НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 № 17АП-10924/2022-АКУ

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10924/2022-АКу

г. Пермь

07 ноября 2022 года Дело № А60-22915/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области

от 14 июля 2022 года,

принятое в порядке упрощенного производства,

по делу № А60-22915/2022

по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

о взыскании 29 150 руб. 84 коп.,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее – ответчик, ОАО «РЖД», общество) о взыскании 29 150 руб. 84 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены: с ОАО «РЖД» в пользу ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю взысканы убытки в сумме 29 150 руб. 84 коп.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в иске отказать.

Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Отмечает, истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика (ОАО «РЖД») и причинённым вредом в виде излишне выплаченной суммы пенсии в отношении Ахмадиярова Ю.А., Веткиной Т.Т., Миниахметовой Р.М., Попковой О.Н. На момент вынесения решения об индексации пенсии ОПФР уже располагало информацией об осуществлении указанными лицами оплачиваемой трудовой деятельности, поскольку за предыдущие месяцы страхователем в отношении названных лиц представлены сведения по форме СЗВ-М, из которых следует, что Ахмадияров Ю.А., Веткина Т.Т., Миниахметова Р.М., Попкова О.Н. продолжают осуществлять трудовую деятельность, что подтверждается Копиями выписок из лицевого счета.

Полагает, ОПФР не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, в основу принятых решений об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, октябрь 2019 года. Производя перерасчет размера страховых пенсий, в то время когда Фондом уже были получены сведения СЗВ-М за февраль 2019 года (в отношении Веткиной Т.Т. и Миниахметовой Р.М.), ноябрь 2019 года (в отношении Попковой О.Н.), за январь-февраль 2019 года (в отношении Ахмадиярова Ю.А.), а впоследствии и за остальные отчетные периоды 2019-2020 года, Фонд обязан был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и установить являлись ли ранее представленные сведения о прекращении работником трудовой деятельности в январе с ее одновременным возобновлением в феврале 2019 года (Веткиной Т.Т. и Миниахметовой Р.М.), в октябре с ее одновременным возобновлением в ноябре 2019 года (Попковой О.Н.) достоверными.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Закона № 27-ФЗ имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

По факту выявления нарушения ответчиком срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине страхователя вынесено решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, которым ответчику предложено возместить излишне перечисленные средства управления в сумме 29 150 руб. 84 коп.

Отмечая, что виновные действия ответчика как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР Ахмадиярову Ю.А., Вяткиной Т.Т. Миниахметовой Р.М., Попковой О.Н., излишних сумм страховой пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в размере 29 150 руб. 84 коп., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Суд первой инстанции, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных для взыскания убытков с ответчика, удовлетворил исковые требования. Доводы общества об отсутствии виновных действий ответчика судом первой инстанции признаны необоснованными.

Ответчик по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев спор, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно статье 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Суд первой инстанции при принятии решения исходил из следующего, в рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что Свердловская ДРП ЦДРП ОАО "РЖД" представила сведения на Ахмадиярова Ю.А по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года 14.08.2019 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке - не позднее 15.02.2019 г., 15.03.2019 г. соответственно отчетному периоду).

Поскольку Ахмадияров Ю.А. по состоянию на январь, февраль 2019 года значился неработающим в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2019 г. размер сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии пересчитан с учетом индексации как неработающему пенсионеру.

Согласно сведениям из лицевого счета 31.03.2019 г. Ахмадияров Ю.А. уволен. В связи с чем перерасчет размера пенсии с учетом индексации (как неработающему пенсионеру) следовало произвести с 01.04.2019 г.

Согласно истории выплаты с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. Ахмадиярову Ю.А. выплачивалась пенсия как неработающему пенсионеру с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии (с учетом доплаты в апреле 2019 года).

Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии - несвоевременное представление Свердловской ДРП ЦДРП ОАО "РЖД" сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года на Ахмадиярова Ю.А. В связи, с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемой пенсии, размер пенсии определён без учёта корректировки страховой части пенсии и без индексации фиксированной выплаты к страховой части пенсии.

Поскольку сведения о работе Ахмадиярова Ю.А. в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, Ахмадияров Ю.А. получал страховую пенсию как неработающий пенсионер, что повлекло за собой выплату Управлением Ахмадиярову Ю.А. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки).

Размер переплаты согласно расчету переплаты от 19.12.2019 г. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. составил 3538,50 руб.

В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что ответчиком представлены сведения на Веткину Т.Т., Миниахметову P.M по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 14.08.2019 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке - не позднее 15.02.2019 г.).

Поскольку Веткина Т.Т., Миниахметова P.M. по состоянию на январь 2019 года значились неработающими в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2019 г. размер сумм страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховым пенсиям пересчитаны с учетом индексации как неработающим пенсионерам.

Согласно истории выплаты с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г. Веткиной Т.Т., Миниахметовой P.M. выплачивались пенсии как неработающим пенсионерам с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховым пенсиям и корректировки размера страховых пенсий (с учетом доплаты в апреле 2019 года).

Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховым пенсиям - несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года на Веткину Т.Т., Миниахметову P.M. В связи, с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемых пенсий, размер пенсий определён без учёта корректировки страховых частей пенсий и без индексации фиксированной выплаты к страховым частям пенсий.

Поскольку сведения о работе Веткиной Т.Т., Миниахметовой P.M. в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, Веткина Т.Т., Миниахметова P.M. получали страховые пенсии как неработающие пенсионеры, что повлекло за собой выплату Управлением Веткиной Т.Т., Миниахметовой P.M. излишних сумм страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховым пенсиям (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховым пенсиям и корректировки). Размер пенсий необоснованно был увеличен.

Размер переплаты согласно расчетам переплаты от 27.11.2019 г. за период с 01.01.2019г. по 30.09.2019 г. составил 7703,53 руб. (Веткина Т.Т.), 16211,59 руб. (Миниахметова P.M.).

В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Управлением выявлено, что ответчиком представлены сведения на Попкову О.Н. по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года - 26.02.2020 г. (при установленном Законом № 27-ФЗ сроке – не позднее 15.11.2019 г.).

Поскольку Попкова О.Н. по состоянию на октябрь 2019 года значилась неработающей в связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М, с 01.01.2020 г. размер сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии пересчитан с учетом индексации как неработающему пенсионеру.

Согласно истории выплаты с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. Попковой О.Н. выплачивалась пенсия как неработающему пенсионеру с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Управлением выявлены обстоятельства, влекущие уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии - несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года на Попкову О.Н.

В связи с чем на основании ч.10 ст.26.1 Закона № 400-ФЗ Управлением пересмотрен (уменьшен) размер выплачиваемой пенсии, размер пенсии определён без учёта корректировки страховой части пенсии и без индексации фиксированной выплаты к страховой части пенсии.

Поскольку сведения о работе Попковой О.Н. в установленный Законом № 27-ФЗ срок ответчиком представлены не были, Попкова О.Н. получала страховую пенсию как неработающий пенсионер, что повлекло за собой выплату Управлением Попковой О.Н. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки).

Размер переплаты согласно расчету переплаты от 02.09.2020 за период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. составил 1697,22 руб.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременно предоставленными работодателем сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии.

Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ.

В части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил).

Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Пенсионный фонд в силу положений ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.

Из материалов дела следует, что отчетность, содержащая сведения о продолжении осуществления трудовой деятельности спорными застрахованными лицами представлена в Фонд своевременно:

за март 2019 года - 12.04.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина Ахмадиярова Ю.А.». «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на Ахмадиярова Ю.А.»);

за февраль 2019 года - 13.03.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина Веткиной Т.Т.», «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на Веткину Т.Т.»);

за февраль 2019 года - 13.03.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина Миниахметовой Р.М.» «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на Миниахметову Р.М.»);

за ноябрь 2019 года - 13.12.2019 («Копия сведений об источнике, предоставившем данные о факте работы гражданина Попковой О.Н.», «Копия сведений о представлении сведений по форме СЗВ-М на Попкову О.Н.»).

Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсии Ахмадиярова Ю.А., Вяткиной Т.Т. Миниахметовой Р.М., Попковой О.Н. Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованных лицах - пенсионерах, фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности у ответчика, что, влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления. Пенсионный фонд в силу положений ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.

Фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, в основу принятых решений об индексации и последующей выплате положило исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, октябрь 2019 года.

На момент принятия решений о выплате пенсии с учетом индексации Пенсионный фонд располагал сведениями о том, что указанные застрахованные лица продолжают трудовую деятельность, отчётность за иные периоды представлена страхователем своевременно в отношении: Ахмадиярова Ю.А. - 22.03.2019 г., Веткиной Т.Т. - 22.03.2019 г., Миниахметовой Р.М. -22.03.2019 г., в отношении Попковой О.Н. - 20.12.2019 г.

Учитывая изложенное, производя перерасчет размера страховых пенсий, в то время когда Фондом уже были получены сведения СЗВ-М за февраль 2019 года (в отношении Веткиной Т.Т. и Миниахметовой Р.М.), ноябрь 2019 года (в отношении Попковой О.Н.), за январь-февраль 2019 года (в отношении Ахмадиярова Ю.А.), а впоследствии и за остальные отчетные периоды 2019-2020 года, Фонд обязан был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и установить являлись ли ранее представленные сведения о прекращении работником трудовой деятельности в январе с ее одновременным возобновлением в феврале 2019 года (Веткиной Т.Т. и Миниахметовой Р.М.), в октябре с ее одновременным возобновлением в ноябре 2019 года (Попковой О.Н.) достоверными.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм индексаций размера пенсий, по причине несвоевременной проверки на момент принятия решения об индексации пенсии сведений о факте осуществления (прекращения) работы вышеуказанных лиц; основания для выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) у Пенсионного фонда в отношении: Ахмадиярова Ю.А. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г.; Веткиной Т.Т. за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г.; Миниахметовой Р.М. за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2019 г.; Попковой О.Н. за период с 01.01.2020 г. по 29.02.2020 г. отсутствовали.

На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, Фондом в данном случае не доказана.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушениями норм материального права.

Поскольку апелляционная жалоба ответчика судом признается подлежащей удовлетворению, судебные расходы в виде госпошлины по жалобе в размере 3 000 руб. (платежное поручение от 11.08.2022 №978270), на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу № А60-22915/2022 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) судебные расходы в виде госпошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

И.В. Борзенкова