НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 № 17АП-14744/2023-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-14744/2023-АК

г. Пермь

06 февраля 2024 года Дело № А60-43005/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Ю.В.,

судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 17.07.2023, диплом,

от заинтересованного лица: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТранс»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 10 ноября 2023 года

по делу № А60-43005/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения № 1 от 19.07.2023,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УралСтройТранс» (далее - ООО «УралСтройТранс», общество, заявитель) обратилось в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании недействительным решения № 1 от 19.07.2023.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает, что налоговым органом неправильно рассчитано сальдо единого налогового счета налогоплательщика и на дату формирования справки у налогоплательщика положительное сальдо в размере 7 619 926,15 рублей, исходя из следующего расчета: приостановленная Арбитражным судом Свердловской области сумма задолженности составляет 116 022 679,71 рублей минус приостановленная к взысканию сумма задолженности составляет 90321529,4 рублей указанная налоговым органом в справке и минус отрицательное сальдо в размере 18 081 224,16 рублей. Считает, что действия налогового органа по включению в справку о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика не верных сведений и непредставление некорректных расчетов пени (без учета суммы недоимки), являются неправомерными и соответственно принятое решение №1 от 19.07.2023 является недействительным.

Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области вынесено решение от 19.07.2023 № 1 о взыскании задолженности ООО «УралСтройТранс» за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств (далее - решение от 19.07.2023 №1).

Решением УФНС России по Свердловской области от 08.08.2023 № 13-06/22155@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований,пришел к выводу, что решение от 19.07.2023 № 1 является законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) единым налоговым счетом (далее - ЕНС) признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Кодекса единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с НК РФ. Единым налоговым платежом также признаются некоторые суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Кодекса отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Совокупной обязанностью при этом признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Подпунктом 1, 9, 11 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ установлено, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика, в частности, на основе

- налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган, - со дня их представления в налоговый орган, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);

- решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично - со дня вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено подпунктом 10 пункта 5 статьи 11.3 Кодекса;

- судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения.

Таким образом, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также судебный акт, изменяющий решение налогового органа, на основании которого на ЕНС ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (ш:и) процентов, формируют совокупную обязанность налогоплательщика, подлежащую учету на ЕНС (со дня вступления в силу соответствующего решения или судебного акта).

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности в числе прочего не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанных в вынесенном налоговым органом решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если судом были приняты меры предварительной защиты (обеспечительные меры), в соответствии с которыми приостановлено полностью или в части действие такого оспариваемого решения налогового органа, либо если вышестоящим налоговым органом было принято решение о приостановлении исполнения такого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - до дня вступления в законную силу судебного акта об отмене (замене) указанных мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по соответствующей жалобе, повлекших прекращение приостановления полностью или в части действия решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ), в соответствии с которым во входящее сальдо ЕНС, формируемое 01.01.2023, не подлежат включению неисполненные обязанности, указанные в решении налоговых органов, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31.12.2022 полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер).

Обеспечительные меры, принимаемые судом в отношении решения налоговых органов, предусматривают приостановление действия оспариваемого решения (часть 3 статьи 199 АПК РФ, статья 223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Исходя из абзаца второго пункта 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2023 2 № 15 «О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты», приостановление действия решения государственного органа не влечет его недействительности, и, соответственно, не предполагает возврат сумм задолженности по данному решению, которые уже были погашены до вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

На основании пункта 8 статьи 45 Кодекса принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка по НДФЛ - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;

2) НДФЛ - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;

3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;

4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);

5) пени;

6) проценты;

7) штрафы.

Система единого налогового счета предполагает автоматическое определение принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, со дня учета совокупной обязанности в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 45 НК РФ.

Решение налогового органа учитывается в совокупной обязанности со дня его вступления в силу (подпункт 9 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ). Соответственно, при наличии положительного сальдо ЕНС на день вступление в силу решения налоговых органов, такие суммы будут автоматически распределены в счет исполнения такого решения. Следовательно, если на момент вынесения определения суда об обеспечительных мерах соответствующее решение налоговых органов уже было исполнено полностью или в части, то такое исполнение, отмене не подлежит.

При этом исходя из системного применения подпункта 3 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса, пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона № 263-ФЗ, с учетом положения части 1 статьи 96 АПК РФ о немедленном исполнении определения об обеспечении иска, после вынесения судом такого определения погашение задолженности по оспариваемому решению налоговых органов без соответствующего заявления налогоплательщика недопустимо.

Таким образом, если на дату вынесения определения суда об обеспечительных мерах задолженность по решению налогового органа, в отношении которого вынесены обеспечительные меры, не была погашена, соответствующие суммы задолженности подлежат исключению из совокупной обязанности с даты вынесения определения суда об обеспечительных мерах, вне зависимости от того, когда налоговый орган получил такое определение.

В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Обществом обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, 27.04.2023 в порядке статей 69,70 Кодекса Обществу по ТКС 27.04.2023 направлено требование об уплате задолженности № 852 по состоянию на 27 апреля 2023 года по сроку исполнения до 05.06.2023.

Всего в требование включена задолженность: по налогам и сборам в размере 75 543 523.89 руб., пеня - 36 007 972.54 руб., штрафы - 382 443.70 руб.

Таким образом, в требование № 852 об уплате задолженности по состоянию на 27 апреля 2023 года, на основании которого принято оспариваемое решение от 19.07.2023 № 1 о взыскании задолженности.

В рамках дела №А60-23661/2023 определением от 11.05.2023 Арбитражным судом Свердловской области приняты обеспечительные меры: приостановлено действие решения налогового органа от 27.09.2022 № 12-04/6687 до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (69 314 852 руб. - сумма НДС, 39 359 562.87 руб. - сумма пени, 768827.50 руб. - сумма штрафа).

Определение Арбитражного суда Свердловской области о принятии обеспечительных мер от 11.05.2023 по делу № А60-23661/2023 поступило в Инспекцию 15.05.2023 (вх. № 24064 от 15.05.2023).

Сведения о приостановлении исполнения обжалуемого решения от 27.09.2022 № 12-04/6687 на основании определения Арбитражного суда Свердловской области о принятии обеспечительных мер от 11.05.2023 по делу № А60-23661/2023 отражены в ЕНС налогоплательщика 15.05.2023, после получения судебного акта.

До получения судебного акта налоговым органом в период с 03.04.2023 по 13.05.2023 произведены зачеты уплаты в счет погашения задолженности по НДС (начислений по решению от 27.09.2022 № 12-04/6687):

- 31.03.2023 на суммы 335 574 руб., 648 141.07 руб.,

- 03.04.2023 на суммы 23 520.20 руб., 61 779.65 руб., 27 713 руб.,

- 02.05.2023 на суммы 269 878.87 руб., 541 589.21 руб., 36 220.79 руб., 696 932 руб.. 704 894.55 руб., 162 166.66 руб.. 1 864 555 руб., 1 864 555 руб., 1 864 557 руб., 358 697.34 руб.

- 13.05.2023 на суммы 13 405 руб., 155.78 руб., 48265.22 руб., 8122 руб., 9772 руб.. 2535 руб., 552 руб.. 645 руб., 900 руб., 8853 руб., 12891 руб., 1950771 руб., 6375 руб.. 30205'руб.- 38301 руб., 210.40 руб., 15982.43 руб., 11902.8 руб., 5116.03 руб., 2211.34 руб., 1576 руб., 45.12 руб., 13985.88 руб.

Всего в погашение задолженности зачтено 11 643 552.34 руб.

01.03.2023 Обществом в Инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2022 года (корректировочная № 2, р/н 1748210655) с суммой налога к уменьшению в размере 41 385 рублей по срокам уплаты: 30.01.2023 -13795 руб.. 28.02.2023 - 13795 руб., 28.03.2023 -13795 руб.

27.04.2023 начисления по уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2022 года (корректировочная № 2. р/н 1748210655) отражены в ЕНС и в автоматизированном режиме произведено уменьшение доначисленной решением от 27.09.2022 № 12-04/6687 суммы НДС на суммы по данной декларации: 13795 руб., 13795 руб.

Таким образом, недоимка по НДС по решению от 27.09.2022 № 12-04/6687 по состоянию на 15.05.2023 составила 56 379 071.66 руб. (расчет: 68 050 214 - 11 643 552.34-13795- 13795).

Данные зачеты проведены в автоматическом режиме с учетом установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ последовательности, а именно: принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: недоимка, начиная с наиболее раннего момента ее выявления: налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы с момента возникновения обязанности по их уплате: пени; проценты; штрафы.

Учитывая вышеизложенное, операции по погашению задолженности в ЕНС проведены Инспекцией в отсутствие сведений о вынесенном судом определения о принятии обеспечительных мер от 11.05.2023.

Согласно данным ЕНС с 15.05.2023 приостановлено взыскание следующей задолженности; по НДС (налог) 56 379 071.66 рублей, соответствующих пени, штрафа-378 950.72 руб.

Таким образом, приостановка исполнения решения от 27.09.2022 № 12-04/6687 произведена налоговым органом в сумме, имеющейся на дату получения определения Арбитражного суда о принятии обеспечительных мер от 11.05.2023 по делу № А60-23661/2023 задолженности.

По состоянию на 19.07.2023 отрицательное сальдо по требованию № 852 об уплате задолженности по состоянию на 27 апреля 2023 года составляло 18 116 236.54 руб.:

- 523.95 руб., 2 969,03 руб. штрафы по налогу на прибыль по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 792 от 25.01.2023.

- 18 262 руб.. 103 481 руб. авансовые платежи по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.06.2023;

- 900 813.36 руб., 3 437 695.39 руб., 967 988.63 руб., 96 283.80 руб. суммы страховых взносов. Основание образования задолженности - неуплата начислений по уведомлениям по срокам уплаты 29.05.2023. 28.06.2023.

- 216.94 руб. - сумма страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование по сроку уплаты 28.06.2023;

- 933 150.53 руб. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) по сроку уплаты 28.06.2023;

- 29 134.93 руб. страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) по сроку уплаты 28.06.2023;

- 380 256.93 руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения) по сроку уплаты 28.06.2023;

- 3 803 675 руб., 3 803 675 руб. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации по срокам уплаты 29.05.2023 и 28.06.2023.

- 4 550 293.48 руб.- пени.

В связи с неисполнением требования № 852 от 27.04.2023 в размере 18116236,54 руб., инспекцией вынесено решение в порядке статьи 46 НК РФ.

В связи с изменением размера отрицательного сальдо единого налогового счета 19.07.2023 в электронном виде в Башкирское отделение № 8598 ПАО Сбербанк направлено уточненное поручение № 1 от 19.07.2023 налогового органа банку на перечисление суммы задолженности, содержащее информацию об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности (задолженность в размере 18 081 841.16 руб.).

На основании поручения в период с 19.07.2023 по 21.07.2023 банком произведено списание денежных средств в размере 883 874.70 рублей (по состоянию на 24.07.2023).

15 847 руб. уплачено Обществом в период с 19.07.2023 по 21.07.2023 самостоятельно.

По состоянию на 25.07.2023 у ООО «УралСтройТранс» сложилось отрицательное сальдо ЕНС в размере - 17 211 954.84 руб., из них: по налогам -12 655 417.48 руб., пеня - 4 553 044.38 руб., штраф - 3492.98 руб., в том числе по виду обязательства:

- Налог на добавленную стоимость - 6 756 122.60 руб.,

- Прочие налоги и сборы - 4 434 792.55 руб.,

- Страховые взносы в бюджет пенсионного фонда РФ (с 01.01.2017) – 933 367,47 руб.

- Страховые взносы в бюджет фонда обязат.мед.страхования - 380 256.93 руб.,

- Налог на прибыль организаций - 125 235.98 руб.

- Страховые взносы на обязательное социальное страхование - 29 134.93 руб. Предстоящие начисления - 6 023 870.62 руб.

Приостановленная задолженность - 90 321 529.40 руб.

Кроме того, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года, представленной ООО «УралСтройТранс». По результатам проведения проверки Инспекцией составлен акт от 09.01.2022 № 1574. дополнение к акту от 05.07.2021 № 13, вынесено решение от 09.11.2022 №8096 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения доначислен НДС в сумме 4 929 047 рублей, начислены пени в сумме 1403937,99 руб. общество привлечено по пункту 3 статьи 122 Кодекса в виде штрафа 246452,35 руб.

С учетом решения УФНС России по Свердловской области от 19.04.2023 сумма доначислений по решению от 09.11.2022 № 8096 составила: по НДС - 4 929 047 рублей, штраф - 246 452. 35 рублей, пени - 1067 795.10 рублей.

Решение Управления от 19.04.2023 № 13-06/11258@ поступило в Инспекцию 19.04.2023 (вх. № 19198 от 19.04.2023).

- 02.05.2023 проведены операции по доначисленным налоговым платежам по решению от 09.11.2022 № 8096:

- 02.05.2023 проведены операции по уменьшению налоговых платежей на удовлетворенную Управлением сумму пени.

ООО «УралСтройТранс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с Заявлением № 507 от 22.05.2023 к Инспекции о признании недействительным решения от 09.11.2022 № 8096 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявление Общества принято Арбитражным судом Свердловской области к производству Определением от 29.05.2023 по делу № А60-27255/2023.

Одновременно ООО «УралСтройТранс» заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 09.11.2022 № 8096. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 по делу № А60-27255/2023 заявление удовлетворено. Определение поступило в Инспекцию 02.06.2023 (вх. № 27861 от 02.06.2023).

Сведения о приостановлении исполнения обжалуемого решения от 09.11.2022 № 8096 на основании определения Арбитражного суда Свердловской области отражены в ЕНС налогоплательщика 31.05.2023.

Также установлено, что 26.05.2023 и 31.05.2023 до отражения в ЕНС операции по приостановлению задолженности по решению от 09.11.2022 № 8096 проведены зачеты уплат из ЕНП в счет погашения задолженности по решению от 09.11.2022 № 8096: зачтено в налог 4 929 047 руб.

Данные зачеты проведены в автоматическом режиме с учетом установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ последовательности, а именно: принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: недоимка, начиная с наиболее раннего момента ее выявления: налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы с момента возникновения обязанности по их уплате: пени; проценты; штрафы.

Согласно данным ЕНС 31.05.2023 приостановлено взыскание задолженности по решению от 09.11.2022 № 8096 на сумму 1 591 60821 руб.: -пени 1 345 155.86 рублей, - штраф 246 452.35 рублей.

Сумма удовлетворенных решением Управления от 20.03.2023 № 13-06/07827(2) налоговых платежей по жалобе составила 8 674 339.19 рубля, в том числе: по налогу на добавленную стоимость - 1 264 638 рублей, пени - 7 019 824.41 рублей, штраф - 389 876.78 рублей.

Таким образом, сумма доначислений по решению от 27.09.2022 № 12-04/6687 по НДС составила 68 050 214 рублей, штраф - 378 950.72 рублей, пени - Ц Ш тА6 рублей.

За период с 31.03.2023 по 15.05.2023 в ЕНС проведены операции по уменьшению пени начисленной за период до конвертации на общую сумму 367 839.65 рублей. Сумма доначисленной по решению от 27.09.2022 № 12-04/6687 пени по НДС в размере 32 339 738.46 рублей была уменьшена на сумму 367 839.65 рублен.

С 15.05.2023 приостановлено взыскание задолженности по решению от 27.09.2022 № 12-04/6687: НДС 56 379 071.66 рублей, пени в размере 31 971 898.81 рублей, штраф-378 950.72 рублей.

Установлено, что до получения определения Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2023 по делу № А60-23661/2023 налоговым органом 13.05.2023 произведены зачеты уплат из ЕНП в счет погашения задолженности по НДС но решению от 27.09.2022 № 12-04/6687 на сумму 2 182 778 рублей (13 405 руб.. 155.78 руб.. 48265.22 руб.. 8122 руб., 9772 руб.. 2535 руб.. 552 руб., 645 руб., 900 руб.. 8853 руб.. 12891 руб.. 1950771 руб.. 6375 руб.. 30205 руб.. 38301 руб.. 210.40 руб.. 15982.43 руб.. 11902.8 руб.. 5116.03 руб.. 2211.34 руб.. 1576 руб.. 45.12 руб.. 13985.88 руб.).

Также до получения определения Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 по делу № А60-27255/2023 налоговым органом 26.05.2023 и 31 05 2023 произведены зачеты уплат из ЕНП в счет погашения задолженности по НДС по решению от 09.11.2022 №8096 на сумму 4929047 руб.

Погашение задолженности по оспариваемым решениям от 31.05.2023 и 13.05.2023 неправомерно на сумму 7068670 руб.

Однако 31.07.2023 инспекцией налогоплательщику произведен возврат зачтенных НДС денежных средств в общем размере 7111825 руб., т.е. также возвращена сумма 43155 руб., зачтенная 26.05.2023 из ЕНП в погашение задолженности по НДС по решению от 09.11.2022 № 8096.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения № 1 от 19.07.2023 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области. Принятые Арбитражным судом Свердловской области обеспечительные меры учтены налоговым органом.

Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.

Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

При указанных обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2023 года по делу № А60-43005/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Ю.В. Шаламова

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Е.М. Трефилова