НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 № 17АП-4891/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 1 /2015-АК

г. Пермь

19 мая 2015 года                                                   Дело № А71-11043/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.

судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от истца открытого акционерного общества "Ижнефтемаш" (ИНН 1835012826, ОГРН 1021801650804) – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Управления образования Администрации г. Ижевска (ИНН 1835071412, ОГРН 1061841045860)  - не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики (ИНН 1831098082, ОГРН 1041800265748)  - не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца открытого акционерного общества "Ижнефтемаш"

на решение   Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2015 года по делу № А71-11043/2014,принятое  судьей М.В. Лиуконен

по искуоткрытого акционерного общества "Ижнефтемаш" 

к 1) Управлению образования Администрации г. Ижевска, 2) Министерству образования и науки Удмуртской Республики

о взыскании 389 760 руб. убытков,

установил:

Открытое акционерное общество "Ижнефтемаш" (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Управлению образования Администрации г. Ижевска (далее – ответчик, Управление),  Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее – ответчик, Министерство) о взыскании 389 760 руб.  убытков.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2015 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы истец указывает на подтверждение материалами дела факта причинения убытков неправомерными действиями ответчика и размер убытков. Ответчик должен был максимально обеспечить выполнение правовых актов, на основании которых в его обязанности входит предоставление муниципальной услуги "частичное возмещение (компенсация) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря". Порядок административных процедур и действий, устанавливающих стандарт предоставления услуги по частичному возмещению (компенсации) стоимости путевки в детский загородный оздоровительный лагерь, не предусматривает проведения Управлением образования каких - либо самостоятельных форм торгов. Правила предоставления субсидий, а также Положение об организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей, утвержденных Постановлением Правительства УР от 28.12.2009 № 382 также не предусматривают порядок проведения торгов при частичном возмещении (компенсации) стои­мости путевки.

Ответчиками письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Стороны,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,в соответствии с Положением «Об организации и обеспечении оздоровления и отдыха де­тей в УР», утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 382, организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республи­ки, утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 382 (далее – Правила), предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образо­ваний.

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюд­жетам муниципальных образований, утв. Постановлением Правительства УР от 28.12.2009 № 382, субсидии предоставляются при условии наличия средств в бюджете муниципального обра­зования и наличия нормативного правового акта в муниципальном образовании, предусматривающего порядок выдачи путевок и механизм финансирования оплаты путевок для детей с учетом частичного возмещения затрат (компенсации) за счет средств родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретающих пу­тевки в лагеря для отдыха в течение года.

Нормативным правовым актом Муниципального образования «город Ижевск», регулирующим вопросы предоставления частичной компенсации является Административный регламент муниципальной услуги по предоставлению частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от 29.06.2012 года № 651.

В соответствии с п. 2.2 Регламента органом, ответственным за организацию предоставления муниципальной услуги является Управление образования.

В 2013 году выделено 64 путевки детям работников ОАО «Ижнефтемаш», учащихся и воспитанников образовательных учреждений города Ижевска.

ОАО «Ижнефтемаш» были заключены договоры купли-продажи путевок с детскими оздоровительными лагерями для детей работников ОАО «Ижнефтемаш» на 2013 год. Общая стоимость путевок, оплаченная ОАО «Ижнефтемаш», составляет 974 900 руб.

В исполнение пункта 3.1.2. Административного регламента Истец надлежащим образом выполнил свою обязанность по предоставлению заявки до 31.03.2013 года (а именно 29.03.2013 года) на муниципальную услугу «Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря» за 2013 год на сумму 389 760 руб.

В ответ на данную заявку в адрес Истца поступило уведомление № 4090 от 29.11.2013 о том, что согласно п. 2.8. Административного регламента муниципальной услуги «Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря» ОАО «Ижнефтемаш» отказано в вышеуказанной муниципальной услуге по причине отсутствия субсидий из бюджета Удмуртской Республики.

Истец, указывая на то, что обществу причинены убытки в виде реально понесенных расходов в сумме 389 760 руб., обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска, в виду отсутствия совокупности условий, при наличии которых требование о взыскании 389 760 руб. убытков подлежало бы удовлетворению.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу способов защиты гражданских прав, в том числе отнесены присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, самозащита права, прекращение или изменение правоотношения и иные предусмотренные законом способы.

Согласно п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

По общему правилу убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также наличие и размер понесенных убытков, то есть расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом в предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.

Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.

Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П, определении от 04.06.2007 N 320-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможности судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации). Физические и юридические лица, приобретая и осуществляя своей волей и в своем интересе свои гражданские права, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации).

Согласно положению об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 организация оздоровления и отдыха детей осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели в законе о бюджете Удмуртской Республики, а также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством, либо за счет субсидий из федерального бюджета, направленных на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей, в порядке, определяемом федеральным законодательством, и за счет средств из бюджета Удмуртской Республики (п. 7 и 8 Положения).

Утвержденными Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 Правилами установлен порядок и условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на следующих условиях:

1)наличие средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время;

2) наличие нормативного правового акта в муниципальном образовании, предусматривающего порядок выдачи путевок, механизм финансирования оплаты путевок для детей в оздоровительные организации с учетом частичного возмещения затрат (компенсации) за счет средств родителей (законных представителей), работодателей и иных лиц, самостоятельно приобретавших путевки в лагеря для отдыха в течение года.

Пунктом 5 Правил установлено, что органы местного самоуправления до 15 февраля текущего года для определения размера субсидии представляют в Министерство образования и науки Удмуртской Республики заявку на предоставление субсидии с приложением:

1) информации о планируемых мероприятиях по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время;

2) информации об объемах средств местного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в каникулярное время в текущем финансовом году, а также планируемых средств за счет родителей (законных представителей), работодателей, благотворительных организаций и иных внебюджетных источников;

3) информации о необходимом объеме субсидии;

4) нормативного правового акта, указанного в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики по итогам рассмотрения представленных заявок и приложенных к ним документов разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект Постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидий между муниципальными образованиями.

Субсидии предоставляются при наличии соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и соответствующим органом местного самоуправления, и Постановления Правительства Удмуртской Республики о распределении субсидии (п. 6 и 7 Правил).

Постановлением администрации Балезинского района от 01.11.2012 N 1557 утвержден регламент муниципальной услуги "Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря".

Предметом регулирования данного регламента является организация частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря в целях упорядочения взаимодействия участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги по осуществлению мероприятий, связанных с предоставлением выплат с целью частичной компенсации стоимости путевок в загородные лагеря для обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений Балезинского района, приобретенных для своих детей родителями (законными представителями), а также предприятиями (организациями) в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, последовательности административных процедур и административных действий Управления образования Администрации муниципального образования "Балезинский район".

В соответствии с п. 1.2 регламента заявителями предоставления муниципальных услуг могут быть:

- юридические лица - общеобразовательные школы, предприятия и учреждения МО "Балезинский район";

- физические лица - родители (законные представители) учащихся и воспитанников образовательных учреждений МО "Балезинский район" в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно.

Нормативным правовым актом Муниципального образования «город Ижевск», регулирующим вопросы предоставления частичной компенсации является Административный регламент муниципальной услуги по предоставлению частичного возмещения (компенсации) стоимости  путевки для детей  в загородные детские оздоровительные лагеря, утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от 29.06.2012 года № 651.

В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.2 Административного регламента юридическим фактом для начала административной процедуры является подача в Управление образования заявки заявителем на частичное возмещение (компенсацию) стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря.

Заявки на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря принимаются до 31 марта текущего года (заявочная кампания).

Согласно п. 3.2.3 Административного регламента документы на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, представленные заявителем до 31 марта текущего года, рассматриваются специалистами Управления образования в порядке очередности поступления заявок от заявителей в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемах финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях.

Документы на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, представленные заявителем после окончания срока заявочной кампании, рассматриваются специалистами Управления образования при наличии денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях, в порядке очередности поступления заявок от заявителей.

В соответствии с п.3.2.4 Административного регламента результатом административной процедуры является информирование заявителя о необходимости подписания соглашения об осуществлении взаимодействия детей в каникулярное время.

Согласно п.3.3.1 Административного регламента юридическим фактом для начала административной процедуры является получение Управлением образования подписанного заявителем соглашения об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярное время.

Из материалов дела следует, что 29.03.2013 истец  направил ответчику заявку на предоставление муниципальной услуги  «Предоставление частичного возмещения  (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря за 2013 год на сумму 389760 руб.

Таким образом, на момент оплаты истцом путевок и начала летнего отдыха у ответчика имелась лишь заявка истца.

 Из материалов дела не усматривается, что между сторонами было подписано соглашение об осуществлении взаимодействия детей в каникулярное время.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что обязательств по предоставлению субсидий у ответчика не возникало.

Кроме того, согласно п. 3.2.3 Административного регламента документы на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, представленные заявителем до 31 марта текущего года, рассматриваются специалистами Управления образования в порядке очередности поступления заявок от заявителей в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемах финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях.

В силу п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства УР от 28.12.2009  № 382, субсидии предоставляются при наличии средств в бюджете муниципального образования на финансирование организации отдыха детей в каникулярное время.

Доводы истца о неправомерности выставления суммы, выделенной на организацию отдыха в каникулярное время, на торги судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку данные доводы не могут быть оценены в рамках рассматриваемого спора.

Доказательств наличия денежных средств в бюджете муниципального образования на момент обращения с проектом договора материалы дела не содержат.

Правовых оснований для взыскания распределенных денежных средств в качестве убытков с муниципального образования истцом не приводится, судом апелляционной инстанции не установлено.

Неправомерность действий муниципального образования в данной части истцом не оспаривается ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций. Указание истца на неисполнение ответчиком обязанности по максимальному обеспечению выполнения правовых актов судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, как документально не подтвержденное.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание истца на то, что он со своей стороны так же должен был осуществить необходимые действия в установленный срок с целью получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 и Регламентом муниципальной услуги "Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря".

В рассматриваемом случае, суд первой инстанции верно указал, что истец не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении взаимодействия с муниципальным образованием по частичному возмещению стоимости путевок и не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска, ввиду отсутствия совокупности условий, при наличии которых требование о взыскании убытков подлежало бы удовлетворению (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы общества об обратном подлежат отклонению на основании вышеизложенного.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2015 года по делу № А71-11043/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Е.В.Васильева

Н.М.Савельева