НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 № 17АП-14580/2023-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14580/2023-АК

г. Пермь

19 февраля 2024 года Дело № А71-8037/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В.. Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.

в отсутствие участвующих в деле лиц,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Чайникова Алексея Анатольевича,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 01 ноября 2023 года

по делу № А71-8037/2023

по иску индивидуального предпринимателя Чайникова Алексея Анатольевича (ИНН 183300684008, ОГРНИП 304184023900090)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679)

о признании незаконными заключения ТКЗ Минприроды УР от 20.02.2019 № 3, заключения ТКЗ Минприроды УР от 30.11.2020 № 24,

установил:

Индивидуальный предприниматель Чайников Алексей Анатольевич (далее – ИП Чайников А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконными заключения ТКЗ Минприроды УР от 20.02.2019 № 3, заключения ТКЗ Минприроды УР от 30.11.2020 № 24.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что на день обращения в суд с настоящим заявлением участок недр «Качкашурское 3» расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: 18:05:015002:1224, 18:05:015002:1225, 18:05:015002:1226, 18:05:015002:1227, 18:05:015002:1228, 18:05:015002:1231, выделен из земель общей собственности и принадлежит заявителю на праве собственности. В данном случае установлено нарушение процедуры предоставления без аукциона участка недр местного значения, так как не получено согласие от собственников земельного участка и, соответственно, решение о предоставлении участка недр должно быть признано недействительным, также, как и последствия такого решения, такие, как выдача лицензии, утверждение запасов месторождения и постановка па государственный учет указанных запасов. Полагает, что указанная процедура проведена с грубым нарушением, выразившимся в отсутствии согласия собственников земельных участков, расположенных на участке недр «Качкашурское 3» в Глазовском районе Удмуртской Республики, при подготовке заключения ТКЗ Минприроды УР от 20.02.2019 № 3 и выдаче лицензии на геологическое изучение недр.Согласие собственников земельных участков является обязательным.

Министерство с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 судебное заседание отложено на 19.02.2024 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 20.02.2019 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики утверждено заключение №3 экспертной комиссии по рассмотрению материалов, принятых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (далее - заключение ТКЗ Минприроды УР от 20.02.2019 № 3) (л.д. 43-44).

В соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденном Приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 №428, участок недр «Качкашурское 3» в Глазовском районе Удмуртской Республики 03.04.2019 включен в перечень участков недр местного значения Удмуртской Республики (л.д. 35-36 оборот).

Распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 25.07.2019 №173 участок недр Качкашурское 3 в Глазовском районе Удмуртской Республики был предоставлен в пользование ИП Чудаковой Наталии Михайловне для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (л.д. 37).

09.08.2019 ИП Чудаковой Наталии Михайловне (далее – ИП Чудакова Н.М.) выдана лицензия серия ИЖВ номер 80353 ТП с целевым назначением и видами работ геологическое изучение участка недр Качкашурское 3 в целях поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (предположительно песчано-гравийной смеси), между ИП Чудаковой Н.М. и Минприроды УР подписано лицензионное соглашение №353 об условиях пользования участком недр Качкашурское 3 в Глазовском районе Удмуртской Республики (л.д. 38-42 оборот).

30.11.2020 Минприроды УР утверждено заключение №24 экспертной комиссии по рассмотрению материалов, принятых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (далее - заключение ТКЗ Минприроды УР от 30.11.2020 № 24) (л.д. 45-48).

Как следует из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости, истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 18:05:015002:1224, 18:05:015002:1225, 18:05:015002:1226, 18:05:015002:1227, 18:05:015002:1228, 18:05:015002:1231 с адресным ориентиром Удмуртская Республика, Глазовский район, МО «Качкашурское» (л.д. 18-28 оборот). В границах указанных земельных участков расположен участок недр Качкашурское 3.

Как указывает заявитель, в соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.03.2022 по делу № А71-1457/2021 установлено, что участок недр местного значения «Качкашурское 3» относился на момент его предоставления в пользования ИП Чудаковой Н.М. в общей долевой собственности граждан, в связи с чем согласие на отвод земельного участка для целей недропользования должно было быть получено от общего собрания участников долевой собственности, отсутствие которого, в силу подпункта 2 пункта 36 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.08.2012 №37 и подпункта 2 пункта 52 Административного регламента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление права пользования участками недр местного значения» является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги без проведения аукциона.

По мнению заявителя, в случае действия заключения ТКЗ Минприроды УР от 20.02.2019 № 3 и заключения ТКЗ Минприроды УР от 30.11.2020 № 24, предоставление участка недр Качкашурское 3 будет предоставлено заявителю путем участия в аукционе на общих основаниях, тогда как отмена указанных заключений (утверждения запасов песчано-гравийной смеси участка недр Качкашурское 3, внесения изменений в Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых Удмуртской Республики и признания участка подготовленным для промышленного освоения в контурах подсчета запасов по категории С1), позволило бы заявителю получить право на недропользование без участия в аукционе, что послужило истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском.

Суд первой инстанции, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).

На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (статья 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах)).

Как установлено статьей 11 Закона о недрах, в редакции до вступления в законную силу Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами; согласованный уровень добычи полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; иные условия пользования недрами.

Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона о недрах).

Запасы полезных ископаемых геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (части первая, вторая статьи 29 Закона о недрах).

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в силу пункта 4 статьи 23 Закона о недрах является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых;

ж) списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона (часть третья статьи 29 Закона о недрах).

Как следует из статьи 31 Закона о недрах, государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно пункту 5 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 (далее - Порядок), постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

Запасы полезных ископаемых учитываются за соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных' ископаемых (по совмещенной лицензии) (пункт 7 Порядка).

Как следует из пункта 9 Порядка, учету на государственном балансе подлежат:

- по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

- прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

- переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

- запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утверждаемые Роснедрами (пункт 10 Порядка).

Пунктом 14.1 статьи 4 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 52 раздела II Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 26.12.2017 № 554, Минприроды УР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

В соответствии с пунктом 18 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 69 (далее – Положение о государственной экспертизе запасов) (в редакции до принятия постановления Правительства Российской Федерации № 335 от 01.03.2023) для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 10 Положения о государственной экспертизе запасов для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию: материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также заявку на проведение государственной экспертизы в электронном виде, подписанную электронной подписью заявителя или уполномоченного представителя заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи", или такую заявку на бумажном носителе - в случае подачи заявки и прилагаемых к ней документов лично либо почтовым отправлением; документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный экспертный орган) (пункт 19 Положения о государственной экспертизе запасов).

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной экспертизе запасов результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.

Таким образом, оспариваемые заявителем решения (заключение №3 от 20.02.2019 и заключение № 24 от 30.11.2020) приняты в рамках предоставленных Минприроды УР полномочий в соответствии с законодательно установленными условиями принятия соответствующих решений.

Заявитель повторно настаивает на том, что постановлением Правительства №401 от 21.06.2023 «Об утверждении Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения» признаны утратившими силу постановление Правительства Удмуртской Республики №379 от 27.08.2012 «Об утверждении Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения» и постановление Правительства Удмуртской Республики №76 от 25.02.2013 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 27 августа 2012 года №379 «Об утверждении Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения», при этом указанным Постановлением установлено новое правовое регулирование порядка предоставления участков недр местного значения в пользование, в соответствии с которым наличие утверждения запасов песчано-гравийной смеси участка недр «Качкашурское 3» не позволяет заявителю получить право на недропользование без участия в аукционе.

Вместе с тем, случаи предоставления прав пользования участком недр без проведения аукциона, установленные пунктом 15 Порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства №401 от 21.06.2023, совпадая по своей сути с ранее установленным регулированием данных правоотношений, не освобождает заявителя от участия в аукционе на предоставление права пользования участками недр местного значения и не ставит указанное право в зависимость от ранее утвержденных заключений экспертной комиссии по рассмотрению материалов, принятых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

В силу вышеизложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого заключения (решения) незаконным, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ законно и обосновано отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу, доводы заявителя сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного решение арбитражного суда отмене или изменению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы подлежала уплате государственная пошлина в размере 150 руб., а чеком по операции от 30.11.2023 предприниматель уплатил 3000 руб., излишне уплаченные 2850 руб. подлежат возвращению предпринимателю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 ноября 2023 года по делу № А71-8037/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Чайникову Алексею Анатольевичу (ИНН 183300684008, ОГРНИП 304184023900090) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную чеком по операции от 30.11.2023.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.В. Васильева

В.Н. Якушев