ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 81 /2021-АК
г. Пермь
17 декабря 2021 года Дело № А50-6686/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, паспорт, доверенность от 18.03.2021, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю – ФИО3, служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 сентября 2021 года
по делу № А50-6686/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании незаконными действий при осуществлении контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, в связи с неправильным исчислением имущественного налога по объекту и отказом в перерасчете налога, отраженным в письме от 19.01.2021 № 09-12/00507,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края
с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий при осуществлении контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, в связи с неправильным исчислением имущественного налога по объекту и отказом в перерасчете налога, отраженным в письме от 19.01.2021 № 09-12/00507.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее – Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2021 года требования индивидуального предпринимателя ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в порядке апелляционного производства; просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что является собственником нежилого помещения – офиса, расположенного в многоквартирном доме, в котором нежилые помещения составляют 10%, поэтому к ней не может быть применен подпункт 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс). Объект недвижимости не соответствует пункту 3 статьи 378.2 НК РФ (который устанавливает характеристики объекта недвижимости в целях применения статьи 378.2 НК РФ), который носит императивный характер и не позволяет субъекту Российской Федерации самостоятельно менять эти характеристики объекта в целях применения статьи 378.2 НК РФ. Суд первой инстанции не применил пункт 3 статьи 378.2 НК РФ, подлежащий применению. ФИО1 ни как физическое лицо, ни как предприниматель субъектом права главы 30 НК РФ не является, поэтому применение к ней статьи 378.2 НК РФ незаконно. Спорное нежилое помещение не является объектом права (объектом налогообложения) в понимании статьи 378.2 НК РФ. По мнению заявителя, вина в непомерном увеличении налогового бремени лежит на налоговом органе в силу статьей 32 и 85 НК РФ. Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, заявитель настаивает на невозможности увеличения налогового бремени физического лица более чем в 2-3 раза в связи с применением при расчете на имущество кадастровой стоимости вместо инвентарной на один и тот же объект налогообложения. Налог на имущество, подлежащий уплате ФИО1 за 2019 год, увеличился по сравнению с 2018 годом почти в 100 раз (с 752 руб. до 71 492 руб.).
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, заявил ходатайство о приостановлении судебного разбирательства по делу до вступления в силу судебного акта по делу №3а-1057/2021, которое подлежит рассмотрению в Пермском краевом суде, а также ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора аренды от 26.03.2019, распечатки с интернет-сайта.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы отзыва на жалобу.
Ходатайство заявителя о приостановлении производства по делу до вступления в силу судебного акта по делу №3а-1057/2021 рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено, поскольку невозможность рассмотрения арбитражным судом настоящего дела до разрешения дела №3а-1057/2021 не установлена (пункт 1 части 1 статьи 143 АПК РФ). В рамках настоящего дела суд проверяет законность действий налогового органа по начислению налога на имущества в сумме 71492 руб., предъявленного в налоговом уведомлении от 01.09.2020 №76096548, а также по отказу в его перерасчете по заявлению предпринимателя, изложенному в письме от 19.01.2021 № 09-12/00507. Возможное признание Пермским краевым судом недействующим Постановления Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» на оценку законности действий инспекции, совершенных 19.01.2021 и ранее, не повлияет.
Ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора аренды от 26.03.2019 отклонено, так как заявитель апелляционной жалобы не обосновал невозможность представления доказательства в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК РФ). Представленная заявителем распечатка не позволяет установить источник получения сведений (адрес интернет-сайта не указан), в связи с чем в ее приобщении также отказано.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ИП ФИО1 с 10.06.2013 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 59:32:0890001:8131, расположенного по адресу: <...> (номера помещений на поэтажном плане 55-61), общей площадью 131,1 кв. м. Нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома. Общая площадь жилых помещений в МКД – 7459,50 кв. м, нежилых – 2039 кв. м (л.д.22-30). Кадастровая стоимость объекта 59:32:0890001:8131 на 01.01.2019 составляет 4 468 244,59 руб. (л.д.104).
Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» объект с кадастровым номером 59:32:0890001:8131 включен в Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (таблица 2, № п/п 737) (далее – Перечень).
В адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76096548, в котором отражены расчеты подлежащих уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год (л.д.13).
По спорному объекту размер подлежащего уплате налога составил 71 492 руб. (4 468 244,59 руб. *1,6%). Ставка 1,6% применена в связи с тем, что нежилое помещение с кадастровым номером 59:32:0890001:8131 включено в Перечень.
По результатам рассмотрения поступившего в инспекцию обращения заявителя в его адрес направлено письмо от 19.01.2021 № 09-12/00507, отражающее разъяснение по спорной ситуации.
Не согласившись с действиями инспекции по исчислению налога на имущество физических лиц в таком размере, после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 400 Кодекса определено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2021, предусматривалось, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
В соответствии со статьей 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей (пункт 1).
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено этим пунктом (пункт 2).
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3).
В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных этой статьей (пункт 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 этой статьи (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 406 Кодекса закреплено, что ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 этой статьи.
Согласно пункту 2 статьи 406 Кодекса в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 этого пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2020, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как уже указано судом, данный перечень в Пермском крае на 2019 год утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 №756-п.
Решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района от 23.11.2017 № 51 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Лобановское сельское поселение» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии
с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая ставка на 2019 год установлена
в размере 1,6 процента.
Поскольку заявитель по настоящему делу является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером 59:32:0890001:8131, включенного в Перечень, и кадастровая стоимость данного имущества на 01.01.2019 составляет 4 468 244,59 руб., налоговый орган правомерно предъявил заявителю к уплате налог в сумме 71 492 руб. (4 468 244,59 руб. *1,6%).
Оспаривая правильность начисления налога, заявитель настаивает на отсутствии предусмотренных Кодексом оснований для включения спорного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, как верно указано судом, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в такой перечень включаются нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо оно фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Таким образом, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Соответствующие правовые позиции отражены также в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2019 № 84-АПА19-19.
Из представленных в дело кадастрового и технического паспорта на спорное нежилое помещение следует, что оно является нежилым, предназначено для использования под офис. Более того, по данным ЕГРН, с 18.04.2019 данное помещение сдается в аренду коммерческой организации (зарегистрировано обременение в виде договора долгосрочной аренды помещения).
Доводы заявителя о том, что площадь нежилых помещений составляет менее 20% площади всех помещений МКД, значения не имеют, поскольку, как верно указано судом, в пункте 5 статьи 378.2 НК РФ речь идет о 20 процентах от площади спорного помещения. Кроме того, в настоящем случае назначение помещения подтверждается сведениями ЕГРН или документами технического учета, в связи с чем доказывать его фактическое использования нет необходимости.
Пункт Перечня № 576-п, содержащий сведения о принадлежащем заявителю объекте (офисном помещении), как и решение Совета депутатов Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района
от 23.11.2017 № 51 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Лобановское сельское поселение» недействующими не признаны.
Предусмотренные пунктом 8 статьи 408 НК РФ понижающие коэффициенты применению в данном случае не подлежат в силу прямого указания на это в последнем абзаце приведенного акта.
То, что предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), значения не имеет, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).
Неожиданное для предпринимателя увеличение размера налога на имущество, подлежащего уплате за 2019 год, по сравнению с предшествующими периодами не может являться основанием для освобождения от уплаты законно установленного налога. Кроме того, по мнению апелляционного суда, с учетом принятия нормативных актов, которыми в Пермском крае введена налоговая база в виде кадастровой стоимости, до 01.01.2019, а также установленного Кодексом срока уплаты налога (01.12.2020), у предпринимателя было достаточно времени для планирования расходов, связанных с увеличением налогового бремени. Кадастровая стоимость имущества заявителем не оспаривается.
На основании изложенного в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 300 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2021 года по делу № А50-6686/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 08.10.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | Е.В. Васильева | |
Судьи | И.В. Борзенкова | |
Е.Ю. Муравьева |