НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 17АП-9373/2015

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9373/2015-АК

г. Пермь

12 августа 2015 года                                                        Дело № А60-8603/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шабалиной А.В.

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества "АКВАТЕХ" (ОГРН 1106639000489, ИНН 6639020763) – не явились;

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области (ОГРН 1126603000017, ИНН 6683000011) – Кутергина О.Ю., удостоверение, доверенность от 15.07.2015; Спицына Л.Н., удостоверение, доверенность от 26.01.2015; Абдулгалимова Т.М., удостоверение, доверенность от 12.01.2015;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "АКВАТЕХ"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 мая 2015 года

по делу № А60-8603/2015,

принятое судьей Ремезовой Н.И.

по заявлению открытого акционерного общества "АКВАТЕХ"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области

о признании ненормативного акта недействительным в части,

установил:

Открытое акционерное общество «АКВАТЕХ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) об  отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.11.2014 № 397 в части доначисления и предъявления к уплате авансового платежа по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2013 года в сумме 1 327 689 руб. (пункты 2, 4.1 решения), соответствующих сумм пеней (пункты 3, 4.2. решения), а также в части требования внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 5 решения).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года  заявленные требования оставлены без удовлетворения.

 Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что код ОКОФ основного средства является квалифицирующим признаком при решении вопроса о применении пониженной налоговой ставки, в то время как основной вид деятельности организации в этом случае значения не имеет; вывод инспекции об отсутствии на балансе организации льготируемого имущества не подтвержден документально. Кроме того, по мнению заявителя, ему необоснованно начислены пени, поскольку приводимые в жалобе доводы подтверждают отсутствие недоимки по налогу на имущество за 9 месяцев 2013г.

Налоговый орган в отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель инспекции просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил (поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по налогу на имущество за 9 месяцев 2013 года, в ходе которой установлено неправомерное применение льготной налоговой ставки (0,4%), установленной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) и пунктом 4-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 №35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций».

 По результатам проверки оформлен акт от 03.10.2014 № 3568 и вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.11.2014 № 397, которым обществу доначислен и предъявлен к уплате авансовый платеж по налогу на имущество за 9 месяцев 2013 года в сумме 1 327 689 руб. и соответствующие пени в сумме 140 203,69 руб.

Решением УФНС России по Свердловской области от 30.01.2015 № 1905/141 решение инспекции оставлено без изменения.

Несогласие налогоплательщика с решением инспекции в части послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

При принятии решения суд пришел к выводу, что у налогоплательщика отсутствует право на применение льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ; начисление пени также является обоснованным.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

На основании ст.373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст.56 Кодекса).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота – это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

Согласно пункту 6 ст.88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4-1 ст.2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» ставки налога на имущество для организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, установлены в 2013 году в размере 0,4 процента.

На основании пункта 3 статьи 380 НК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее – Перечень № 504).

Налогоплательщиком, основным видом деятельности которого является сбор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД 41 – л.д.52), в налоговом расчете за спорный период заявлена льгота по сетям и сооружениям, относящимся к комплексу водоснабжения и водоотведения г. Заречный и принятым к учету по следующим кодам ОКОФ:

12 4527372 – сеть трубопровода, сеть канализации, коллекторы;

11 4527373 – здания хлораторной, канализационной насосной станции, очистных сооружений, решеток, биофильтров;

12 4526372 – дорога очистных сооружений, автодорога к скважине и др.;

12 0001120 – сооружения иловые площадки,

12 0001130 – сооружения резервуара для воды;

12 4527351 – сооружения фильтров, сети водоводов и водопроводов;

11 4526519 – здание насосной станции над скважиной;

12 4525351 – скважины;

12 4527040 – ограждения скважины, вокруг насосной станции и др.;

11 0001150 – здания хлораторной, бактерицидной установки, фтораторной;

12 4527454 – для канавы для отвода воды, нагорная канава;

12 0001110 – сеть водопровода на территории котельного поселка.

В подтверждение правомерности применения ставки общество представило перечень льготируемого имущества с указанием кодов ОКОФ (л.д.170-173), инвентарные карточки учета на объекты основных средств.

Судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается, что указанные обществом в «льготном» перечне основные средства по коду ОКОФ соответствуют тем, что перечислены Перечне № 504.

Однако само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, упомянутого в Перечне № 504, не означает возникновение у налогоплательщика права на применение льготы в отношении данного имущества.

Как уже указано в постановлении, в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженная ставка может применяться в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Из Перечня № 504 также следует, что указанные в нем коды ОКОФ предусмотрены для имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным   трубопроводам, линиям энергопередачи, федеральным автомобильным дорогам общего пользования (последние в силу пункта 11 ст.381 НК РФ полностью освобождаются от налогообложения), а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Судом первой инстанции правильно указано, что для правомерности определения льготы необходимо в первую очередь определить, относится ли спорное имущество к магистральным   трубопроводам, линиям энергопередачи или сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Поскольку понятия «магистральные трубопроводы» и «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст.11 НК РФ).

Согласно пункту 1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 4 ст.539 и пункта 1 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила §6 «Энергоснабжение» применяются в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Таким образом, к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне №504, следует относить линии электропередачи и линии теплопередачи (иначе – тепловые сети).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» назначение тепловых сетей определено как передача тепловой энергии или теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Согласно ст.2 данного закона передача тепловой энергии, теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; система теплоснабжения – совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что оно занимается не теплоснабжением, а водоснабжением и водоотведением.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Имущество налогоплательщика, по которому заявлена налоговая льгота (в том числе сети трубопроводов, водоводов и водопроводов, канализации, коллекторы, здания насосных станций, очистных сооружений, решеток, биофильтров и др.), не связано с передачей тепловой энергии от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, а предназначено для транспортировки и подачи холодной воды, а также для сбора и сброса сточных и вод.

Следовательно, это имущество не является линией энергопередачи или относящимся к ней сооружениям.

Имущество налогоплательщика нельзя также отнести к магистральным трубопроводам, под которыми понимаются трубопроводы и ответвления от них для транспортирования:

а) нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления;

б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 град. С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/кв. см) из районов их добычи (промыслов) или производства до места потребления;

в) товарной продукции в пределах компрессорной станции (КС), нефтеперекачивающей станции (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимной компрессорной станции (ДКС), газораспределительной станции (ГРС) и узла замера расхода газа (УЗРГ);

г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа («СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС).

Поскольку имущество налогоплательщика не относится ни к линиям энергопередачи, ни к магистральным трубопроводам, оснований для применения обществом льготы, предусмотренной пунктом 3 ст.380 НК РФ, не имеется. Доначисление авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2013 г. в сумме 1 327 689 руб. произведено инспекцией обоснованно.

Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для начисления пени в сумме 140 203,69 руб. за неуплату в установленный срок указанной суммы авансового платежа подлежат отклонению, как недоказанные.

Согласно абз.2 п.3 ст.58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 383 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Кодекса.

Как установлено пунктом 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 27.11.2003 №35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.

В силу части 1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку доказательств перечисления в бюджет авансового платежа по налогу на имущество за 9 месяцев 2013 г. в сумме 1 327 689 руб. в срок, установленный законом (05.11.2013), обществом не представлено, начисление налоговым органом пени на данную сумму налога (авансового платежа) является обоснованным.

Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены.

На основании изложенного судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.    

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года по делу № А60-8603/2015оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

       Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «АКВАТЕХ» (ОГРН 1106639000489, ИНН 6639020763) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 01.07.2015 №357.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова