НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 № 17АП-5212/2022-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5212/2022-АКу

г. Пермь

15 июня 2022 года Дело № А50-969/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.

рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 марта 2022 года,

принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 11.04.2022)

по делу № А50-969/2022

по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)

к общественной организации «Чусовское районное общество охотников и рыболовов» (ОГРН 1065900050480, ИНН 5921021187)

о взыскании финансовых санкций в сумме 3 500 руб.,

установил:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, Отделение ПФР) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Общественной организации «Чусовское районное общество охотников и рыболовов» (далее – должник, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, 2020 год, СЗВ-М за март 2020 года в сумме 3 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 марта 2022 года, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 11.04.2022) заявленные требования частично удовлетворены: с Общественной организации «Чусовское районное общество охотников и рыболовов» в пользу Отделения ПФР взысканы финансовые санкции в сумме 3 000 руб. 00 коп. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, 2020 год. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением в части отказа во взыскании финансовой санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М за март 2020 года, Отделение ПФР обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда в части отказа во взыскании финансовой санкции за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года; вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что Управлением установлена недостоверность представленных в отношении застрахованного лица Осипова Сергея Алексеевича сведений, согласно которым указанное застрахованное лицо при фактическом не осуществлении трудовой деятельности в марте 2020 года, указан в отчетности по формам СЗВ-СТАЖ за 2020 год (период март) и СЗВ-М за март 2020 года, как работающее застрахованное лицо.

Страхователем, при установленном факте представления недостоверных сведений в отчетах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и СЗВ-М за март 2020 года, 09.06.2021 представлен отчет по форме СЗВ-КОРР (изменение отчета СЗВ-СТАЖ) на застрахованное лицо - Осипова Сергея Алексеевича с уточнением его страхового стажа: исключения периода работы в марте 2020 года, что подтверждает факт признания страхователем представления недостоверных сведений в указанных отчетах.

Отчет по форме СЗВ-М за март 2020 года с недостоверными сведениями в отношении застрахованного лица - Осипова Сергея Алексеевича не изменен, вследствие чего вывод суда о праве страхователя устранять неполноту (недостоверность) сведений (при отсутствии самого факта устранения) не соответствует обстоятельствам дела и представленным Отделением доказательствам.

Общественной организацией «Чусовское районное общество охотников и рыболовов» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку заявителем в порядке апелляционного производства решение суда обжалуется в части отказа во взыскании финансовой санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М за март 2020 года, арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения срока, полноты и достоверности представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2020 годы, в ходе которой выявлены расхождения, а именно: представлены неполные и (или) недостоверные сведения, в связи с чем страхователю направлено уведомление от 25.12.2018 № 06-09/285, уведомление от 13.05.2021 № 06-09/22 об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, Управлением проведена проверка соблюдения срока, полноты и достоверности представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года, в ходе которой выявлены расхождения в отношении 1 застрахованного лица, а именно: представлены неполные и (или) недостоверные сведения, в связи с чем страхователю направлено уведомление от 21.07.2021 № 06-09/54 об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

По результатам проверки Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2019, 22.06.2021, 05.08.2021.

Пенсионным фондом приняты решения от 17.07.2019 № 203S19190024027, от 30.07.2021 № 203S19210022427, от 14.09.2021 № 203S19210025610 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми должник привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 3 500 рублей.

В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций от 16.08.2019, 31.08.2021, 07.10.2021 со сроком исполнения до 03.09.2019, 20.09.2021, 26.10.2021.

Поскольку в добровольном порядке требования не исполнены, Отделение ПФР обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что страхователем изначально своевременно направлены предусмотренные сведения; у страхователя имеется возможность устранения их неполноты (недостоверности) путем направления корректирующих сведений

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско­-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Как установлено судами, сведения по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за отчетный период – март 2020 года представлены Обществом в Пенсионный фонд в отношении 7 застрахованных лиц в установленный срок. Данное обстоятельство Пенсионным фондом не оспаривается.

Согласно доводам заявления при анализе форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и расчетов по страховым взносам Пенсионным фондом в ходе проведения проверки выявлены несоответствия данных между представленными сведениями и результатами проверки, а именно: отчет по форме СЗВ-М за март 2020 года содержит сведения в отношении одного застрахованного лица (Осипова С.А.), при этом страхователем представлен отчет по форме СЗВ-КОРР (изменение отчета СЗВ-СТАЖ) на указанное застрахованное лицо.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N 58956, вступила в силу 27.07.2020).

Согласно пункту 40 данной Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

В настоящем случае при проведении сверки отчетностей представленных страхователем за 2020 год по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, Пенсионным фондом выявлены расхождения в отчетностях по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за рассматриваемый отчетный период, в связи с чем Пенсионным фондом в адрес страхователя было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Пенсионного фонда, страхователем представлены недостоверные сведения за отчетный период – март 2020 года.

Судом установлено, что уведомление о 21.07.2021 об устранении расхождений направлено страхователю по телекоммуникационным каналам связи 21.07.2021 и получено последним.

Вместе с тем, как справедливо отмечено судом, из указанного уведомления об устранении ошибок невозможно установить, в чем конкретно выразилось вмененное несоответствие сведений, представленных Обществом первоначально в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, поэтому у суда отсутствует возможность проверить выводы Пенсионного фонда, а, следовательно, установить правомерность обязанности страхователя по устранению недостатков.

При этом суд учитывает, что срок на представление дополняющих сведений законом не установлен.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку трудовые отношения между Обществом и Осиповым С.А. прекращены 28.02.2020, он застрахованным лицом в марте 2020 года не являлся, то в рассматриваемом случае Обществу не может быть начислена финансовая санкция по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Таким образом, отсутствуют основания для привлечения Общества к ответственности за вмененное правонарушение, в связи с чем финансовые санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за отчетный период – март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица в размере 500 руб., применены быть не могут.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с 01.01.2017 подлежат применению сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для признания страхователя невиновным в совершении рассматриваемого правонарушения. Доводы фонда о наличии формальных оснований для привлечения страхователя к ответственности не говорят о неверном применении судом норм материального права или несоответствии его выводов обстоятельствам дела.

На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 18 марта 2022 года, мотивированное решение от 11.04.2022) по делу № А50-969/2022, в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.Ю. Муравьева