация объекта производится по проектам с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
Задание на проектирование ликвидации или консервации составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Задание на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта по согласованию с органами Госгортехнадзора России (пункт 22 Инструкции). Проектирование ликвидации или консервации объекта осуществляется организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств (пункт 23 Инструкции).
Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта (п. 24
Инструкции).
Для применения льготы, предусмотренной статьей 342.1 Кодекса, Обществу необходимо иметь согласованные в установленном порядке проекты консервации горных выработок месторождений, и соблюдение установленного порядка недропользования в совокупности с нормами Кодекса дает возможность оценить правомерность применения понижающего коэффициента в текущем периоде.
Согласно пункту 5 Положения, проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Согласно пункту 6 Положения, в состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с подпунктом а) пункта 9 Положения комиссия Федерального агентства по недропользованию осуществляет согласование проектной документации в отношении твердых полезных ископаемых, в частности, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений.
Как установлено пунктом 12 Положения, в проектную документацию включается, в том числе, информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Пунктом 15 Положения установлено, что для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию соответствующее заявление и перечень предусмотренных документов.
Согласно пункту 20 Положения рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 25 рабочих дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 5 рабочих дней со дня принятия.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
издан приказ от 13.05.2010 № 154 «Об утверждении критериев отнесения вопросов согласования проектной документации к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и компетенции комиссии, создаваемых его территориальными органами».
Согласно названному приказу комиссией Федерального агентства по недропользованию утверждается проектная документация по консервации горных выработок железных руд на шахте с запасами свыше 50 млн. тонн. Поскольку, запасы железных руд шахты «Магнетитовая» составляют свыше 50 млн. тонн, то проект консервации горных выработок указанных шахт подлежит утверждению комиссией Федерального агентства по недропользованию.
Таким образом, территориальными органами Уралнедр были превышены полномочия при согласовании проектов недропользователя - ОАО «ВГОК» на консервацию вышеуказанных шахт, что повлекло отмену спорных протоколов и нарушение согласовательной процедуры технического проекта.
С учетом специального порядка налогообложения добычи железных руд, установленного нормами ст.342.1 Кодекса, добыча на Высокогорском месторождении (шахта «Магнетитовая») не соответствует предусмотренным условиям, в связи с чем, применение понижающего коэффициента является необоснованным.
Как указано выше, положения ст.342.1 Кодекса не содержат условий об оценке и исследовании будущих намерений налогоплательщика.
Таким образом, в спорных налоговых периодах (апрель, август 2021 года) ОАО «ВГОК» не были соблюдены условия установленные ст.342.1 Кодекса по применению понижающего коэффициента Кподз 0,1 при добыче железных руд в шахте «Магнетитовая».
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2022 по делу № А60-29468/2021.
Таким образом, доводы заявителя о правомерности применения понижающего коэффициента обоснованно отклонены судом.
Оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает.
Как было указано выше, в результате неправомерного применения ставки 5.5% и других неправомерных действий по Гальянскому месторождению решениями от 22.11.2022 № 6130/10/268, 25.11.2022 № 6295/10/268 Обществу доначислен налог за апрель 2021 года в сумме 6 528 110 руб.; за август 2021 года в сумме 7 308 733 руб.
В апелляционной жалобе апеллянт указывает на то, что им правомерно применена ставка 5,5% и коэффициент Крента 1 при добыче известняков на Гальянском месторождении.
Суд первой инстанции при оценке доводов о правомерности применения Обществом пониженной ставки при добыче известняков на Гальянском месторождении правомерно исходил из следующего.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 5,5% при добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического
неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит- нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии: солей природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод; нефелинов, бокситов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 342 НК установлена налоговая ставка в размере 6,0 % при добыче: горнорудного неметаллического сырья; битуминозных пород; концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.
С 01.01.2021 налогообложение НДПИ добытых полезных ископаемых производится с применением рентного коэффициента Крента (статья 342.8 НК РФ).
По общему правилу в отношении налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 настоящего Кодекса, рентный коэффициент Крента принимается равным 3,5 (пункт 1 статьи 342.8 НК РФ).
В отношении налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ для неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии и для общераспространенных полезных ископаемых рентный коэффициент Крента принимается равным 1 (подпункт 2 пункта 3 статьи 342.8 НК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет разработку Гальянского месторождения и добывает на нем известняки на основании лицензии на пользование недрами СВЕ 03471 ТЭ.
В пункте 1.4 приложения № 1 к лицензии отражено наименование основных (преобладающих) видов полезных ископаемых (группировки полезных ископаемых), содержащихся в пределах предоставленного участка недр: известняк флюсовый.
В целях добычи известняков флюсовых Гальянского месторождения обществом как недропользователем разработан технический проект «Вскрытие и разработка Гальянского месторождения» Документация на техническое перевооружение рудника открытым способом разработки ОАО «ВГОК» (далее – технический проект).
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяются технология добычи полезного ископаемого и метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении НДПИ.
Таким образом, технический проект разработки месторождения прямо поименован в НК РФ как документ, на основании которого определяется вид полезного ископаемого и в конечном итоге - налоговая база по НДПИ.
В соответствии с разделом 1.3. технического проекта «Основные положения (технические и экономические решения)» основным потребителем известняков, добываемых на месторождении, является Нижнетагильский
металлургический комбинат.
Разделом 2.5 технического проекта «Характеристика полезного ископаемого» предусмотрено, что известняки для металлургического производства и строительной промышленности устанавливаются в соответствии с требованиями ТУ 075100-013-05778402-05 «Известняк сырой Гальянского месторождения».
В зависимости от качественных показателей – массовой доли оксидов кальция, окиси магния, диоксида кремния, серы, фосфора известняки подразделяются на четыре сорта, требования к которым изложены в таблице 2.2 раздела 2.5 технического проекта.
Согласно разделу 2.6 технического проекта «Попутные полезные ископаемые и компоненты» Гальянское месторождение представлено только одним видом полезного ископаемого – известняком. В связи с отсутствием в регионе потребности в строительных материалах, в процессе геологоразведочных работ оценки вмещающих пород месторождения на предмет использования их в качестве сырья для производства строительных материалов не производилось, запасы их не подсчитывались и балансом запасов не учитывались.
Действительно, из протоколов заседаний комиссий, производивших в разные периоды оценку запасов недр Гальянского месторождения, оценка известняков осуществлялась по качественным характеристикам пригодности их использования в металлургической промышленности в качестве флюсовой добавки в концентрат, агломерат.
Согласно приложению № 1 к протоколу заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 25.04.1973 № 6885 (далее - протокол от 25.04.1973 № 6885) основная потребность известняка – для агломерации руд, доменного производства, для производства конверторной извести, для производства цемента.
Целью и результатом разведки данного месторождения в 1953-1954 гг. являлось выявление промышленных запасов известняков флюсовых для металлургических заводов Урала (отчет, представленный к протоколу заседания Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых от 21.07.1954 № 9124).
Кондициями, утвержденными Техническим управлением Министерства черной металлургии СССР для Гальянского месторождения, предусмотрена оценка химических характеристик известняка, отражающих его пригодность как флюсового сырья для черной металлургии.
Оценка запасов флюсовых известняков Гальянского месторождения и их добыча в целях использования в металлургической отрасли подтверждается также данными статистической формы отчетности по ф. № 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2021 год, где основными потребителями добытого известняка являются предприятия металлургической промышленности – ОАО «ЕВРАЗ Качканарский ГОК», ОАО
«ЕВРАЗ НТМК».
Таким образом, с учетом установленных фактов оценки запасов флюсовых известняков в качестве сырья для металлургической промышленности, видом добытого полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ следует считать карбонатные породы для металлургии (п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса), на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Данный вывод также следует из ответа Отдела геологии и лицензирования по Свердловской области от 24.07.2023 № СВРД-УФО-СВЕ-02-02-21/1050.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.06.2007 № 37-р утверждены Рекомендации, устанавливающие основы и принципы классификации запасов недр твердых полезных ископаемых.
В соответствии с данными Рекомендациями в основу группирования горно-химического и горнорудного неметаллического сырья поставлены их химические характеристики, которые формируют основу их использования по этим качественным характеристикам в химической, стекольной, металлургической, цементной промышленности.
Согласно пункту 33 Приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого.
В силу пункта 22 приложения 19 указанных Рекомендаций при оценке запасов карбонатных пород, прежде всего, целесообразно определить их пригодность для химической промышленности, предъявляющей наиболее высокие требования к качеству сырья; оценить возможность использования карбонатных пород для других целей следует лишь в случае их непригодности для этой промышленности.
При этом карбонатные породы, пригодные в качестве флюсов или для производства огнеупоров, оценивать как сырье для промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства, не предъявляющих высоких требований к качеству сырья, нецелесообразно.
Из указанных норм следует, что, проводя оценку месторождений известняка по содержанию в них тех или иных химически минералов, основополагающим и первостепенным будет определение возможности их использования в химической и металлургической промышленности, и лишь при получении отрицательного результата полезное ископаемое будет исследовано на предмет использования в иных целях.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд также принимает во внимание следующее.
В целях определения объекта налогообложения НДПИ и вида добытого полезного ископаемого, необходимо руководствоваться документами недропользователя – лицензией на пользование недрами, технологическим
проектом на разработку месторождения (составляется на весь период разработки месторождения), данными формы отчетности № 5 – ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», иными техническими документами.
При этом в части выдачи лицензии необходимо учитывать данные о лицензирующем органе.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования относится регулирование отношений в части общераспространенных полезных ископаемых (статья 4 Закона о недрах). Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования предусмотрен ст.3 Закона о недрах. Из их содержания, геологическое изучение недр в любых целях, пользование участком недр для разведки и добычи на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям федеральных органов не отнесено.
Такое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласуется с выдачей лицензий. С учетом установленных критериев выдача лицензии недропользователю осуществляется либо Министерством природных ресурсов региона (в части общераспространенных полезных ископаемых), либо федеральным органом Роснедра (в части прочих полезных ископаемых).
Соотнося такое распределение о лицензировании общераспространенных полезных ископаемых и прочих полезных ископаемых с видами добытых ископаемых, предусмотренных п.2 ст.337 Кодекса, можно сделать вывод, что основной перечень общераспространенных полезных ископаемых для целей налогообложения включен в п.п.10 п.2 ст.337 Кодекса. Те виды полезных ископаемых, которые включены в иные подпункты и сгруппированы по своим свойствам, к общераспространенным не относятся.
При этом, учитывая наличие исключительных признаков их использования в той или иной отрасли народного хозяйства в зависимости от их качественных характеристик, то или иное полезное ископаемое относится либо к горно – химическому сырью (подпункт 6 пункта 2 статьи 337 Кодекса), либо к горнорудному неметалическому сырью (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса).
В основе такого распределения – классификатор запасов недр твердых полезных ископаемых. Распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» установлены определенные критерии (далее – Рекомендации).
В основу группирования горно–химического и горнорудного неметаллического сырья поставлены их химические характеристики, которые формируют основу их использования по этим качественным характеристикам в
химической, стекольной, металлургической, цементной промышленности.
В основу неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, положены качественные характеристики физико–механических свойств.
Соответственно, в основе лицензии, выданной недропользователю на добычу, и условий технического проекта на разработку месторождения уже заложено их основное использование и отнесение к тому или иному виду добытого полезного ископаемого, предусмотренного в п.2 ст.337 Кодекса. Такой подход к классификации запасов недр на уровне лицензирующих органов полностью соотносится с теми видами добытых полезных ископаемых, которые перечислены в п.2 ст.337 Кодекса.
В целях налогообложения НДПИ известняка необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 22 приложения 19 Рекомендаций при оценке запасов карбонатных пород прежде всего целесообразно определить их пригодность для химической промышленности, предъявляющей наиболее высокие требования к качеству сырья; оценить возможность использования карбонатных пород для других целей следует лишь в случае их непригодности для этой промышленности. Химический и минеральный состав карбонатных пород оценивается на содержание в них оксида кальция, оксида магния и ряда других минеральных соединений.
При этом, карбонатные породы, пригодные в качестве флюсов или для производства огнеупоров, оценивать как сырье для промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства, не предъявляющих высоких требований к качеству сырья, нецелесообразно. Соответственно, проводя оценку месторождений известняка по содержанию в них вышеуказанных химических минералов, основополагающим признаком их использования будет химическая, стекольная или металлургическая промышленность, такое месторождение известняков не будет отнесено к общераспространенным полезным ископаемым и оформление лицензии на их добычу будет осуществлять федеральный орган (Роснедра). При наличии этих качественных характеристик добытый известняк следует оценивать как горно– химическое неметаллическое сырье (подпункт 6 пункта 2 статьи 337 Кодекса, карбонатные породы, используемые для химической промышленности) или горнорудное неметаллическое сырье (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса, карбонатные породы для металлургии).
Доводы апелляционной жалобы об обратном полежат отклонению.
Вместе с тем, допускается разведка карбонатных пород для назначений, требующих определенных физико–механических свойств (пункт 30 приложения 19 Рекомендаций). Физико–механические свойства карбонатных пород исследуются в зависимости от областей их использования в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. При изучении физико– механических свойств определяются прочность пород, средняя плотность (объемная масса), пористость, водопоглощение, а также естественная
влажность. Необходимо установить кусковатость карбонатных пород, их белизну, размалываемость.
Согласно пункту 32 приложения 19 Рекомендаций в результате изучения химического, минерального состава и физико – механических свойств карбонатных пород на месторождении должны быть выделены природные разновидности сырья, определены возможные промышленные (технологические) типы. Окончательно промышленные (технологические) типы и сорт сырья выделяются по результатам технологического изучения.
Согласно пункту 33 приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого.
Учитывая вышеизложенный порядок классификации карбонатных пород, ещё на стадии оценки месторождения законодатель предусматривает ту или иную сферу их использования и даёт возможность их идентификации для последующего налогообложения НДПИ.
Такой подход к порядку классификации запасов, их оценки и разведки предусматривает рациональную технологическую схему их последующей добычи и составление технического проекта, направленного на разработку месторождения и добычу того минерального сырья, качественные характеристики которого ранее учтены и оценены. Составленный и утвержденный технический проект является следствием всех действий недропользователя и контролирующего (лицензирующего) органа и предполагает конкретное указание в нём вида полезного ископаемого, которое планируется к добыче на месторождении.
Руководствуясь вышеуказанным техническим проектом разработки месторождения и лицензией, в целях налогообложения НДПИ определяется вид добытого полезного ископаемого с учетом п.2 ст.337 Кодекса. Технический проект на разработку месторождения составляется на весь период разработки.
Правовая оценка вышеперечисленных документов позволяет определить вид полезного ископаемого в соответствии с п.2 ст.337 Кодекса и исключить необходимость оценки целей и направлений дальнейшего использования добытого ископаемого.
Поскольку, определение того или иного вида полезного ископаемого, облагаемого налогом, является следствием его геологической оценки лицензирующим органом по химическому минеральному составу или физико – механическим свойствам, то на стадии его добычи оцененные характеристики будут являться приоритетными.
Соответственно, при добыче известняков, запасы которых оценены в качестве карбонатных пород для металлургии, их вид добытого полезного ископаемого необходимо определять в соответствии с п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса.
При этом, их последующее использование не для сферы металлургической промышленности не изменяет его первоначально оцененных свойств. Используя, например, известняк в строительной отрасли в качестве строительного камня (щебня) добытый известняк не утрачивает своих первоначальных химических свойств и характеристик. В свою очередь, физико–механические свойства такого известняка будут вторичными в целях определения вида добытого ископаемого для целей налогообложения НДПИ и в отсутствие оцененных запасов по этим свойствам его недопустимо относить к видам, перечисленным в п.п.10 п.2 ст.337 Кодекса.
Вследствие вышеуказанных норм, вопреки мнению заявителя, при исчислении НДПИ при добыче известняков Гальянского месторождения их необходимо оценивать в качестве карбонатных пород для металлургии и, соответственно, применять налоговую ставку 6 % (п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса, п.п.5 п.2 ст.342 Кодекса).
Кроме того, апелляционным судом принято во внимание, что до настоящего времени в Технический проект «Вскрытие и разработка Гальянского месторождения. Документация на техническое перевооружение рудника с открытым способом разработки ОАО «ВГОК»» Обществом не внесены какие-либо изменения, свидетельствующие о том, что добытый на Гальянском месторождении флюсовый известняк по химическому, физическому составу не соответствует карбонатным породам для металлургии, а стал соответствовать только характеристикам для использования в строительной индустрии.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При рассматриваемой ситуации с учетом положений п.6 ст.342 Кодекса налоговая ставка 6% должна быть увеличена на рентный коэффициент Крента, равный 3,5.
Если иное не установлено настоящим пунктом, в отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 – 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 настоящей статьи, коэффициент Крента устанавливается в размере 3,5.
В отношении иных добытых полезных ископаемых, указанных в пункте 2 настоящей статьи, коэффициент Крента принимается равным 1.
Таким образом, применение налоговым органом налоговой ставки 6% и коэффициента Крента в размере 3,5 при доначислении налога ОАО «ВГОК» при налогообложении известняков Гальянского месторождения является правомерным.
Вопрос правомерности применения Обществом налоговой ставки в размере 5,5% и коэффициента Крент равного 1 уже являлся предметом рассмотрения арбитражных судов ( № А60-69084/2022 (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2023 № Ф09-4545/2023), А6016998/2023 (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 № 17АП-8618/2023).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно поддержал позицию налогового органа об отсутствии оснований для применения обществом в спорные налоговые периоды понижающего коэффициента Кподз по рассматриваемым месторождениям при добыче железных руд в шахте «Магнетитовая» ввиду несоблюдения предусмотренного пунктом 2 статьи 342.1 НК РФ условия для применения этого коэффициента - наличие обоснованного предположения о завершении добычи не позднее 01.01.2024, а также выводы о неправомерном применении Обществом ставки 5,5% и коэффициента Крента 1 при добыче известняков на Гальянском месторождении.
В этой связи доначисление НДПИ, соответствующих пеней и налоговых санкций произведено инспекцией при наличии законных оснований.
В отношении произведенного налоговым органом расчета НДПИ, пеней и штрафов у заявителя возражений не имеется.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 АПК РФ не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
При обращении с апелляционной жалобой ОАО «ВГОК» заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.
На основании статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на судебные акты по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1 500 рублей.
При указанных обстоятельствах, с ОАО «ВГОК»» подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года по делу № А60-23676/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Т.С. Герасименко
Судьи Е.В. Васильева
Е.Ю. Муравьева