НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 № 17АП-8420/2022-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8420/2022-АКу

г. Пермь

13 сентября 2022 года Дело № А50-5004/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Васильевой Е.В.

рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края

от 09 июня 2022 года,

принятое в порядке упрощенного производства

по делу № А50-5004/2022

по иску Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002 ИНН 5904100537)

к обществу с ограниченной ответственностью «Золушка» (ОГРН 1025901711505, ИНН 5911004383)

о взыскании излишне выплаченного пособия в размере 1197,02 руб.,

установил:

Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью «Золушка» (далее – ответчик, общество) с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченного пособия в сумме 1197,02 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2022 года (резолютивная часть решения от 04 мая 2022 года) по делу № А50-5004/2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке, просит, решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что суд неполно выяснил обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению фонда, именно необоснованные действия ООО «Золушка» по направлению реестра сведений для оплаты листка нетрудоспособности с указанием недостоверной информации о размере районного коэффициента, повлекли излишнюю выплату застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности. Согласно действующему законодательству в фонд направляются только реестры сведений, содержащие информацию для назначения и выплаты пособия, все документы, являющиеся основанием для назначения пособия, в том числе подтверждающие наличие трудовых отношений, обоснованность применения районного коэффициента, хранятся у страхователя и посмотреть их страховщик может исключительно при проведении проверки в отношении уже произведенных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности на основании представленных страхователем реестров. Учитывая установленные сроки для выплаты пособий застрахованному лицу (7 календарных дней), предоставление страхователями только реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, фонд не имеет ни обязанности, ни возможности провести анализ поступивших сведений.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представил.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела на основании Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 № 402 (далее – Временные правила № 402) общество направило в фонд в электронном виде реестр сведений от 23.04.2020 для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Бояринцевой Т.В. В графе 42 реестра содержалась информация о районном коэффициенте – 1,50.

На основании указанных сведений фондом произведен расчет и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в размере 6 671,50 руб., исходя из районного коэффициента 1,5.

В последующем фондом выявлено неверное указание страхователем подлежащего применению при расчете пособия по временной нетрудоспособности районного коэффициента (1,50 вместо 1,15).

В результате перерасчета пособия по временной нетрудоспособности фондом установлена его переплата в сумме 1197,02 руб.

По факту выявления указанного обстоятельства и на основании выводов о переплате средств внебюджетного фонда по вине ответчика в адрес страхователя направлено претензионное письмо о возмещении ущерба, неисполнение которого обусловило обращение фонда в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно статье 6 Федерального закона Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее также - Закон № 165-ФЗ) организации любой организационно-­правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.

Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Исходя из части 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Частью 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страховогообеспечениязастрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

В статье 9 Закона № 255-ФЗ исчерпывающе перечислены периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, и основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, в связи с чем фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статьи 11, 22 Закона № 165-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Согласно статье 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 1).

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

В пункте 8 части 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщику предоставлено право обратиться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Исходя из пункта 1 действующих в спорный период Временных правил № 402 ими определялись порядок оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в возрасте 65 лет и старше в период нахождения на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 3 Временных правил № 402 назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, сформированного и размещенного в информационной системе Фонда социального страхования Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, уполномоченной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Временных правил № 402 страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных направляет в Фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

На основании пункта 5 Временных правил № 402 перечень застрахованных лиц должен был содержать следующую информацию в отношении каждого застрахованного лица: - фамилия, имя, отчество (при наличии); - дата рождения; - адрес места жительства (места пребывания, фактического нахождения); - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пунктами 6 и 7 Временных правил № 402 определялось, что в течение одного рабочего дня со дня получения перечня застрахованных лиц и документов (сведений), указанных в пункте 4 настоящих Временных правил, Фонд осуществляет идентификацию застрахованных лиц, указанных в перечне застрахованных лиц, и проверку факта их трудоустройства у страхователя, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации. После завершения идентификации застрахованных лиц и подтверждения факта их трудоустройства у страхователя Фонд в течение одного рабочего дня обеспечивает передачу данных о застрахованных лицах в уполномоченную медицинскую организацию.

Уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от Фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 7 Временных правил № 402, с кодом «03». Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя (пункты 8, 9 Временных правил № 402).

Пунктами 9 и 10 Положения № 294 установлено, что выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).

Пунктом 16 Положения №294 также установлено, что занепредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что общество во исполнение своих обязательств перед застрахованным лицом направило в фонд сведения о Бояринцевой Т.В. для оформления листка нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Пособие в размере 6671,50 руб. исчислено фондом, в том числе с учетом информации, отраженной в графе 42 указанных реестров, о районном коэффициенте – 1,50 (Тюменская область - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга, Мурманская область и пр.).

Проверив, содержащуюся в реестрах сведений информацию, фондом произведен перерасчет подлежащего выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности исходя из районного коэффициента, установленного на территории Пермского края – 1,15.

При этом из представленных фондом документов не следует, что основанием для произведенного страховщиком перерасчета послужили поступившие от страхователя новые документы, которые ранее не исследовались и не оценивались.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что на момент принятия решения о выплате спорного пособия фонд располагал сведениями о застрахованном лице Бояринцевой Т.В., как фактически осуществляющей трудовую деятельность на территории Пермского края (районный коэффициент 1,15). Соответственно основания для применения районного коэффициента 1,50 приисчислении пособияповременнойнетрудоспособности, несмотря на указание такового в реестре сведений, переданных работодателем, у истца отсутствовали.

Как верно отмечено судом, фонда, как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязан был провести анализ поступивших сведений и исключить выплату пособия застрахованному лицу с учетом указанного в реестрах сведений районного коэффициента, размер которого явно не соответствует применяемому в местности осуществления страхователем деятельности (Пермский край).

В нарушение приведенных норм права анализ указанным сведениям истцом не давался, дополнительная информация у ответчика не уточнялась, в основу принятого решения о величине подлежащего применению районного коэффициента и последующей выплаты истец положил исключительно сведения, отраженные страхователем в реестре от 23.04.2020.

Вместе с тем, такой подход к выполнению страховщиком возложенных на него публичных функций прямо противоречит закрепленным Законом № 255-ФЗ нормативным установлениям, поскольку позволяет контролирующему органу не исполнять возложенные на него обязанности и, в случае отражения страхователем в графе 42 реестра сведений любых иных цифровых значений (5, 10, 15 и т.д.), выплачивать пособия в заведомо необоснованных размерах, что недопустимо.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел причинно-­следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных фондом сумм пособия.

Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами суда, равно как и для их переоценки, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.

Все обстоятельства дела и доводы были предметом исследования суда первой инстанции, чему в решении дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2022 года по делу № А50-5004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.В. Васильева