НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 № 17АП-9940/2023-ГК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9940/2023-ГК

г. Пермь

21 ноября 2023 года Дело № А60-26951/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,

судейПоляковой М.А., Семенова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по первоначальному иску, акционерного общества «Аргус СФК»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2023 года

по делу № А60-26951/2022

по первоначальному иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)

к акционерному обществу «Аргус СФК» (ИНН 6680008541, ОГРН 1186658094083)

о взыскании ущерба,

по встречному иску акционерного общества «Аргус СФК» (ИНН 6680008541, ОГРН 1186658094083)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)

третьи лица: Государственное казенное учреждение Свердловской области «Сотринское лесничество» (ОГРН 1086632000058, ИНН 6632027456), общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Валмет» (ИНН 6685154754, ОГРН 1186658077660)

о признании актов недействительными,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Аргус СФК» (далее – ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску, АО«Аргус СФК») о взыскании ущерба, причиненного лесам, в размере 9989733 руб.

Определением от 04.05.2023 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят встречный иск АО«Аргус СФК» о признании незаконными акта осмотра лесного участка от 14.06.2021, акта о лесонарушении № 18 от 15.07.2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Государственное казенное учреждение Свердловской области «Сотринское лесничество», общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Валмет».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2023 года первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик по первоначальному иску АО«Аргус СФК» обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истца - отказать.

В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что истцом не представлен график осуществления рейдовой работы, на основании которого проводилась проверка. Полагает, что осмотр лесосеки 14.07.2021 проведен в рамках проверки деятельности арендатора и должен был осуществляться в соответствии с правилами осмотра, утв. Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, при этом истец не уведомлял ответчика об осмотре лесосек в установленном порядке. Указывает, что площадь незаконной рубки не соответствует материалам дела, так как из акта осмотра лесосеки от 14.07.2021 следует, что вырубленная площадь составила 7,5 га при задекларированной в 3,7 га, то есть площадь незаконной рубки не может достигать 4,5 га.

Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области направлен отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, 02.11.2009 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (правопреемник: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области) (арендодатель) и АО «Аргус СФК» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 530, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду лесной участок для осуществления заготовки древесины общей площадью 270498,0 га, имеющий местоположение: Свердловская область, Сотринское лесничество, Предтурьинское участковое лесничество кварталы № 1 -6, 10-18, 24-39, 41-49, 53-56, 59-61, 66-74, 79, 84¬94, 98, 99 101, 102, 106, 108, 113, 114, 117-120, 122-125, 127-130, 134-136, 138, 143-145, 152, 153, 157, 158, 163, 165-169, 171 площадью 41972,0 га; Предтурьинское участковое лесничество Отрадновский участок кварталы №4, 11, 16-21, 26-29, 35-40, 46-48, 59-62, 69-71, 83,84, 86, 96, 97,109,110,116 площадью 17635,0 га; Предтурьинское участковое лесничество урочище совхоз «Кошайский» кварталы № 1-107 площадью 19940,0 га; Кошайское участковое лесничество Кошайский участок кварталы № 29-31,42-44,57-61,73-75,78-92,96-127,129-143,145-156,159-170,175-184,191-199,202-204 площадью 53361,0 га; Сосьвинское участковое лесничество Сосьвинский участок кварталы № 8¬11,19-22,25-29,33,43-47,60-62,64-67,77,78,81-83,94,100-102,118-121,132,136,138-146,163,166-170,172-176, 195-197, 199, 200, 202, 205-209, 230,231, 255,256, 282-284, 295-297,303,314,315,325,327,328,331-335,343-346,360,361,364,368,370,371,378,380-388,390,391,394-398, площадью 38606,0 га; Нижне-Озерное участковое лесничество Нижне-Озерный участок кварталы 1-3, 5, 11, 16, 18, 24-27, 37, 40, 43, 50, 53, 58, 63, 64, 78, 79, 83, 85, 92, 93, 98-100, 107, 111, 113, 120, 122, 127, 128, 133, 134 площадью 21090,0 га; Нижне-Озерное участковое лесничество, Бакарюкинский участок кварталы 1, 5-11, 13-19, 21-28, 30-93, 95-109, 112-136 площадью 77894,0 га.

Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует 49 лет (п. 21 договора).

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 25.11.2009 № 66-66-04/063/2009-321.

По условиям договора (пункт 12) арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором.

В соответствии с приказом Минприроды России от 14.11.2016 №592 «Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов» (утратил силу в связи с принятием приказа от 27.09.2021 № 686, действующего с 09.01.2022) ГКУ СО «Сотринское лесничество» в июле 2021 года проведена проверка информации о лесных участках с признаками выявленных нарушений требований лесного законодательства, указанной в карточке дешифрирования мест использования лесов, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Центрлеспроект». Произведен выезд сотрудников ГКУ СО «Сотринское лесничество» для осмотра лесного участка в квартале 33 выделы 17, 20 Предтурьинского участкового лесничества.

В ходе осмотра лесосеки установлено, что на лесном участке в результате неправильного отвода лесосеки в квартале 33 выделы 17, 20 произведена незаконная рубка за пределами границ лесного участка, заявленного к рубке, на площади 4,5 га.

По факту незаконной рубки лесных насаждений составлен акт о лесонарушении № 18 от 15.07.2021, согласно которому объем незаконно срубленных растущих деревьев составил 1241,63 м3, в том числе породы ель - 236,70 м3, породы береза - 639,13 м3, породы осина - 254,82 м3, породы кедр - 110,98 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в общем размере 1241,63 куб.м.

Заготовку древесины в квартале 33 производил арендатор АО «Аргус СФК» на основании договора аренды № 530 от 02.11.2009 и лесной декларации 530-2 от 09.02.2021.

В связи с выявленным фактом незаконной рубки истцом произведен расчет ущерба, причиненного лесному фонду, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Ущерб от незаконной рубки с учетом объемов составил 9 989 733 руб., требование N 631 от 17.11.2021 о возмещении которого направлено ответчику.

Поскольку ответчик в добровольном порядке ущерб не возместил, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Ответчик, ссылаясь на нарушение процедуры проведения осмотра, предъявил встречные требования о признании недействительными актов: осмотра лесного участка от 14.07.2021, о лесонарушении № 18 от 15.07.2021.

Удовлетворяя первоначальные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта причинения ответчиком вреда незаконной рубкой и наличия оснований для взыскания суммы ущерба, рассчитанной истцом. Встречные требования признаны необоснованными, так как оспариваемые акты являются актами государственного лесного контроля (надзора) по результатам рейдового осмотра.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).

В силу положений ст. 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с разъяснениями пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Статьей 99 ЛК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 ЛК РФ вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.

Имущественная ответственность за причинение ущерба лесам регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале 33 выделы 17, 20 за пределами границ лесного участка, заявленного к рубке, подтвержден материалами дела, ответчиком документально не опровергнут.

Изложенные ответчиком доводы апелляционной жалобы о том, что истец не уведомлял ответчика об осмотре лесосек в установленном порядке, отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом следующего.

Пункт 20 Приказа Минприроды России от 14.11.2016 N 592 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" (утратил силу в связи с принятием приказа от 27.09.2021 N 686, действующего с 09.01.2022) предусматривал обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о нарушениях законодательства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами, обеспечить ее проверку, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Согласно ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), которое утратило силу 01.07.2021 в связи с принятием Постановления Правительства N 1098 от 30.06.2021.

Исполнение обязанностей государственных лесных инспекторов регламентируются Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)".

Приказом Минприроды РФ от 31.08.2015 N 373 утвержден порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований.

Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В соответствии частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическим лицом, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 24.01.2019 № 161 «Об утверждении Перечня должностных лиц, осуществляющих на землях лесного фонда в Свердловской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), действовавшему на момент рассматриваемых правоотношений, лесничие и главные специалисты подведомственных лесничеств наделены полномочиями по осуществлению на землях лесного фонда в Свердловской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Как верно установлено судом первой инстанции, в июле 2021 года проведена проверка информации о лесных участках с признаками выявленных нарушений требований лесного законодательства, указанной в карточке дешифрирования мест использования лесов, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Центрлеспроект». Карточка представлена в материалы дела (т. 2 л. д. 1) с пояснениями Министерства от 29.06.2023 (т. 1 л. д. 140-141).

В связи с поступившей информацией 14.07.2021 произведён выезд сотрудников ГКУ СО «Сотринское лесничество», в том числе государственного лесного инспектора Сафонова В.А. совместно с сотрудником отдела полиции № 18 МО МВД «Серовский» для осмотра лесного участка в квартале 33 выделы 17, 20 Предтурьинского участкового лесничества.

При осмотре лесосеки установлено, что на лесном участке в результате неправильного отвода лесосеки в квартале 33 выделы 17, 20 произведена незаконная рубка за пределами границ лесного участка, заявленного к рубке, на площади 4,5 га.

По результатам осмотра государственным лесным инспектором Сафоновым В.А. составлен акт о лесонарушении № 18 от 15.07.2021, в котором рассчитан объем незаконно срубленных деревьев.

Учитывая изложенное, исходя из анализа результатов проверочных мероприятий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что акт осмотра от 14.07.2021 и акт о лесонарушении N 18 от 15.07.2021 являются актами государственного лесного контроля (надзора) по результатам рейдового осмотра, указав при этом, что мероприятие по осмотру лесного участка, проведенное государственным лесным инспектором, не требует обязательного взаимодействия с юридическим лицом.

При этом оспаривание актов по формальным основаниям само по себе не опровергает факт рубки ответчиком лесных насаждений за пределами лесосеки, указанной в лесной декларации.

Данные акты в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами обоснованно расценены судом первой инстанции как подтверждающие факт совершения ответчиком лесонарушения, а также доказанности причинения ущерба и наличия оснований для применения ст. 100 ЛК РФ. Площадь незаконной рубки вопреки доводам ответчика соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Расчет причиненного ущерба, вопреки позиции ответчика, произведен истцом правильно и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» с учетом ставок платы, применяемых на дату обнаружения рубки.

Сумма ущерба за незаконную рубку лесных насаждений составила 9989733 руб.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком условий договора, выразившееся в осуществлении рубки деревьев за пределами границ лесного участка, что является основанием возложения на ответчика ответственности в виде возмещения ущерба лесному фонду, расчет которого произведен истцом в соответствии с приведенными выше нормативными актами, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности заявленных исковых требований и наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению ущерба.

Возражения ответчика, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2023 года по делу № А60-26951/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Д. И. Крымджанова

Судьи

М. А. Полякова

В. В. Семенов