СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-8921/2023-ГК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И., при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023 года по делу № А71-5542/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТПК «Восток- ресурс» (ОГРН 1021801180026, ИНН 1831081018)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679),
третье лицо: Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Увинское лесничество» (ИНН 1821007382, ОГРН 1071821000690),
о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации и об обязании принять лесную декларацию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны
окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным извещения № ЛД20230301- 12212685222-4 от 09.03.2023 года об отказе в приеме лесной декларации и об обязании принять лесную декларацию.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Увинское лесничество».
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом заявитель, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новой судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда о соответствии оспариваемого извещения Министерства закону, поскольку оснований для отказа в приеме лесной декларации в извещении не указано, лесная декларация в полной мере соответствовала требованиям к ее форме, установленным Приказом № 303. Полагает, что Министерство не обосновало правомерность своего решения, в связи с чем отказ в приеме лесной декларации является незаконным, судебный акт подлежит отмене.
До начала судебного разбирательства от заинтересованного лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Министерство полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25 января 2010 года обществом и Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики по результатам проведенного аукциона был заключен договор аренды лесного участка № 01/215/295.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № 1230 от 16.11.2022 было утверждено положительное заключение на проект освоения лесного участка по договору аренды № 01/2- 15/295 от 25.01.2010.
(Госуслуги) заявитель подал в адрес Министерства лесную декларацию с целью заготовки древесины на арендуемом лесном участке.
Извещением от 09.03.2023 № ЛД-20230301-12212685222-4 обществу в принятии лесной декларации отказано с указанием на несоответствие объема использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы требованиям к лесной декларации (л.д. 58).
Полагая решение об отказе, выраженное в извещении Министерства от 09.03.2023 № ЛД-20230301-12212685222-4, несоответствующим требованиям закона, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого извещения незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий:
несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Статьей 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 29.04.2021 № 303 (далее по тексту - Порядок № 303, действующий на дату подачи лесной декларации) были утверждены форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме.
Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается не менее чем за 6 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу пункта 3 Порядка № 303 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые
предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Решение об отказе, выраженное в извещении Министерства от 09.03.2023 № ЛД-20230301-12212685222-4, мотивировано несоответствием объема использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы требованиям к лесной декларации (л.д. 58).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее по тексту - Административный регламент).
В пункте 2.11.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с таблицей № 8 Лесохозяйственного регламента Увинского лесничества Удмуртской Республики, утвержденного приказом Министерства от 28.04.2018 № 557 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Удмуртской Республики» (далее – Регламент), ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами, а именно – рубка прореживания в защитных лесах, объем заготовки древесины по хвойной хозяйственной секции породы ель составляет 0,02 тыс. куб.м (л.д. 100).
Согласно таблице № 6 Регламента ежегодный допустимый объем изъятия древесины при осуществлении выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, а именно – добровольно-выборочная рубка в защитных лесах, объем заготовки древесины по лиственной хозяйственной секции породы береза составляет 2,18 тыс. куб.м ((л.д. 101) (из них 2,27 тыс. куб.м было задекларировано ранее другими арендаторами).
В соответствии с таблицей № 6 Регламента ежегодный допустимый объем изъятия древесины при осуществлении выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, а именно – добровольно-выборочная рубка в защитных лесах, объем заготовки древесины по хвойной хозяйственной секции породы сосна составляет 0,01 тыс.куб.м.
Установив, что декларируемый объем использования лесов в целях заготовки древесины (по хвойной хозяйственной секции породы ель рубок прореживания в защитных лесах составит 0,13 тыс. куб.м, по лиственной хозяйственной секции породы береза добровольно-выборочных рубок в защитных лесах составит 0,075 тыс. куб.м, по хвойной хозяйственной секции породы сосна добровольно-выборочных рубок в защитных лесах составит 0,09 тыс. куб.м) превышает допустимый объем изъятия древесины, определенный Лесохозяйственным регламентом Увинского лесничества Удмуртской Республики, который утвержден приказом Министерства от 28.04.2018 № 557, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о правомерности извещения Министерства об отказе в приеме лесной декларации.
Довод апелляционной жалобы о том, что лесная декларация в полной мере соответствовала требованиям к ее форме, установленным Приказом № 303, Министерство не обосновало правомерность своего решения, в извещении не указаны основания для отказа в приеме лесной декларации, рассмотрены судом и отклонены в силу следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса; освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины; правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.ч. 4, 11 ст. 29 ЛК РФ).
В соответствии с п. 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).
Статьей 87 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.
В соответствии с п. 7 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72, глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать следующие нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, включающие: расчетную лесосеку для осуществления рубок спелых и перестойных лесных насаждений (таблица 6 - по выборочным рубкам и таблица 7 - по сплошным рубкам срокам их действия и порядку внесения в них изменений); расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) для осуществления рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами (таблица 8 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
Поскольку лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, и установлено несоответствие декларируемого объема использования лесов в целях заготовки древесины нормативным параметрам, которые определены действующим лесохозяйственным регламентом, выводы суда об отсутствии
оснований для признания незаконным оспариваемого извещения об отказе в приеме лесной декларации надлежит признать правильными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда в обжалуемой части отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 июня 2023 года по делу № А71-5542/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий М.А. Полякова
Судьи О.Г. Дружинина
Ю.В. Скромова