НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 № 17АП-3340/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 0 /2015-АК

г. Пермь

17 апреля 2015 года                                                   Дело № А60-49332/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,

при участии:

от заявителя Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области (ОГРН 1116611000582, ИНН 6676000010) – Логинова Л.В., удостоверение, доверенность от 03.04.2015, Стихина И.В., удостоверение, доверенность от 03.04.2015;

от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Свердловской области  (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707 – Хазеева А.Ф., паспорт, доверенность от 15.12.2014;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 февраля 2015 года

по делу № А60-49332/2014,

принятое судьей Водолазской С.Н.,

по заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области

кТерриториальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области,

о признании недействительными предписания и представления,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 13 по Свердловской области (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными предписания от 27.10.2014 № 62-13-08/2044 и представления от 27.10.2014 № 62-13-08/2043.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что инспекцией был нарушен порядок учета основных средств, установленных Инструкцией № 157н, предписание от 27.10.2014 № 62-13-08/2044 соответствует закону и не нарушает прав и интересов инспекции. Также Управление не согласно с выводами арбитражного суда о том, что инспекцией не нарушено требование единства кассы, между тем, по мнению апеллянта, в случае возврата подотчетной суммы необходимо сначала восстановить кассовый расход по произведенным выплатам на лицевом счете, а затем представить заявку на новые расходы, что не было сделано инспекцией. Таким образом, нарушение бюджетного законодательства, допущенное инспекцией, заключалось, по мнению Управления, в расходовании бюджетных средств из кассы без учета операций на лицевом счете, что является нарушением принципа единства кассы, установленного ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ, следовательно, представление от 27.10.2014 № 62-13-08/2043 законно и также не подлежало отмене.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы. представитель инспекции в соответствии с письменным отзывом просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 25.08.2014 по 12.09.2014 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в отношении Межрайонной инспекции ИФНС России №13 по Свердловской области проведена плановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2013 годы.

В ходе проверки проверяющими установлено, что инспекцией  ненадлежащим образом исполнены полномочия по ведению бюджетного учета и формированию полной и достоверной бюджетной отчетности, что выразилось в не отражении в качестве объектов основных средств - структурированной кабельной системы и охранно-пожарной сигнализации; допущены нарушения принципа единства кассы, выразившиеся в использовании средств федерального бюджета на текущие выплаты из кассы, без предварительного восстановления этих средств на лицевой счет инспекции.

По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области было вынесено предписание от 27.10.2014№62-13-08/2044. (л.д. 17-19, т.1).

Согласно указанному предписанию инспекция в срок до 20.01.2015  должна: внести исправления в данные бюджетного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обеспечить учет основного средства (структурированной кабельной системы) на счете 010100000 «Основные средства»; внести исправления в данные бюджетного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обеспечить учет основного средства (охранно-пожарная сигнализация) на счете 010100000 «Основные средства»; заверенную копию оборотной ведомости по счету бюджетного учета 010100000 «Основные средства», бухгалтерские справки о постановке на учет объектов и инвентарные карточки учета основных средств по объектам представить в Территориальный отдел Росфиннадзора в Свердловской области.

27.10.2014 Управлением также заявителю направлено представление № 62-13-08/2043 с требованием к налоговому органу рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившихся в нарушении принципа единства кассы в связи с использованием средств федерального бюджета на текущие выплаты из кассы, без предварительного восстановления средств на лицевом счете, и принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем указанных нарушений, а также выявить и устранить причины и условия, способствовавшие их допущению. Срок исполнения – до 01.12.2014 (л.д. 20-25, т 1).

Не согласившись с вынесенными Управлением предписанием и представлением, инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений со стороны инспекции по ведению бюджетного учета и формированию полной и достоверной бюджетной отчетности, а также нарушения принципа единства кассы.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, заслушав представителей сторон, осудив доводы апелляционной жалобы и возражений против нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.

Управление является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (статья 268.1 БК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278).

На основании подпункта 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу части 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Частью 3 этой же статьи установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Основанием для выдачи оспариваемого предписания явились выводы по результатам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области за 2012-2013 годы, отраженные в акте проверки от 29.09.2014.

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений ст.ст. 162, 264.1 БК РФ, ст.ст. 13 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете, п.п. 4, 38, 45 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту Инструкция № 157н), п.п. 15, 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н (далее по тексту Инструкция № 191н),  инспекцией ненадлежащим образом исполнены полномочия по ведению бюджетного учета и формированию полной и достоверной бюджетной отчетности, выразившееся в не отражении объектов основных средств – структурированная кабельная система и охранно-пожарная сигнализация – на счете 10104000 «машины и оборудование» на суммы 1 230 400 руб. и 451 743,75 руб., соответственно, используемого инспекцией для служебных целей, и, соответственно искажение данных годовой бюджетной отчетности на 01.01.2014 (строка 010 баланса (ф.0503130).

Из материалов дела усматривается, что между Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области (заказчик) и ООО «Тэйк-Профит» (исполнитель) заключен  Государственный контракт от 11.11.2013 на выполнение работ по установке структурированной кабельной системы. Стоимость работ составила 1 230 400 руб. (л.д. 57-62, т. 1).

Предметом контракта является выполнение исполнителем по поручению заказчика работ по построению (установке) структурированной кабельной системы (далее по тексту - СКС) инспекции в соответствии с условиями контракта и техническим заданием (п.1.1.).

В цену контракта включена стоимость всех затрат исполнителя, необходимых для выполнения всего комплекса работ по настоящему контракту, в т.ч. стоимость приобретения, поставки и установки необходимых для монтажа СКС конструкций и материалов, поставляемых исполнителем в соответствии с техническим заданием.

В техническом задании к указанному контракту установлено назначение систем – системы предназначены для создания условий функционирования в части автоматизированных информационных процессов, слаботочных систем и обеспечения бесперебойного электропитания телекоммуникационного оборудования Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области (л.д. 65-71, т. 1).

Кроме того, между инспекцией (заказчик) и ООО «МСП Бизнес Мир» (исполнитель) заключен Государственный контракт от 03.12.2013 на выполнение работ по монтажу систем охранно-пожарной и тревожной сигнализации в здании Межрайонной ИФНС России № 13 по Свердловской области (л.д. 79-81). Стоимость работ составляет 451 743,75 руб.

Предметом контракта является выполнение исполнителем по поручению заказчика работы по монтажу систем охранно-пожарной и тревожной сигнализации в помещении инспекции в соответствии с условиями контракта, техническим заданием, рабочим проектом (п.1.1.).

Для проведения работ по монтажу структурно-кабельной сети (СКС) и охранно-пожарной сигнализации ( далее по тексту - ОПС) инспекции были выделены бюджетные ассигнования по статье КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг».

Указанные работы были заложены в бюджетную смету инспекции по подстатье 226 «Оплата прочих работ, услуг» в соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В соответствии с выделенным финансированием расходы по монтажу СКС и системы ОПС Инспекции в 2013 году списаны на счет 1 401 20 «Финансовый результат текущего года» по ст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

При этом из Акта проверки Управлением отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности инспекции за 2012-2013 г.г. от 29.09.2014 усматривается, что по состоянию на 01.01.2014, несмотря на наличие акта о приемке выполненных работ, СКС и ОПС на баланс инспекции не приняты.

По мнению Управления, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, СКС и аппаратура проводной связи оконечная и промежуточная, аппаратура систем пожарной сигнализации относятся к пятой и соответственно четвертой амортизационным группам, подлежат отражению в бюджетном учете в качестве основного средства на счете 10104000 «Машины и оборудование». Однако по состоянию на 01.01.2014 СКС и ОПС в составе объектов основных средств не числятся (л.д. 50-52, т.1).

По итогам проверки Управлением вынесено предписание от 27.10.2014 № 62-13-08/2044, из которого следует, что инспекцией ненадлежащим образом исполнены полномочия по ведению бюджетного учета и формированию полной и достоверной бюджетной отчетности, выразившееся в неотражении объектов основных средств СКС и ОПС на счете 010100000 «Основные средства».

Согласно доводам Управления инспекцией был нарушен порядок учета основных средств, установленный Приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция №157н).

Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами в силу следующего.

В соответствии со статьей 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 03.02.2011 N 19693) в составе баланса (форма 0503130) формируется справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, которая составляется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных в том числе по забалансовому счету 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" (коды строк 260 - 266).

Показатели отражаются в справке в составе баланса (форма 0503130) в разрезе показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5) (пункт 20 Инструкции N 191н).

В соответствии с пунктом 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов (пункты 41, 45 Инструкции N 157н).

В целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством, включая, в том числе: суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам; суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства; израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков)); иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор (пункт 47 Инструкции N 157н).

Как указано в письме  Минфина России от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212,  под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлены, в частности, такие основные понятия как линейно-кабельные сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи), линии связи (линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи), сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи): средства связи (технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями) и др.

Универсальная кабельная система или структурированная кабельная система - законченная совокупность кабелей связи и коммутационного оборудования, отвечающая требованиям соответствующих нормативных документов, является единой инженерной инфраструктурой здания  ("ГОСТ Р 53245-2008. Информационные технологии. Системы кабельные структурированные. Монтаж основных узлов системы. Методы испытания", утвержден Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 786-ст).

Из представленных в материалы дела государственного контракта от 11.11.2013, технического задания к нему, локального сметного расчета следует, что в результате проведенных работ смонтирована и размещена в здании учреждения структурированная кабельная система, включающая в себя кабели, коммутационные панели, телефонную панель, розеточные модули, настенные коробки, организатор кабельный, трубы ПВХ, кабельканалы и миниканалы, заглушки, стяжки, крепежи, телекоммуникационный шкаф.

В связи с особенностями размещения и подсоединения указанной системы, суд апелляционной инстанции не находит оснований полагать, что установленная СКС является обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, поскольку возможность ее отделения от места размещения без существенного ущерба как самой сети, так и объекту недвижимого имущества материалами дела не подтверждается.

При этом, в состав СКС, как усматривается из вышеперечисленных документов не входит дорогостоящее оборудование, аппаратура связи и конструктивные предметы которые могли бы быть приняты к учету как отдельные объекты.

Таким образом, в деле отсутствуют доказательства того, что СКС является основным средством, которое подлежит учету как самостоятельный объект на счете 010100000 «Основные средства».

Наличие указанного нарушения материалами дела не подтверждается, следовательно, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

В отношении выводов о необходимости принятия к учету в качестве основного средства системы охранно-пожарной и тревожной сигнализации оспариваемое предписание также не может быть признано обоснованным.

Как указано выше, согласно п. п. 41, 45 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, к группировке объектов основных фондов по подразделам.

Из представленного в материалы дела акта о приемке выполненных работ по монтажу систем охранно-пожарной и тревожной сигнализации от 23.12.2013 формы КС-2 следует, что в состав принятого оборудования входят блоки питания, аккумуляторы, клавиатура, извещатели, пульт управления и т.д.

Согласно разъяснениям Минфина РФ, содержащимся в письмах от 24.10.2013 № 02-06-10/45052, от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, учитывая, что системы охранно-пожарной сигнализации состоят из конструктивных предметов, имеющих, как правило, разный срок полезного использования, в том числе существенно отличающийся от срока полезного использования здания, в котором они установлены, отдельные элементы систем охранно-пожарной сигнализации, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты.

Однако, в ходе проведения проверки вопрос о необходимости отражения отдельных элементов ОПС в качестве самостоятельных инвентарных объектов не исследовался, вывод проверяющих основан только на Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2002.

При этом данная классификация, как следует из текста Постановления Правительства РФ, ее утвердившего, принята в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса  и может использоваться для целей бухгалтерского учета, то есть применение указанной классификации в целях бухгалтерского учета бюджетных организаций не является императивным требованием законодателя.

Таким образом, в указанной части предписание также правомерно признано судом недействительным.

Кроме того, сведения о наличии в здании систем ОПС и СКС отражаются в инвентарной карточке учета основных средств (форма 0504031) по зданию, в котором установлены указанные системы, в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

В материалы дела представлена инвентарная карточка объекта основных средств - административного здания, в соответствующем разделе которой имеется указание на наличие пожарной и охранной сигнализации (1995г.) и локальной вычислительной сети (1989г.).

Из пояснений представителей инспекции следует, что ранее существующие системы были заменены на новые с первоначальной установкой, переключением и последующим демонтажом предыдущих.

Изложенное свидетельствует о том, что у проверяемого лица ранее были приняты к учету в качестве характеризующих здание соответствующие системы, при этом, нарушений порядка учета ранее не выявлялось.  

В ходе проверки данные факты также не установлены, не оценены,  вмененное нарушение описано в акте проверки безотносительно к приведенным обстоятельствам.

При этом,  суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что финансирование бюджетного учреждения в части оплаты работ по договору на монтаж СКС И ОПС осуществлено распорядителем бюджетных средств по статье 226 «Прочие работы, услуги», доказательств финансирования инспекции по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в материалах не имеется.

Таким образом, Управлением не доказано нарушение инспекцией требований ст. 264.1 БК РФ, искажение ей бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что инспекция обязана была увеличить стоимость основного средства – административного здания - в связи с модернизацией СКС и ОПС отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данный вывод противоречит основаниям для вынесения оспариваемого предписания и его требованиям, подобного нарушения в ходе проверки не выявлено.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции находит верным выводы арбитражного суда о том, что  предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 27.10.2014 №62-13-08/2044 является  незаконным.

Иного Управлением в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.

Основанием для вынесения оспариваемого представления от 27.10.2014 № 62-13-08/20143, как указано выше, явились выводы, приведенные в акте проверки, о нарушении инспекцией бюджетного законодательства, выразившегося в нарушении принципа единства кассы в связи с использованием средств федерального бюджета на текущие выплаты из кассы, без предварительного восстановления средств на лицевом счете.

Из представления следует, что в качестве правовых оснований указаны ст. 38.2, п. 4 ст. 161, ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ.

В силу ст. 6 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджета в представляет собой проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Согласно ст. 38.2 БК РФ принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 241.1 БК РФ при кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;

органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (ч. 3 ст. 242 БК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Из представленных в материалы дела доказательств не усматривается ни одного нарушения вышеперечисленных правил.

При этом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что обстоятельства совершения правонарушения в акте проверки не отражены.

Из содержания акта проверки и оспариваемого представления следует , что проверяющими вменено учреждению нарушение принципа единства кассы, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на текущие выплаты из кассы учреждения без предварительного восстановления этих средств на лицевой счет инспекции.

Из пояснений сторон и апелляционной жалобы следует, что под указанным нарушением контролирующий орган понимает выдачу денежных средств работнику учреждения из кассы учреждения за счет средств, поступивших в этот же день от возврата неиспользованных остатков подотчетных сумм иных работников.

Однако, указанный вывод основан на неверном толковании законодательства.

Принцип единства кассы, закрепленный в ст. 38.2 БК РФ, определяет исполнение бюджета с единого счета, и не регламентирует порядок ведения кассовых операций конкретным бюджетным учреждением.

В соответствии с пунктом 167 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, учреждения при оформлении и учете кассовых операций должны руководствоваться порядком ведения кассовых операций, установленным Банком России.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации до 01.01.2014 был определен Положением Банка России от 12.10.2011 N 373-П для организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, в связи с тем, что порядок его ведения относится к компетенции Банка России.

Нарушений Порядка ведения кассовых операций в ходе проверки не установлено.

При этом, указанный документ не содержит требования об обязательном зачислении наличных денежных средств, поступивших в кассу от подотчетных лиц в течение рабочего дня, на лицевой счет казначейства, с целью получения в этот же день наличных средств со счета с целью выдачи иным подотчетным лицам.

Законодателем установлен лишь лимит наличных денежных средств, хранящихся в кассе учреждения (п.1.2 Порядка).

 В ходе ревизии установлено, что бюджетные средства инспекцией использовались исключительно через лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, превышения лимита остатка кассовой наличности в кассе не установлено.

Таким образом, у Управления отсутствовали законные основания, предусмотренные ст. 283 БК РФ, для принятия представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, так как неправомерного расхода денежных средств федерального бюджета инспекцией допущено не было.

С учетом изложенных обстоятельств апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 февраля 2015 года по делу № А60-49332/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области

Председательствующий

Судьи

Г.Н.Гулякова

Е.Е.Васева

Н.М.Савельева