НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 № 17АП-15886/16-ГК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15886/2016-ГК

г. Пермь

11 декабря 2017 года Дело № А50-5876/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаховой Т.Ю.,

судей Мартемьянова В.И., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,

при участии:

заявителя жалобы, Надымова И.В., паспорт,

представителя Надымова И.В. – Надымовой Д.Е., паспорт, на основании устного ходатайства о допуске в качестве представителя,

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Надыма Ивана Васильевича

на определение Арбитражного суда Пермского края

от 14 сентября 2017 года

об отказе в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов должника, требования Надымовой Д.Е.,

вынесенное судьей Кремер О.Ю.

в рамках дела № А50-5876/2016

о признании несостоятельным (банкротом) АО НПФ «Стратегия» (ОГРН 1155958020844, ИНН 7702235133),

установил:

определением Арбитражный суд Пермского края от 23.03.2016 принято к производству исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) о принудительной ликвидации Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» (далее – АО «НПФ «Стратегия», Фонд, должник).

Решением Арбитражный суд Пермского края от 20.04.2016 иск удовлетворен, в отношении АО «НПФ «Стратегия» введена принудительная ликвидация, функции ликвидатора возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее – ГК «АСВ», ликвидатор).

Соответствующие сведения опубликованы в газете «КоммерсантЪ» от 30.04.2016.

21.04.2017 Надымов Иван Васильевич (далее - заявитель, Надымов И.В.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с требованием о включении в реестр требований кредиторов Фонда суммы налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), излишне удержанной при выплате выкупной суммы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения № 1401000000323 от 25.09.2014 на сумму 7 930 руб., №1401000000324 от 25.09.2014 на сумму 6 630 руб., № 1401000000331 от 29.09.2014 на сумму 15 600 руб., № 1401000000332 от 29.09.2014 на сумму 15 600 руб., № 1401000000334 от 29.09.2014 на сумму 13 000 руб., № 1401000000395 от 31.10.2014 на сумму 13 000 руб., № 1401000000396 от 31.10.2014 на сумму 13 000 руб.

Определением Арбитражный суд Пермского края от 14.09.2017 отказано во включении в реестр требований кредиторов АО «НПФ «Стратегия» требований Надымову И.В. отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Надымов И.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что ликвидатор не представил в суд документы, подтверждающие перечисление Фондом налоговых вычетов в налоговую инспекцию; суд не принял во внимание, что настоящее требование в первый раз заказным письмом было вовремя направлено ликвидатору; не принял во внимание ее заявление о возврате налоговых вычетов, поданное в Фонд 04.02.2016; не уведомил его о времени и месте судебного заседания, по результатам которого вынесено обжалуемое определение.

До начала судебного разбирательства от конкурсного управляющего поступил письменный отзыв, согласно которому позицию апеллянта считает необоснованной, обжалуемое определение – законным.

Явившиеся в судебное заседание 04.12.2017 Надымов И.В. и его представитель Надымова Д.Е. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, на отмене обжалуемого определения настаивали.

В ходе пояснений по ходатайству заявителя к материалам дела приобщен дополнительных документ.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в силу ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании 04.12.2017 в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.12.2017 до 09 час. 45 мин., после чего судебное разбирательство продолжено в прежнем составе суда, при отсутствии явки сторон.

Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Надымов И.В. обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов Фонда суммы НДФЛ, излишне удержанной при выплате выкупной суммы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения № 1401000000323 от 25.09.2014 на сумму 7 930 руб., №1401000000324 от 25.09.2014 на сумму 6 630 руб., № 1401000000331 от 29.09.2014 на сумму 15 600 руб., № 1401000000332 от 29.09.2014 на сумму 15 600 руб., №1401000000334 от 29.09.2014 на сумму 13 000 руб., № 1401000000395 от 31.10.2014 на сумму 13 000 руб., № 1401000000396 от 31.10.2014 на сумму 13 000 руб.

Заявление мотивировано тем, что по дополнительными соглашениям от 25.02.2015 заключенными между Фондом и кредитором к указанным выше договорам негосударственного пенсионного обеспечения Фондом, действия договоров были прекращены с 18.08.2015 с выплатой всех средств, находящихся на именном счете в общей сумме 1 112 070, 06 руб., однако заявителю поступили денежные средства в сумме 1 027 535, 12 руб. Таким образом, по данным кредитора Фондом был удержан НДФЛ в сумме 84 534, 94 руб.

Отказывая во включении требования заявителя в реестр требований кредиторов должника, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу п. 3 ст. 187.7 Закона о банкротстве конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов. Установление требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 183.26 Закона о банкротстве.

Согласно ст. 183.26 Закона о банкротстве кредиторы вправе заявить свои требования к фонду в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании фонда банкротом. По истечении указанного срока реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию.

В соответствии с п. 8 ст. 183.26 Закона о банкротстве установление состава, размера и очередности удовлетворения требований, заявленных после закрытия реестра заявленных требований кредиторов, осуществляется в порядке, установленном настоящим федеральным законом, без учета положений, предусмотренных настоящей статьей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения о введении в отношении АО НПФ «Стратегия» принудительной ликвидации опубликованы 30.04.2016 в газете «Коммерсантъ», реестр заявленных требований кредиторов Фонда закрыт 30.06.2016.

Таким образом, требование заявителя подано после закрытия реестра требований кредиторов должника.

По существу требование кредитора представляет собой НДФЛ, излишне удержанный при выплате выкупной суммы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения № 1401000000323 от 25.09.2014, №1401000000324 от 25.09.2014, № 1401000000331 от 29.09.2014, № 1401000000332 от 29.09.2014, №1401000000334 от 29.09.2014, № 1401000000395 от 31.10.2014, № 1401000000396 от 31.10.2014.

Как верно отмечено судом, в соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 213.1 НК РФ закреплено, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, в том числе, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

В силу п. 2 указанной статьи, при определении налоговой базы, в том числе, учитываются денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение, в частности, социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.

Таким образом, при выплате денежной (выкупной) суммы, негосударственный пенсионный фонд обязан удержать налог на доходы физических лиц с суммы взносов, уплаченных физическим лицом за каждый календарный год, в котором это лицо имело право на получение социального налогового вычета.

Указанное соответствует разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 10.11.2011 № 03-04-06/7-302, Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 17.05.2010 № 20-15/3/050869, согласно которым, в случае отсутствия у налогоплательщика справки из налоговой инспекции по месту жительства, подтверждающей неполучение им социального вычета либо получение его в определенной сумме, негосударственный пенсионный фонд при выплате денежных (выкупных) сумм должен удержать НДФЛ в размере, соответствующем сумме полученного социального налогового вычета.

В случае, если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по его месту жительства и подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, негосударственный пенсионный фонд, согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ, не удерживает сумму налога, подлежащую удержанию.

В данном случае материалы дела свидетельствую о том, что Надымов И.В. момент расторжения (прекращения) договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а также на момент выплаты (перечисления) ему выкупной суммы - 18.08.2015, не предоставила в Фонд вышеуказанную справку, выданную налоговым органом, подтверждающую неполучение ей социального налогового вычета.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными дополнительными соглашениями к договорам негосударственного пенсионного обеспечения от 25.02.2015, в которых сторонами установлено, что НДФЛ удерживается в соответствии с законодательством (п. 3), и что стороны друг к другу претензий не имеют (п.4), а также документами, датированными 2016 годом: - заявлением Надымова И.В. от 04.02.2016 о возврате излишне удержанного при выплате выкупной суммы НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения; - справками от 27.01.2016 о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета, выданные Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю.

Таким образом, на момент выплаты Надымову И.В. выкупной суммы Фонд, являясь налоговым агентом, правомерно удержал налог на доходы физических лиц с суммы взносов, уплаченных кредитором.

Данный вывод также нашел подтверждение в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12.10.2012 № 03-04-06/4-301 «О налогообложении НДФЛ выкупных сумм по договорам негосударственного пенсионного обеспечения».

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи.

Кроме того, они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Удержанный НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в сроки, которые установлены п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ (письма Минфина РФ от 01.02.2017 № 03- 04-06/5209, от 25.07.2016 № 03-04-06/43463, 03-04-06/43479, ФНС РФ от 26,05.2014 № БС- 4-11/10126@).

В силу п. 6 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

С учетом вышеизложенных требований НК РФ Фонд, в целях исполнения требований ст. 226 НК РФ, перечислил удержанный НДФЛ в местный бюджет в 2015 г. Доказательств обратного кредитором не представлено.

Из представленного апелляционному суду письма налогового органа также однозначно не следует, что сумма налога в бюджет не поступила.

Кроме того, судом справедливо учтено, что ст. 231 НК РФ определяет порядок взыскания и возврата налога.

Так, п. 1 ст. 231 НК РФ закреплено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей, как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" выкупная сумма - это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении пенсионного договора.

То есть, выкупная сумма - это сумма денежных средств, фактически выплачиваемых фондом при прекращении пенсионного договора (аналогичный вывод указан в Письме Министерства Финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 25.07.2016 № 03-04-06/43486).

Налоговая база в данном случае определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 213.1 НК РФ как разница между фактически полученной физическим лицом при прекращении пенсионного договора выкупной суммой и суммой платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу.

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, при выплате последней выкупной суммы Фонд действовал в строгом соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Фонд находится в принудительной ликвидации, на текущий момент производит расчеты за счет средств пенсионных резервов только по установленным в реестре требований кредиторов Фонд.

При отмеченных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что возврат налога должен производиться налоговым органом согласно ст. 78 Налогового Кодекса РФ.

При этом судом справедливо обращено внимание на то, что отказ в удовлетворении требований заявителя не препятствует реализации последней права на получение излишне удержанного налога, если таковое имело место, поскольку у нее имеется возможность самостоятельного обращения с этой целью в налоговые органы.

С таким обращением заявитель в налоговый орган не обращалась, что следует из пояснений заявителя, данных суду апелляционной инстанции.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ликвидатор не представил в суд документы, подтверждающие перечисление Фондом налоговых вычетов в налоговую инспекцию, что суд не принял во внимание, что настоящее требование в первый раз заказным письмом было вовремя направлено ликвидатору; не принял во внимание ее заявление о возврате налоговых вычетов, поданные в Фонд 24.02.2016 подлежат отклонению, как не влияющие на правильность выводов суда по существу спора.

При этом следует отметить, что право на налоговый вычет не поставлено законодателем в зависимость от фактического поступления налога в бюджет. Последствием удержания налога агентом и неперечисления им удержанной суммы налога в соответствующий бюджет является требование налоговой инспекции к агенту уплаты возникшей у последнего задолженности по налогу.

Ссылка заявителя на не ненадлежащее ее уведомление о времени и месте судебного заседания, по результатам которого вынесено обжалуемое определение опровергается имеющимися в деле уведомлениями о вручении (л.д. 4, 44).

В связи с изложенным, следует признать, что судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права.

С учетом изложенного, обжалуемое определение суда отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежат, поскольку оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, с учетом обозначенных в жалобе доводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражный суд Пермского края от 14 сентября 2017 года по делу №А50-5876/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Т.Ю. Плахова

Судьи

В.И. Мартемьянов

Т.С. Нилогова