ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10423/2022-АКу
г. Пермь
16 сентября 2022 года Дело № А50-11145/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 июля 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А50-11145/2022
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к обществу с ограниченной ответственностью «Привилегия» (ОГРН 1185958070836, ИНН 5948057582)
о взыскании финансовых санкций в сумме 3 000 руб.,
установил:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, Отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Привилегия» (далее – должник, страхователь, Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май – октябрь 2021 года в общей сумме 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 30.06.2022, мотивированное решение изготовлено 14.07.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истцом приведены доводы о том, что в рассматриваемом случае приложенные формы СЗВ-М, направленные в качестве исходных, кроме наименования отчета никакой информации не содержат, сведений о застрахованных лицах не содержат, то есть не соответствуют понятию отчета; дополняющие формы СЗВ-М фактически содержат исходные данные на застрахованных лиц, поэтому квалифицировать их как дополняющие нельзя.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (15.09.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отделением ПФР выявлено несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за май – октябрь 2021 года в отношении одного застрахованного лица.
По результатам проверки Отделением ПФР составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.12.2021.
Пенсионным фондом приняты решения от 01.02.2022 №№ 203S19220001326, 203S19220001327, 203S19220001329, 203S19220001331, 203S19220001332, 203S19220001333 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми должник привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 3 000 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций от 01.03.2022 со сроком исполнения до 21.03.2022.
Поскольку в добровольном порядке требования не исполнены, Отделение ПФР обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Должник, производя выплаты в пользу физических лиц и являясь страхователем, обязан был представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Отделение ПФР исходило из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за май – октябрь 2021 года.
Между тем, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что 06.12.2021 страхователем представлена «дополняющая» форма СЗВ-М за май – октябрь 2021 года в отношении Целоусова А.С., то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений по формам СЗВ-М за май – октябрь 2021 года в отношении Целоусова А.С., откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно статье 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция № 766н), действовавшая до 26.07.2020.
Согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Следовательно, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, несоответствия между представленными индивидуальными сведениями, страхователь может их устранить самостоятельно либо по уведомлению территориального органа фонда. При этом срок корректировки индивидуальных сведений по уведомлению территориального органа фонда исчисляется с даты получения страхователем соответствующего уведомления.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 № 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Как отражено в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
При таких обстоятельствах, поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций в размере 3000 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М является законным и обоснованным.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, суд апелляционной инстанции с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 30.06.2022, мотивированное решение изготовлено 14.07.2022) по делу № А50-11145/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Судья
Е.Ю. Муравьева