П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 5 /2015-АК
г. Пермь
22 сентября 2015 года Дело № А50-26860/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Муниципального унитарного предприятия «Автотранспортное предприятие № 2 г.Березники» (ОГРН 1045901360955, ИНН 5911042903) – не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) – Гаряева Н.Д., удостоверение, доверенность от 10.03.2015 года;
от третьих лиц 1) Министерства транспорта Пермского края, 2) Администрации города Березники – не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Муниципального унитарного предприятия «Автотранспортное предприятие № 2 г.Березники»
на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 июня 2015 года
по делу № А50-26860/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по иску Муниципального унитарного предприятия «Автотранспортное предприятие № 2 г.Березники»
к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края
третьи лица: 1) Министерство транспорта Пермского края, 2) Администрация города Березники;
о взыскании денежных средств
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Автотранспортное предприятие № 2 г. Березники» (далее – истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края (далее – ответчик, Министерство финансов) с заявлением о взыскании убытков в размере 27 940 533,60 руб., возникших в 2011, 2012 и 2013 годах в результате оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров автобусным и электрическим транспортом и несения расходов, непокрытых предоставленной субсидией из бюджета Пермского края (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 июня 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы истец ссылается на Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N 44-АПГ12-14 принятое в результате рассмотрения требования о признании недействительным Постановления №739, где Верховный суд установил, что предметом регулирования Постановления №739 являются межбюджетные отношения, а не механизм возмещения названным хозяйствующим субъектам недополученных доходов, поэтому правовые нормы Постановления №739 не ограничивают права заявителей на полное возмещение понесённых затрат т.к. Постановление №739 не регулирует механизм возмещения недополученных доходов в результате осуществления перевозок пассажиров по льготным проездным билетам, следовательно, не ограничен формулами и условиями установленными в Постановлении №739, таким образом суд неправомерно отклонил представленные истцом доказательства количества поездок совершаемых льготниками - данные натурных обследований пассажиропотока.Истец указывает на то, что расчет убытков произведен в соответствии с методикой признанной обоснованной ВАС РФ, в частности исходя из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 9621/10 следует, что расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерством транспорта Пермского края представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых третье лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальным унитарным предприятием «Автотранспортное предприятие № 2 г.Березники», зарегистрированным в качестве юридического лица 23.06.2004 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и являющимся правопреемником Муниципального унитарного предприятия «Троллейбусное управление г. Березники», а также его правопредшественником в 2011-2013 годах оказывались услуги по перевозке пассажиров на маршрутах сообщения города Березники, в том числе с использованием социальных проездных документов.
Между истцом и Администрацией города Березники заключен 20.02.2009 договор № 01-17/18 на осуществления пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Березники.
Между Администрацией города Березники и предприятием 25.12.2013 заключен договор № 8 на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов по маршрутам регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования г. Березники, за счет средств бюджета Пермского края (том 1 л.д.142).
По условиям договора от 20.02.2009 № 01-17/18 Администрация поручает, а Перевозчик (истец) принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Березники; по установленным маршрутам. Администрация предоставляет Перевозчику (истцу) субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с выполнением регулярных пассажирских перевозок городским общественным транспортом по субсидируемым маршрутам г. Березники.
Предприятие как Перевозчик обязалось обеспечивать перевозку пассажиров по проездным билетам на городской пассажирский транспорт и по социальным проездным документам на маршрутах регулярного сообщения города Березники.
Истец, указывая на осуществление перевозок граждан, в том числе с использованием федеральных и региональных социальных проездных документов на автобусном и электрическом транспорте, и непокрытие полученными субсидиями убытков от перевозки пассажиров в 2011, 2012 и 2013 годах, составляющих разницу между неполученными средствами в связи с перевозкой льготной категории пассажиров и денежными средствами, полученными истцом за осуществление этого вида деятельности (платы за проезд и субсидии из регионального бюджета), и ссылаясь на результаты обследования пассажиропотока г. Березники за январь 2011 года, май-июнь 2012 года, март, ноябрь 2013 года, МУП «Автотранспортное предприятие № 2 г. Березники» обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил отсутствия правовых оснований для взыскания убытков с Министерства финансов Пермского края за счет казны Пермского края.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы. Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (далее - Закон от 30.11.2004 N 1830-388), устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области). Согласно п. 1 ст. 7 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные Законом, являются расходными обязательствами Пермского края.
Законом Пермского края от 09.11.2010 N 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (далее - Закон от 09.11.2010 N 700-ПК) распространено действие подп. 10 п. 1 ст. 4 Закона от 30.11.2004 N 1830-388 в части права на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте, на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 100% на граждан, льготы для которых предусмотрены следующими законами Российской Федерации: от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк"; от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 Закона от 09.11.2010 N 700-ПК предусмотрено, что дополнительные меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Пермского края. Действие названного Закона распространено на правоотношения, возникшие с 01.06.2010 (ст. 3 Закона от 09.11.2010 N 700-ПК).
Постановлением Правительства Пермского края от 05.07.2010 N 369-п, утвержден Порядок определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на 2010 год (далее - Порядок определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов); Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов в 2010 году; Порядок распределения и условий передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края в 2010 году (далее - Порядок распределения и условий передачи иных межбюджетных трансфертов). Аналогичный Порядок на 2011 год утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 19 октября 2010 г. N 739-п.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов дела следует, что истец обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков в размере 27 940 533,60 руб., возникших в 2011, 2012 и 2013 годах в результате оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров автобусным и электрическим транспортом и несения расходов, непокрытых предоставленной субсидией из бюджета Пермского края.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи
с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации Законов Пермской области от 02.10.2000
№1147-167 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж», от 30.11.2004 № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», Закона Пермского края
от 09.11.2010 № 700-ПК «О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», а также
в целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов
от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов Постановлением Правительства Пермского края
от 19.10.2010 № 739-п утверждены:
- Порядок определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (далее – Порядок №1);
- Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов (далее – Порядок № 2);
- Порядок распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края (далее – Порядок № 3, Порядок № 739-п).
Согласно пункту 2 Порядка № 3, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований Пермского края для возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов,
не покрытых доходами от реализации социальных проездных документов (Порядок № 2), реализованных отдельным категориям граждан:
- указанным в законах Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388
«О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» и от 02.10.2000 № 1147-167 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» (региональные социальные проездные документы - СПДр);
- указанным в Законе Пермского края от 09.11.2010 № 700-ПК (федеральные социальные проездные документы - СПДф).
Главным распорядителем межбюджетных трансфертов является Министерство транспорта Пермского края (пункт 3 Порядка № 3).
Согласно пункту 10 Порядка № 3, объем недополученных доходов хозяйствующих субъектов от перевозки пассажиров с использованием СПДр либо СПДф транспортом пригородного сообщения определяется как разница между «расчетным объемом доходов соответствующего субъекта» и доходом от реализации СПД.
Расчетный объем доходов соответствующего хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр либо СПДф определяется по установленным в Порядке № 739-п формулам.
Порядком № 739-п предусмотрено два возможных способа расчета недополученных доходов хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки граждан с использованием социальных проездных документов, – расчетным путем с применением формул
(пункт 9 Порядка) либо исходя из фактического числа перевезенных пассажиров при условии применения персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров (пункт 15 Порядка).
Постановлением Администрации города Березники от 20.12.2013
№ 2262, официально опубликованным и действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан
с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджета Пермского края (далее – Порядок № 2262)
Исходя из пункта 1.1 Порядка № 2262, им устанавливаются цели, условия и правила предоставления хозяйствующим субъектам (далее - Перевозчики) субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов по маршрутам регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Березники и сезонным пригородным маршрутам за счет средств бюджета Пермского края в соответствии
с Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2010 № 739-п
«Об утверждении Порядка определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, Порядка распределения доходов от реализации социальных проездных документов, Порядка распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан
с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края».
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 2262 субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения Перевозчикам недополученных доходов, не покрытых доходами от реализации социальных проездных документов, реализованных отдельным категориям граждан, за счет средств бюджета Пермского края:
- указанным в Законах Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388
«О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» и от 02.10.2000 № 1147-168 «О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж» (СПДр); (подпункт 1.2.1 пункта 1.2 Порядка № 2262);
- указанным в Законе Пермского края от 09.11.2010 № 700-ПК
«О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» (СПДф); (подпункт 1.2.2 пункта 1.2 Порядка № 2262).
Как установлено пунктом 2.1 Порядка № 2262, правом на получение субсидий обладают Перевозчики независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, предоставляющие в установленном порядке услугу по перевозке отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на маршрутах регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Березники и (или) на сезонных пригородных маршрутах.
Пунктами 2.2 и 3.1 Порядка № 2262 определены условия и критерии предоставления субсидий Перевозчикам.
На основании пункта 3.2 Порядка № 2262 распределение субсидии Перевозчикам на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф производится в соответствии с Порядком № 739-п. При этом в силу пункта 3.4 Порядка
№ 2262 субсидии предоставляются в пределах средств, поступивших из бюджета Пермского края на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр либо СПДф).
Порядок № 739-п является региональным нормативным правовым актом, установившим методику расчета и показатели, необходимые для исчисления расходов перевозчиков, указанный акт не оспорено и не признан в судебной процедуре недействующим в порядке нормоконтроля.
Нормативно предусмотренный Порядком № 739-п механизм расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, имеет целью определение и компенсацию расходов перевозчика по льготным пассажирским перевозкам.
Поскольку Правительством Пермского края принят соответствующие нормативный акт, предусматривающий методику (алгоритм) расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, расчет недополученной платы должен определяться
в соответствии с указанным актом и на основании предусмотренной этим актом методики и формул, в свою очередь перевозчик не вправе самостоятельно производить определение расходов иным расчетным путем,
в произвольно избранном и нормативно не предусмотренном порядке, в том числе с применением обобщенных, условных, среднестатистических показателей.
Из материалов дела следует, предприятию Администрацией в спорный период в соответствии с Порядком № 739-п перечислены субсидии в сумме 2 873 259,53 руб., в том числе в отношении льгот по федеральным социальным проездным документам – 344 223,43 руб., по региональным социальным проездным документам – 2 529 036,10 руб. (том 1 л.д.136, 143).
При расчета размера убытков, предъявленных к взысканию с учетом уточнения иска - 27 940 533,60 руб., предприятием использовались произвольная, отличная от предусмотренной Порядком № 739-п, методика
с применением следующих показателей: сведения о количестве реализованных единых социальных проездных документов в 2011-2013 годах, доля истца на рынке услуг муниципального образования за 2011-2013 годы, тариф на перевозку в конкретные временной интервал, данных обследования пассажиропотока на городских маршрутах г. Березники за январь 2011 года, за май-июнь 2012 года, за март, ноябрь 2013 года (том 1 л.д.111-125).
Заявляя требование о взыскании убытков, сумма которых определена расчетным путем, размер расходов подлежит документальному подтверждению, посредством представления доказательств, содержащих сведения о фактически осуществленных в заявленный период перевозках конкретных льготных пассажиров.
Как установлено судом первой инстанции расчет убытков произведен исходя из сведений пассажиропотока за отдельные месяцы 2011, 2012, 2013 годов, а не сведения о фактически осуществленных перевозках конкретных пассажиров, имеющих право льготного проезда, с фиксацией установленной пунктом 15 Порядка № 739-п информации.
На основании изложенного, представленные истцом в обоснование показателей количества перевезенных пассажиров по социальным проездным документам на маршрутах данные обследования пассажиропотока за отдельные месяцы 2011-2013 годов, не могут расцениваться как допустимое надлежащее доказательство персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров.
Кроме того, в представленных данных отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве, лица, имеющего право на льготу, реквизитов документа, удостоверяющего право на льготный проезд.
Доказательств, подтверждающих фактическое количество перевезенных лиц, обладающих правом льготного проезда в материалы дела также не представлено.
Следовательно, истцом не доказано, что расчетный объем доходов, исчисленных в соответствии с Порядком № 739-п, превышает суммы, перечисленные истцу от реализации социальных проездных документов. Несение предприятием убытков от перевозки льготных категорий пассажиров
в размере, превышающем определенный в соответствии с Порядком
№ 739-п, материалами дела не подтверждается.
Кроме того, доказательств, что убытки возникли у истца в результате виновных действий исполнительных органов государственной власти Пермского края в виде не предоставления субсидии, исходя из Порядка № 739-п, также не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, установив, что материалами дела не подтверждено наличие у общества фактических убытков от перевозки льготных категорий пассажиров в 2011, 2012 и 2013 годах в размере, превышающем исчисленный в соответствии с Порядком № 739-п, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований.
Ссылка предприятия на правовую позицию, приведенную
в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 9621/10, является необоснованной и судом не принимается, поскольку указанная правовая позиция применима к делам с иными фактическим обстоятельствами,
в условиях, когда нормативным актом субъекта Российской Федерации
не определен порядок расчета компенсации транспортным организациям
в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 июня 2015 года по делу № А50-26860/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | И.В.Борзенкова | |
Судьи | Е.В.Васильева | |
Н.М.Савельева |