НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 № 17АП-8921/2023-ГК





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-8921/2023-ГК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2023 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей  Дружининой Е.И., Скромовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,  при участии: 

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и  времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей  121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том  числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества  с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс», 

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023 года  по делу № А71-5542/2023 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток- ресурс» (ОГРН 1021801180026, ИНН 1831081018) 

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679), 

третье лицо: Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики  «Увинское лесничество» (ИНН 1821007382, ОГРН 1071821000690), 

о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации и об обязании  принять лесную декларацию, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» (далее –  Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики  с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны 




окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Министерство,  заинтересованное лицо) о признании незаконным извещения № ЛД20230301- 12212685222-4 от 09.03.2023 года об отказе в приеме лесной декларации и об  обязании принять лесную декларацию. 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований, привлечено Государственное казенное  учреждение Удмуртской Республики «Увинское лесничество». 

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023  года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом заявитель, обратился с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять  по делу новой судебный акт. 

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие  с выводами суда о соответствии оспариваемого извещения Министерства  закону, поскольку оснований для отказа в приеме лесной декларации в  извещении не указано, лесная декларация в полной мере соответствовала  требованиям к ее форме, установленным Приказом № 303. Полагает, что  Министерство не обосновало правомерность своего решения, в связи с чем  отказ в приеме лесной декларации является незаконным, судебный акт  подлежит отмене. 

До начала судебного разбирательства от заинтересованного лица поступил  письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому  Министерство полагает судебный акт законным и обоснованным, просит  отказать в удовлетворении жалобы. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и  месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не  обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием  для рассмотрения дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, 25 января 2010 года обществом и  Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики по результатам  проведенного аукциона был заключен договор аренды лесного участка № 01/215/295. 

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей  среды УР № 1230 от 16.11.2022 было утверждено положительное заключение  на проект освоения лесного участка по договору аренды № 01/2- 15/295 от  25.01.2010. 




(Госуслуги) заявитель подал в адрес Министерства лесную декларацию с целью  заготовки древесины на арендуемом лесном участке. 

Извещением от 09.03.2023 № ЛД-20230301-12212685222-4 обществу в  принятии лесной декларации отказано с указанием на несоответствие объема  использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы требованиям  к лесной декларации (л.д. 58). 

Полагая решение об отказе, выраженное в извещении Министерства от  09.03.2023 № ЛД-20230301-12212685222-4, несоответствующим требованиям  закона, нарушающим права и законные интересы общества в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из  отсутствия оснований для признания оспариваемого извещения незаконным,  нарушающим права и законные интересы общества в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва,  исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК  РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены  (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим. 

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.  

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает  наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт,  решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания недействительным ненормативного  правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: 




несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому  акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации  одним из видов использования лесов является заготовка древесины. 

Статьей 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет  собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных  насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица  осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных  участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки  древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является  заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов;  ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы  местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в  соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо  через многофункциональные центры предоставления государственных и  муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме  электронного документа, подписанного электронной подписью, с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего  пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал  государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки  предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. 

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также  требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи  26 ЛК РФ). 

Приказом Минприроды России от 29.04.2021 № 303 (далее по тексту -  Порядок № 303, действующий на дату подачи лесной декларации) были  утверждены форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации,  требования к формату лесной декларации в электронной форме. 

Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается не  менее чем за 6 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.  Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала  предполагаемого срока использования лесов. 

В силу пункта 3 Порядка № 303 в лесной декларации отражается  информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного  участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется  использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование  лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища  (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об  объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые 




предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в  соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом  освоения лесов на декларируемый период. 

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация  может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий  изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного  участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется  использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где  планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов. 

Пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрено, что уполномоченный орган  осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме  и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту  освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих  дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня,  следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу,  подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной  декларации или об отказе в приеме лесной декларации. 

Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае  выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию,  установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы  и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки,  установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности  использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет  недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному  участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки  древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием  мотивированного обоснования причин такого отказа. 

Решение об отказе, выраженное в извещении Министерства от 09.03.2023   № ЛД-20230301-12212685222-4, мотивировано несоответствием объема  использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы требованиям  к лесной декларации (л.д. 58). 

Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 утвержден  Административный регламент предоставления органом государственной власти  субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной  услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от  граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее по  тексту - Административный регламент). 

В пункте 2.11.1 Административного регламента установлен  исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации:  1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2)  недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие  лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4)  несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. 




Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки  предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду,  составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего  Кодекса. 

В соответствии с таблицей № 8 Лесохозяйственного регламента Увинского  лесничества Удмуртской Республики, утвержденного приказом Министерства  от 28.04.2018 № 557 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов  лесничеств Удмуртской Республики» (далее – Регламент), ежегодный  допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами, а именно – рубка  прореживания в защитных лесах, объем заготовки древесины по хвойной  хозяйственной секции породы ель составляет 0,02 тыс. куб.м (л.д. 100). 

Согласно таблице № 6 Регламента ежегодный допустимый объем изъятия  древесины при осуществлении выборочных рубок спелых и перестойных  лесных насаждений, а именно – добровольно-выборочная рубка в защитных  лесах, объем заготовки древесины по лиственной хозяйственной секции породы  береза составляет 2,18 тыс. куб.м ((л.д. 101) (из них 2,27 тыс. куб.м было  задекларировано ранее другими арендаторами). 

В соответствии с таблицей № 6 Регламента ежегодный допустимый объем  изъятия древесины при осуществлении выборочных рубок спелых и  перестойных лесных насаждений, а именно – добровольно-выборочная рубка в  защитных лесах, объем заготовки древесины по хвойной хозяйственной секции  породы сосна составляет 0,01 тыс.куб.м. 

Установив, что декларируемый объем использования лесов в целях  заготовки древесины (по хвойной хозяйственной секции породы ель рубок  прореживания в защитных лесах составит 0,13 тыс. куб.м, по лиственной  хозяйственной секции породы береза добровольно-выборочных рубок в  защитных лесах составит 0,075 тыс. куб.м, по хвойной хозяйственной секции  породы сосна добровольно-выборочных рубок в защитных лесах составит 0,09  тыс. куб.м) превышает допустимый объем изъятия древесины, определенный  Лесохозяйственным регламентом Увинского лесничества Удмуртской  Республики, который утвержден приказом Министерства от 28.04.2018 № 557,  суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о правомерности  извещения Министерства об отказе в приеме лесной декларации. 

Довод апелляционной жалобы о том, что лесная декларация в полной  мере соответствовала требованиям к ее форме, установленным Приказом №  303, Министерство не обосновало правомерность своего решения, в  извещении не указаны основания для отказа в приеме лесной декларации,  рассмотрены судом и отклонены в силу следующего. 

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях  обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного,  неистощительного использования, а также развития лесного комплекса;  освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и  выполняемых ими полезных функций. 




Заготовка древесины осуществляется с применением способов и  технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная,  хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами  заготовки древесины; правила заготовки древесины и особенности заготовки  древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах  устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти (ч.ч. 4, 11 ст. 29 ЛК РФ). 

В соответствии с п. 4 Правил заготовки древесины, утвержденных  приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, заготовка древесины  осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом  субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества,  а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением  случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных  насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта). 

Статьей 87 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита,  воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества,  осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом  лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются  органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.  Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании  лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном  лесном реестре и иных государственных реестрах, документов  территориального планирования и составляется на срок до десяти лет. 

В соответствии с п. 7 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их  разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений,  утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72, глава 2  лесохозяйственного регламента должна содержать следующие нормативы,  параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины,  включающие: расчетную лесосеку для осуществления рубок спелых и  перестойных лесных насаждений (таблица 6 - по выборочным рубкам и таблица  7 - по сплошным рубкам срокам их действия и порядку внесения в них  изменений); расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия  древесины) для осуществления рубок средневозрастных, приспевающих,  спелых, перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами (таблица 8  приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки,  срокам их действия и порядку внесения в них изменений). 

Поскольку лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование,  охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, и установлено  несоответствие декларируемого объема использования лесов в целях  заготовки древесины нормативным параметрам, которые определены  действующим лесохозяйственным регламентом, выводы суда об отсутствии 




оснований для признания незаконным оспариваемого извещения об отказе в  приеме лесной декларации надлежит признать правильными. 

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное  значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены  правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и  им дана надлежащая оценка. 

Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой  инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным  основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ,  судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда в  обжалуемой части отмене не подлежит. 

Судебные расходы по уплате государственной пошлины по  апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ). 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023  года по делу № А71-5542/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской  Республики. 

Председательствующий М.А. Полякова 

Судьи О.Г. Дружинина

 Ю.В. Скромова