ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-970/2022-АК
г. Пермь
16 марта 2022 года Дело № А60-51070/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества «Свердловскавтодор»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 декабря 2021 года
по делу № А60-51070/2021
по заявлению акционерного общества «Свердловскавтодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы поВерх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>, сокращенное наименование – ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга)
третьи лица: Межрайонная ИФНС России № 26 по Свердловской области, Межрайонная ИФНС России № 24 по Свердловской области
об обязании возвратить излишне уплаченный налог в сумме 475 748 руб.,
установил:
ОАО «Свердловскавтодор» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2017 год в сумме 475 748 рублей (352 968 руб. – по земельному участку с кадастровым номером 66:35:0103001:59; 122 780 руб. – по земельному участку с кадастровым номером 66:18:1101005:41).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицу стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав, когда он стал способен осуществлять защиту нарушенного права в суде. Общество приобрело право на возврат излишне уплаченной суммы земельного налога с даты вступления в силу решения суда по делу №3а-177/2021, то есть с 01.07.2021.
ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с доводами апелляционной жалобы не согласилась по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС России № 26 по Свердловской области и Межрайонная ИФНС России № 24 по Свердловской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела (решения Свердловского областного суда от 01.06.2021 по делу № За-177/2021, вступившего в законную силу 06.07.2021), АО «Свердловскавтодор» является собственником следующих земельных участков:
земельного участка площадью 103 685 кв.м, кадастровый номер 66:35:0103001:59, местонахождение: Свердловская область, г. Березовский, Западная промзона, дом 17 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.07.2011);
земельного участка площадью 148 659 кв.м, кадастровый номер 66:18:1101005:41, местонахождение: <...> (свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2011).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.09.2015 № 2588 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0103001:59 определена в размере 109 486 175,75 рублей по состоянию на 01.01.2015, а земельного участка с кадастровым номером 66:18:1101005:41 – в размере 18 145 317,54 рублейпо состоянию на 01.01.2012.
Общество обратилось 23.09.2020 и 05.10.2020 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе по вышеуказанным земельным участкам.
Решениями данной комиссии от 14.10.2020 заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонены.
02.12.2020 после устранения замечаний обществом поданы повторные заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Уведомлениями от 08.12.2020 обществу отказано в принятии заявлений, поскольку они поданы после внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения новой кадастровой стоимости (утвержденных Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.10.2020 № 3333).
Общество обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Решением Свердловского областного суда от 01.06.2021 по делу №3а-177/2021 административный иск АО «Свердловскавтодор» удовлетворен; в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:35:0103001:59 установлена «архивная» кадастровая стоимость 85 955 000 рублей на период с 24.10.2015 по 31.12.2020; в отношении земельного участка 66:18:1101005:41 установлена «архивная» кадастровая стоимость 9 960 000 рублей на период с 03.02.2015 по 31.12.2020.
При этом указанным судебным актом также установлено, что датой обращения с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 66:35:0103001:59 считается 23.09.2020, а земельного участка 66:18:1101005:41 – 05.10.2020.
После вступления 06.07.2021 судебного акта в законную силу общество направило в налоговые органы по месту нахождения земельных участков (Межрайонная ИФНС России № 26 по Свердловской области, Межрайонная ИФНС России № 24 по Свердловской области) уточненные декларации по земельному налогу за 2017 год, которыми заявило об уменьшении подлежащего уплате налога, в том числе по земельному участку 66:35:0103001:59 на 352 968 руб. ((109 486 175,75 – 85 955 000)*1,5%), по земельному участку 66:18:1101005:41 – на 122 780 руб. ((18 145 317,54 – 9 960 000)*1,5%).
Обществом заявлено о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:35:0103001:59 в сумме 352 968 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:18:1101005:41 в сумме 122 780 рублей.
16.08.2021 общество обратилось в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлениями о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2017 год в общей сумме 475 748 рублей, из них 352 968 руб. – по земельному участку 66:35:0103001:59 (код ОКТМО 65731000), 122 780 руб. – по земельному участку 66:18:1101005:41 (код ОКТМО 65716000).
Инспекцией приняты решения от 30.08.2021 №№ 20547, 20531 об отказе в возврате земельного налога (л.д.17-18) в связи с истечением трех лет со дня уплаты налога, со ссылкой на пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2017 год в сумме 122 780 руб. и 352 968 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что пересчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса (в том числе земельного), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ). Уточненные декларации по земельному налогу за 2017 год представлены налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока, установленного для их представления, в связи с чем отраженные в этих декларациях данные не были учтены налоговыми органами, перерасчет налога не производился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389).
Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Аналогичная норма предусмотрена частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Статья 52 Кодекса не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы. С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права (письмо ФНС России от 27.07.2021 № СД-4-21/10567@).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, по его письменному заявлению, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, содержащаяся в статье 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.04.2010 № 17372, само понятие момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
В рассматриваемом случае о переплате земельного налога за 2017 год налогоплательщик мог узнать только в 2021 году, после вступления в законную силу решения Свердловского областного суда от 01.06.2021 по делу № 3а-177/2021, которым кадастровая стоимость земельных участков была установлена в размере, равном их рыночной стоимости. При этом датой обращения с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости решением суда установлено считать 23.09.2020 и 05.10.2020 (для участков с кадастровыми номерами 66:35:0103001:59 и 66:18:1101005:41 соответственно). До пересмотра кадастровой стоимости комиссией при Управлении Росреестра или судом у заявителя отсутствовала объективная возможность для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Отсутствие у налогового органа полномочий по возврату налогоплательщику налога на основании заявления, поданного по истечении трех лет со дня уплаты этого налога, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате налога в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку общество обратилось в арбитражный суд за возвратом налога в течение 3 лет со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В исковом заявлении общество указало на излишнюю уплату земельного налога за 2017 год в сумме 475 748 рублей. Налоговый орган данный факт не оспорил, своих сведений (расчетов) по налоговым обязательствам общества за 2017 год не представил. В решениях об отказе в возврате излишне уплаченного налога от 30.08.2021 налоговый орган сослался исключительно на пропуск налогоплательщиком 3 лет со дня уплаты этого налога (л.д.17-18).
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, требования общества о возврате излишне уплаченного налога в размере 475 748 рублей удовлетворить.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Так как требования общества удовлетворены полностью, его расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 12 515 руб. и апелляционной жалобе в размере 3000 рублей следует взыскать с ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2021 года по делу № А60-51070/2021 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга возвратить акционерному обществу «Свердловскавтодор» излишне уплаченный земельный налог за 2017 год в размере 475 748 рублей.
Взыскать с ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Свердловскавтодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 515 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.В. Васильева
Судьи
Г.Н. Гулякова
Е.М. Трефилова