ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-11219/2023-АК
г. Пермь
16 ноября 2023 года Дело № А60-26733/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, МО МВД России "Невьянский",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 августа 2023 года
по делу № А60-26733/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
к МО МВД России "Невьянский" (ИНН 6621002266, ОГРН 1036601180637)
о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее – заявитель, общество, ООО «Компания «Рифей») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации МО МВД России "Невьянский" (далее – Отдел, МО МВД России «Невьянский») о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2023 года заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ МО МВД России «Невьянский» в предоставлении ООО «Компания «Рифей» сведений о зарегистрированных гражданах с указанием их даты рождения и места рождения, а также паспортных данных в отношении жилых помещений, указанных в приложении; на МО МВД России «Невьянский» возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Компания «Рифей».
МО МВД России «Невьянский», не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что данное решение суда незаконно и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а так же несоответствием выводов суда, изложенных в решении, материалам дела и обстоятельствам спора, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Заявитель жалобы указывает на то, что в настоящее время законодательство Российской Федерации не возлагает на территориальные органы МВД России обязанность по предоставлению ресурсоснабжающим организациям сведений о персональных данных субъектов персональных данных.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела на основании ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Отдел поддержал апелляционную жалобу, обратив внимание на отдельные аргументы, дополнил свою позицию по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Компания «Рифей» обратилось в Отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Невьянский» о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных по адресам: г. Невьянск, ул. Толмачева, д. 20, п. Аять, ул. Ключевая, д. 6, г. Невьянск, ул. Калинина, д. 13, г. Невьянск, ул. Лебяжинская, дом № 42, г. Невьянск, ул. Пушкина, д. 13, с. Аятское, ул. Свердлова, д. 3, с. Аятское, ул. Шевченко, д. 3, с. Аятское, ул. Нагорная, д. 27, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 27, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 21, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 19, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 18, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 15, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 13, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 5 к А, с. Аятское, ул. Карла Маркса, д. 1, г. Невьянск, ул. Строителей, д. 11, г. Невьянск, ул. Мира, д. 1, с. Аятское, ул. Ленина, д. 70, с. Быньги, ул. 1905 года, д. 20 стр а, г. Невьянск, ул. Матвеева, д. 4, с. Быньги, ул. Первомайская, д. 42 стр а, г. Невьянск, ул. Урицкого, д. 35, г. Невьянск, ул. Коммуны, д. 74.
В установленный законом срок запрашиваемая информация в адрес регионального оператора не поступила.
Заявитель, полагая, что в данном случае со стороны заинтересованного лица имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, признал незаконным отказ в предоставлении информации о зарегистрированных гражданах.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон № 152-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18 мая 2018 года, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области и ООО «Компания «Рифей», Общество с 01 января 2019 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области.
ООО «Компания «Рифей» включено в реестр операторов персональных данных (что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/), то есть является оператором персональных данных абонентов – физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с ТКО.
Следовательно, заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
В отношении ряда жилых помещений у ООО «Компания «Рифей» отсутствуют сведения о собственниках/зарегистрированных лицах. В связи чем, региональному оператору осуществление его деятельности не представляется возможным.
Для установления зарегистрированных лиц в жилых помещениях, сведения о которых отсутствуют, с целью корректного расчета оказанной услуги заявителем направлен запрос (исх. № И-РИЦ-2023-6743 от 16.02.2023) в Отдел о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных. В последующем направлен повторный запрос № И-РИЦ-2023-11177.
При оценке доводов заявителя относительно необоснованности оспариваемого отказа суд первой инстанции правомерно учел следующее.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ).
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением № 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги.
Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 № 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (далее – Закон о полиции, Закон № 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах – гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона № 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям – в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Министерство внутренних дел России является единственным органом, ведущим базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 13 Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, утв. Приказом МВД России от 28.07.2017 N 546, ГУ МВД России по Свердловской области осуществляет, в соответствии с законодательством Российской Федерации: оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочную работу; регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.
Таким образом, ГУ МВД России по Свердловской области обладает запрашиваемой информацией как орган, уполномоченный вести учет и регистрацию граждан.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорном случае ООО «Компания «Рифей» вправе обратиться в Отдел за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО.
При этом наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у Отдела.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел следующее.
В соответствии с приказом Минкомсвязи России № 18, Минстроя России от 28 января 2016 г. № 18/34/пр «Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан» МВД в установленном порядке осуществляет размещение сведений о лицах, зарегистрированных по адресам, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Информация формируется поставщиком информации на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной информационной системе миграционного учета (далее - информационные системы поставщика информации), и размещается в системе посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 89/204/пр «Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан должна размещаться в ГИС ЖКХ посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в автоматизированном и (или) автоматическом режиме.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 6 (информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан размещается в ГИС ЖКХ), а также пунктом 2 части 3 Федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, обязательное размещение которой предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», по каждому помещению в составе:
1) количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства;
2) количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания;
3) количество иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства;
4) количество иностранных граждан или лиц без гражданства, поставленных на учет в жилом помещении по месту пребывания.
В отношении ряда жилых помещений у ООО «Компания «Рифей» отсутствуют сведения о собственниках/зарегистрированных лицах, данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи чем, региональному оператору не представляется возможным корректно произвести расчет оказанной услуги.
Спорные объекты являются индивидуальными жилыми домами, где управляющие компании отсутствуют и никогда не создавались в виду отсутствия необходимости.
Таким образом, информация о собственниках по всем спорным объектам отсутствует. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно прилагаемым заявителем выпискам/скриншотам из ЕГРН в отношении спорных объектов право собственности на эти объекты в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано.
Таким образом, в отсутствие сведений о собственниках в ЕГРН, невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций в виду их отсутствия, а также не информативности данных ГИС ЖКХ, региональный оператор не может получить сведения о своих контрагентах по договорам, кроме как обращения к заинтересованному лицу, поскольку является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан РФ по месту их пребывания.
При этом, как указано выше, запрашиваемые ООО «Компания «Рифей» у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право получения которых у Общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
От оплаты госпошлины по апелляционной жалобе заинтересованное лицо освобождено в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ее распределение не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2023 года по делу № А60-26733/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
Т.С. Герасименко
Е.В. Васильева
Е.Ю. Муравьева