ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-11001/2023-АК
г. Пермь
17 ноября 2023 года Дело № А60-24370/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел»:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 27.04.2023, диплом;
от иных лиц: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «САВАД»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 августа 2023 года
по делу № А60-24370/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «САВАД» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения налогового органа от 19.01.2023 № 7550/10/879,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «САВАД» (далее – заявитель, общество, ООО «САВАД») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения от 19.01.2023 № 7550/10/879.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2023 года в удовлетворении заявленных ООО »САВАД» требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО «САВАД» оспаривает порядок расчета средней заработной платы в обществе, производимого налоговым органом как деление суммы начисленной заработной платы всех работников за 12 месяцев на количество месяцев, отработанных всеми работниками без учета занятости на условиях неполного рабочего времени. Полагает, что, производя соответствующий расчет, при определении количества месяцев, отработанных работниками в году, необходимо учитывать неполное рабочее время.
Налоговый орган против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда оценивает как законное и обоснованное, не подлежащее отмене.
Судебное заседание в апелляционном суде проведено путем использования системы веб-конференции посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел».
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме веб-конференции, представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представителю заинтересованного лица было удовлетворено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, однако при совершении попыток осуществить связь с представителем ответчика соединение судом не установлено по причине не подключения по техническим причинам со стороны представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год представленной ООО «САВАД» 04.03.2022.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 21.06.2022 № 5001/10/879 и принято решение от 19.01.2023 № 7550/10/879, которым ООО «САВАД» доначислен налог на имущество организаций за 2020 год в размере 1 251 327 руб., общество привлечено к ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа, в размере 187 699,05 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, в размере 125 132,7 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 22.03.2023 № 13- 06/08231@ решение Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области от 19.01.2023 № 7550/10/879 утверждено, а апелляционная жалоба ООО «САВАД» оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.01.2023 № 7550/10/879, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, апелляционный суд оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
В соответствии со статьей 14, пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, и порядок уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На территории Свердловской области налог на имущество организаций, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования установлены Законом Свердловской области №35-ОЗ.
Налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде предоставления организациям права не уплачивать этот налог, в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области №35-ОЗ предусмотрена для организаций, перешедших на применение специальных налоговых режимов не позднее 1 ноября 2019 года и применявших такие режимы в течение всего налогового периода, за который уплачивается налог на имущество организаций, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в налоговом периоде, за который уплачивается налог на имущество организаций, составил не менее размера, указанного в пункте 2-4 настоящей статьи, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, принадлежащих таким организациям на праве собственности или хозяйственного ведения по состоянию на 1 ноября 2019 года.
В соответствии с пп. 1 п. 2-4 ст. 3 Закона № 35-ОЗ налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 настоящей статьи, применяется организациями, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, составил: в налоговом периоде, в котором организацией впервые применяется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 настоящей статьи, не менее 50 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций, в случае, если такая налоговая льгота по налогу на имущество организаций впервые применяется в налоговом периоде 2020 года.
Согласно пп.1-1 п. 2-4 ст. 3 указанного закона налоговая льгота применяется организациями, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, составил: в налоговом периоде, в котором организацией впервые применяется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 настоящей статьи, не менее 50 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, в которых входит отчетный период, за который уплачиваются авансовые платежи по налогу на имущество организаций (за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций), в случае, если такая налоговая льгота по налогу на имущество организаций впервые применяется в налоговом периоде 2021 года или 2022 года.
Таким образом, основным условием предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций является уровень среднемесячной заработной платы работников организации в налоговом периоде, за который уплачивается налог.
Как установлено налоговым органом по результатам проверки, следует из материалов дела, 2020 год является для организации первым налоговым периодом, в котором налогоплательщиком заявлена льгота по налогу на имущество организаций.
В налоговой декларации за 2020г. налогоплательщиком заявлен объект с кадастровым номером 66:56:0402011:605, расположенный по адресу: <...> и применена льгота 2012000/000003502025.
В соответствии с п. 1-1 Закона Свердловской области №35-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещения в них.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2020 №917-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» вышеуказанное здание с кадастровым номером 66:56:0402011:605 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Согласно материалам проверки размер среднемесячной заработной платы работников ООО «САВАД» за 2020 год по данным справок 2-НДФЛ и расчета по страховым взносам за 2020 год (общая сумма выплаченной заработной платы всем работникам за 2020 год) по расчету инспекции составил – 930 495,98 руб.
Соответствующий расчет основывается на том, что 2020 году в ООО «САВАД» работало 11 сотрудников, из них: 1 сотрудник отработал 5 месяцев в году. 6 сотрудников отработали 7 месяцев в году и 4 сотрудника отработали 12 месяцев. В 2020 году 11 сотрудников отработали 95 месяцев.
В связи с чем, среднемесячная заработная плата работников ООО »САВАД» в 2020 году составила: 930 495 рублей 98 копеек / 95 месяцев = 9 794 руб. 69 коп.
Установив, что по данным федерального государственного статистического наблюдения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области за 2029 год составляла - 41 110 руб., соответственно 50% составляет – 20 555 руб., налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО «САВАД» не соблюдены условия применения налоговой льготы, предусмотренной подпункта 25 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области №35-ОЗ и, как следствие, сумма налога на имущество организаций за налоговый период 2020 год необоснованно занижена налогоплательщиком на 1 251 327 руб.
Судом первой инстанции поддержаны выводы налогового органа.
Обжалуя принятый судом первой инстанции судебный акт, ООО »САВАД» приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции, настаивая на том, что налоговый орган произвел расчет среднемесячной заработной платы работников без учета их неполной занятости. По убеждению заявителя, производя соответствующий расчет, при определении количества месяцев, отработанных работниками в году, необходимо учитывать неполное рабочее время.
В своих возражениях на акт проверки, дополнения к акту налоговой проверки, ООО «САВАД» настаивало на неверном определении инспекцией количества отработанных месяцев в году. По расчету общества фактически сотрудники отработали в 2020 г., учитывая режим неполного рабочего времени, введенный на предприятии в связи с экономическим положением, снижением уровня занятости работников, для сохранения рабочих мест, 27,51 месяцев. Так, 1 сотрудник отработал 5 месяцев - 48 часов, что составило 0.3 месяца: 6 сотрудников отработали 7 месяцев - 2037 часов, что составило 15 месяцев: 4 сотрудника отработали 12 месяцев - 1610 часов, что составило 12,21 месяцев. Тем самым, за 2020 г. сотрудники отработали 27,51 месяцев и среднемесячная заработная плата составила 930 495 руб. 98 коп./27,51 мес. = 33 823 руб. 92 коп.
Исследуя аналогично приводимые доводы, суд первой инстанции оснований для их принятия и удовлетворения не установил.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств оснований для иных суждений по существу спора и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не усматривает, руководствуясь следующим.
Порядок расчета среднего заработка установлен частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922 (Положение №922).
В соответствии с абзацами 3, 4 ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Аналогичные положения приведены в пункте 4 Положения №922, в соответствии с которыми расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Из анализа указанных норм следует, что среднемесячная заработная плата по организации рассчитывается посредством деления фактического фонда оплаты труда без учета полной или неполной занятости сотрудников, в который входит заработная плата сотрудников с учетом фактически отработанного ими времени, на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.
Доводы ООО «САВАД» об обратном сводятся к собственной интерпретации приведенных правовых норм, являющейся неверной.
Аргументы заявителя жалобы со ссылками на пункт 5 Положения №922, в соответствии с которым при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, безосновательны.
Применительно к рассматриваемому случаю поименованные в названном пункте и подлежащие исключению из расчетного периода при исчислении среднего заработка периоды времени, не имели место быть.
Как усматривается из материалов проверки, в трудовых договорах, представленных налогоплательщиком в ходе проверки, указан график работы: 5 - дневная рабочая неделя, 40 часов в неделю. В 2020 году работникам на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам изменили условия труда: с января по март - 4 часа в день, с марта по сентябрь без содержания, с сентября по декабрь – 2 часа в день. В 2021 году - по 1 часу в день.
Таким образом, сотрудники организации на условиях неполного рабочего времени отработали смену и в соответствии со статьей 93 ТК РФ получили оплату труда пропорционально отработанному времени.
С учетом изложенного, расчет среднемесячной заработной платы работников ООО «САВАД», произведенный налоговым органом, на котором последний в оспариваемом решении основывает выводы о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области №35-ОЗ, ввиду того, что указанный размер среднемесячной заработной платы менее 50 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области, соответствует положениям действующего законодательства, является верным.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, доначисление налога на имущество организаций в сумме 1 251 327 руб., а также привлечение ООО «САВАД» к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 125 132,70 руб. (с учетом его снижения в 2 раза при наличии установленных смягчающих ответственность обстоятельств) является правомерным.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ, для признания решения налогового органа недействительным.
Оспариваемое решение №7550/10/879 от 19.01.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 августа 2023 года по делу № А60-24370/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
Т.С. Герасименко