НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 № 17АП-20334/2017-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 34 /2017-АК

г. Пермь

26 марта 2018 года                                                          Дело № А60-37413/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 30.09.2016; ФИО2, паспорт, доверенность от 11.09.2017; ФИО3, паспорт, доверенность от 21.12.2017; ФИО4, паспорт, доверенность от 06.02.2018; ФИО5, паспорт, доверенность № 255 от 30.10.2017; ФИО6, паспорт, доверенность от 06.02.2018;

от заинтересованного лица: ФИО7, служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2018; ФИО8, служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2018; ФИО9, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2018,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 20 ноября 2017 года по делу № А60-37413/2017,

вынесенное судьей С.Н. Водолазской,

по заявлению открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным требования,

установил:

Открытое акционерное общество Авиакомпания «Уральские авиалинии» (далее – заявитель, ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган, Кольцовская таможня) о признании недействительным требования от 23.06.2017 № 282 об уплате таможенных платежей и пени на сумму 76 279 973 руб. 56 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оспариваемое требование таможенного органа признать незаконным и отменить.

В апелляционной жалобе и дополнительных письменных пояснениях к ней заявитель приводит доводы о том, что у авиакомпании отсутствовала обязанность по таможенному декларированию двигателя, установленного на воздушное судно за пределами таможенной территории ЕАЭС и перемещённого на таможенную территорию ЕАЭС в составе транспортного средства международной перевозки, также отсутствовала обязанность декларирования сведений о произведенном за пределами таможенной территории ЕАЭС ремонте воздушного судна; кроме того, заявитель ссылается на нарушение таможенным органом процедуры проведения камеральной таможенной проверки и выставления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 судебное разбирательство по делу было отложено на 19.03.2018 на 16 час. 00 мин.

Рассмотрение данного спора начато в составе судей: Трефиловой Е.М., Риб Л. Х., Варакса Н. В.

На основании ч. 3 ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судей Риб Л. Х., Варакса Н. В. в отпуске определением от 19.03.2018 была произведена замена судей Риб Л. Х., Варакса Н. В. на судей Муравьеву Е. Ю., Щеклеину Л. Ю. Рассмотрение дела произведено сначала.

Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции 19.03.2018 представители заявителя выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней, поддержали.

Представители таможенного органа в судебном заседании ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Приложенные заявителем к дополнительным пояснениям относительно возражений Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина документы (копия декларации на товары № 10508010/151216/0020379, копия декларации на товары № 10508010/191216/0020596, копия формы, заполняемой при замене двигателей от 26.10.2016 с переводом) судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку причины непредставления указанных документов в суд первой инстанции подателем жалобы не приведены.

В порядке ст. 268 АПК РФ по ходатайству таможенного органа судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении от 04.07.2017, постановление о назначении административного наказания от 10.08.2017 приобщены к материалам делам как документы, представленные для обоснование возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со ст. 262 АПК РФ.

Представленный заявителем документ, поименованный как хронология снятия и установки запасного двигателя, приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в качестве письменных пояснений стороны в порядке ст. 81 АПК РФ. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в  соответствии со статьями 266, 268Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период с 19.04.2017 по 23.06.2017 Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина в отношении ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В ходе проверки таможенным органом выявлен факт незаконного перемещения товара - авиационного двигателя CFM56-5D4/P с серийным номером 779487, ввезённого 16 августа 2015 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» в составе воздушного судна № 1720 (VQ-BCX), завершающего временный вывоз в качестве транспортного средства международной перевозки.

ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» на основании договора аренды (лизинга) от 06.02.2009 владела воздушным судном № 1720 (VQ-BCX), которое ранее было ввезено на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза 10 декабря 2013 года, имело статус иностранного товара, находящегося под таможенным контролем в течение всего периода действия указанной таможенной процедуры, и использовалось для международных пассажирских перевозок.

Таможенная процедура временного ввоза воздушного судна и его соответствующий статус товара, находящегося под таможенным контролем, завершены его вывозом в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта 13.11.2016. Вывоз указанного воздушного судна в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта осуществлялся без авиационного двигателя CFM56-5D4/P с серийным номером 779487. Указанный двигатель снят с воздушного судна на таможенной территории ЕАЭС, сведения о нем в связи со снятием с иностранного воздушного судна не заявлены таможенным органам.

Таможенное декларирование двигателя № 779487, ввезённого 16 августа 2015 года и находящегося по состоянию на 18 апреля 2017 года на таможенной территории Евразийского экономического союза, в установленном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» не осуществлено, что, по мнению таможенного органа, свидетельствует о незаконном перемещении товара и возникновении у общества в соответствии со ст. 81 ТК ТС обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

23.06.2017 таможенным органом составлен акт камеральной таможенной проверки № 10508000/210/230617/А000016, ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» выставлено требование об уплате таможенных платежей №282 от 23.06.2017 на общую сумму 76 279 973 руб. 56 коп., в том числе таможенные платежи - 62 364 822 руб. 52 коп., пени - 13 915 151 руб. 04 коп.

Не согласившись с указанным требованием, авиакомпания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемого требования недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В силу подп. 27 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (п. 3 ст. 122 ТК ТС).

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с

данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (п. 4 ст. 122 ТК ТС).

       Согласно п. 2 ст. 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза могут

быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

        В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств -членов Таможенного союза.

       Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

       Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры (п. 1 ст. 153 ТК ТС).

       Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных

товаров в соответствии с названным Кодексом (подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

       Согласно подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС товарами Таможенного союза являются находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза; изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем данного подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

        Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами камеральной таможенной проверки Кольцовской таможни, 10.12.2013 ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» ввезено на таможенную территорию Таможенного союза и по декларации на товар № 10508010/101213/0018402 помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) воздушное судно «Airbus А321-211» с бортовым номером № 1720 (VQ-BCX). Указанное воздушное судно до 12.11.2016 обладало статусом иностранного товара, помещённого под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и в соответствии с данной таможенной процедурой эксплуатировалось ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», в том числе как транспортное средство международной перевозки (далее - ТСМП).

       В период с 11.08.2015 по 16.08.2015 воздушное судно № 1720 (VQ-BCX)

совершало перелёты по следующим маршрутам:

       - 11 августа 2015 года Анталья - Москва (Домодедово) (рейс SVR1002);   

       - 11 августа 2015 года Москва (Домодедово) - Барселона (ФИО10) (рейс SVR5001);

      - 16 августа 2015 года Барселона (ФИО10) - Москва (Домодедово  (рейс

SVR3150);

- 16 августа 2015 года Москва (Домодедово) - Симферополь (рейс СЖР7).

11.08.2015 при убытии воздушного судна №1720 (VQ-BCX) с таможенной территории Евразийского экономического союза из аэропорта Домодедово (г. Москва) таможенным постом Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни зарегистрированы:

- таможенная декларация на транспортное средство (далее – ТДТС) № 10002010/110815/400028637 по форме, утверждённой решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года № 422,

- генеральная (общая) декларация транспортного средства (GENERAL DECLARATION), которой присвоен регистрационный номер № 10002010/110815/400028637,

оформленные на временный вывоз транспортного средства международной перевозки - воздушного судна № 1720 (VQ-BCX), следовавшего по маршруту Москва (Домодедово) - Барселона (ФИО10) (рейс № SVR 5001).

11 августа 2015 года рейс SVR3150 из аэропорта г. Барселона в аэропорт Домодедово (г. Москва) выполнен не был в связи с поломкой одного из двигателя № 575106, установленного на воздушном судне № 1720 (VQ-BCX).

С 12.08.2015 по 15.08.2015 в аэропорту г. Барселона инженером ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» произведена замена «аварийного» двигателя №575106 на двигатель №779487, находящийся в собственности авиакомпании.

16.08.2015 воздушное судно № 1720 (VQ-BCX), следовавшее по маршруту Барселона (ФИО10) - Москва (Домодедово) (рейс № SVR3150), ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза как ранее временно вывезенное ТСМП. Завершение временного вывоза транспортного средства международной перевозки осуществлено путём представления таможенному органу генеральной (общей) декларации воздушного судна (GENERAL DECLARATION) от 16.08.2015, которой таможенным постом присвоен регистрационный номер № 10002010/170815/400029399 и проставлены соответствующие служебные отметки.

17.08.2015 при завершении временного вывоза транспортного средства международной перевозки должностным лицом таможенного поста аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни в соответствии со статьей 113 ТК ТС проведен таможенный контроль в форме получения объяснений у члена экипажа воздушного судна №1720 (VQ-BCX), выполнявшего рейс №SVR3150, Шелеста В.Е. Согласно объяснениям Шелеста В.Е. на самолете VQ-BCX, прибывшим рейсом SVR3150 из г. Барселоны, произведен ремонт двигателя в аэропорту Барселона, замена агрегатов и узлов не производилась.

В ответ на требование таможни №08-20/5061 от 22.05.2017 ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» представило документы, согласно которым в период с 15 по 16 августа 2015 года в аэропорту г. Барселона силами технических специалистов общества произведена замена авиационного двигателя № 575106 на авиационный двигатель № 779487.

При этом, как следует из материалов дела, двигатель CFM Международная Модель CFM56-5B4/P, серийный номер двигателя 779487, приобретен ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» по договору о продаже двигателя от 24.07.2015, заключенному с «METRO AVIATION IRELAND LIMITED» (Ирландская Республика).

Согласно условиям договора от 24.07.2015 период поставки двигателя –

31 июля 2015 года или до этой даты или в любую иную дату, письменно согласованную сторонами договора от 24.07.2015, но в любом случае не позднее 30 августа 2015 года, поставка двигателя осуществлялась на условиях EXW (Инкотермс 2010) на базе Vortex в г. Шанон, Ирландия.

       ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» произведена полная оплата авиационного двигателя № 779487: 08.07.2015 - в размере 250 000 долларов США (оплата гарантийного депозита) и 31.07.2015 - размере 3 250 000 долларов США.

       Приобретённый ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» по договору от 24.07.2015 авиационный двигатель № 779487 на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезён не был.

      При этом согласно сведениям инвентарной карточки учета объекта основных средств  товар - двигатель №779487 принят к бухгалтерскому учету ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» 30.09.2015. В соответствии с карточкой учета, двигатель №779487, введен в эксплуатацию 31.07.2015 и поставлен на бухгалтерский учет как основное средство импортное в запасе для А-320 СМТС.

      В силу подп. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

      В соответствии со ст. 277 ТК ТС таможенная процедура временный ввоз (допуск) представляет собой использование иностранных товаров в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

       Особенности ввоза, таможенного декларирования ТСМП регламентированы и их использования регулируется главой 48 ТК ТС.

       В силу п. 2 ст. 342 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

       В соответствии с п. 1 ст. 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства – члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта и пунктом 4 настоящей статьи.

       Допускается временный вывоз транспортных средств международной перевозки, ранее помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 4 ст. 345 ТК ТС).

       Согласно п. 1 ст. 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами Таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта.

       При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 348 ТК ТС).

       В соответствии с п. 4 ст. 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 настоящего Кодекса без помещения под таможенные процедуры.

       Согласно п. 1 ст. 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

       В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта (п. 2 ст. 350 ТК ТС).

       В соответствии с п. 1 ст. 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:

1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в

состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких

операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;

2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;

3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.

      Согласно ч. 2 ст. 315 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, ввозятся в Российскую Федерацию и вывозятся из Российской Федерации в соответствии со статьей 349 Таможенного кодекса Таможенного союза. Снятые с транспортного средства международной перевозки в результате замены запасные части и оборудование могут ввозиться в Российскую Федерацию и вывозиться из Российской Федерации одновременно с транспортным средством международной перевозки, с которого они были сняты. Сведения о таких запасных частях и об оборудовании, а также о произведенном ремонте указываются в таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки. В иных случаях снятые с транспортного средства международной перевозки в результате замены запасные части и оборудование ввозятся в Российскую Федерацию в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 349 Таможенного кодекса Таможенного союза, а вывозятся из Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин применительно к таможенной процедуре реэкспорта.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 279 и пунктом 4 статьи 345 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается использование транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), а также иных транспортных средств, являющихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств международных перевозок с их временным вывозом с территории Российской Федерации и обратным ввозом на территорию Российской Федерации в порядке, установленном главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза (ч. 1 ст. 316 Закона о таможенном регулировании).

      В силу ч. 2 ст. 316 Закона о таможенном регулировании в отношении специального оборудования, предназначенного для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов или обслуживания пассажиров и (или) багажа, и в отношении запасных частей, предназначенных для использования при ремонте, техническом обслуживании или эксплуатации транспортных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении запасных частей и оборудования, снятых с транспортного средства, указанного в части 1настоящей статьи, в результате замены в рамках проведенного ремонта, применяются положения главы 48 Таможенного кодекса Таможенного союза и

статьи 315 настоящего Федерального закона.

       Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 16 августа при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза как ранее временно вывезенное ТСМП воздушного судна № 1720 (VQ-BCX), следовавшего по маршруту Барселона (ФИО10) – Москва (Домодедово) рейс №SVR3150, таможенная декларация на транспортное средство международной перевозки с внесенными сведениями о произведенных операциях с ТСМП в таможенный орган не подавалась.

       Соответственно, сведения о произведенном ремонте ТСМП и о замене двигателя, которые подлежали отражению в таможенной декларации, в таможенный орган  не подавались.

       В генеральной (общей) декларации воздушного судна (GENERAL DECLARATION) от 16.08.2015 №10002010/170815/400029399 сведения о произведенном ремонте транспортного средства международной перевозки и о замене двигателя ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» указаны не были.

       При проведении таможенного контроля в соответствии со ст. ст. 110, 113 ТК ТС в форме получения объяснений член экипажа воздушного суда №1720

VQ-BCX ФИО11 сообщил должностному лицу таможенного поста Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни о том, что замена агрегатов и узлов не производилась, указав при этом только на ремонт имеющегося на боту воздушного судна двигателя.

       Вместе с тем, сведения о произведенной замене двигателя ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» не были отражены в отчетности, представляемой им в таможенный орган в соответствии с приказом ФТС России от 13 августа 2014 № 1534 «Об утверждении формы и порядка таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)» о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении воздушного судна №1720 (VQ-BCX).

       Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел в правильному выводу о том, что установив в аэропорту г. Барселона (Испания) на воздушное судно «Airbus» А321 номер судна № 1720 VQ-BCX авиационный двигатель CFM56-5В4/Р серийный номер № 779487, обладающий статусом иностранного товара, и не указав в ТДТС - генеральной (общей) декларации воздушного судна при возвращении на таможенную территорию Евразийского экономического союза временно вывезенного воздушного судна, являющегося транспортным средством международной перевозки, сведения о произведённом ремонте самолёта, ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» нарушило требования ст. 350 ТК ТС и ч. 2 ст. 315 Закона о таможенном регулировании.

       Согласно подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

       Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечается, что спорный авиационный двигатель № 779487 в рассматриваемых отношениях  не приобрел статус товара Таможенного союза в установленном ТК ТС порядке до его установки на воздушное судно № 1720 VQ-BCX.

       Как указано ранее, ремонт временно вывезенного за пределы Евразийского экономического союза в качестве ТСМП воздушного судна «Airbus» А 321 № 1720 VQ-BCX осуществлен в период с 15 по 16 августа 2015 года путем замены авиационного двигателя № 575106 на авиационный двигатель № 779487 в аэропорту города Барселона (Испания). При этом авиационный двигатель № 779487 является иностранным товаром и ввезен авиакомпанией 16 августа 2015 года в составе воздушного судна «Airbus» А 321 № 1720 VQ-BCX на таможенную территорию Евразийского экономического союза без таможенного декларирования таможенным органом Российской Федерации.

       06.01.2016 в Авиационно-техническом центре Авиакомпании с воздушного судна с бортовым № 1720 (VQ-BCX) двигатель № 779487 был снят, произведена замена двигателя с № 779487 на двигатель № 575383, что подтверждается формой замены двигателя.

       С момента ввоза на таможенную территорию ЕАЭС (16.08.2015) и до проведения таможенной проверки двигатель № 779487 был установлен на пяти воздушных судах, что подтверждается самой авиакомпанией.

       На момент завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по ДТ № 10508010/101213/0018402 в отношении воздушного судна VQ-BCX (MSN 1720) помещением последнего под таможенную процедуру реэкспорта двигатель № 779487 использовался на воздушном судне № VQ-BFW (MSN 2327), на которое был установлен 26.10.2016. Таможенная процедура временного ввоза воздушного судна с бортовым № 1720 (VQ-BCX) и его соответствующий статус товара, находящегося по таможенным контролем, завершены его вывозом в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта 13.11.2016 без авиационного двигателя № 779487.

       По информации из Центрального информационно-технического таможенного управления следует, что данный двигатель на территории Евразийского экономического союза под какие-либо таможенные процедуры не помещался.

       Довод авиакомпании о том, что перемещение двигателя № 779487 осуществлено на законных основаниях, поскольку после ремонта данный авиационный двигатель стал частью воздушного судна № 1720 VQ-BCX, находящегося в таможенной процедуре временного ввоза, срок временного ввоза воздушного судна VQ-BCX (MSN 1720)  помещенного под таможенную

процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ № 10508010/101213/0018402, распространяется на снятый с указанного воздушного судна авиационный двигатель № 779487, и после завершения данной таможенной процедуры в отношении воздушного судна VQ-BCX (MSN 1720), помещением его по ДТ № 10508010/121116/0018288 под таможенную процедуру реэкспорта, правомерно отклонен судом первой инстанции.

       Суд первой инстанции верно указано на то, что завершив таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в отношении воздушного судна № 1720 в соответствии со ст. 281 ТК ТС, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по ДТ № 10508010/101213/0018402 завершено. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) по ДТ № 10508010/101213/0018402 действовала с 10.12.2013 (дата выпуска ДТ № 10508010/101213/0018402) по 13.11.2016 (дата выпуска ДТ№ 10508010/121116/0018288). В связи с чем, снятый, с вышеуказанного воздушного судна двигатель № 779487, после завершения данной таможенной процедуры в отношении указанного воздушного судна, не являясь его неотъемлемой частью, приобретает статус самостоятельного иностранного товара, не имеющего отношения к временно ввезенному воздушному судну.

       Таким образом, поскольку процедура временного ввоза в отношении воздушного судна была завершена 13.11.2016, после указанной даты спорный двигатель должен быть помещен под таможенную процедуру как отдельный товар, исходя из целей его использования на таможенной территории ЕАЭС, в том числе как запасная часть, предназначенная для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства.

      По мнению суда апелляционной инстанции, доказательством, свидетельствующим о том, что спорный двигатель является основным средством и используется авиакомпаний как отдельный товар, предназначенный для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, является заключенный между ПАО «Уралтрансбанк» и ОАО «Уральские авиалинии» договор залога <***>/1 и кредитный договор  <***> от 22.01.2016.

      Данное обстоятельство, в свою очередь, опровергает доводы заявителя о том, что спорный двигатель является неотъемлемой частью воздушного суда № 1720, и его ввоза на территорию как отдельного самостоятельного товара не было.

      При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился  доводами таможенного органа о том, что авиационный двигатель № 779487, ввезённый на таможенную территорию Евразийского экономического союза без таможенного декларирования 16 августа 2015 года, с учётом последующего снятия данного силового агрегата с самолёта, обладающего статусом иностранного товара, и использования отдельно от него, является незаконно перемещённым товаром.

      Доводы заявителя жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции об отсутствии доказательств аварии воздушного судна за рубежом, тогда как соответствующий отчет уполномоченного органа по результатам расследования факта авиационного инцидента имеется в материалах дела, судом апелляционной инстанции отклоняется.

      Действительно, в материалах настоящего дела имеется отчет по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом А321-211 VQ-BCX (т. 2 л.д. 135-143) и иные документы, указывающие на наличие аварийной ситуации на борту указанного воздушного суда в аэропорту г. Барселона 11.08.2015 г.

      Вместе с тем, ошибочность выводов суда в этой части, не опровергает обстоятельств сокрытия авиакомпанией факта перемещения двигателя № 779487 на таможенную территорию и, как следствие, правильных выводов суда и таможенного органа о том, что указанный двигатель является незаконно перемещенным.    

      В силу п. 1 ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

      Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (подп. 1 п. 2 ст. 80 ТК ТС). При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случаев недостоверного декларирования при подаче и регистрации таможенной декларации, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров

через таможенную границу (п. 4 ст. 81 ТК ТС).

      Согласно подп. 1 п. 5 ст. 81 ТК  ТС при незаконном ввозе товаров таможенные пошлины, налоги подлежат плате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

      Согласно ч. 1 ст. 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

      В соответствии с ч. 3 ст. 150 Закона о таможенном регулировании до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов

таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьёй 152 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном регулировании.

      Согласно ч. 4 ст. 152 Закона о таможенном регулировании требование об

уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных

платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день

выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате

таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

       Проверив оспариваемое требование на соответствие его вышеназванным требованиям ТК ТС и Закона о таможенном регулировании, суд первой инстанции пришел к верному выводу о его соответствии действующему таможенному законодательству.

Доводы подателя жалобы о том, что таможенным органом нарушены процедура проведения камеральной проверки и выставления требования об уплате таможенных платежей, поскольку решение о взыскании таможенных платежей по результатам проверки не принято, были  предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. 

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого требования таможенного органа  недействительным и отказал в удовлетворении заявленных  требований.

Судебная коллегия считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, а также подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение  Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2017 года по делу № А60-37413/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Авиакомпания «Уральские авиалинии» – без удовлетворения.

Возвратить  открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального  бюджета  государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.12.2017 № 22517.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в  Арбитражный  суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е. М. Трефилова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Л.Ю. Щеклеина