НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 № 17АП-8128/17-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8128/2017-АКу

г. Пермь

10 августа 2017 года Дело № А50-4628/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Благотворительного фонда «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями»,

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края

от 04 мая 2017 года,

по делу № А50-4628/2017

принятое судьей С.В. Торопициным

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по иску Администрации губернатора Пермского края

к Благотворительному фонду «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» (ОГРН 1095900000085, ИНН 5903091880)

о взыскании части субсидии в размере 76 226 руб.,

установил:

Администрация губернатора Пермского края (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Благотворительному фонду «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» (далее – ответчик, Фонд), предъявив требования о взыскании части предоставленной на реализацию социального проекта субсидии в размере 76 226 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 4 мая 2017 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что расходование предоставленной субсидии произведено в соответствии со сметой, что подтверждается отчетом, направленным по итогам исполнения программы; данная субсидия является пожертвованием.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела, 10.08.2015 между Администрацией и Фондом заключен договор № АГ8-254-С о предоставлении субсидии для выполнения работ по реализации проекта «Ранняя помощь» - системы ранней психолого-педагогической помощи, оказываемой детям с нарушениями развития и их семьям (далее – Договор).

Согласно пункту 2.1 договора объём субсидии составляет 447 080 рублей (л.д. 13-26).

Платежными поручениями от 25.08.2015 № 652841 и от 10.12.2015 № 99889 подтверждается, что Фонду перечислены денежные средства в указанной сумме (л.д. 27-28).

В январе 2016 года Прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения Администрацией бюджетного законодательства при предоставлении грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив в 2015 году, в ходе которой установлено, что Администрация в нарушение части 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 3.4 Порядка определения объема и предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.05.2014 № 365-п (далее – Порядок), предоставила Фонду субсидию в размере 447 080 руб. на реализацию проекта, бюджет которого предусматривал возможность расходования средств субсидии на выплату заработной платы и оплату услуг физических лиц, соответствующих взносов во внебюджетные фонды, в размере, превышающем 30% от размера субсидии, а именно в размере 47%.

Представленным по итогам исполнения проекта отчётом Фонда подтверждается, что сумма средств, израсходованных на оплату труда, превышает установленный в пункте 3.4 Порядка верхний предел расходов на выплату заработной платы с учётом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц на 17% (76 226 руб.).

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления истцом в адрес ответчика требования о возврате необоснованно израсходованной субсидии в размере 76 226 руб. (л.д. 75-76).

Поскольку требования о частичном возврате субсидии в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о нарушении ответчиком пункта 3.4 Порядка.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что расходование предоставленной субсидии произведено в соответствии со сметой, что подтверждается отчетом, направленным по итогам исполнения программы; данная субсидия является пожертвованием.

Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п утверждена государственная программа «Обеспечение взаимодействия общества и власти», ответственным исполнителем которой является Администрация.

Согласно Закону Пермского края от 22.12.2014 № 414-ПК «О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Администрации выделены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия, предусмотренного в пункте 6.1.1 мероприятия «Предоставление краевых грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив» в рамках основного мероприятия «Оказание материальной и финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» подпрограммы «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края» государственной программы.

Указом губернатора Пермского края от 21 марта 2014 г. № 34 утверждено положение о порядке проведения конкурсов социальных и гражданских инициатив в целях предоставления краевых грантов социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов (далее - Положение).

Порядок определения объема и предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию социальных проектов по итогам конкурсов социальных и гражданских инициатив, утвержден постановлением Правительства Пермского края от 19 мая 2014 г. № 365-п

Условия предоставления и использования субсидии определены в разделе 3 Порядка и предусматривают, что предоставление субсидии осуществляется на основании договора, заключаемого между Администрацией губернатора Пермского края и некоммерческой организацией, включенной в список победителей конкурса, утвержденный распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края, по форме, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств (пункт 3.1 Порядка).

Пунктом 3.4 Порядка № 365-п установлен запрет для некоммерческих организаций осуществлять выплату заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц в размере, превышающем 30 процентов от размера субсидии.

Обязанность по проверке условий, порядка и целей предоставления субсидии возложена на Администрацию (пункт 3.2 Договора).

Как следует из пункта 5.2.1 Порядка выявление факта нарушения некоммерческой организацией условий, установленных настоящим Порядком и (или) договором, является основанием для направления получателю субсидии требования о её возврате.

В случае невыполнения в указанный срок получателем гранта требования о его возврате, главный распорядитель бюджетных средств (администрация) или орган, осуществляющий внутренний государственный финансовый контроль обеспечивают возврат предоставленных денежных средств в судебном порядке (пункт 5.2.4 Порядка).

Судом первой инстанции уставлено, и из представленного ответчиком финансового отчета следует, что сумма средств, израсходованных Фондом за счёт средств полученной по договору от 10.08.2015 субсидии, на оплату труда, составляет 210 350 руб., то есть 47% от размера предоставленной субсидии, что превышает на 17% (76 226 рублей) установленный в пункте 3.4 Порядка верхний предел расходов на выплату заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также на оплату услуг физических лиц.

Данное нарушение обусловлено установлением ответчиком в бюджете проекта выплаты заработной платы с учетом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, и на оплату услуг физических лиц в сумме, превышающей 30 процентов от размера субсидии, предоставленной из бюджета Пермского края (бюджет проекта составляет 706 530 руб., из них 259 500 руб. - привлеченные внебюджетные средства, 447 080 руб. - средства субсидии из бюджета Пермского края, 210 350 руб. - расходы по фонду оплаты труда).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ответчиком условий предоставления субсидий и неправомерном расходовании бюджетных средств в сумме 76 226 рублей (210 350 руб. - (447 080 руб. х 30%)), что, в свою очередь, в силу пункта 5.1 Порядка является основанием для возврата субсидии в бюджет Пермского края.

Принимая во внимание изложенное, с учётом отсутствия в материалах дела доказательств добровольного возврата части полученной субсидии в размере 76 226 рублей, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расходование предоставленной субсидии произведено в соответствии со сметой, что подтверждается отчетом, направленным по итогам исполнения программы, правомерно отклонен судом первой инстанции как не свидетельствующий о соблюдении Фондом условий предоставления спорной субсидии, содержащихся в пункте 3.4. Порядка.

Также факт нарушения Фондом условий предоставления субсидии и наличие его вины подтверждаются постановлением Министерства финансов Пермского края от 19.04.2016 № 39-07-30-21, и решением Дзержинского районного суда от 12.07.2016 по делу № 12-444/2016.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что данная субсидия является пожертвованием, не принимается как основанный на неверном толковании норм материального права.

Пожертвование входит в сферу гражданского права и регулируется Гражданским кодексом. Тогда как субсидии - это денежные средства, предоставляемые из определенного бюджета бюджетной системы РФ, и данные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 мая 2017 годапо делу № А50-4628/2017оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Н.М. Савельева