НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 № 17АП-9442/2022-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 2 /2022-АК

г. Пермь

04 октября 2022 года                                                   Дело № А71-3296/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В,

судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская управляющая компания»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 31 мая 2022 года

по делу № А71-3296/2022    

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская управляющая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене предписания от 22.12.2021 №03/4-05-122,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – заявитель, ООО «Городская УК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 22.12.2021 №03/4-05-122.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить; предписание от 22.12.2021 № 03/4-05-123 признать незаконным и отменить.

В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что исковая давность применяется к жилищным правоотношениям между управляющей организацией (владельцем специального счета) и собственниками помещений многоквартирного дома. Начало течения  процессуального срока связано с моментом, когда лицу стало известно об отсутствии на спецсчете МКД, собранных владельцем счета с собственников помещений дома, денежных средств. Собственники имели возможность и должны были увидеть из отчета, что плата за капитальный ремонт на спецсчет не перечислена. Переход права требования от собственника в Управление по надзору не влияет на определение начала течения срока исковой давности. За пределами срока давности Управление не имеет права понуждать перечислить денежные средства.

Считает, судом не учтен протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в п. 3 которого прописано, что оплату за капитальный ремонт производить не в виде взносов на специальный счет, а на счет управляющей компании за ранее выполненные работы по капитальному ремонту.

Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому надзорный орган находит доводы Общества несостоятельными, решение суда законным, обоснованным, не подлежащим изменению/отмене.

ООО «Городская УК» представило письменные возражения на отзыв заинтересованного лица.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Из представленных по делу доказательств, следует, что в связи с поступившими в управление обращениями с доводами о нарушении ООО «Городская УК» обязательных требований по формированию фонда капитального ремонта, на основании распоряжения управления от 30.10.2019 № 03/4-05-248 в отношении ООО «Городская УК» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения владельцем специального счета требований к формированию фонда капитального ремонта и сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу <...> (далее многоквартирный дом).

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в нарушение части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО «Городская УК» не обеспечило сохранность денежных средств в размере 418 424 руб. 51 коп., составляющих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

По результатам проверки составлен акт от 27.11.2019 №03/4-05-248, выдано предписание от 27.11.2019 №03/4-05-248, согласно которому ООО «Городская УК» в срок до 20.02.2020 необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 коп. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>).

На основании распоряжения Управления от 25.02.2020 №03/4-05-26 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 27.11.2019 №03/4-05-248, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено.

По результатам проверки составлен акт от 20.03.2020 №03/4-05-26, выдано предписание от 20.03.2020 №03/4-05-26, согласно которому ООО «Городская УК» в срок до 25.05.2020 необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 руб. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>).

На основании распоряжения Управления от 28.01.2021 №03/4-05-05 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 20.03.2020 №03/4-05-26, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено.

По результатам проверки составлен акт от 19.02.2021 №03/4-058-5, выдано предписание от 19.02.2021 №03/4-05-5, согласно которому ООО «Городская УК» необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 руб. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>).

На основании распоряжения Управления от 22.03.2021 №03/4-05-5 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 19.02.2021 №03/4-05-5, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено.

По результатам проверки составлен акт от 19.02.2021 №03/4-058-5, выдано предписание от 16.04.2021 №03/4-058-5, согласно которому ООО «Городская УК» необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 руб. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>).

На основании распоряжения Управления от 01.06.2021 №03/4-05-68 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 16.04.2021 №03/4-058-5, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено (л.д. 74-75).

По результатам проверки составлен акт от 29.06.2021 №03/4-058-68, выдано предписание от 29.06.2021 №03/4-05-68, согласно которому ООО «Городская УК» необходимо в срок до 31.08.2021 перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 руб. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>) (л.д. 70-71).

На основании распоряжения Управления от 02.09.2021 №03/4-05-106 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 29.06.2021 №03/4-05-68, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено (л.д.66-67).

По результатам проверки составлен акт от 29.09.2021 №03/4-05-106 и выдано предписание от 29.09.2021 №03/4-05-106, согласно которому ООО «Городская УК» в срок до 15.11.2021 необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 коп. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>) (л.д. 61-62).

На основании решения Управления от 25.11.2021 №03/4-05-122 в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 29.09.2021 №03/4-05-106, в ходе которой установлено, что предписание обществом не выполнено (л.д.57-58).

По результатам проверки составлен акт от 22.12.2021 №03/4-05-122 и выдано предписание от 22.12.2021 №03/4-05-122, согласно которому ООО «Городская УК» в срок до 11.03.2022 необходимо перечислить на счет №40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 коп. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>) (л.д.53-55).

Считая предписание от 22.12.2021 №03/4-05-122 незаконным, ООО «Городская УК» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).

Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики №588 от 29.12.2017, и является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 №608 утвержден порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1, 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроль за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (п. 3 Порядка).

Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 года № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее - региональная программа капитального ремонта), и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (п. 4 Порядка).

Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят заинтересованным лицом в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

На основании ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть:

1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса;

2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;

3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом в ч. 4 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что остаток денежных средств при закрытии специального счета перечисляется по заявлению владельца специального счета:

1) на счет регионального оператора в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта;

2) на другой специальный счет в случае замены владельца специального счета или кредитной организации на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение десяти дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 № 186 и официально опубликованную 20.05.2014.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.05.2015 собственниками помещений среди прочего были приняты решения о выборе ООО «Городская УК» управляющей организацией, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, о выборе ООО «Городская УК» владельцем специального счета, о выборе ОАО «МДМ Банк» кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет.

Согласно договору управления от 09.06.2015, заключенному с собственниками помещений многоквартирного дома, ООО «Городская УК» приступило к управлению многоквартирным домом с 01.07.2015.

Актом проверки от 27.11.2019 №03/4-05-248, установлено, что 07.10.2015 ООО «Городская УК» открыло в ОАО «МДМ Банк» (впоследствии ПАО «Бинбанк», ПАО Банк «ФК Открытие») специальный счет №40705810238130000633. С 12.08.2017 номер указанного счета был изменен банком на счет № 40705810462390000633.

С 01.11.2017 многоквартирный дом находится в управлении ООО «УК «Тафгай». С этой же даты собственники помещений многоквартирного дома начали формирование фонда капитального ремонта на специальном счете №40705810068000000848 в ПАО «Сбербанк России», владельцем которого являлось ООО «УК «Тафгай».

В соответствии с решением от 12.12.2018 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома собственники помещений с 01.02.2019 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НУО «Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике».

Согласно пояснениям, представленным НУО «Фонд капитального ремонта в УР» (далее «Фонд»), в платежных документах за сентябрь 2019 г. при начислении собственникам помещений многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт Фондом была учтена переданная ООО «Городская УК» информация о размере начисленных и оплаченных взносах на капитальный ремонт в период с 01.02.2015 по 31.10.2017. При этом, исходя из этих сведений, собственникам помещений были начислены задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, образовавшиеся в указанный период.

Исходя из платежных документов, представленных собственниками помещений, в период с 01.02.2015 по 30.04.2015 собственникам помещений многоквартирного дома для оплаты взносов на капитальный ремонт представлялись платежные документы с реквизитами специального счета №40705810524830000220, владельцем которого являлся СПКУД «Единый СПК» (АНО «Единый СПК»).

В мае 2015 года собственникам помещений был направлен платежный документ с реквизитами ООО «Республиканский расчетный центр» (агент АНО «Единый СПК»), при этом в графе «наименование услуги» было указано «капитальный ремонт*».

В июне 2015 г. АНО «Единый СПК» начислило плату по строке «капитальный ремонт*» в общем платежном документе.

В период с 01.07.2015 по 31.01.2017 ООО «Городская УК» также направляло собственникам помещений спорного многоквартирного дома, платежные документы с начислениями по строке «капитальный ремонт*», указывая в реквизитах для оплаты на расчетный счет ООО «Республиканский расчетный центр» (агент ООО «Городская УК»).

С февраля 2017 года по 31.10.2017 ООО «Городская УК» обеспечивало направление собственникам помещений многоквартирного дома платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт с реквизитами специального счета.

При этом, исходя из протокола общего собрания от 30.03.2015, собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, установленный нормативным правовым актом Правительства УР, на 4,50 руб. с 1 кв.м.

Исходя из этого в период с 01.04.2015 по 31.10.2017 собственникам помещений многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт и плата по строке «капитальный ремонт*» начислялись исходя из тарифа в размере 11,8 руб./кв.м. (7,30 + 4,50).

Согласно выписке по специальному счету № 40705810524830000220 (владелец АНО «Единый СПК») всего на указанный счет в период с 02.03.2015 по 15.08.2015 поступило 80 986 руб. 06 коп., расход с указанного счета составил - 79 114 руб., из них (29.04.2015 - 22 000 руб. предоплата по договору подряда №36-кр-вс от 01.04.2015; 29.04.2015 - 22 руб. комиссия банка; 07.05.2015 - 35 руб. комиссия банка; 08.05.2015 - 35 руб. комиссия банка; 11.06.2015 45 000 руб. оплата по договору подряда № 36-кр-вс от 01.04.2015; 11.06.2015 - 22 руб. комиссия банка; 03.07.2015 - 12 000 руб. оплата по договору подряда № 36-кр-вс от 01.04.2015.

Остаток со счета в размере 1 872 руб. 06 коп. перечислен на счет №40705810638130000220 (владелец АНО «Единый СПК»).

На счет № 40705810638130000220 в период с 15.08.2015 по 26.11.2015 поступило 1902 руб. 50 коп. Остаток со счета перечислен на счет №40705810238130000633.

На счет № 40705810238130000633 (владелец ООО «Городская УК») в период с 07.10.2015 по 12.08.2017 поступило 881 238 руб. 75 коп., из них (1 902 руб. 50 коп. - остаток со счета № 40705810238130000633; 136 руб. 65 коп. - проценты, начисленные банком; 691 816 руб. - средства, перечисленные ООО «Городская УК» с назначением «взносы по капитальному ремонту»; 187 383 руб. 60 коп. - взносы на капитальный ремонт, поступившие от собственников помещений).

При этом из указанной выписки усматривается, что взносы на капитальный ремонт от собственников помещений начали поступать с 15.03.2017.

Расход с указанного счета составил 691 816 руб., из них (20.04.2016 - 271 503 руб. 67 коп. оплата по договору подряда №36-кр-вс от 01.04.2015; 24.05.2016 - 107 989 руб. оплата по договору подряда №36-кр-вс от 01.04.2015; 23.06.2016 - 25 643 руб. 33 коп. оплата по договору подряда №36-кр-вс от 01.04.2015; 20.10.2016 - 165 000 руб. оплата по договору подряда №264-кр-э от 27.09.2016; 28.10.2016 - 31 300 руб. оплата по договору подряда №264-кр-э от 27.09.2016; 29.11.2016 - 90 380 руб. оплата по договору подряда №264-кр-э от 27.09.2016).

Остаток со счета в размере 189 422 руб. 75 коп. перечислен на счет №40705810462390000633.

На счет №40705810462390000633 (владелец ООО «Городская УК») поступило 352 310 руб. 24 коп., из них (189 422 руб. 75 коп. - остаток со счета №40705810238130000633; 8 168 руб. 65 коп. - проценты, начисленные банком; 154 718 руб. 84 коп. - взносы на капитальный ремонт, поступившие от собственников помещений).

Остаток со специального счета в размере 352 310 руб. 24 коп. перечислен на специальный счет №40705810068000000848 в ПАО «Сбербанк России» (владелец ООО «УК «Тафгай»).

Вышеуказанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 №186, официально опубликованную 20.05.2014.

Следовательно, у собственников помещений данного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникла по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, то есть с 01.02.2015.

Такая обязанность, предусмотренная законом, является императивной и не зависит от воли собственников помещений многоквартирного дома.

Избранный собственниками многоквартирного дома решением общего собрания, оформленного протоколом от 26.05.2015, способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно части 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете, на котором, соответственно, могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По своей правовой природе, находящиеся на специальном счете безналичные денежные средства, предназначенные для капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, представляют собой обязательственное требование собственников помещений в этом доме к кредитной организации (банку), в котором открыт такой специальный счет.

Право распоряжения этими денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку ООО «Городская УК», являясь управляющей организацией дома, было избрано владельцем специального счета, правомочным начислять и взимать с собственников помещений многоквартирного дома взнос на капитальный ремонт, следовательно, ООО «Городская УК» должно было производить начисление взноса на капитальный ремонт и изготавливать платежный документ в таком порядке, который бы обеспечивал выполнение требований статей 36.1, 170, 171, 174, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, уплату взносов на капитальный ремонт исключительно на открытый для этих целей специальный счет.

При этом, в ходе проведения проверки было установлено, что собственники помещений многоквартирного дома вносили плату за «капитальный ремонт*» ООО «Городская УК». Данная плата вносилась в размере равном установленному собственниками помещений взносу на капитальный ремонт. ООО «Городская УК», получая от собственников плату перечисляло на специальный счет денежные средства с назначением «взносы на капитальный ремонт».

Проверкой установлено, что плата по строке «капитальный ремонт*», начисленная ООО «Городская УК» собственникам помещений многоквартирного дома являлась взносом на капитальный ремонт, оплаченные по указанной строке денежные средства должны учитываться при определении размера фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В рамках проведения проверки у ООО «Городская УК» была запрошена информация о размере начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме платежей за «капитальный ремонт*» за период с момента выставления платежных документов и по момент получения распоряжения в форме свода начислений по каждому лицевому счету помесячно (оборотно-сальдовая ведомость в разрезе лицевых счетов помесячно).

ООО «Городская УК» указанную информацию представило не в полном объеме. Так, согласно представленному Своду начислений (по периоду регистрации) по виду начисления «капитальный ремонт*» запрошенная информация представлена только за период с ноября 2016 г. по ноябрь 2019 г. за период с 01.07.2015 по 31.10.2016 информация о размере начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме платежей за «капитальный ремонт*», ООО «Городская УК» не представлена.

При этом как следует из отчета об исполнении договора управления за 2016 г., размещенному на сайте ГИС ЖКХ, по состоянию на 31.12.2016 ООО «Городская УК» начислило по строке «капитальный ремонт» 1 064 590 руб., собственники помещений оплатили 832 263 руб.

В период с января 2017 г. по октябрь 2017 г. ООО «Городская УК» начислило по указанной строке 45 547 руб. 26 коп., собственники помещений за период с января 2017 г. по сентябрь 2019 г. оплатили - 175 367 руб. 07 коп.

Также в ходе проверки ООО «Городская УК» не представило сведения о размере начисленных и оплаченных платежей за капитальный ремонт по нежилому помещению общей площадью 483,1 кв.м. При этом как следует из представленных БУ УР «ССШОР по биатлону» в период с 02.2015 по 11.2017 им были оплачены взносы на капитальный ремонт и внесена на счет управляющих организаций плата за капитальный ремонт в размере 178 070 руб. 66 коп.

Таким образом, всего в период с 07.2015 по 31.10.2017 ООО «Городская УК» начислило собственникам помещений многоквартирного дома по строке «капитальный ремонт*» - 1 218 448 руб. 28 коп. (1 064 590,00 + 45 547,26 + 108 311,02), собственники помещений с 07.2015 года по сентябрь 2019 г. оплатили - 1 110 240,51 руб. (832 263,00 + 175 367,07 + 102 610,44).

ООО «Городская УК» в период, когда производило начисление и сбор средств по строке «капитальный ремонт*», перечислило на специальные счета, предназначенные для формирования фонда капитального ремонт общего имущества в многоквартирном доме денежные средства в размере 691 816 руб. с назначением «взносы по капитальному ремонту».

Соответственно, ООО «Городская УК» не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в общей сумме 418 424 51 руб. (1 110 240,51 - 691 816), поскольку на специальные счета, владельцем которых являлось ООО «Городская УК», а также на специальный счет, владельцем которого являлось ООО «УК «Тафгай», счет НУО «Фонд капитального ремонта в УР», указанные средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирного дома в адрес ООО «Городская УК» под видом платы за «капитальный ремонт*», не поступили.

В ходе проведения проверки выполнения предписания от 29.09.2021 №03/4-05-106 у ООО «Городская УК» было запрошено платежное поручение с отметкой банка о списании денежных средств, подтверждающее перечисление на счет № 40603810868000000001 в Удмуртском отделении №8618 ПАО Сбербанк России г. Ижевск 418 424 руб. 51 коп. (получатель платежа: НУО «Фонд капитального ремонта в УР», ИНН <***>).

ООО «Городская УК» указанное платежное поручение не представило. В пояснениях (вх. № 19772 от 09.12.2021) ООО «Городская УК» признало факт невыполнения предписания от 29.09.2021 № 03/4-05-106.

Обязанность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете обществом не исполнена. Владельцем специального счета в лице ООО «Городская УК» нарушены требования жилищного законодательства, и соответственно не обеспечена сохранность денежных средств на специальном счете фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Доказательств обратного ООО «Городская УК» суду не представило.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных ст. 198, ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным и правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.

Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.

Доказательств того, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.

Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на выполнение требований законодательства. Содержащиеся в предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана, содержание предписания явно позволяет определить, какое нарушение обществу следует устранить, в связи с чем, предписание управления отвечает принципам определенности и исполнимости.

Вопреки мнению заявителя, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод об истечении срока исковой давности.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Исходя из ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. 

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

При этом действующее законодательство о государственном жилищном надзоре не содержит положений об отсутствии оснований для проведения внеплановых проверок и выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в связи с истечением срока исковой давности.

Апелляционный суд отмечает, что правила о сроке исковой давности предусмотрены главой 12 Гражданского кодекса РФ и применяются в гражданско-правовых отношениях при рассмотрении дел в порядке искового производства (главы 13 - 21 АПК РФ). В данном же случае дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ как по спору, вытекающему из публичных правоотношений. Сроки для оспаривания в рамках таких дел не являются сроками исковой давности, а являются специально установленными сроками на обращение в суд за обжалованием, правила о перерыве течения сроков исковой давности не применяются.

Вместе с тем, положения Закона 294-ФЗ о трехлетнем периоде проведения плановых проверок также неприменимы, поскольку проверка была внеплановая, не ограниченная каким-либо сроком давности проверяемого периода.

Также апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что наличие у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, права на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав, не исключает обязанности Управления по надзору УР, как органа государственного жилищного надзора при выявлении фактов нарушения обязательных требований и при установлении факта невыполнения ранее выданного предписания, выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.

В этой части также необходимо учитывать, что никакого перехода права требования от собственников помещений к органу государственного жилищного надзора не происходит: требования предписания направлены на восстановление прав собственников помещений в многоквартирном доме, а органом государственного жилищного надзора реализованы свои полномочия, установленные действующим законодательством.

Кроме того, подлежит отклонению довод Общества о том, что судом не учтен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, о принятии собственниками помещений решений об уплате взносов на капитальный ремонт не на специальный счет, а на счет управляющей организации.

В силу ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, действующее законодательство однозначно закрепляет, что формирование фонда на специальном счете - это перечисление собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт именно на специальный счет, а не какой-либо иной, в том числе расчетный счет управляющей организации.

Таким образом, установление в ходе проверки факта того, что на специальные счета, владельцем которых являлось ООО «Городская УК», а также на специальный счет, владельцем которого являлось ООО «УК «Тафгай», счет НУО «Фонд капитального ремонта в УР», уплаченные собственниками помещений МКД, расположенного по адресу: <...>, в адрес ООО «Городская УК» под видом платы за «капитальный ремонт*», денежные средства в размере 418 424,51 руб. не поступили, повлекло выдачу предписания в адрес ООО «Городская УК», направленного на восстановление фонда капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме.

Более того, судом справедливо принято во внимание, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2021 по делу А71-14320/2021, имеющим преюдициальное значение в данном случае, ООО «Городская УК» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 29.06.2021 № 03/4-05-68. Выдача предписания от 29.06.2021 № 03/4-05-68 предшествовала выдаче предписания 29.09.2021 № 03/4-05-106 и оспариваемого предписания от 22.12.2021 № 03/4-05-122.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы не имеется.

         В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату в порядке ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2022 года по делу № А71-3296/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская управляющая компания» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская управляющая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.08.2022 №1804.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.В. Васильева

Е.М. Трефилова