СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10286/2023-АК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Якушева В.Н.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Масалева Н.Е., удостоверение адвоката, доверенность от 31.07.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью «Урал-Лес»
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 июля 2023 года по делу № А50-32836/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Урал-Лес» (ОГРН 1115902001764, ИНН 5902177252)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании незаконным решения об отказе в приеме лесной декларации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Урал-Лес» (далее – заявитель, ООО «Урал-Лес», общество) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – заинтересованное лицо,
Министерство) о признании незаконным решения об отказе в приеме лесной декларации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что оспариваемый отказ в приеме лесной декларации был мотивирован декларированием выборочных рубок спелых и перестойных насаждений, которые попадают в зону «с признаками особо защитных участков лесов вокруг сельских населенных пунктов (д. Моховое)». Однако решение о выделении особо защитного участка леса (далее - ОЗУ) вокруг д. Моховое в установленном порядке не принималось, границы такого участка определены не были и на местности не закреплялись. В Государственном лесном реестре (далее ГЛР) сведения о таком ОЗУ отсутствовали на момент принятия оспариваемого отказа и отсутствуют до настоящего времени. В отсутствие решения о выделении ОЗУ вокруг д. Моховое, в том числе текстовых и графических приложений к нему, делает невозможным определение границ такого ОЗУ. Границы ОЗУ не определены на картах, не закреплены на местности. Учитывая неопределенность границ ОЗУ, о наличии которого утверждает суд первой инстанции, отсутствует сама возможность определить, находятся ли заявленные лесосеки в границах особо защищаемой территории. Заявитель считает, что суд безосновательно отклонил его довод о том, что действующее законодательство не запрещает в ОЗУ проведение выборочных рубок, которые и были заявлены обществом в лесной декларации № 1259/4. Спорная лесная декларация № 1259/4 была представлена обществом в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, который прошел государственную экспертизу (приказ от 16.12.2021 № 30-01-02-1193). Следовательно, положительное заключение экспертизы, полученное обществом в рассматриваемом случае, свидетельствует о полном соответствии проекта освоения лесов, разработанного обществом, действующему законодательству РФ, в том числе в части рубок вокруг д. Моховое.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены
арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края, правопреемником которого является Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, и заявителем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.06.2011 № 610.
ООО «Урал-Лес» направило в Министерство для принятия лесную декларацию № 1259/4, которая зарегистрирована 30.09.2022.
Министерством по итогам анализа поступившей лесной декларации подготовлено и направлено заявителю извещение об отказе в приеме лесной декларации от 06.10.2022 № КУ-001289.
Основанием для отказа послужило декларирование лесосек с выборочной рубкой в спелых и перестойных лесах, которые попадают в зону с признаками особо защитных участков (1 км) вокруг сельских населенных пунктов (д. Моховое).
Полагая, что отказ Министерства в приеме лесной декларации не соответствует закону, ООО «Урал-Лес» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного отказа в приеме лесной декларации незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель как лесопользователь обязан соблюдать запреты, установленные лесным законодательством, отказ в приеме лесной декларации, которой задекларировано проведение выборочных рубок в спорных участках не нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив апелляционную жалобу, заслушав мнение заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Как определено пунктами 1, 2, 3, 5, 8 статьи 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные
правовые акты основываются в частности на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Как предусмотрено частью 1 статьи 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 ЛК РФ (часть 2 статьи 10 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 23.1 ЛК РФ закреплено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
Согласно части 2 статьи 23.1 ЛК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 23.1 ЛК РФ).
В части 1 статьи 23.5 ЛК РФ указано, что рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Выборочными рубками в силу части 2 статьи 23.5 ЛК РФ являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников, в свою очередь, исходя из части 3 статьи 23.5 ЛК
РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению.
Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии проектирования и последующего осуществления мероприятий по воспроизводству лесов на указанных лесных участках (часть 4 статьи 23.5 ЛК РФ).
Частью 5 статьи 23.5 ЛК РФ нормативно определено, что запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами, при этом для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (статья 29 ЛК РФ).
В части 8 статьи 29 ЛК РФ определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Исходя из части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет"» включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 1 статьи 27 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 27 ЛК РФ допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Согласно пункту 16 статьи 81 ЛК РФ принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении ОЗУ лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
На основании части 1 статьи 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (часть 2 статьи 110 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 119 ЛК РФ установлено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В силу части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) объекты природного наследия; 8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
Как закреплено в части 4 статьи 119 ЛК РФ, на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих
свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 5 статьи 119 ЛК РФ).
На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 119 ЛК РФ).
На основании части 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Форма лесной декларации, порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 № 303.
Как определено пунктом 2 Порядка, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством.
Абзацем первым пункта 6 Порядка закреплено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию
лесов после получения извещения о приеме лесной декларации (абзац третий пункта 6 Порядка).
Исходя из абзаца четвертого пункта 6 Порядка извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
В пункте 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641, предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, в том числе: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Как следует из извещения Министерства об отказе в приеме лесной декларации от 06.10.2022г. № Ку-001289, отказ мотивирован тем, что исходя из положений пункта 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ и подпункта 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, участки шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов, а декларируемые лесосеки с выборочными рубками спелых и перестойных насаждений, частично попадают в зону с признаками особо защитных участков лесов вокруг сельских населенных пунктов (д. Моховое)..
В соответствии с частью 6 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Исходя из пункта 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции участки лесов шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов.
Согласно правовым позициям, отраженным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О
применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства; договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений; незаконной признается и рубка лесных насаждений, с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
Как указано Министерством со ссылкой на представленные документы, в том числе сведения публичной кадастровой карты, лесосеки в выделе № 14, квартала № 9 и выделе 4 квартала 11 Пермско-Сергинского (ТОО «Гагаринское») Кунгурского лесничества располагаются на расстоянии менее 1 км. от населённого пункта д. Моховое.
Таким образом в обжалуемом решении суд обоснованно указал на то, что отсутствие решения уполномоченного органа об утверждении ОЗУ вокруг населенных пунктов д. Моховое не означает, что требования статьи 119 ЛК РФ, Лесоустроительной инструкции в отношении этих населенных пунктов не применяются, поскольку иное существенно нарушало бы права лиц, проживающих в указанных населенных пунктах.; проведение на указанных лесосеках сплошной рубки противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями лесов.
Доводы заявителя о незаконности действий Министерства со ссылкой на Административный регламент, о соответствии лесной декларации проекту освоения лесов судом первой инстанции исследованы и правомерно отклонены, при этом суд обоснованно указал на то, что наличие в прошедшем государственную экспертизу проекте освоения лесов запроектированных работ по рубкам на арендованном лесном участке не исключает необходимости соблюдения запретов, установленных императивными нормами действующего законодательства в области спорных правоотношений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном апелляционным судом также рассмотрены и признаны несостоятельными, так как судом первой инстанции правильная оценка указанным доводам дана.
При разрешении спора суд пришел к правомерным выводам о том, что действия Министерства по отказу в приеме лесной декларации не противоречат закону, а также направлены на соблюдение запретов, установленных ЛК РФ,
отвечают основным принципам лесного законодательства, закрепленным в ЛК РФ, направлены на защиту публичных интересов.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Излишне уплаченная госпошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 июля 2023 года по делу № А50-32836/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Лес» (ОГРН 1115902001764, ИНН 5902177252) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14.08.2023 № 92.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий В.Н.Якушев
Судьи Е.В.Васильева
Е.М.Трефилова