НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 № 17АП-228/2021-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-228/2021-АКу

г. Пермь

18 марта 2021 года Дело № А71-11804/2020­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу

заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного),

на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства,

от 11 декабря 2020 года по делу № А71-11804/2020

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (ИНН 182802012907, ОГРН 1021801153010)

к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания» (ИНН 183100953951, ОГРН 1061831005158)

о взыскании финансовых санкций,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики (далее – заявитель, Управление) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания» (далее – ответчик, общество) 26946,55 руб. финансовых санкций за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 02.12.2020, мотивированное решение от 11.12.2020) с общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания» взыскано в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 25 500 руб. финансовых санкций; в доход федерального бюджета 1893 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Заявитель с принятым решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций в сумме 946, 55 руб., принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что суммы доначисленных страховых взносов на непринятие к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством изменились, поэтому подлежат корректировке и сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета. Из этого, по мнению подателя жалобы, следует, что страхователь обязан своевременно предоставить сведения о выплатах, подлежащих включению им в базу для исчисления страховых взносов и суммах страховых взносов по формам СЗВ-КОРР одновременно с формой ОДВ-1 в соответствии с решением от 07.02.2019. Страхователь своевременно (не позднее 29.03.2019) в соответствии с пунктом 37 Инструкции №766н уточненные индивидуальные сведения не представил, поэтому оснований для неприменения к нему финансовых санкций даже при устранении неточностей в установленные сроки, не имеется. При этом податель жалобы отмечает, что Управление вправе, но не обязано корректировать индивидуальные сведения застрахованных лиц.

Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом в установленные сроки не представлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением в отношении ответчика проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), в ходе которых выявлены расхождения между представленными сведениями по форме СЗВ-М «исходная» за январь 2018г. и сведениями страхового свидетельства 1 застрахованного лица, в связи с чем, ответчику 14.02.2018 направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, которое получены последним 15.02.2018. Обществом представлены уточненные сведения с нарушением установленного срока - 24.05.2018.

Также управлением выявлено, что обществом представлены в установленный срок – 15.11.2018 сведения по форме СЗВ-М «исходная» за октябрь 2018г. в отношении 43 застрахованных лиц, а 19.03.2019 представлены сведения за октябрь 2018г. по форме СЗВ-М «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица; ответчиком представлены сведения по форме СЗВ-М «исходная» за отчетные периоды 2019 г., подтверждающие факт работы застрахованных лиц, но при этом отсутствуют сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г. в отношении 50 застрахованных лиц.

На основании материалов проверки управлением составлены акты от 12.03.2019, 07.06.2019, 19.03.2020 и вынесены решения от 26.04.2019 №019S19190006468, от 25.07.2019 №019S19190014172, от 02.06.2020 №019S19200005045 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в общем размере 26000руб.

Кроме того, по итогам выездной проверки, проведенной Филиалом №1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республики, вынесено решение от 07.02.2019г. №1016 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные с нарушением требований законодательства, за 2015-2016г.г. в сумме 42382,77руб., которая подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Согласно решению обществу предложено произвести корректировку сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов, доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с чем, указанные в решении уточненные индивидуальные сведения на лиц должны быть отражены обществом в отчетности по персонифицированному учету в виде корректирующих форм индивидуальных сведений.

Управлением в адрес страхователя направлено уведомление от 11.03.2019 № 716/08-11Щ, согласно которому страхователю необходимо представить форму «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)» одновременно с формой «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)». Уведомление получено страхователем 22.03.2019. В установленный срок корректирующие сведения не представлены.

Управлением составлен акт проверки от 18.04.2019 и принято решение от 11.06.2019 № 019S13190000110, согласно которому в связи с непредставлением страхователем корректирующих сведений в установленный срок общество привлечено к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде 946,55руб. штрафа.

В целях добровольной уплаты финансовых санкций ответчику выставлены требования от 17.06.2019, 30.08.2019, 02.07.2020, 23.07.2019, которые в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения управления в суд.

Судом принято обжалуемое решение.

Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется только в части отказа в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций в сумме 946, 55 руб., стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, в пределах доводов, заявленных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не установил.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

В то же время органы Пенсионного фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (ст.16 Закона № 27-ФЗ).

Представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено п.п. 34, 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, а также п.п. 37,39 действовавшей с 19.02.2017 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Как указано выше, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).

Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой, образуют: 1) нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета; 2) представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета; 3) представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Из решения от 11.06.2019 № 019S13190000110 следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по ч.3 ст.17 Закона № 27-ФЗ явился факт не принятия обществом к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении застрахованных лиц за 2015-2016г.г. в сумме 41017,38руб., а также факт непредставления обществом корректирующих сведений согласно уведомлению от 11.03.2019.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Следовательно, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Как правильно указал суд первой инстанции, данных о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.

В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М «исходная» за октябрь 2018 года первоначально представлены ответчиком в установленный срок. Ответчиком самостоятельно были выявлены ошибки и представлены сведения по форме СЗВ-М («дополняющая») за октябрь 2018г. отношении 1 застрахованного лица, не включенного в первоначально представленные сведения.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Указанная правовая позиция также выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 и от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017.

Кроме того, спорные сведения также не могут быть расценены как недостоверные, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.

В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (ст.16 Закона № 27-ФЗ).

Непредставление корректирующих индивидуальных сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Доводы жалобы подлежат отклонению по вышеприведенным мотивам.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.

Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 11 декабря 2020 года по делу № А71-11804/2020 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Е.М. Трефилова