ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10924/2022-АКу
г. Пермь
07 ноября 2022 года Дело № А60-22915/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июля 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А60-22915/2022
по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 29 150 руб. 84 коп.,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее – ответчик, ОАО «РЖД», общество) о взыскании 29 150 руб. 84 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены: с ОАО «РЖД» в пользу ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю взысканы убытки в сумме 29 150 руб. 84 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в иске отказать.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отмечает, истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика (ОАО «РЖД») и причинённым вредом в виде излишне выплаченной суммы пенсии в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 На момент вынесения решения об индексации пенсии ОПФР уже располагало информацией об осуществлении указанными лицами оплачиваемой трудовой деятельности, поскольку за предыдущие месяцы страхователем в отношении названных лиц представлены сведения по форме СЗВ-М, из которых следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 продолжают осуществлять трудовую деятельность, что подтверждается Копиями выписок из лицевого счета.
Полагает, ОПФР не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, в основу принятых решений об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, октябрь 2019 года. Производя перерасчет размера страховых пенсий, в то время когда Фондом уже были получены сведения СЗВ-М за февраль 2019 года (в отношении ФИО2 и ФИО3), ноябрь 2019 года (в отношении ФИО4), за январь-февраль 2019 года (в отношении ФИО1), а впоследствии и за остальные отчетные периоды 2019-2020 года, Фонд обязан был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и установить являлись ли ранее представленные сведения о прекращении работником трудовой деятельности в январе с ее одновременным возобновлением в феврале 2019 года (ФИО2 и ФИО3), в октябре с ее одновременным возобновлением в ноябре 2019 года (ФИО4) достоверными.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Закона № 27-ФЗ имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
По факту выявления нарушения ответчиком срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя вынесено решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, которым ответчику предложено возместить излишне перечисленные средства управления в сумме 29 150 руб. 84 коп.
Отмечая, что виновные действия ответчика как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО4, излишних сумм страховой пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в размере 29 150 руб. 84 коп., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных для взыскания убытков с ответчика, удовлетворил исковые требования. Доводы общества об отсутствии виновных действий ответчика судом первой инстанции признаны необоснованными.
Ответчик по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев спор, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно статье 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из следующего, в рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что Свердловская ДРП ЦДРП ОАО "РЖД" представила сведения на ФИО1 по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года 14.08.2019 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке - не позднее 15.02.2019 г., 15.03.2019 г. соответственно отчетному периоду).
Поскольку ФИО1 по состоянию на январь, февраль 2019 года значился неработающим в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2019 г. размер сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии пересчитан с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
Согласно сведениям из лицевого счета 31.03.2019 г. ФИО1 уволен. В связи с чем перерасчет размера пенсии с учетом индексации (как неработающему пенсионеру) следовало произвести с 01.04.2019 г.
Согласно истории выплаты с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. ФИО1 выплачивалась пенсия как неработающему пенсионеру с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии (с учетом доплаты в апреле 2019 года).
Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии - несвоевременное представление Свердловской ДРП ЦДРП ОАО "РЖД" сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года на ФИО1 В связи, с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемой пенсии, размер пенсии определён без учёта корректировки страховой части пенсии и без индексации фиксированной выплаты к страховой части пенсии.
Поскольку сведения о работе ФИО1 в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, ФИО1 получал страховую пенсию как неработающий пенсионер, что повлекло за собой выплату Управлением ФИО1 излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки).
Размер переплаты согласно расчету переплаты от 19.12.2019 г. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. составил 3538,50 руб.
В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что ответчиком представлены сведения на ФИО2, ФИО5 по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 14.08.2019 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке - не позднее 15.02.2019 г.).
Поскольку ФИО2, ФИО5 по состоянию на январь 2019 года значились неработающими в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2019 г. размер сумм страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховым пенсиям пересчитаны с учетом индексации как неработающим пенсионерам.
Согласно истории выплаты с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г. ФИО2, ФИО5 выплачивались пенсии как неработающим пенсионерам с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховым пенсиям и корректировки размера страховых пенсий (с учетом доплаты в апреле 2019 года).
Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховым пенсиям - несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года на ФИО2, ФИО5 В связи, с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемых пенсий, размер пенсий определён без учёта корректировки страховых частей пенсий и без индексации фиксированной выплаты к страховым частям пенсий.
Поскольку сведения о работе ФИО2, ФИО5 в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, ФИО2, ФИО5 получали страховые пенсии как неработающие пенсионеры, что повлекло за собой выплату Управлением ФИО2, ФИО5 излишних сумм страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховым пенсиям (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховым пенсиям и корректировки). Размер пенсий необоснованно был увеличен.
Размер переплаты согласно расчетам переплаты от 27.11.2019 г. за период с 01.01.2019г. по 30.09.2019 г. составил 7703,53 руб. (ФИО2), 16211,59 руб. (ФИО5).
В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что ответчиком представлены сведения на ФИО4 по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года - 26.02.2020 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке – не позднее 15.11.2019 г.).
Поскольку ФИО4 по состоянию на октябрь 2019 года значилась неработающей в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2020 г. размер сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии пересчитан с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
Согласно истории выплаты с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. ФИО4 выплачивалась пенсия как неработающему пенсионеру с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии - несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года на ФИО4
В связи с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемой пенсии, размер пенсии определён без учёта корректировки страховой части пенсии и без индексации фиксированной выплаты к страховой части пенсии.
Поскольку сведения о работе ФИО4 в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, ФИО4 получала страховую пенсию как неработающий пенсионер, что повлекло за собой выплату Управлением ФИО4 излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки).
Размер переплаты согласно расчету переплаты от 02.09.2020 за период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. составил 1697,22 руб.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременно предоставленными работодателем сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Пенсионный фонд в силу положений ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.
Из материалов дела следует, что отчетность, содержащая сведения о продолжении осуществления трудовой деятельности спорными застрахованными лицами представлена в Фонд своевременно:
за март 2019 года - 12.04.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина ФИО1». «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на ФИО1»);
за февраль 2019 года - 13.03.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина ФИО2», «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на ФИО2»);
за февраль 2019 года - 13.03.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина ФИО3» «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на ФИО3.»);
за ноябрь 2019 года - 13.12.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина ФИО4», «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на ФИО4»).
Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсии ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО4 Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованных лицах - пенсионерах, фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности у ответчика, что, влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Пенсионный фонд в силу положений ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.
Фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, в основу принятых решений об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, октябрь 2019 года.
На момент принятия решений о выплате пенсии с учетом индексации Пенсионный фонд располагал сведениями о том, что указанные застрахованные лица продолжают трудовую деятельность, отчётность за иные периоды представлена страхователем своевременно в отношении: ФИО1 - 22.03.2019 г., ФИО2 - 22.03.2019 г., ФИО3 -22.03.2019 г., в отношении ФИО4 - 20.12.2019 г.
Учитывая изложенное, производя перерасчет размера страховых пенсий, в то время когда Фондом уже были получены сведения СЗВ-М за февраль 2019 года (в отношении ФИО2 и ФИО3), ноябрь 2019 года (в отношении ФИО4), за январь-февраль 2019 года (в отношении ФИО1), а впоследствии и за остальные отчетные периоды 2019-2020 года, Фонд обязан был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и установить являлись ли ранее представленные сведения о прекращении работником трудовой деятельности в январе с ее одновременным возобновлением в феврале 2019 года (ФИО2 и ФИО3), в октябре с ее одновременным возобновлением в ноябре 2019 года (ФИО4) достоверными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм индексаций размера пенсий, по причине несвоевременной проверки на момент принятия решения об индексации пенсии сведений о факте осуществления (прекращения) работы вышеуказанных лиц; основания для выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) у Пенсионного фонда в отношении: ФИО1 за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г.; ФИО2 за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г.; ФИО3 за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г.; ФИО4 за период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. отсутствовали.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, Фондом в данном случае не доказана.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушениями норм материального права.
Поскольку апелляционная жалоба ответчика судом признается подлежащей удовлетворению, судебные расходы в виде госпошлины по жалобе в размере 3 000 руб. (платежное поручение от 11.08.2022 №978270), на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу № А60-22915/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
И.В. Борзенкова