НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 № 17АП-9436/2023-АК

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9436/2023-АК

г. Пермь

03 октября 2023 года Дело № А60-18558/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,

судей Васильевой Е.М., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я особенный",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 июля 2023 года

по делу № А60-18558/2023

по иску Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я особенный" (ИНН 6679996801, ОГРН 1146600000227)

к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)

о взыскании процентов,

установил:

Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями "Я особенный" (далее – истец, Фонд) обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее – ответчик, Министерство) денежных средств по статье 395 ГК РФ в связи с нарушением срока выплаты компенсации поставщику социальных услуг.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив требования истца.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не учтено, что истец является поставщиком социальных услуг, имеющим право на получение компенсационной выплаты. Фонд считает ошибочным вывод о суда, о том, что к спорным правоотношениям по предоставлению субсидии не применяются нормы ГК РФ. Ссылаясь на судебную практику, настаивает, что несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставляющим субсидию и лицом, претендующим на получение субсидии, в большей степени регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ, такие правоотношения не являются бюджетными, а потому к отношениям сторон по исполнению обязательств по предоставлению компенсации могут быть применены нормы ГК РФ.

Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Фонд является поставщиком социальных услуг и включен в соответствующий реестр.

В целях реализации федеральной номы постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП «О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (вместе с «Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан») утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок).

Приказом Министерства от 23 от 27.01.2022 Фонд признан получателем субсидии в соответствии с установленным Порядком.

За периоды май, июнь 2022 года Фонд в соответствии с установленным порядком подавал в Министерство документы на возмещение затраченных денежных сумм.

Как указал истец, в нарушение установленных Порядком сроков, Министерство ненадлежащим образом исполняло обязательства по перечислению компенсации на возмещение затрат, без законных оснований удерживало причитающиеся истцу денежные средства, перечисляя их с нарушением сроков.

27.01.2023 ответчику была направлена претензия об оплате неустойки, которая добровольна не была удовлетворена, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

Согласно пунктов 1-3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации применительно к рассматриваемым бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами публично-правового образования понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета; расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом подлежат исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом порядке и размере. Денежные обязательства публично-правового образования осуществляются путем выполнения получателем бюджетных средств обязанности уплатить физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Пунктом 1 статьи 1, статьями 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление субсидии юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям и является бюджетными ассигнованиями, под которыми понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий установлен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Общие требования, упомянутые в приведенной норме, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, которое предусматривает заключение договоров о предоставлении субсидии (подпункт «и» пункта 5 упомянутых Общих требований).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях реализации федеральной номы постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП «О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (вместе с «Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан») утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее –индивидуальная программа), в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).

Целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организации, индивидуальному предпринимателю в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - получатель социальных услуг).

Пунктом 3 Порядка также установлено, что субсидия предоставляется организации, индивидуальному предпринимателю, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвующим в выполнении государственного задания.

Функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляет Министерство социальной политики Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство).

В соответствии с пунктом 15 Порядка, для перечисления субсидии организации, признанные получателем субсидии представляют в Министерство ежемесячно с 1 по 12 число следующие документы: 1) отчет о предоставлении услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, гражданам, имеющим право на получение социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - отчет о предоставлении социальных услуг), по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку; 3) договор о предоставлении социальных услуг, заключенный получателем субсидии с получателем социальных услуг (далее - договор), и его копию (представляется один раз одновременно с представлением документов, указанных в подпунктах 1, 4 – 7 настоящего пункта, впервые). В случае изменения условий договора прилагаются дополнительное соглашение к договору и его копия; 4) акты о предоставлении социальных услуг, подписанные получателем субсидии и получателем социальных услуг, за отчетный месяц, в котором были предоставлены социальные услуги в соответствии с договором и индивидуальной программой, и их копии; 5) платежные документы, подтверждающие факт оплаты социальных услуг, предоставленных в соответствии с договором и индивидуальной программой, получателем социальных услуг, и их копии (в случае оказания социальных услуг за частичную плату); 6) доверенность, оформленную в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, или иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени получателя субсидии, и его копию (в случае, если от имени получателя субсидии действует иное лицо); 7) документ, удостоверяющий личность получателя субсидии, и его копию (для индивидуальных предпринимателей).

Представленные документы регистрируются в журнале учета документов.

В соответствии с пунктом 17 Порядка установлены следующие порядок и сроки регистрации, проверки документов и принятие решение о выплаты: 1) регистрация документов – в момент подачи; 2) 10 рабочих дней после регистрации поступивших документов – осуществляется проверка; 3) в течение 3-х рабочих ней со дня окончания проверки - принимается решение о выплате либо отказе в выплате; В соответствии с пунктом 19 Порядка, срок осуществления выплаты - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выплате.

Таким образом, общий суммарный максимальный срок на осуществление выплаты не может превышать 23 рабочих дней с момента подачи документов.

Как следует из материалов дела, за услуги, оказанные мае, июне 2022 года Фонд предоставил в Министерство документы 10.06.2022 (за май) и 07.07.2022 (за июнь) соответственно. Срок осуществления выплаты, предусмотренный Порядком, истек соответственно 14.07.2022 и 09.08.2022.

В связи большим количеством ошибок и неточностей, выявленных при проведении проверки представленных Фондом документов, часть которых дорабатывалась с Фондом в рабочем порядке, актом о результатах проверки документов для перечисления субсидии от 27.07.2022 № 07-19-02/167 принято решение о предоставлении Фонду субсидии в размере 7 667 274,11 рубля.

В установленные пунктом 19 Порядка сроки Министерством в соответствии с принятым решением платежным поручением от 27.07.2022 № 2393 субсидия перечислена Фонду.

В связи большим количеством ошибок и неточностей, выявленных при проведении проверки представленных Фондом документов, часть которых дорабатывалась с Фондом в рабочем порядке, актом о результатах проверки документов для перечисления субсидии от 15.08.2022 № 07-19-02/190 принято решение о предоставлении Фонду субсидии в размере 9 856 735,58 рубля.

Период просрочки исполнения обязательства соответственно составил 15 и 9 календарных дней и применен истцом в расчете заявленных требований в сумме 47807,83 рублей.

Спорные правоотношения связаны с реализацией права на получение субсидии, предоставляемой за счет бюджетных средств, урегулированные нормами специального законодательства.

Исходя из установленного порядка на предоставление субсидии, следует, что он направлен на исполнение поставщиком социальных услуг своих обязательств; источником предоставления субсидии являются бюджетные средства, то есть, плательщиком также является публичное образование, действующее в спорных правоотношениях через уполномоченные органы.

Министерство в данном случае выступает в качестве главного распорядителя бюджетных средств.

То обстоятельство, что стороной взаимоотношений являлся Министерство, не изменяет природы спорных правоотношений, поэтому их следует рассматривать как реализацию предусмотренного правовыми актами механизма исполнения публичным образованием своих обязательств.

Следовательно, порядок представления субсидии - не означает, что последняя становится самостоятельным субъектом обязанности по предоставлению субсидии, поскольку ответчик не выступает в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта права, реализующего свой интерес.

При таких обстоятельствах ответчика нельзя рассматривать как субъекта ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу природы гражданско-правовых отношений сама по себе возможность применения санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлена на защиту имущественных интересов лица, чьи денежные средства незаконно удерживались. При этом применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.

В настоящем деле правоотношения сторон квалифицируются как бюджетные, и, поскольку в данном случае правоотношения по предоставлению субсидий возникают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства, в том числе начисление процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена, основания для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствовали.

Вопреки мнению заявителя жалобы, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 вынесено по иным обстоятельствам дела.

Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на присужденную сумму является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы истца, подлежат отклонению как основанные на неверном толкований норм права.

Выводы, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены (изменения) судебных актов (статьей 270 АПК РФ), не установлено.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июля 2023 года по делу № А60-18558/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Т.С. Герасименко

Е.В. Васильева

Е.Ю. Муравьева