ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10064/2022-АКу
г. Пермь
15 сентября 2022 года Дело № А50-9122/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июля 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А50-9122/2022
по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 122 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании переплаты средств пенсии в сумме 37 065,70 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее также - истец, фонд, Отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 122 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми (далее также - учреждение, ответчик, страхователь) с исковым заявлением о взыскании переплаты средств Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 37 065,70 руб. за период с 01.08.2019 по 30.11.2019 включительно.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2022 года (резолютивная часть от 14 июня 2022 года) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, вынести новое решение, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что излишняя выплата сумм страховой пенсии застрахованным лицам явилась следствием неисполнения страхователем установленной пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) обязанности представления о каждом работающем у него застрахованном лице сведений индивидуального (персонифицированного) учета, необходимых для определения размера страховой пенсии; в результате указанных действий страхователя бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации причинен ущерб в размере 37 065,70 руб. Отделение отмечает, что судом не учтено, что на момент принятия решения о перерасчете размера пенсии в связи с индексацией, отсутствовали сведения о работе в спорный период.
В соответствии с представленным отзывом ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку решение суда является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 05.03.1996, впоследствии прошел 19.11.2002 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ) имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Ответчик является правопреемником муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 140» г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>).
По факту выявления нарушения правопредшественником учреждения срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 за август 2019 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 16.09.2019, фактически представлены - 28.10.2019), и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя составлены протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, впоследствии вынесены соответствующие решения о переплате страховой пенсии по старости.
Отмечая, что виновные действия учреждения как страхователя обусловили выплату Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (межрайонным) (далее также - Управление ПФР), правопреемником которого является Отделение ПФР, ФИО1, ФИО2, ФИО3 излишних сумм страховой пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в общем размере 37 065,70 руб., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, Отделение ПФР, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением к учреждению.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что причинно-следственная связь между действиями общества по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М и причиненным фонду ущербом в виде излишне выплаченных сумм пенсии отсутствует.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Статьей 15 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.
Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представлялись по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
Обязанность по представлению страхователями названной отчетности в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 этого Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 этого Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ закреплено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 этого Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 этого Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 этого Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Исходя из статьи 28 Закона № 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Обязательства вследствие причинения вреда».
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее - Правила № 885н) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Исходя из пункта 101 Правил № 885н излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
На основании нормативных требований сведения о застрахованных лицах в составе отчетности по форме СЗВ-М за август 2019 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 16.09.2019.
Судом первой инстанции установлено, а фондом не оспаривается, что, правопредшественником ответчика сведения по форме СЗВ-М с кодом «исхд» (исходная форма) за август 2019 года в отношении застрахованных лиц представлены с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока – 28.10.2019.
При этом как усматривается из материалов дела, информация в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 как о застрахованных физических лицах содержалась в представленных с соблюдением нормативно установленного срока 15.10.2019 в Управление ПФР сведениях по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2019 года, а также в отчетах по форме СЗВ-М за предыдущие по отношению к спорному отчетные периоды 2019 года.
Таким образом, фактически с 15.10.2019 - с момента представления правопредшественником учреждения сведений по форме СЗВ-М тип «исходная» за сентябрь 2019 года в Управление ПФР, при наличии ранее представленных форм ежемесячной отчетности (за январь-июль 2019 года), Управление ПФР располагало сведениями о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 не прекратили осуществление трудовой деятельности, это обстоятельство исключало основания для индексации получаемой ими пенсии с 01.08.2019, основания для выплаты 30.10.2019, 29.11.2019 пенсии с учетом индексации указанным физическим лицам у Управления ПФР отсутствовали.
Правопредшественником учреждения представлены в Управление ПФР сведения за июль, август, сентябрь 2019 года отсутствие в указанных сведениях данных о том, что застрахованные лица продолжают работать, что позволило бы продолжать индексацию получаемой ими пенсии Отделением ПФР не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
После получения от общества сведений за сентябрь 2019 года, Управление не предприняло мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, как это предписано положениями части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Настаивая на наличии причинно-следственной между бездействием ответчика и возникшими у истца убытками в виде излишне выплаченной пенсии, фонд указывает, что возобновление работы пенсионером после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Однако в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Управление ПФР как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя 15.10.2019 сведений в отношении застрахованных лиц за сентябрь 2019 года, а также за предшествующие отчетные периоды, обязано было провести анализ поступивших сведений, исключить вынесение решения об индексации ФИО1, ФИО2, ФИО3 пенсии, а при наличии такого - незамедлительно принять решения об отмене индексации и прекратить производить выплаты указанным лицам в повышенном размере (что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил № 885н, вместе с тем, повышенная пенсия выплачена Управлением ПФР в период с 01.08.2019 по 30.11.2019.
Также арбитражный суд учитывает, что на даты выплаты указанным лицам индексации пенсии и повышенной пенсии: 30.10.2019 и 29.11.2019 сведения о застрахованных лицах за август 2019 года, в том числе о спорных пенсионерах поступили 28.10.2019 в Управление ПФР.
Поскольку Отделением ПФР заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда с 01.08.2019 по 30.11.2019, суд пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика (его правопредшественника) и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсий с учетом индексации.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным фонду вредом в виде излишне выплаченных пенсий за периоды с 01.08.2019 по 30.11.2019.
С учетом изложенного суд первой инстанции оценил и установил все обстоятельства настоящего дела и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Фонда.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с чем распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2022 года (резолютивная часть от 14 июня 2022 года) по делу № А50-9122/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Ю.В. Шаламова