ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-17635/2021-АКу
г. Пермь
17 февраля 2022 года Дело № А60-48610/2021
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Борзенковой И.В.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу ОАО телерадиокомпания «Студия АТВ»
на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 декабря 2021 года по делу № А60-48610/2021,
принятое в порядке упрощенного производства
по иску ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>)
к ОАО телерадиокомпания «Студия АТВ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 55 599,92 руб.,
установил:
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области (далее – истец, Управление) обратилось Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ОАО телерадиокомпания «Студия АТВ» (далее – ответчик, общество, страхователь) ущерба в сумме 55 599,92 руб. в виде переплаты пенсии и фиксированного размера к ней в повышенном размере с 01.05.2019 по 31.08.2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 22.11.2021), произведена замена истца с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области.
Иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскан ущерб в размере 55 599,92 руб. в виде переплаты пенсии и фиксированного размера к ней в повышенном размере с 01.05.2019 по 31.08.2020. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по иску в размере 2 224 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так отмечает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска Управления о взыскании убытков. Общество не оспаривает, что за май 2019 года в адрес Пенсионного фонда была направлена некорректная информация (без пенсионера ФИО1) по форме СЗВ-М - исходная (отчет получен Пенсионным фондам 17.06.2019), из которой следует, что сведения предоставлены только на одного человека, из шести работающих. Вместе с тем, из Сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), переданных в Пенсионный фонд с июня 2019 года по сентябрь 2020 года видно, что обществом ежемесячно предоставлялась информация по всем работающим застрахованным лицам общества (от 6 до 11 человек), в том числе и информация о ФИО1 (Генеральный директор Общества), как о работающем пенсионере. Пенсионный фонд, получив ежемесячный отчет по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2019 года, уже в июле 2019 года располагал сведениями о том, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность. Кроме того, обществом 02.03.2020 в адрес Пенсионного фонда был направлен ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц». Из отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год видно, что стаж работы пенсионера ФИО1 не прерывался, ФИО1 в течение 2019 года работал с 01.01.2019 по 31.12.2019. Исходя из предоставленных Обществом Пенсионному фонду отчетов: ежемесячного отчета по форме СЗВ-М (за июнь 2019 года - сентябрь 2020 года), отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год следует, что Пенсионный фонд не мог не знать об отсутствии оснований для излишних выплат ФИО1, которые зачислялись ему на счет с 13.08.2019.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области, 20.05.2020 была произведена сверка двух форм отчетности, представленных страхователем ОАО телерадиокомпания «Студия АТВ» за 2019.
В ходе проверки было выявлено, что страхователем представлены недостоверные сведения по форме СЗВ-М за май 2019 на 6 застрахованных лиц
Проверкой было выявлено, что страхователем не представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2019 , на которых страхователем представлены сведения о стаже по форме СЗВ-СТАЖ за 2019, за период 01.01.2019 - 31.12.2019.
В представленном отчете 17.06.2019 по форме СЗВ-М май 2019, у страхователя отсутствовали сведения в отношении 6 застрахованных лиц, двое из которых являлись получателями пенсии. Отсутствие сведений о работающих пенсионерах послужило основанием проведения корректировки пенсии и индексации фиксированной выплаты к ней.
Корректировка пенсии и индексация фиксированной выплаты к ней была произведена Управлением с вынесением соответствующих распоряжений о перерасчете размера пенсии с 01.05.2019.
Пенсия и фиксированная выплата к ней, в повышенном размере выплачивалась ФИО2 и ФИО1 с августа 2019.
На основании уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий указанные сведения по форме СЗВ-КОРР за май 2019 представлены страхователем 07.07.2020.
Расхождения между формами СЗВ-СТАЖ 2019 и СЗВ-М за май 2019 были устранены.
При сдаче страхователем отчета 07.07.2020 по форме СЗВ-КОРР за май 2019 Управлением установлено, что получающие пенсию в повышенном размере (с индексацией и корректировкой с 01.05.2019) ФИО2 и ФИО1 фактически осуществляли трудовую деятельность в мае 2019, следовательно, оснований для проведения индексации и корректировки пенсии у них не было.
Между тем, индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу (часть 1 статьи 7 ФЗ от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»).
На основании представленных отчетных сведений по форме СЗВ-М за май 2019 страхователем ОАО ТРК «Студия АТВ» был причинен ущерб Управлению, в размере 55 599,92 руб. в виде перерасхода средств на выплату трудовой пенсии застрахованному лицу ФИО1
Причиной выплаты пенсионеру пенсии в завышенном размере явилось недостоверное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за май 2019 года, а также несвоевременное устранение ошибки в отчете, СЗВ-М (дополняющая) за май 2019г представленном страхователем в Управление 07.07.2020.
Указывая на то, что требование о добровольном возмещении ущерба, причиненному Управлению, страхователем добровольно не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные ОАО Телерадиокомпания «Студия АТВ» нарушения обязательных сроков подачи соответствующей отчетности, находятся в прямой причинно-следственной связи с возникшим ущербом для ПФР в виде излишне выплаченной суммы пенсии 55 599,92 руб., иск подлежит удовлетворению согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно статье 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременно предоставленными работодателем сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Повторно рассмотрев представленные в дело доказательства по правилам статей 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исх» за май 2019 года представлены страхователем в законодательно установленные сроки, однако в них отсутствовали сведения на пенсионера ФИО1
Вместе с тем, из Сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная), переданных в Пенсионный фонд с июня 2019 года по сентябрь 2020 года следует, что обществом ежемесячно предоставлялась информация по всем работающим застрахованным лицам (от 6 до 11 человек), в том числе и информация о ФИО1, как о работающем пенсионере.
Пенсионный фонд, получив ежемесячный отчет по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2019 года, уже в июле 2019 года располагал сведениями о том, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность.
Кроме того, обществом 02.03.2020 в адрес Пенсионного фонда был направлен ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц». Из отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год также усматривается, что стаж работы пенсионера ФИО1 не прерывался, ФИО1 в течение 2019 года работал с 01.01.2019 по 31.12.2019. Получение сведений Пенсионным фондом по формам СЗВ-М (ежемесячной) и СЗВ-СТАЖ (годовой) подтверждается соответствующими положительными протоколами входного контроля о принятии отчетов, из которых видно, что документы приняты Пенсионным фондом без ошибок
При этом, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
В рамках рассмотрения спора установлено и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период май 2019 года по 31.08.2020года в отношении застрахованных лиц, в том числе по ФИО1 предоставлялись страхователем в Пенсионный фонд без нарушения сроков и были приняты Пенсионным фондом. Доказательств обратного, материалы дела не содержат.
Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсии ФИО1 Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованных лицах – пенсионерах, фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности у ответчика, что, влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.05.2019.
Учитывая изложенное, производя перерасчет размера страховых пенсий, в то время когда им уже были получены сведения СЗВ-М за июнь 2019 года по сентябрь 2020 года, Управление обязано был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и установить являлись ли ранее представленные сведения о прекращении работниками общества трудовой деятельности в мае с ее одновременным возобновлением в июне 2019 года достоверными.
Кроме того, судами установлено, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены ответчиком 02.03.2020, то есть в установленный законом срок. Таким образом, уже по состоянию на 02.03.2020 Управлению было известно о несоответствии представляемых сведений по форме СЗВ-М за 2019 год отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Однако никаких уведомлений в адрес страхователя о необходимости внесения изменений, дачи пояснений или иной корректировке отчетности в адрес страхователя Пенсионный фонд не направлял.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Управление заявляет ущерб в виде переплаты средств ПФР, фактически осуществленной в период с мая 2019 года по 31.08.2020 года, по причине несвоевременной проверки на момент принятия решения об индексации пенсии сведений о факте осуществления (прекращения) работы ФИО1., суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм индексаций размера пенсий.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, Фондом в данном случае не доказана.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушениями норм материального права.
Поскольку апелляционная жалоба ответчика судом признается подлежащей удовлетворению, судебные расходы в виде госпошлины по жалобе в размере 3 000 руб. (платежное поручение от 07.12.2021 № 136), на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2021 года по делу № А60-48610/2021, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области ( ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ОАО телерадиокомпания «Студия АТВ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
И.В. Борзенкова