ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10344/2023-ГК
г. Пермь
10 ноября 2023 года Дело № А71-223/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Гладких Д.Ю., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» от ответчика, публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский»: ФИО1 по доверенности от 16.08.2022;
от истца, общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона»: директор ФИО2, решение от 15.10.2020;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 июля 2023 года
по делу № А71-223/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к публичному акционерному обществу «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя №11/ТЭ, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (далее – ООО «Котельная 20») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») о взыскании задолженности, являющейся суммой переплаты истца за услуги, связанные с поставкой тепловой энергии от ООО «Котельная 20», в том числе, суммы переплаты по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.02.2016 № 11/ТЭ и суммы корректировки по договору поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь от 15.01.2016 № 10/ТЭ, в общем размере 1 664 519 руб. 92 коп., а также 49 251 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на указанную сумму долга с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.07.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1 327 797 руб. 35 коп. долга, 39 288 руб. 25 коп. процентов с последующим их начислением на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России, начиная с 16.05.2023 по день оплаты; а также 24 041 руб. 26 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал; истцу из федерального бюджета также возвращено 8 451 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании 336 722 руб. 57 коп. долга, 9 963 руб. 30 коп. процентов с последующим их начислением на сумму долга, истец обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда в обжалуемой части изменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней истец приводит доводы об отсутствии, вопреки выводам суда, у сторон разногласий относительно продолжительности отопительного периода. Полагает, что распределение годового объема подачи ресурса в течение 8-ми месяцев отопительного периода (с октября по май) по контррасчету ответчика приводит к убыткам, нарушает экономические интересы сторон. Настаивает на правомерности своего расчета с учетом фактических дней в отопительном периоде, в том числе, в сентябре и мае 2021 года, ссылаясь на недоказанность ответчиком того, что норматив потребления в 2021 году в г. Ижевске был установлен на 8 месяцев отопительного периода. Как полагает истец, ответчиком не доказано, что истцом в расчете при определении месячных объемов поставленной тепловой энергии, исходя из фактических дней поставки ресурса в эти дома в течение отопительного периода с целью их оплаты, занижен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению или каким-то образом были нарушены права ответчика.
Возражая на доводы апелляционной жалобы истца, ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил отзыв.
Протокольным определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 судебное разбирательство по делу отложено на 07.11.2023.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 07.11.2023 представитель истца с решением суда в обжалуемой части не согласился, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, которую просит удовлетворить, решение суда в обжалуемой части – изменить; представитель ответчика решение суда в обжалуемой истцом части считает законным и обоснованным, против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В отсутствие возражений сторон законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке, предусмотренном статьей 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Котельная 20», владея котельной, является единой теплоснабжающей организацией в зоне 20 в г. Ижевске.
ПАО «Т Плюс», являясь теплосетевой организацией, передает тепловую энергию, в том числе в целях горячего водоснабжения, по своим сетям конечным потребителям.
01.02.2016 между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (теплосетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 11/ТЭ (далее – договор 1), по условиям которого теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиями, преобразования тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и (или) передачу тепловой энергии от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором (пункт 1.1 договора 1).
Срок действия договора 1 установлен сторонами пунктом 7.1 с момента подписания и распространяет действие с 01.11.2015 по 31.12.2016. По истечении указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении на основании пункта 7.3 данного договора и пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие продлено на неопределенный срок на тех же условиях.
В силу пункта 2.2.1 договора 1 теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать в точках приема, указанных в приложении № 2 к договору на подачу тепловой энергии, а в точках передачи, указанных в приложении № 2 к настоящему договору, прием тепловой энергии, переданных теплосетевой организацией, в соответствии с объемами мощности тепловых сетей и с тепловой нагрузкой, распределенной по каждой точке поставки, согласно приложению № 1 к договору.
Пунктом 2.3.19 договора 1 предусмотрено, что теплосетевая организация обязана приобретать у теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность), теплоноситель для целей компенсации потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях теплосетевой организации в объеме фактических потерь, определяемых в соответствии с приложением № 3 к договору.
В соответствии с пунктом 3.1 договора 1 измерения и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов переданной тепловой энергии производятся в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 3.2 договора 1 учет количества принятой и переданной тепловой энергии ФИО3 организации осуществляется в точках приема и передачи на основании показаний приборов учета ФИО3 организации, Теплоснабжающей организации и потребителей Теплоснабжающей организации, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих, на основании Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Ежемесячно, в срок с 25 по 28 число текущего месяца Теплосетевая организация обязана предоставить Теплоснабжающей организации показания приборов учета ФИО3 организации, за подписью уполномоченного представителя ФИО3 организации.
В случае выхода из строя приборов учета ФИО3 организации количество переданной тепловой энергии за этот период определяется Теплоснабжающей организацией согласно раздела IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Допуск в эксплуатацию узлов учета Теплоснабжающей организации, ФИО3 организации осуществляется представителем Теплоснабжающей организации совместно с ФИО3 организацией с составлением акта. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителей Теплоснабжающей организации осуществляется представителем Теплоснабжающей организации с составлением акта. По согласованию в допуске узлов потребителей может участвовать представитель ФИО3 организации
Стоимость услуг теплосетевой организации по данному договору определяется как произведение фактически переданной тепловой энергии и (или) теплоносителя, объем которой определен в соответствии с приложением № 3 к настоящему договору, и утвержденного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 4.2 договора 1).
Также 15.01.2016 между сторонами заключен договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии № 10/ТЭ (далее – договор 2), по условиям которого поставщик (истец) обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях покупателя (ответчик), а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1.2 договора 2 поставщик по настоящему договору является Единой теплоснабжающей организацией, в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой теплоснабжения.
Срок действия договора 2 установлен сторонами пунктом 7.1 с момента подписания, и распространяет действие с 01.11.2015 по 31.12.2016. По истечении указанного периода в отсутствие заявлений сторон о его прекращении, расторжении на основании пункта 7.3 данного договора и пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие продлено на неопределенный срок на тех же условиях.
Пунктом 3.4 договора 2 предусмотрено, что количество тепловой энергии в целях компенсации потерь, потребленной покупателем, определяется поставщиком расчетным или приборно-расчетным методом, в соответствии с порядком, предусмотренном разделом IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 и согласованным сторонами Приложением
№ 7.
Порядок определения количества тепловой энергии, поставленного покупателю при отсутствии приборов учета, согласован сторонами в Приложении № 7 к договору 2.
Так, при наличии узлов учета тепловой энергии в точках приема и передачи количество тепловой энергии в целях компенсации потерь определяется как разница показаний узлов учета, оборудованных в точке приема (котельная) и точках передачи (конечные объекты поставщика) в виде разницы между общим отпущенным количеством тепловой энергии с котельной и суммой потерь по смежным тепловым сетям и тепловым сетям поставщика, суммарного количества тепловой энергии, полученного потребителями поставщика (ЕТО в данной зоне) на нужды отопления, определенное в соответствии с показаниями узлов учета, договорными нагрузками объектами и норм действующего законодательства, количества тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, определенное в соответствии с показаниями водомерных узлов организации, осуществляющей горячее водоснабжение и коэффициента нагрева, равного 0,052 Гкал/куб.м. В случае отсутствия показаний приборов учета количество тепловой энергии в целях компенсации потерь определяется в размере 10 процентов от фактического потребления конечных объектов поставщика за расчетный период.
Поскольку конечными потребителями ООО «Котельная 20» являются собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (МКД), управляющие организации, то при отсутствии иных сведений, в период времени: январь - декабрь 2021 года истец производил начисления по нормативам потребления (полезный отпуск определялся по нормативам потребления). Исходя из суммарного объема предъявленной к оплате потребителям тепловой энергии, рассчитанной исходя из нормативов потребления, также определялся объем услуг ответчика по транспортировке тепловой энергии и производился расчет в целях компенсации потерь тепловой энергии.
По расчетам истца, учитывая, что объем полезного отпуска ответчиком определялся по тепловой нагрузке, сумма переплаты за услуги по транспортировке тепловой энергии в 25 многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, за 2021 год по договору 1 составила 82 204 руб. 62 коп.
Уменьшение цифрового значения объема тепловой энергии, полученного конечными потребителями истца, повлекло уменьшение объема транспортированной тепловой энергии и соразмерное увеличение количества тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии. Истец произвел корректировки по договору 2, что по расчету истца составило 1 582 315 руб. 30 коп.
Направленная ООО «Котельная 20» в адрес ПАО «Т Плюс» претензия от 18.11.2022 с предложением оплатить задолженность оставлены последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, приняв контррасчет ответчика, признал требование истца о взыскании долга подлежащим частичному удовлетворению в сумме 1 327 797 руб. 35 коп. в порядке статей 309, 310, 539, 544, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 15, 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Установив доказанность истцом факта просрочки исполнения ответчиком основного денежного обязательства, отсутствие оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, скорректировав расчет процентов с учетом размера удовлетворенных требований в части основного долга, суд первой инстанции признал требование истца о взыскании процентов также подлежащим частичному удовлетворению в сумме 39 288 руб. 25 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании долга и процентов, начисленных истцом в твердой денежной сумме в порядке пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отказал, взыскав при этом проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета ключевой ставки Банка России, начисленных на сумму основного долга, начиная с 16.05.2023 по день его фактической оплаты (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы истца обоснованными, а решение суда первой инстанции в обжалуемой части – подлежащим изменению на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям сторон по транспортировке тепловой энергии в горячей воде подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
В силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Данные нормы основаны на том, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим, эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети. По существу, тепловые сети представляют собой один из объектов энергопотребления с тем лишь различием, что энергия расходуется без пользы, то есть теряется. Для этого теплосетевая организация заключает с теплоснабжающей организацией соответствующий договор на компенсацию потерь. В то же время теплосетевая организация не лишена возможности возместить стоимость этих потерь за счет потребителей, оплачивающих услуги по передаче тепловой энергии по тарифам, установленным органом государственного регулирования цен.
Таким образом, наличие потерь в тепловых сетях в процессе передачи тепловой энергии от источника тепловой энергии до потребителей презюмируется.
По смыслу положений Федерального закона «О теплоснабжении» обязанность теплосетевых организаций по оплате потерь тепловой энергии является механизмом возмещения теплоснабжающей организации разницы между совокупным объемом тепловой энергии, отпущенным такой теплоснабжающей организацией, и объемом тепловой энергии, поставленной им потребителям на розничном рынке и теплосетевым организациям.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, на теплосетевые организации возложена обязанность по компенсации тепловых потерь, возникающих в сетях при передаче тепловой энергии потребителям.
В связи с этим следует признать, что на ПАО «Т Плюс» как теплосетевой организации лежит обязанность по оплате ООО «Котельная 20» стоимости тепловых потерь, возникших в его сетях.
Конечными потребителями истца, в интересах которых ответчиком осуществлялась передача тепловой энергии, являются собственники помещений многоквартирных домов, управляющие организации.
Следовательно, к правоотношениям сторон в части услуги по передаче тепловой энергии в многоквартирный дом подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункты 42, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05 2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно материалам дела, в 2021 году ООО «Котельная 20» производило начисления конечным потребителям по установленным узлам учета и нормативам потребления.
Будучи расчетной величиной, норматив потребления может не соответствовать фактическому потреблению коммунального ресурса.
В силу пункта 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016
№ 252 на территории Удмуртской Республики в 2021 году установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пункт 1).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014
№ 554 (далее – Постановление № 554) установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно за все расчетные месяцы календарного года, то есть исходя из 12 месяцев.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил № 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам приложения № 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 2 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1).
Из положений пункта 42(1) Правил № 354, пунктов 25.1, 25.2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 (далее – Правила № 124), следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем тепловой энергии, подлежащий оплате в расчетном периоде, должен определяться в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
В рассматриваемом случае в спорном периоде 2021 года определение месячного объема и оплата коммунальной услуги потребителями по отоплению осуществлялись истцом равномерно в течение календарного года. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Между тем, как указывает заявитель жалобы, обе стороны в отношениях по расчетам по договорам от 01.02.2016 № 11/ТЭ и от 15.01.2016 № 10/ТЭ в спорном периоде 2021 года не применяли жилищное законодательство по аналогии при определении месячных объемов поставленной тепловой энергии в отношении спорных многоквартирных домов, в которых отсутствовали общедомовые приборы учета, поскольку действующее жилищное законодательство, регулирующее договорные отношения между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями или конечными потребителями, в 2021 году предусматривало определение месячных объемов поставляемой тепловой энергии как 1/12 совокупного объема годового отпуска тепловой энергии, рассчитанного на основании норматива потребления коммунальной услуги на отопление, установленного уполномоченным органом и соответственно их помесячную оплату. По мнению истца, указанный в жилищном законодательстве способ расчета среднемесячных объемов поставленной тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги отопления и, соответственно, способ их оплаты равномерно в течение календарного года в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями является социально ориентированным, и не является обязательным в расчетах между профессиональными участниками рынка тепловой энергии.
При этом примененный истцом способ расчета соответствует принципу оплаты за фактически приятое количество тепловой энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, нормативными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцом не оспаривается продолжительность отопительного периода, установленного нормативными актами Удмуртской Республики для целей установления норматива коммунальной услуги по отоплению, равного 8 месяцам.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, истец также указывает на отсутствие у сторон разногласий по количеству дней подачи ресурса в каждом месяце отопительного периода в 2021 году и среднесуточному потреблению ресурса спорными домами. У сторон нет спора по определению совокупного годового объема потребленной конечными потребителями тепловой энергии на отопление по спорным многоквартирным домам в 2021 году по нормативу, отраженного в расчетах сторон. При этом апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что занижение норматива привело бы к занижению совокупного годового объема потребленной тепловой энергии.
Разногласия сторон по 25 спорным многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в 2021 году сводятся не к определению продолжительности отопительного периода, а к различиям в порядке распределения помесячно годового объема полезного отпуска в течение отопительного периода в 2021 году для целей его оплаты. В частности, спорным является определение начала отопительного периода, а также конкретных полных и неполных месяцев, входящих в отопительный период, методики распределения объемов полезного отпуска тепловой энергии на отопление по ним.
Так, истец не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в 2021 году отопительный период в Удмуртской Республике начинался с октября месяца и включал только полные календарные месяцы (с октября по май).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016
№ 519 Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014
№ 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республики» дополнено пунктом 2.1, которым количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определено равным 8 месяцам.
Положения пункта 2.1 в редакции от 19.12.2021 действовали с 31.12.2016 по 01.03.2023 (пункт 2.1 в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.01.2023 № 44).
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Удмуртской Республики
№ 554 в редакции от 19.12.2021 определено количество календарных месяцев отопительного периода, в том числе неполных, равным 8 месяцам.
Указанной нормой было установлено, что в течение 8 месячного отопительного периода, который включал как полные, так и неполные месяцы, были произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии, с целью установления норматива отопления на отопительный период.
Из буквального толкования правовой нормы следует, что указанная норма определившая продолжительность отопительного периода, в котором были произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов с целью установления нормативов потребления, не устанавливала конкретных наименований н нумерации календарных месяцев, в том числе неполных, входящих в отопительный период, а также не определяла момента начала и окончания такого периода.
Поскольку определенный указанной нормой отопительный период был равен 8 календарным месяцам и включал как полные, так и не полные календарные месяцы, следовательно, его начало и окончание в спорном периоде в Удмуртской Республике должны производиться по правилам, установленным статьями 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил № 354, нормативными актами уполномоченных органов, с учетом того, что его продолжительность при применении нормативов не должна превышать 8 месяцев.
Календарные дни мая и сентября 2021 года продолжительностью не более 30 дней могут образовывать полный или неполный месяц отопительного периода (пункт 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Начало и окончание отопительного периода в 2021 году для расчета объема полезного отпуска тепловой энергии по многоквартирным домам, не имеющих общедомовых приборов учета в отношениях между теплоснабжающей и теплосетевой организацией, истцом определено в соответствии с нормой пункта 5 Правил № 354 на основании нормативных актов уполномоченного органа.
Так, согласно постановлению Администрации г. Ижевска от 29.04.2021
№ 752 окончание отопительного сезона на территории г. Ижевска определено с 06.05.2021, а в соответствии с постановлением Администрации г. Ижевска и от 07.09.2021 № 1533 начало отопительного сезона установлено с 08.09.2021.
Стороны определили продолжительность отопительного периода, равную в 240 дней, с учетом начала и окончания отопительного периода, определенного решениями органа исполнительной власти города Ижевска, о чем свидетельствуют данные из расчета истца и контррасчета ответчика по компенсации тепловых потерь в размере 839 465 руб. 15 коп.
Таким образом, вывод суда первой инстанции и доводы ответчика о том, что спорный отопительный период 2021 года для целей применения нормативов на отопление начинался с октября месяца и включал только полные календарные месяцы (с октября по май), основан на неправильном толковании норм материального права и не подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Напротив, истцом в расчете исковых требований за 2021 год весь совокупный объем правомерно распределен в рамках 8 месячного отопительного периода, начало и окончание которого определялось уполномоченным органом.
По расчету истца отопительный период в 2021 году включал как полные календарные месяцы (с октября по апрель), так и неполные (сентябрь, май), состоящие из календарных дней и образующих неполный месяц, которые в совокупности, для целей установления нормативов на отопление в отопительном периоде согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554, составляли период, равный 8 месяцам.
При оценке правильности определения продолжительности отопительного периода в 2021 году в контррасчете ответчика судом первой инстанции ошибочно применен пункт 2.1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 в редакции от 30.01.2023 № 44, не действующей в спорный период.
Как указано ранее, в действующей в спорный период редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 (Постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 № 519) в пункте 2.1 продолжительность отопительного периода определялась, как равная 8 месяцам, включающим полные календарные месяцы, в том числе неполные, без перечисления наименований месяцев, входящих в отопительный период.
Учитывая изложенное, общая продолжительность отопительного периода в расчете истца за 2021 год между профессиональными участниками рынка тепловой энергии – теплоснабжающей организацией (ООО «Котельная 20») и теплосетевой организацией (ПАО «Т-Плюс») – не превышала 8 месяцев, установленных пунктом 2.1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554.
Таким образом, вывод суда и ответчика о том, что спорный отопительный период 2021 года для целей применения нормативов на отопление начинался с октября месяца и включал только полные календарные месяцы (с октября по май), основан на неправильном толковании норм материального права и не подтвержден, имеющимися в деле доказательствами.
В расчете исковых требований истца за 2021 год объем совокупного годового потребления тепловой энергии многоквартирными домами, не имеющими общедомовых приборов учета, поделен на фактические календарные дни потребления коммунального ресурса в 8 месячном отопительном периоде с целью определения среднесуточного объема потребления тепловой энергии объектами теплопотребления.
Истцом по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, месячные объемы поставленной тепловой энергии с целью их оплаты определялись исходя из фактических дней поставки ресурса в эти дома в течение отопительного периода, определенного решениями исполнительной власти города Ижевска. Расчет объемов и платежей за поставленный ресурс истцом произведен с учетом фактических дней поставки ресурса в отопительный период в 2021 году.
Для указанных целей среднесуточное потребление ресурса определено как отношение годового потребления тепловой энергии в целях отопления по нормативу к количеству дней подачи ресурса в году. Объем поставки ресурса (тепловой энергии в целях отопления) по нормативу в месяце определен как результат произведения количества дней потребления ресурса в этом месяце и среднесуточного потребления ресурса.
Месячные объемы потребления тепловой энергии многоквартирными домами, не имеющими общедомовых приборов учета тепловой энергии, истцом в своем расчете определялись как произведение показателя среднесуточного потребления тепловой энергии на количество календарных дней, в которых осуществлялась фактическая поставка коммунального ресурса в 8 месячном отопительном периоде.
Таким образом, исчисленные истцом расчетные месячные объемы потребления тепловой энергии по спорным домам соответствовали дням и месяцам их фактической поставки и потребления.
Следует отметить, что примененный истцом способ расчета месячного объема тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета тепловой энергии исходя из фактических дней поставки ресурса в месяце в течение отопительного периода, определенного органами исполнительной власти муниципального образования, снижает величину погрешности в определении полезного отпуска в соответствующий месяц и в целом в год. При этом такой подход не противоречит интересам сторон, в том числе и сетевой организации, и позволяет ответчику получать плату за услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя потребителям в периодах их фактической передачи за все время поставки в течение всего отопительного периода, а истцу – получить плату, компенсирующую потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии.
Напротив, примененный ответчиком в контррасчете способ расчета среднемесячного объема коммунального ресурса – тепловой энергии, потребленной спорными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета основан на недействующем в 2021 году нормативном акте, не учитывает периоды фактической поставки тепловой энергии в спорные дома, что позволяет ответчику взимать плату за не оказанные услуги по передаче тепловой энергии за периоды, в которых поставка не фактически не осуществлялась. При указанном подходе в период фактического отпуска тепловой энергии истец не получает плату за компенсацию потерь, поскольку в такие периоды в расчете ответчика по спорным домам отсутствуют фактические потери тепловой энергии, определяемые как разница между объемом поставленной тепловой энергии (теплоносителя) и объемом полезного отпуска, в результате чего экономические интересы сторон нарушаются.
Анализ представленных сторонами расчетов позволяет сделать вывод о том, что принятие позиции сетевой организации приводит к тому, что в сентябре при фактической поставке тепловой энергии из расчёта фактически исключаются объекты теплопотребления, объем потребления по которым рассчитывается по нормативу. В то же время, применение к таким объектам норматива в расчётах потерь за май месяц приводит к тому, что по расчетам ответчика доставлено до потребителей тепловой энергии в большем объёме, чем отпущено с источника тепла, таким образом, завышается расчетный объем полезного отпуска по домам, не имеющим коллективных приборов учета, в результате ответчик получает оплату за передачу ресурса потребителям, превышающую реальный объем отпуска на котельной истца, зафиксированного приборами учета.
Подход истца к расчёту, вопреки возражениям сетевой организации, не нарушает положения жилищного законодательства.
Как указано выше, в пункте 2.1Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 в соответствующей редакции продолжительность отопительного периода в количестве 8 календарных месяцев определена для установления нормативов потребления. При этом нормативы потребления в Гкал/кв.м устанавливались для расчета платы за месяц отопительного периода, а сами сроки начала и окончания отопительного периода, определяющие его фактическую продолжительность, устанавливаются органами местного самоуправления. Между тем, в рассматриваемом случае спор между сторонами как профессиональными участниками экономических отношений по поставке тепловой энергии в части расчетов между ними возник за конкретный отопительный период, то есть фактический период поставки тепловой энергии и, соответственно, период оказания услуг по её передаче.
Таким образом, требование о взыскании долга подлежит удовлетворению в исчисленной истцом сумме 1 664 519 руб. 92 коп. (с учетом окончательного уточнения иска) в порядке статей 309, 310, 539, 544, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 15, 19 Федерального закона «О теплоснабжении».
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 49 251 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки с 23.12.2022 по 15.05.2023 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения).
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Факт просрочки истцом подтвержден надлежащими доказательствами.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Уточненный истцом расчет санкции проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически правильным, ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного, требование истца в части взыскания процентов в сумме 49 251 руб. 55 коп. за период с 23.12.2022 по 15.05.2023 (с учетом окончательного уточнения) является обоснованным и подлежит удовлетворению в силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга также подлежит удовлетворению в порядке пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба истца – удовлетворению.
Понесенные по делу судебные расходы подлежат распределению по общим правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июля 2023 года по делу № А71-223/2023 в обжалуемой части изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
«Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в размере 1 713 771 (один миллион семьсот тринадцать тысяч семьсот семьдесят один) руб. 49 коп., из которых 1 664 519 (один миллион шестьсот шестьдесят четыре тысячи пятьсот девятнадцать) руб. 92 коп. – долг, 49 251 (сорок девять тысяч двести пятьдесят один) руб. 55 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением на сумму долга исходя из ключевой ставки Банка России, начиная с 16.05.2023 по день оплаты; а также 30 138 (тридцать тысяч сот тридцать восемь) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 8 451 (восемь тысяч четыреста пятьдесят один) руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 10.01.2023 № 8.».
Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение понесенных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.А. Гребенкина
Судьи
Д.Ю. Гладких
Э.А. Ушакова