НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 № 17АП-20140/17-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-20140/2017-АК

г. Пермь

12 февраля 2018 года Дело № А50-31323/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,

судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя АО «Сибур-Химпром» - ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 21.12.2017;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - ФИО3. предъявлено удостоверение, доверенность от 25.12.2017;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 20 ноября 2017 года

по делу № А50-31323/2016

вынесенное судьей Шаламовой Ю.В.,

по заявлению АО «Сибур-Химпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>)

о признании незаконным решения,

установил:

Акционерное общество «Сибур-Химпром» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 05.09.2016 № 900, вынесенное межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2017 года заявленные требования АО «Сибур-Химпром» удовлетворены, решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю от 05.09.2016 № 900 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, признано недействительным, как несоответствующее положениям НК РФ. На Межрайонную ИФНС России крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю в пользу общества «Сибур-Химпром» взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме.

Инспекция настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм процессуального и материального права, является необоснованным и принято без учета фактических обстоятельств дела; позиция налогового органа сводится к тому, что отсутствие объекта налогообложения и как следствие отсутствие отметки об уплате налога на заявлениях исключает освобождение от уплаты акциза; в составе пакета документов представлены заявителем заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.10.2015 № 207, от 17.11.2015 № 2, от 30.09.2015 № К30000003 (т.3 л.д. 61-63), однако на заявлении имеются лишь отметки налоговых органов об уплате НДС, вместе с тем отметка об уплате (освобождении или ином способе уплаты) акциза отсутствует; на территории Республик Беларусь и Казахстан прямогонный бензин не является подакцизным товаром, и операции с ним не образуют объект налогообложения, что подтверждается отсутствием отметки об уплате акцизов на представленных покупателями-импортерами заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, таким образом, в отсутствие объекта налогообложения обязанность по уплате налога (в том числе, путем освобождения от уплаты) не может считаться исполненной; налоговый орган обращает внимание на невозможность идентифицировать товар, отправленный в режиме экспорта, как произведенный исключительно АО «Сибур-Химпром». По мнению заявителя жалобы, налогообложение спорных операций должно быть осуществлено в соответствии с порядком установленным нормами национального налогового законодательства - НК РФ, т.к. осуществив налогооблагаемые операции с подакцизным товаром в РФ, общество документально не подтвердило правомерность применения освобождения от уплаты акциза в отношении спорных в соответствии с нормами договоров о ЕАЭС от 29.05.2014 и протокола. Кроме того, по мнению заинтересованного лица, доводы судов по делу № А50-29767/2016 применимы к ситуации, рассматриваемой в настоящем деле.

Общество представило письменный отзыв по возражениям инспекции в соответствии, с которым просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений.

Представленные заявителем документ приобщен к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Пермского края по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь 2015г., представленной обществом 25.12.2015, составлен акт от 11.07.2016 № 581 и вынесено решение от 05.09.2016 № 900 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением доначислен акциз на прямогонный бензин, производимый на территории РФ в сумме 19 509 179 руб., пени в сумме 874 616,26 руб.

Поскольку сумма акциза обществом уплачена в полном объеме платежным поручением от 25.07.2016 № 4406, сумма пени в размере 783 021,65 руб. уплачена 31.07.2016 платежным поручением № 4407, то обществу предложено уплатить пени в размере 91 594,61 руб.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 09.11.2016 № 18-18/671 решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что налоговыми органами Республики Беларусь и Республики Казахстан при проставлении отметки подтвержден факт ввоза товара в режиме экспорта, заявленные операции не облагаются акцизами на территории республик, в связи с чем налогоплательщик имеет право на освобождение от налогообложения, в соответствии с пп. 4 п.1 ст. 183 НК РФ.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками (плательщиками акцизов), если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 181 Кодекса подакцизными товарами признаются, в том числе, автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин.

Прямогонным бензином в целях налогообложения признаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии (подп. 10 п. 1 ст. 181 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2015).

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 181 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2015) под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате: перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа; переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

На основании подп. 1, 7 п. 1 ст. 182 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров; по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 183 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли). Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 Кодекса.

В силу п. 1, 3 ст. 184 Кодекса освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 183 Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону. При уплате акциза вследствие отсутствия банковской гарантии или договора поручительства уплаченные суммы акциза, в том числе в виде авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, предусмотренного п. 8 ст. 194 Кодекса, подлежат возмещению в порядке, установленном ст. 203 Кодекса, после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Как установлено в ходе налоговых проверок и не оспаривается обществом, оно имеет свидетельство на производство прямогонного бензина. Между обществом (исполнитель) и ОАО «СИБУР Холдинг» (заказчик) заключен договор оказания услуг по переработке от 11.02.2013 №СХ.12874, по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением третьих лиц принять сырье (указанное в приложении к договору), принадлежащее заказчику на праве собственности, оказать заказчику услуги по переработке сырья/выработке продукции и передать ее заказчику или уполномоченному заказчиком третьему лицу (т.3 л.д. 20-42).

Общество имеет свидетельство о регистрации лица, осуществляющего производство прямогонного бензина серии 59 № 003526965, свидетельство о регистрации лица, осуществляющего переработку прямогонного бензина серии 59 № 004260030, выданные УФНС России по Пермскому краю от 26.01.2007 и 27.01.2012, соответственно.

Из материалов дела также следует, что между ОАО «СИБУР Холдинг» (поставщик) и ОАО «Интерсервис» Республика Беларусь (покупатель), ООО «ЕвроГазГрупп» Республика Беларусь, ТОО «KZ Trading» Республика Казахстан заключены договоры от 06.04.2015 № СХ.17757, от 07.09.2015 № СХ.18471, от 20.08.2015 № СХ.18388 на поставку товара «бензин газовый стабильный, марка БЛ» производства ЗАО «Сибур-Химпром» (товар, его количество и условия поставки определены дополнительными соглашениями).

Между ЗАО «СИБУР-Транс» и ОАО «СИБУР Холдинг» заключен договор транспортной экспедиции от 28.12.2012, на основании которого первое принимало бензин к международной перевозке железнодорожным транспортом для доставки его в адрес указанных покупателей.

В соответствии с договором оказания услуг по переработке от 11.02.2013 № СХ.12874 общество произвело продукцию «бензин газовый стабильный, марка БЛ» и передало ее ЗАО «СИБУР-Транс» для доставки в адрес покупателей в 3 квартале 2015г.

Указанное подтверждается актами приемки-передачи выработанной продукции от 30.09.2015, реестрами отгрузок готовой продукции за период с 19.09.2015 по 30.09.2015, счетами-фактурами, выставленными ПАО «СИБУР Холдинг» в адрес покупателей (грузоотправителем указано ЗАО «СИБУР-Транс», «Сибур-Химпром»), и товарными накладными.

Вывоз товара за пределы Российской Федерации подтвержден дорожными ведомостями с отметками таможенных органов «выпуск разрешен» 30.09.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 в г. Астана подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (далее - договор), которым установили в том числе порядок и принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Статьей 25 Договора о ЕАЭС предусмотрено свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля в рамках таможенного союза государств-членов.

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (ст. 72 договора о ЕАЭС).

До вступления в силу договора о ЕАЭС (до 01.01.2015) аналогичные нормы устанавливались соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».

Выводы суда соответствуют позиции, изложенной в письмах Минфина России от 02.12.2015 № 03-07-06/70447 и от 03.12.2015 № 03-07-06/70598.

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно протоколу.

Согласно п. 3 протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.

В силу прямого указания в п. 3 протокола и из смысла договора (принципа взимания косвенных налогов в стране назначения) налогоплательщик, осуществляющий передачу на территории Российской Федерации произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам, может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подп. 4 п. 1 ст. 183 Кодекса, и в том случае, если сам не является экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья), но представил в налоговые органы договор о производстве подакцизного товара с собственником давальческого сырья, а также контракт между собственником давальческого сырья и контрагентом (подп. 1 п. 7 ст. 198 Кодекса).

Указанные договоры обществом вместе с декларациями по акцизам представлены.

Пунктом 4 протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств); транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена; иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В соответствии с п. 7 ст. 198 Кодекса при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с п. 2, 2.1, 2.2 и 4 ст. 184 Кодекса, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии или договора поручительства, предусмотренных п. 2, 2.2 и 4 ст. 184 Кодекса, и сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком и подлежащих в соответствии со ст. 200 Кодекса налоговым вычетам в порядке, установленном ст. 201 Кодекса, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров (применительно к рассматриваемому случаю также договор с собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, о производстве подакцизного товара); платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на счет налогоплательщика в российском банке (в редакции, действовавшей до 01.07.2015); таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза; копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации. При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Для подтверждения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик помимо указанных договоров, должен был представить: выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика в российском банке; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств); копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

По результатам камеральных налоговых проверок установлено непредставление обществом заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

На основании пункта 3 статьи 72 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяется протокол от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов», подписанный Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Казахстан и Министерство финансов Российской Федерации.

Приложением № 2 к данному протоколу утверждены Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), согласно пункту 1 которых заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика; первый и третий раздел заявления заполняет налогоплательщик (покупатель товаров), второй - налоговый орган. Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются: в графе 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов; в графе 3 - код товара (10 знаков) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза; в графе 4 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе; в графе 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4; в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов; в графе 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров; в графе 9 - серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов; в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов; в графе 11 - номер счета-фактуры; в графе 12 - дата счета-фактуры; в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет; в графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление.

Налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5, если твердые (специфические) ставки акцизов установлены за единицу измерения, указанную в графе 4. В ином случае налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, указывается в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета.

По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк; в графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего заявление; в графах 16, 17 и 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово «льгота»; в графе 19 - сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14; в графе 20 - сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

Между тем, слово «льгота» проставляется в графах 16-18 только в случае если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства - члена Таможенного союза от обложения НДС.

Согласно законодательству Республики Беларусь (ст. 113 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь) прямогонный бензин не входит в перечень подакцизных товаров и не облагается акцизом.

Корректное заполнение заявления (без слова льгота) подтверждены официальными ответами налоговых органов Республики Беларусь (письмо Инспекции МНС РБ по г. Жодино от 25.10.2017 № 2-44/СИ-00043, письмо Министерства по налогам и сборам РБ от 27.10.2017 № 2-1-9/Си-1779). Корректность заявлений также подтверждается официальным разъяснением Евразийской Экономической Комиссии от 31.07.2017, письмом ФНС России от 16.08.2017.

В заявлениях графы 14, 16 таблицы не заполнены, стоит надлежащая отметка налогового органа, что свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения.

Соответственно, налоговые органы Республик Беларусь и Казахстан подтвердили факт вывоза товара на территорию другого государства-члена ЕАЭС, что является надлежащим основанием для получения освобождения от уплаты акцизов при экспорте.

На основании вышеизложенного доводы налогового органа о том, что отсутствие объекта налогообложения и как следствие отсутствие отметки об уплате налога на заявлениях исключает освобождение от уплаты акциза, откланяются апелляционной коллегией, при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что режим освобождения от уплаты акциза не зависит от того, облагается или нет товар акцизом в стране ввоза (п.3 ст. 184, п.7 ст. 198 НК РФ).

Аргументы налогового органа об отсутствии возможности идентифицировать товар отправленный в режиме экспорта, как произведенный исключительно налогоплательщиком были предметом рассмотрения суда первой инстанции получили надлежащую правовую оценку и мотивировано отклонены.

Вопреки доводам налогового органа представленные первичные и транспортные документы в совокупности позволяют установить фактического переработчика давальческого сырья (т. 2 л.д.8, 34 - 41, 59 - 88, 104 - 111, т.3 л.д. 46, 65, 73 - 127, т. 4 л.д. 121 - 127).

Довод инспекции о преюдициальности вывода судов по делу №А50-29767/2016 об отсутствии на заявлении отметки об уплате акциза на территории страны-импортера и отсутствие освобождения от уплаты акциза, что исключает получение налогоплательщиком преференции в виде освобождения от уплаты акциза в стране-экспортере, откланяется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.

Вопрос об отметке на заявлениях об уплате акциза в деле №А50-29767/2016 касался конкретных заявлений о ввозе, в настоящем деле рассматриваются другие заявления, другие импортеры; официальные письма ЕЭК ЕАЭС от 31.07.2017, ФНС России от 16.08.2017, налогового органа Республики Беларусь, подтвердившие проставление отметки на заявлении, не были предметом рассмотрения в деле №А50-29776/2016, соответственно, в деле №А50-29776/2016 не давалась оценка заявлениям с учетом указанных официальных ответов.

Таким образом, вывод арбитражных судов по делу №А50-29776/2016 об отсутствии отметки сделан применительно к конкретным заявлениям о ввозе товара по конкретным обстоятельствам того дела. Фактические обстоятельства настоящего дела существенно отличаются, поскольку официальные ответы налогового органа Республики Беларусь, Евразийской Комиссии, ЦА ФНС России подтвердили корректность заявления по настоящему делу, наличие отметки применительно к ввозу не подакцизного товара.

Статьей 72 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.

Статьей 7 НК РФ определено, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Указанные принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран - участников Таможенного союза нашли свое развитие и в статье 2 протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, согласно которой суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что обложение акцизом товаров, экспортируемых с территории РФ при условии освобождения от уплаты акциза при обороте идентичных товаров на территории страны - участницы Таможенного союза, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.

Указание налогового органа на то, что различный перечень подакцизных товаров в государствах-членах ЕАЭС не влияет на необходимость неукоснительного соблюдения требований договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и протокола противоречит требованиям ст. 7 НК РФ.

Поскольку налоговыми органами Республики Беларусь при проставлении отметки подтвержден факт ввоза товара в режиме экспорта, заявленные операции не облагаются акцизами на территории республик, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что налогоплательщик имеет право на освобождение от налогообложения, в соответствии с пп. 4 п.1 ст. 183 НК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.

Таким образом, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2017 года по делу № А50-31323/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

В.Г.Голубцов

Е.В.Васильева

Н.М.Савельева