НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 № 17АП-9092/07

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9092/2007-АК

г. Пермь

18 февраля 2008 года Дело № А71-7906/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Риб Л. Х.,

судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.,

при участии:

от заявителя (Закрытого акционерного общества «АСПЭК»): ФИО1 представитель по доверенности от 23.01.2008г., предъявлен паспорт;

от ответчика (Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике): ФИО2 – представитель по доверенности от 19.12.2007г., предъявлено удостоверение;

от третьего лица (Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике): извещен надлежащим образом, представители не явились;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2007 года

по делу № А71-7906/2007,

принятое судьей Бушуевой Е.А.

по заявлению Закрытого акционерного общества «АСПЭК»

к  Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике

с участием третьего лица Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике

о признании незаконным бездействия налогового органа,

установил:

Закрытое акционерное общество «Аспек» (далее – налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неначислении процентов за несвоевременный возврат уплаченного налога (акцизов).

Определением арбитражного суда от 16.10. 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Решением арбитражного суда от 9.11.2007г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат акцизов по заявлениям Общества от 20.02.2007г., 12.03.2007г., 19.03.2007г., 16.04.2007г., 20.04.2007г.

Не согласившись с вынесенным судом решением, налоговый орган обжаловал его в суд апелляционной инстанции, и просит отменить принятый по делу судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование жалобы ее заявитель указывает на отсутствие оснований для возложения на Инспекцию обязанности по начислению и уплате процентов, поскольку все необходимые действия по возврату налога, предусмотренные налоговым законодательством, были им своевременно исполнены, несвоевременный возврат вызван ненадлежащим исполнением обязанностей Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны присутствующим в судебном заседании представителем Инспекции.

Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, приведенным в письменном отзыве на жалобу, полагает, что сам по себе факт нарушения срока возврата налогов является основанием для начисления процентов независимо от причин несвоевременного возврата.

Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике в отзыве на жалобу также не согласилось с позицией налогового органа, указав на отдельные случаи несвоевременного принятия решения о возврате налога Обществу, что является одной из причин несвоевременного возврата налога органами федерального казначейства и основанием для начисления процентов.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы сторон, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Обществом были представлены в Инспекцию налоговые декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь, ноябрь и декабрь 2006г., а также документы, подтверждающие право на налоговый вычет. По представленным декларациям налогоплательщиком исчислен налог к возмещению из бюджета в суммах 1196989руб., 58169846руб., 411656руб., 62104057руб., 1957300руб. (л.д. 10, 42, 67).

20.02.2007г., 12.03.2007г., 19.03.2007г., 16.04.2007г., 20.04.2007г. налогоплательщик обратился с заявлениями в Инспекцию о возврате из бюджета сумм акцизов (л.д. 38, 58, 64, 83, 93).

По результатам камеральных проверок представленных деклараций налоговым органом приняты решения о возврате Обществу налога в суммах 1196989руб., 5524856руб., 52644990руб., 411656руб., 70331174руб., 55070883руб., 1957300руб. (л.д. 39, 59, 65, 84, 85, 94).

Возврат налога произведен без начисления процентов по платежным поручениям от 28.03.2007г., 26.04.2007г. (1196989руб.), 26.04.2007г., 15.05.2007г. (58169846руб.), 26.04.2007г. (411656руб.), 22.05.2007г., 7,9,13,19,20.06.2007г. (62104057руб.), 20.06.2007г. (1957300руб.).

По заявлению налогоплательщика с требованием о возврате процентов от 8.05.2007г. налоговый орган направил в адрес Общества письмо от 21.05.2007г., в котором разъяснил причины несвоевременного возврата сумм налога и фактически отказал в начислении процентов, не усматривая нарушений сроков принятия решений о возврате со стороны Инспекции.

Полагая, что имеет место бездействие со стороны налогового органа в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о незаконности допущенного налоговым органом бездействия и наличии у налогового органа, как администратора поступлений в бюджет по акцизам, обязанности произвести перечисление в пользу Общества процентов за нарушение сроков несвоевременного возврата налогов.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правильным, соответствующим действующему налоговому законодательству и обстоятельствам дела.

Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном статьей 203 НК РФ.

Согласно пункту 1 упомянутой статьи Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимися объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 203 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 203 Кодекса указанные в пункте 1 этой статьи суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ (пункт 4 статьи 203 НК РФ).

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае если у налогоплательщика отсутствуют недоимки и пени по акцизу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по акцизу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами, либо возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня трехмесячного срока со дня предоставления документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Кодекса, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм акциза осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если указанное решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой получения такого решения признается восьмой день со дня направления такого решения налоговым органом.

Таким образом, максимальный срок возврата акциза составляет три месяца со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения Инспекции о возврате акциза, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

В рассматриваемом случае пакет документов, предусмотренный пунктом 7 статьи 198 НК РФ, был представлен налогоплательщиком в Инспекцию 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, то есть 20 октября 2006г. по декларациям за сентябрь, 20 декабря 2006г. по декларациям за ноябрь, 20 января 2007г. по декларации за декабрь 2006г. Решения о возврате налога были приняты налоговым органом соответственно 28.02.2007г. и 22.03.2007г. (по декларациям за сентябрь), 22.03.2006г. и 26.03.2006г. (по декларации за ноябрь), 26.04.2006г. (по декларациям за декабрь).

Как указано выше, фактически возврат сумм налога произведен налоговым органом с пропуском установленных положениями статьи 203 НК РФ сроков по причине несвоевременного перечисления денежных средств органами федерального казначейства, а также несвоевременного в отдельных случаях (по декларациям за сентябрь и ноябрь) принятия налоговым органом решения о возврате.

При нарушении сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 203 НК РФ, на сумму акциза, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исчисляемые в установленном размере с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Следует отметить, что начисление процентов законодателем предусмотрено во всех случаях, когда нарушены сроки возврата, независимо от государственного органа, задействованного в механизме возврата налогов (налоговые органы, органы федерального казначейства).

В рассматриваемом случае факт возврата налога заявителю с нарушением установленных пунктом 4 статьи 203 НК РФ сроков подтвержден материалами дела и не опровергнут налоговым органом документально.

Поскольку возврат налога с нарушением сроков произведен Инспекцией без начисления и уплаты процентов, данное обстоятельство следует расценивать как неправомерное бездействие, на что справедливо указано судом первой инстанции.

При разрешении вопроса о том, на каком органе лежит обязанность по начислению и возврату процентов, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального Закона от 15.08.1996г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», которыми установлено, что администратором поступлений в бюджет акцизов по подакцизным товарам является Федеральная налоговая служба (приложение 11.1).

В соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2005 года №152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» администратор поступлений в бюджеты Российской Федерации наделен полномочиями по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Следовательно, обязанность по начислению и уплате процентов в связи с несвоевременным возвратом налога лежит на налоговом органе. Для исполнения данной обязанности налоговому органу следовало произвести расчет процентов и предоставить Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике документы, необходимые для перечисления процентов.

Доводы заявителя жалобы о том, что на налоговом органе лежит обязанность по начислению процентов в случае, когда причиной несвоевременного возврата налога являются неправомерные действия налоговых органов, а также о неправомерных действиях Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не соответствуют положениям пункта 4 статьи 203 НК РФ, которыми предусмотрена обязательность начисления процентов во всех случаях несвоевременного возврата налога.

Не принят во внимание судом и довод заявителя жалобы об отсутствии виновного бездействия со стороны Инспекции, поскольку по заявлению плательщика последнему был дан ответ. Предметом рассматриваемого спора является не бездействие, выразившееся в непредставлении ответа на письмо налогоплательщика о необходимости уплаты процентов. Общество оспаривает бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по начислению процентов, что и было установлено судом при рассмотрении спора.

Все обстоятельства дела рассмотрены судом полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 9 ноября 2007 года по делу №А71-7906/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике – без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
 производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение
 двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л. Х. Риб

Судьи

Т.И. Мещерякова

Т.С.Нилогова