НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 № 17АП-1333/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 3 /2015-АК

г. Пермь

13 апреля 2015 года                                                   Дело № А50-19278/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от заявителя ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) – Богданов Т.А., паспорт, доверенность от 01.12.2014, Басманов Е.В., паспорт, доверенность от 01.12.2014, Мельникова Е.А., паспорт, доверенность от 30.12.2014, Чебыкин А.Ю., паспорт, доверенность от 26.03.2015;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) – Демченкова Ю.Б., удостоверение, доверенность от 30.03.2015, Шафранова М.А., паспорт, доверенность от 12.01.2015

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

заявителя ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2014 года

по делу № А50-19278/2014,

по заявлению ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» - правопреемник ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

о  признании недействительными решений,

установил:

ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительными решений от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010-2012 годы в сумме 6 308 940 руб., в том числе за 2010 год в сумме 2 038 868 руб., за 2011 год в сумме 2 121 096 руб., за 2012 год в сумме 2 148 976 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятых судом).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2014 произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» на ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания». Заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействительными вынесенные инспекцией решения от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 2010, 2011, 2012 годы в отношении объектов, перечисленных в пунктах 1, 3, 6, 7, 9, 15 приложений № 2 к указанным решениям, с применением ставки 2,2 процента, пункте 1 приложений № 2 к указанным решениям, с применением ставок: 1,1 процента и 0,6 процента, начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» путем возврата в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций, доначисленного по указанным объектам. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение арбитражного суда в указанной части отменить и принять новый судебный акт. Полагает, что при принятии решения в обжалуемой части суд первой инстанции допустил неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применил нормы материального права. Настаивает на том, что имущество, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положения п. 11 ст. 381 НК РФ не подлежит. По мнению инспекции, для идентификации конкретного вида имущества суд руководствовался только кодами ОКОФ без учета специфики применения (функционального назначения) спорного имущества. Считает, что здание РУ (инв. № 20110041-04), Главный щит управления и ГРУ (инв. № 20110042-04), Здание ЗРУ-110 кВ (инв. № 20110310-02), Здание ЗРУ кВ (инв. № 20110305-2), Главное распределительное устройство (инв. № 20110033-04), Здание главного распределительного устройства 10 кВ (инв. № 20110303-02) и Здание РУ (инв. № 9100102000000502) не входят в состав объектов, определенных перечнем № 504, поскольку указанные основные средства согласно технической документации не выполняют функции транспортировки энергии и к линиям энергопередачи не относятся. Настаивает на том, что в результате технической экспертизы, проведенной в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, от 25.04.2014 № 229/2014 установлены объекты основных средств, осуществляющие транспортирующие функции, по которым инспекция предоставила налоговую льготу, и объекты основных средств, участвующие в генерации (производстве) и потреблении электроэнергии, по которым налоговая льгота не может быть предоставлена.

В свою очередь, не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, налогоплательщик также обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно полагает, что выводы суда о необоснованном применении заявителем льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении 39 объектов основных средств, являются неправомерными,  общество обоснованно уменьшило размер налоговых обязательств по налогу на имущество организаций за спорные налоговые периоды в связи с применением налоговой льготы, поскольку по характеристике и функциональному назначению спорное имущество относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Также указывает на существенные нарушения процедуры налоговой проверки, что в силу  ст. 101 НК РФ является самостоятельным основанием для отмены решения инспекции судом.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 судебное разбирательство по делу № А50-19278/2014 было отложено до 08.04.2015 до 15 час. 20 мин.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 08.04.2015, проведенном в том же составе суда при той же явке сторон, представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб и письменных отзывов на жалобы. Дополнительные доказательства, представленные сторонами во исполнение определения от 11.03.2015, приобщены судом к материалам дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя является оптовая торговля электрической и тепловой энергией без их передачи и распределения (код ОКВЭД 51.56.4 в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст).

В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства общества являются электростанция, электрические и тепловые сети.

По итогам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных заявителем уточненных (корректирующих) налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы, инспекцией составлены акты налоговых проверок от 09.12.2013 № 3767, № 3784 и № 3785.

По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок инспекцией вынесены: решение от 02.06.2014 № 15.720 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 1 292 297 руб., начислены пени в сумме 3 275,07 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 075,80 руб., решение от 02.06.2014 № 15.726 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исходя из которого заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2012 год в сумме 15 718 537 руб., начислены пени в сумме 1 593 405,70 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 713 912 руб., решение от 02.06.2014 № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 18 492 280 руб., начислены пени в сумме 3 552 776,12 руб., применена налоговая санкция по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 3 274 237 руб.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 13.08.2014 № 18-18/323  решения налогового органа от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 оставлены без изменения.

Полагая, что названные решения инспекции нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая обжалуемое сторонами дела решение, суд первой инстанции пришел к выводу  о том, что применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, применительно к объектам:  здание РУ 35 (инвентарный номер 20110041-04),  главный щит управления и ГРУ (инвентарный номер 20110042-04), здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 20110310-02), здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 20110305-02), здание главного распределительного устройства 10кВ (инвентарный номер 20110303-02), главное распредустройство (инвентарный номер 20110033-04), - здание РУ (инвентарный номер 9100102000000502)  обоснованно. Заявление льготы по иным спорным объектам, по мнению суда первой инстанции, произведено неправомерно.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта  11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013, до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано:

имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Налогоплательщиком заявлена льгота по коду 2010238, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо  руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).

Согласно пункту 1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 ГК РФ правила §6 «Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Таким образом, к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне №504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи (иначе – тепловые сети).

Как видно из Перечня № 504, в нем указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи либо сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих линий, и соответствующие этим наименованиям коды ОКОФ.

Согласно введению в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Как следует из оспариваемых ненормативных актов инспекции от 02.06.2014 основанием для доначисления заявителю налога на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы, по результатам камеральных проверок представленных заявителем уточенных (корректирующих) налоговых деклараций по этому налогу, с учетом полученного заключения экспертов Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 229/2014 (постановления от 25.02.2014 № 2, № 3, № 4 о назначении технической экспертизы) послужили выводы налогового органа о необоснованном применении Обществом предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ налоговой льготы в отношении 45 объектов в 2010 и 2011 годах и 46 объектов в 2012 году.

В экспертном заключении Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 229/2014, на котором основаны выводы инспекции, отражены выводы привлеченных экспертов в отношении спорных 46 объектов как об оборудовании, обеспечивающем выработку, преобразование и передачу электро и тепловой энергии до точки разграничения и не относящемся к линиям энергопередачи, и магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, согласно Перечню № 504.

В пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» отражена правовая позиция, в силу которой вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к компетенции суда.

Таким образом, содержащиеся в заключении привлеченных налоговым органом экспертом № 229/2014 выводы, носящие правовой характер, судом  первой инстанции  правомерно не учтены при рассмотрении настоящего спора.

 Вместе с тем, указанное экспертное заключение Центра независимых судебных экспертиз «ТЕХЭКО» № 229/2014, в части не касающейся правовых аспектов спора, может быть оценено в качестве письменного доказательства по настоящему делу (статья 75 АПК РФ).

При этом, вопреки доводам жалобы налогоплательщика, назначение налоговым органом экспертизы в порядке статьи 95 НК РФ само по себе не возлагает на общество как налогоплательщика дополнительных обязанностей и не нарушает права заявителя.

Представленное в материалы дела заявителем заключение ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» 5.1049.14.ЭЗ.01.0.0 по объектам основных средств, не отражающее вопросов права, также принято судами в качестве письменного доказательства по настоящему делу (статья 75 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, заявитель применил льготу по налогу на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы на нижеприведенные спорные объекты основных средств (в 2010, 2011 годах на имущество по пунктам с 1 по 45, в 2012 году по пунктам с 1 по 46), полагая, что эти объекты относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов:

1. Здание РУ 35 (инвентарный номер 20110041-04);

2. Главный корпус ТЭЦ 10 (инвентарный номер 20110025-04);

3. Главный щит управления и ГРУ (инвентарный номер 20110042-04);

4. Часть здания главного корпуса (инвентарный номер 20110201-02);

5. Здание водогрейной котельной (инвентарный номер 201120209-02);

6. Здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 20110310-02);

7. Здание ЗРУ-110кВ (инвентарный номер 2011305-02);

8. Часть здания РУСН-6кВ КРУ (инвентарный номер 2011304-02);

9. Здание главного распределительного устройства 10кВ (инвентарный номер 20110303-02);

10. Часть здания ГРУ-6кВ (инвентарный номер 20110306-02);

11. Здание ОПУ-ЗРУ6/10К (инвентарный номер 20110309-02);

12. Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инвентарный номер 20128302-02);

13. Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инвентарный номер 20128301-02);

14. Трубопроводы обрат. Сет. Воды по ряду А и на эстакаде (инвентарный номер 20130221-02);

15. Главное распределительное устройство (инвентарный номер 20110033-04);

16. Главный щит управления (инвентарный номер 20110015-04);

17. Силовые кабели трансформатора № 2 (инвентарный номер 20130053-04);

18. Силовые кабели трансформатора № 3 (инвентарный номер 20130052-04);

19. Стальная теплосеть (инвентарный номер 20130446-02);

20. Стальная теплосеть (инвентарный номер 20130444-02);

21. Теплосеть ул. Юбилейная от ТК-32 до ТК-35 (инвентарный номер 20130435-02);

22. Часть сооруж. т/с ул. Степанова от ТК-19 до ТК-11 (инвентарный номер 20130402-02);

23. Т/сеть ул. Свердлова от ТК-23 ул. Юбилейная до ТК-33 (инвентарный номер 20130422-02);

24. Сооруж.т/сети ул. Мира-30 лет Победы ТК-35 до ТК-4 (инвентарный номер 20130429-02);

25. Т/сеть ул. Парижской Коммуны от ТК-9 до ТК-324 (инвентарный номер 20130433-02);

26. Теплосеть ул. Юбилейная от ТК-16 до ТК-23 (инвентарный номер 20130405-02);

27. Сооружение теплосети по ул. Крупской (инвентарный номер 20130404-02);

28. Сооруж. т/сети ул. Юбилейная-Потемина ТК-23 до ТК-9 (инвентарный номер 20130423-02);

29. Сооруж.т/сети ул. Труда, ул. Парковая, на к/т Авангард (инвентарный номер 20130417-02);

30. Сооружение теплосети ул. Пятилетки от ТК-11 до ТК-6 (инвентарный номер 0120130438-02);

31. Теплосеть ул. Деменева от ТК-16 до ТК-8 (инвентарный номер 20130415-02);

32. Т/сеть ул. Карла Маркса-Гагарина от ТК-34 до ТК-23 (инвентарный номер 20130413-02);

33. Теплосети внутриплощадочные ТЭЦ – 2 (инвентарный номер 20130410-02);

34. Часть соор.т/с ул. Юбилейная-ЛомоносоваТК-16 до ТК-14 (инвентарный номер 20130412-02);

35. Часть сооруж. т/с по ул. Аксакова от ТК-3 до ТК-6 (инвентарный номер 20130414-02);

36. Сооруж.т/сети проспект Советский от ТК-1 до ТК-29а (инвентарный номер 20130403-02);

37. Теплосеть ул. Мира от ТК-11 до ТК-12 (инвентарный номер 20130424-02);

38. Сооруж. теплосети ул. Юбилейная от ТК-17 до ТК-33 (инвентарный номер 20130408-02);

39. Часть сооруж.т/с по ул. Юбилейная от ТК-16 до ТК-12 (инвентарный номер 20130452-02);

40. Часть сооруж.т/с по ул. Аксакова от ТК-12 до ТК-3 (инвентарный номер 20130451-02);

41. Часть сооруж.т/с по ул. Степанова от пав.5 до ТК-6 (инвентарный номер 20130450-02);

42. Сооруж. т/сети ул. 30 лет Победы от ТК-9 до ТК-8 (инвентарный номер 20130437-02);

43. Сооруж.т/сети ул. Мира от ТК-327 до ТК-35 (инвентарный номер 20130436-02);

44. Часть сооружения из стальных труб (инвентарный номер 20130448-02);

45. Здание РУ (инвентарный номер 9100102000000502);

46. Магистральная тепловая сеть 2ДУ800 от БТЭЦ-4 (инвентарный номер 9100103000000923) (далее - № объекта по списку).

Суд первой инстанции, отказывая в предоставлении льготы по  объектам №№ 2, 4, 5, 8, 12-14, 16-44, 46, указал на то, что исходя из технических характеристик и функционального назначения  данные объекты непосредственно не относятся к линиям энергопередачи, и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, имеют терминологическое и технологическое отличие от объектов, установленных Перечнем № 504.

При этом суд указал на то, что обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое (территориальное) расположение указанных объектов. Сам факт наличия у заявителя линий энергопередачи, которым Общество обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к их неотъемлемой части, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня № 504.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом  приведенного понятия «линий электропередач», функционального назначения спорных объектов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что применение налоговой льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации не правомерно в отношении следующих объектов: Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. № 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. № 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. № 20110209-02), часть здания РУСН-6кВ КРУ (инв. № 20110304-02), здание РУ (инв. № 910010200 0000502), теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2 (инв. № 20130410-02), трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (инв. № 20130221-02).

При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности общества является производство и реализация электрической и тепловой энергией; основным средством производства являются ТЭЦ-10, ТЭЦ-2, ТЭЦ-4.

Под теплоэлектроцентралью (ТЭЦ) понимают разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).

По мнению налогоплательщика, поддержанному в апелляционной жалобе, Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. № 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. № 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. № 20110209-02), часть здания РУСН-6кВ КРУ (инв. № 20110304-02) можно отнести к такому объекту, указанному в Перечне № 504, как «здания электрических и тепловых сетей» (код 11 4521012), так как в этих зданиях имеются сетевые насосы, щиты управления, запорная и регулирующая арматура, распределительные устройства высокого напряжения, аппаратура электрическая высоковольтная и низковольтная, а также иное энергетическое оборудование, которое упоминается в примечаниях к льготируемым объектам (коды 11 4521012, 14 2911090, 14 3120010, 14 3120020 и др.).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом  приведенного понятия «линий электропередач», функционального назначения спорных объектов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что по указанным объектам основных средств заявитель не доказал правомерность применения налоговой льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации,  доводы налогоплательщика, изложенные в апелляционной жалобе в указанной части, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно заключению ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» 5.1049.14.ЭЗ.01.0.0, инвентаризационным документам на рассматриваемое имущество, которые представлены в дело самим налогоплательщиком, в здании Главного корпуса ТЭЦ-10, части здания Главного корпуса ТЭЦ-2  установлены турбоагрегаты (совокупность паровой турбины и приводимого ею в действие электрогенератора), а также паровые и водогрейные котлы (согласно ГОСТу 23172-78 – комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива), то есть основное оборудование электростанции, являющееся источником электрической и тепловой энергии. Остальное оборудование ТЭЦ, как и расположенные в ней подсобные помещения, согласно техническому паспорту носят вспомогательный характер.

Здание водогрейной котельной,  часть здания РУСН-6кВ КРУ располагаются на территории электростанции, служат для работы   водогрейного котла и, таким образом, для участия в выработке теплоэнергии, что подтверждается заключением ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», инвентаризационными и иными правоустанавливающими документами.

Таким образом,  Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. № 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. № 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. № 20110209-02), часть здания РУСН-6кВ КРУ (инв. № 20110304-02) фактически являются зданиями электростанции, что соответствует коду ОКОФ 11 4521011, по которому они и приняты обществом к своему учету, что подтверждается актами по форме ОС-1, инвентарными карточками по форме ОС. В этом случае присвоенный объектам код ОКОФ соответствует их фактическому хозяйственному (экономическому) назначению.

Нельготируемые объекты кода ОКОФ 11 4521011 и льготируемые объекты кода ОКОФ 11 4521012 относятся к разным видам одного и того же подкласса 11 4521010 «Здания электроэнергетики».

Между тем в Перечень №504 здания электроэнергетики не включены, а включены лишь те из них, которые являются зданиями электрических и тепловых сетей и, таким образом, в отличие от зданий электростанций, предназначены не для производства электрической и тепловой энергии, а лишь для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, упомянутого в примечании к объекту с кодом 11 4521012.

Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что поскольку здания электростанций отсутствуют в Перечне № 504, постольку применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении указанных объектов незаконно, является верным, соответствующим требованиям налогового законодательства и материалам дела.

Данный вывод подтверждается практикой суда высшей инстанции (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №ВАС-4457/12).

Ссылка налогоплательщика на иную судебную практику отклоняется, поскольку она основана на иных обстоятельствах.

Судом первой инстанции правомерно отказано в  применении льготы  по налогу на имущество в отношении теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2, трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде ( код ОКОФ 142911090).

Данные теплосети по своему производственному назначению имеют непосредственное отношение к паровым котлам, в связи с чем приняты обществом на учет как трубопроводы сетевой воды бойлерной установки.

В соответствии с пунктом 5 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Как следует из Перечня №504, освобождению от обложения налогом на имущество подлежат не все тепловые сети, а лишь те из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 12 4521126).

В силу пункта 3.6 «СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280, магистральные тепловые сети – тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Поскольку «наружные теплосети» относятся к самому источнику тепла и, таким образом, не предназначены для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для их льготирования также отсутствуют.

Тот факт, что «наружные теплосети» состоят из трубопроводов, упомянутых в примечании к объекту по коду 14 2911090, не является основанием для применения льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, поскольку это позволит применять льготу к любому имуществу, состоящему из трубопроводов.

 Между тем, исходя из наименования объекта по коду 14 2911090, к льготируемому относятся лишь те трубопроводы, которые являются средством монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей.

По иным основаниям льгота по указанным объектам обществом не заявлена.

Что касается объекта основных средств - здание РУ (инв. № 910010200 0000502), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

При принятии решения в отношении указанного объекта суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика о праве на льготу, предусмотренную кодом 11 4521012.

Между тем, из представленных доказательств усматривается, что  одноэтажная реверсиверная насосная станция камских водоводов (здание РУ) не может быть отнесено к основным средствам, осуществляющим транспортирующие функции (линии электропередачи и линии теплопередачи  – тепловые сети) в силу вышеназванных обстоятельств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы налогового органа, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда о том, что применительно к объектам основных средств: здание РУ 35 (инв. № 20110041-04), главный щит управления и ГРУ (инв. № 20110042-04), здание ЗРУ-110кВ (инв. № 20110310-02), здание ЗРУ-110кВ (инв. № 20110305-02),  здание главного распределительного устройства 10кВ (инв. № 20110303-02), главное распредустройство (инв. № 20110033-04) оспариваемыми ненормативными актами доначисление налога на имущество организаций, начисление пеней и применение налоговой санкции за 2010, 2011, 2012 годы произведено незаконно.

 Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242). При этом открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе; закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в помещении. ГРУ - групповое распределительное устройство («СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75», утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282).

Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП-81 «Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций».

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что распределительные устройства предназначены для приема и распределения электроэнергии и имеют непосредственное соединение с линиями электропередачи.

Отнесение закрытого распределительного устройства к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью сооружений, относящихся к линиям электропередачи (код 114521012) предусмотрено примечанием к Перечню № 504.

Как следует из материалов дела, принадлежащее заявителю оборудование относится к распределительным устройствам, размещено в помещениях, соответственно, эти объекты относятся к закрытым распределительным устройствам (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242).

В отношении этих объектов фактическое наименование и функциональное назначение имущества соответствует наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню № 504 (код 114521012), что позволяет применять в отношении этого имущества установленную пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговую льготу.

Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что у заинтересованного лица при вынесении оспариваемых ненормативных актов отсутствовали правовые основания для отказа обществу в применении льготы по налогу на имущество организаций в отношении рассматриваемых объектов, является правильным.

Соответствующие доводы апелляционной жалобы инспекции подлежат отклонению.

Между тем, оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит заслуживающими удовлетворения доводы апелляционной жалобы налогоплательщика относительно применения льготы по объектам основных средств: Здание ОПУ-ЗРУ6/10К (инв. № 20110309-02); Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв. № 20128302-02); Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв. №  20128301-02) (указанные объекты входят в схему технологической связи энергопередачи по объектам подстанции (ПС) «Строительная», а также относительно применения льготы по объектам основных средств: Силовые кабели трансформатора № 2 (инв. № 20130053-04);  Силовые кабели трансформатора № 3 (инв. № 20130052-04) (указанные объекты входят в схему технологической связи энергопередачи по объектам Березниковская ТЭЦ-4), поскольку функции подстанций направлены на поддержание напряжения в уже существующих сетях, следовательно, относятся к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне № 504.

Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы заявителя в отношении объектов основных средств №№ 19-44, 46 по списку.

Как следует из материалов проверки, льгота по сетям тепловым магистральным заявлена налогоплательщиком на том основании, что они прямо поименованы в Перечне № 504: код 12 4521126 «сеть тепловая магистральная».

По данному коду ОКОФ эти теплосети и приняты обществом к своему учеты и заявлены к освобождению еще в первичной налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4.1 уже упомянутых СНиП 41-02-2003 тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией

Под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6).

Распределительные тепловые сети – тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП (пункт 3.7).

Квартальные тепловые сети – распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8).

Ответвление – участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям (пункт 3.9).

Суд апелляционной инстанции исследовал представленные налогоплательщиком схемы размещения теплосетей, из которых следует, что заявленные как льготируемые объекты основных средств представляют собоц участки магистральных теплосетей от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Поскольку сети тепловые магистральные прямо упомянуты в Перечне № 504 (код 12 4521126), а отводы от них являются неотъемлемой частью тепловых сетей (участками, непосредственно присоединяющими тепловой пункт к магистральным тепловым сетям), суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о том,  что оснований для отказа в применении рассматриваемой налоговой льготы по этим объектам у налогового органа не имелось.

Все указанные объекты прямо названы в Перечне № 504, оснований для их отнесения к иному классу, подклассу или виду налоговым органом не установлено.

При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что все поименованные в данной части объекты, применение льготы по которым признается судом апелляционной инстанции правомерным, непосредственно участвуют в передаче электро- и теплоэнергии, входят в единую сеть, осуществляя распределение потоков, поддерживая необходимое напряжение и т.д. Доказательств использования поименованных объектов в ином качестве налоговым органом не представлено.

Таким образом, применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ является правомерным, апелляционная жалоба налогоплательщика в указанной части подлежит удовлетворению.

Доводы налогоплательщика о допущенных налоговым органом нарушениях при проведении  налоговой проверки подлежат отклонению по основаниям, достаточно исследованным и оцененным в судебном акте суда первой инстанции. Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений инспекцией процедуры рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок и вынесения решения по их итогам, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным на основании пункта 14 статьи 101 НК РФ. Оснований для иных выводов судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу приведенных доказательств, признанных судом апелляционной инстанции допустимыми и относимыми к рассмотрению настоящего спора, а также норм гражданского и налогового законодательства апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению в части, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.

Таким образом, решение суда первой инстанции  подлежит отмене в части на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела).

Поскольку апелляционная жалоба заявителя подлежит частичному удовлетворению, расходы по уплате  госпошлины по  апелляционной жалобе налогоплательщика возлагаются на налоговый орган (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2014 года по делу № А50-19278/2014 отменить в части, изложив абзац 1 пункта 3 в следующей редакции:

«Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России  № 2 по Пермскому краю от 02.06.2014 № 15.720, № 15.726, № 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество за 2010, 2011, 2012 годы, за исключением доначисления налога по объектам: Главный корпус ТЭЦ-10 (инв.№ 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв.№ 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв.№ 20110209-02), часть здания РУСН-6кВ КРУ (инв.№ 20110304-02), здание РУ (инв.№ 910010200 0000502), теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2 (инв.№ 20130410-02), трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (инв.№ 20130221-02), соответствующих пени и штрафных санкций».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России  № 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117)  в пользу ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Г.Н.Гулякова

Судьи

И.В.Борзенкова

В.Г.Голубцов