ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-11360/2023-АК
г. Пермь
07 ноября 2023 года Дело № А60-21169/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Радаева Т.В., паспорт, доверенность от 22.05.2023, диплом;
от заинтересованного лица: Маскаева О.В. (руководитель Финансового управления в Кушвинском городском округе), паспорт; Щербакова Е.В., паспорт, доверенность № 01-14/2 от 23.05.2023; Спицын С.В., паспорт, доверенность № 01-14/1 от 18.05.2023.
от третьих лиц представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, муниципального автономного учреждения Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 августа 2023 года
по делу № А60-21169/2023
по заявлению муниципального автономного учреждения Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк» (ИНН 6620010835, ОГРН 1069620000713)
к Финансовому управлению в Кушвинском городском округе (ИНН 6620016347, ОГРН 1106620000519)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Третьякова Алексея Васильевича, ООО «Дамаск», ИП Петрова И.В., ИП Мухина К.В., ВМБОУ ДОД «ДЮСШ»,
о признании недействительным представления финансового управления от 14.02.2023 № 03-06/118,
установил:
Муниципальное автономное учреждение Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»« (далее - заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Финансовому управлению в Кушвинском городском округе (далее - заинтересованное лицо, Финансовое управление) о признании недействительным представления финансового управления от 14.02.2023 № 03-06/118.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2023 года требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление Финансового управления в Кушвинском городском округе от 14.02.2023 № 03-06/118 в части пункта 3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в неудовлетворенной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что предмет контрольного мероприятия не относится к полномочиям финансового управления в рамках осуществления проверок на основании статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235. Отмечает, что требование № 1, 3 представления не подлежит исполнению, поскольку нарушает не только права истца, но и права арендаторов. Указывает, что материалами дела подтвержден факт внесения оплаты по договорам аренды. В части пункта 6 Представления ссылается на то, что из текста Решением Думы Кушвинского городского округа от 17.05.2012 №49 не следует обязанность арендатора заключить договор на возмещение затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, имеется обязанность и сроки заключения договоров с обслуживающими организациями, коей МАУ КГО «ФКСиТ «Горняк»« не является. По пункту 9 Представления обращает внимание на то, что учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, и иную приносящую доход деятельность, необходимую для достижения уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям; доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Получение и использование средств, полученных автономным учреждением от приносящей доход деятельности, не относится к бюджетным правоотношениям. Кроме того, замечания (нарушения) в части исполнения муниципального задания, а также выводов об обстоятельствах нецелевого расходования бюджетных средств акт проверки финансового органа и оспариваемое представление не содержат. По пункту 10 Представления ссылается на то, что договором предусмотрена уплата неустойки за нарушение сроков оплаты, в тоже время обязанность по ее взысканию на исполнителя не возложена, то есть взыскание пени является не обязанностью исполнителя, а его правом.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель заявителя на доводах жалобы настаивал; представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 15.11.2022 по 26.12.2022 Финансовым управлением в Кушвинском городском округе на основании приказа от 28.10.2022 № 128 в отношении Муниципального автономного учреждения Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»«) проводилась внеплановая камеральная проверка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации при использовании недвижимого имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, а также поступления денежных средств от приносящей доход деятельности в распоряжение учреждения за август-октябрь 2022 года.
По результатам проведенного контрольного мероприятия Финансовым управлением составлен Акт внеплановой камеральной проверки Муниципального автономного учреждения Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»« от 23 января 2023 года № 03-03 (далее – Акт), в котором отражены, выявленные нарушения, допущенные учреждением в проверяемый период.
Заявитель, не согласившись с результатами проведенного контрольного мероприятия, изложенными в Акте, направил в адрес контрольного органа возражения (исх.№ 41 от 09.02.2023), в котором указал причины несогласия с выводами, приведенными контрольным органом. Заключением на возражения от 14.02.2023 года в принятии возражений истцу отказано.
С целью устранения выявленных при проведении контрольных мероприятий нарушений контрольным органом было выдано Представление от 14.02.2023 №03-06/118 (далее – Представление), в котором содержится требование об устранении нарушений, допущенных МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»«, согласно Акту.
Так, на заявителя оспариваемым представлением возложена обязанность совершить следующие действия:
1.) по пунктам 2, 5, 7 обеспечить устранение нарушения путем взыскания с арендаторов оплаты, а также обеспечить выполнение условий договоров;
2) по пункту 3 обеспечить устранение нарушения путем взыскания пени с арендаторов в доход Учреждения;
3) по пункту 4 обеспечить устранение нарушения путем проведения суд, исследовав представленные государственной регистрации договоров аренды;
4) по пункту 6 обеспечить устранение нарушения путем определения суммы причинённого ущерба Учреждению и взыскания данной суммы с арендаторов площадей по указанным договорам;
5) по пункту 9 обеспечить устранения нарушения путем перечисления в доход Учреждения денежных средств в сумме 686 500 рублей, недополученных Учреждением в процессе предоставления в аренду ледовой арены (Арены Благодать);
6 по пункту 10 обеспечить устранение нарушения путем применения штрафных санкций к ВМБОУ ДОД «ДЮСШ» в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации;
7) по пункту 11 обеспечить устранение нарушения путем приведения договоров об оказании платных тренировочных услуг с физическими лицами в соответствие требованиям, указанным в Положении об оказании платных услуг в области физической культуры и спорта Кушвинского городского округа;
8) по пункту 12 обеспечить устранение нарушения путем приведения должностной инструкции администратора в соответствие с выполняемыми фикциями;
9) по пунктам 13, 14, 15, 16, 17 обеспечить устранение нарушения путем организации работы кассы, а также приема платежей в кассу (в том числе внесением наличных средств) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) по пунктам 1-19 рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
11) принять меры по устранению причин и условий всех выявленных нарушений, а также директору МКУ КГО «Центр учета» усилить контроль за финансово-экономической деятельностью Учреждения.
Не согласившись с вынесенным преставлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя судом первой инстанции признаны обоснованными в части пункта 3.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, основанием для признания незаконным представления является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю его органами: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года № 1235, решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании результата поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля.
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»«, утвержденным приказом Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа № 118 от 17.12.2019, Учредителем и собственником имущества Учреждения является Кушвинский городской округ.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе являются контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов (абзац три пункта 1 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно пункту 1 Решения Думы Кушвинского городского округа от 19.08.2010 № 437 «Об учреждении функционального органа администрации Кушвинского городского округа и утверждении Положения «О финансовом управлении в Кушвинском городском округе», Управление является уполномоченным органом на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
В силу подпункта 6 пункта 7 Положения о финансовом управлении в Кушвинском городском округе, финансовое управление вправе осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 23 указанного пункта положения, финансовое управление составляет и направляет объектам контроля в случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательные для рассмотрения представления и (или) обязательные для исполнения предписания.
С учетом изложенных норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление, вопреки позиции заявителя, выдано заинтересованным лицом в пределах полномочий.
Суд также справедливо учетно, что Прокуратурой города Кушва в отношении МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« по информации Финансового управления в Кушвинском городском округе (Акт проверки № 03-03 от 23.01.2023) проведены надзорные мероприятия в части соблюдения МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« требований федерального законодательства при использовании недвижимого имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, а также поступлении средств от приносящей доход деятельности в распоряжение учреждения. В ходе проведения проверки Прокуратурой города Кушвы выявлены нарушения требований федерального законодательства, которые носят характер грубых нарушений и не допустимы в дальнейшей деятельности. Прокуратурой города Кушвы в отношении МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« вынесено представление от 11.05.2023 № Прдр-20650034-177-23/-20650034 об устранении нарушений закона.
Как следует из материалов дела, пунктами 2, 5, 7 оспариваемого Представления на заявителя возложена обязанность обеспечить устранение нарушения путем взыскания с арендаторов оплаты, а также обеспечить выполнение условий договоров.
Пункт 2 Представления предусматривает нарушение пунктов 2.5. заключенных договоров по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества № 4 от 30.12.2021, № 11 от 11.11.2022, № 12 от 11.11.2022, № 13 от 21.11.2022, № 14 от 21.11.2022, в которых сказано, что оплата по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества производится путем безналичного расчета.
В период проведения камеральной проверки контрольным органом установлено, что в течение 2022 года фактически оплата арендаторами производилась иным путем и средства поступали на лицевой счет Учреждения, на котором учитываются денежные средства Учреждения от приносящей доход деятельности, с расшифровкой поступлений «не поступало».
Также Финансовое управление в Кушвинском городском округе отметило что договоры по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества № 11 от 11.11.2022, № 12 от 11.11.2022, № 13 от 21.11.2022, № 14 от 21.11.2022, заключены заявителем в период проведения проверки после того как Финансовым управлением запрошены копии данных договоров.
Таким образом, в течение 2022 года до момента заключения соответствующих договоров (11.11.2022 и 21.11.2022) оплата за возмещение затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества по договорам аренды площади № 1 от 21.01.2022 с ИП Петровым И.В, № 6 от 01.07.2022 с ИП Петровым И.В., № 3 от 28.03.2022 с ООО «Дамаск», № 5 от 14.06.2022 с ООО «Дамаск» поступать не могла ввиду отсутствия таких договоров.
Пункт 5 Представления предусматривает нарушение пункта 3.2. договора аренды площади № 2 от 01.02.2020, пункта 3.2 договора аренды площади № 1 от 01.02.2020, пункта 4.2. договора аренды площади под торговый автомат № 3 от 17.12.2019 , пункта 4.2 договора аренды площади под торговый автомат № 1 от 06.02.2021, в которых указан порядок расчетов путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя, однако в течение 2019-2022 годов от арендаторов данных площадей денежные средства за аренду путем безналичного расчета не поступали.
Также в ходе камеральной проверки подтверждающей информации и подтверждающих документов об ином способе фактической оплаты арендаторами по указанным договорам с приложением актов сверки расчетов, приходных кассовых ордеров и т.д. о поступлении средств на лицевой счет, на котором учитываются денежные средства от приносящей доход деятельности Учреждения в период проверки не поступало.
Пункт 7 Представления предусматривает нарушение пунктов 2.5. заключенных договоров по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества № 7 от 30.12.2021, № 6 от 30.12.2021, № 5 от 30.12.2021, № 8 от 30.12.2021, в которых указано, что оплата по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества производится путем безналичного расчета. В период проведения контрольных действий, в течение времени, которое предусматривает возможность подать в контрольный орган возражения на Акт проверки в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года № 1235, в период исполнения Представления № 03-06/118 от 14.02.2023 и по настоящее время, иных подтверждающих документов (акты сверок расчетов, приходные кассовые ордера и т.д.) от МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« о том, что в течение 2022 года фактически оплата производилась иным путем и средства поступали на лицевой счет Учреждения, на котором учитываются денежные средства Учреждения от приносящей доход деятельности, с расшифровкой поступлений не поступало.
Заявитель, оспаривая данный пункт представления повторно настаивает на том, что из актов сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 следует, что плата по договорам аренды №2 от 01.02.2020, №1 от 01.02.2020, №3 от 17.12.2019, №1 от 06.02.2021 и по договорам на возмещение затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества договорам №4 от 30.12.2021, №11 от 11.11.2022, №12 от 11.11.2022, №13 от 21.11.2022, №14 от 21.11.2022, №7 от 30.12.2021, №6 от 30.12.2021, №5 от 30.12.2021, №8 от 30.12.2021. вносилась. При этом, взыскание оплаты с арендаторов неправомерно, поскольку фактически средства на лицевой счет, котором учитываются денежные средства от приносящей доход деятельности учреждения в течение 2022 года поступали, обязанность по внесению платы исполнялась.
Между тем, отклоняя доводы заявителя, суд обоснованно указал, что из материалов проверки следует, что денежные средства по спорным договорам в безналичной форме не вносились.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о внесении оплат арендаторами, на стадии камеральной проверки заявителем в адрес финансового управления не предоставлялось.
Определением суда от 24.05.2023 на МАУ КГО «Центр ФКС и Т «Горняк»« возлагалась обязанность представить в суд и направить в адрес заинтересованного лица доказательства получения денежных средств от арендаторов наличными денежными средствами, акты сверки с арендаторами, однако указанная обязанность заявителем в установленный срок до судебного заседания исполнена не была.
Акты сверки, подписанные заявителем и арендаторами, в материалы дела не представлены.
Определением суда от 01.08.2023 суд возложил на лиц, участвующих в деле, произвести сверку по вопросу внесения контрагентами арендной платы.
Так, по результатам сверки, 14.08.2023 Финансовым управлением в Кушвинском городском округе были подготовлены и направлены в адрес представителя МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« результаты сверки внесения контрагентами арендной платы и по возмещению расходов по 15 договорам для рассмотрения и подписания.
15.08.2023 представителем МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« подписанные результаты сверки внесения контрагентами арендной платы и по возмещению расходов по 15 договорам были представлены в Финансовое управление в Кушвинском городском округе.
В результате проведенной сверки было выявлено по ряду договоров отсутствие платежей, несвоевременность платежей, отсутствие претензионно-исковой работы по взысканию платежей и неустойки.
Таким образом, нарушения, установленные контрольным органом, подтверждены в ходе судебного разбирательства, оснований для признания недействительным пункта 1 представления от 14.02.2023, отсутствовали.
Вопреки позиции заявителя оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Пункт 2 заявления возлагает на от МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« обязанность обеспечить устранение нарушения путем взыскания пени с арендаторов в доход учреждения. При этом, размер пени заинтересованным лицом в твердой форме не определен.
В пункте 3 Представления указано, что в нарушение условий договоров аренды № 5 от 14.06.2022, № 3 от 28.03.2022, № 6 от 01.07.2022, № 1 от 21.01.2022, № 3 от 01.08.2020 МАУ КГО «Центр ФКС и Т «Горняк»« не взыскал с Арендаторов пеню в размере 2% за каждый день просрочки за несвоевременную оплату по договорам аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Поскольку арендаторами допускались просрочки внесения оплат, что установлено судом при проверке пункта 1 представления, оснований для признания пункта 2 представления у суда не имеется.
Заявитель, возражая против указанной обязанности сослался на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», которым введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, отклоняя данную ссылку, суд справедливо отметил, что заявитель не ограничен в способах исполнения представления, какой-либо претензионной работы взысканию с арендаторов неустойки не велось, мораторий, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 года № 497 действовал до 01.10.2022, вместе с тем, в период, не охваченный действием моратория, неустойка за просрочку исполнения обязанности по внесению платы контрагентам не выставлялась.
Требования представления в указанной части соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и исполнимо, оснований для признания недействительным у суда не имелось.
Пункт 4 представления содержит следующее требование «по пункту 6 обеспечить устранение нарушения путем определения суммы причиненного ущерба Учреждению и взыскания данной суммы с арендаторов площадей по указанным договорам».
Пункт 6 отсылает к нарушению пункта 5 главы 5 Положения «О порядке предоставления в аренду имущественных комплексов, движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кушвинского городского округа», утвержденного решением Думы Кушвинского городского округа от 17.05.2012 № 49 (ред. от 30.03.2017). МАУ КГО «Центр ФКС и Т «Горняк», как арендодателем не заключен договор по возмещению затрат на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества с арендаторами:
- ИП Петровым Игорем Владимировичем, который арендовал площади под торговый автомат в размере 3 кв.м. по договору аренды № 3 от 17.12.2019 с 17.12.2019 по 30.11.2021;
- ООО «Дамаск», которое арендовало площади под размещение кофейного аппарата в размере 4,43 кв.м. по договору аренды № 2 от 01.02.2020 с 01.02.2020 по 30.11.2021;
- ООО «Дамаск», которое арендовало площади под размещение кофейного аппарата в размере 4,95 кв.м. по договору аренды № 1 от 01.02.2020 с 01.02.2020 по 30.11.2021.
В соответствии с Уставом МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» осуществляет основные виды деятельности, перечень которых является исчерпывающим, в том числе и деятельность по сдаче в аренду имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, с согласия собственника.
Таким образом, МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» может сдавать в аренду имущество (в т.ч. помещения, площади, являющиеся частью здания), собственником которого является Кушвинский городской округ, в соответствии с решением Думы Кушвинского городского округа № 35 от 24.02.2022.
Указанные договоры заключены по согласованию с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа. Стоимость аренды 1 кв.м. нежилого помещения определена в соответствии с отчетом об оценке «Об определении рыночной стоимости права временного владения и пользования 1 кв.м. (арендная плата в месяц) нежилого помещения» № 933-2021 от 16.12.2021, № 302-2021 от 14.05.2021, № 264-2020 от 30.06.2020, № 516/03-22 от 07.04.2022. По данным отчетам об оценке рыночной стоимости арендной платы за пользование недвижимым имуществом стоимость 1 кв.м. определена без учета коммунальных платежей.
В силу статьи 616 ГК РФ Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно пункту 5 Главы 5 Положения о порядке предоставления в аренду имущественных комплексов, движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кушвинского городского округа, утвержденного Решение Думы Кушвинского городского округа от 17.05.2012 № 49, в течение 10-ти дней с момента заключения договора аренды арендатор обязан заключить договоры на текущее обслуживание и на предоставление коммунальных услуг с соответствующими обслуживающими организациями на переданное в аренду имущество с даты заключения договора аренды.
Вместе с тем, указанные договоры арендаторами не были заключены, доказательств обратного суду не представлено.
Расходы, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг заявителю арендаторами не возмещены, что МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» не оспаривается.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представление в указанной части законно, исполнимо, оснований для признания его недействительным не имеется.
Пункт 5 представления возлагает на заявителя обязанность обеспечить устранение нарушения путем перечисления в доход Учреждения денежных средств в сумме 686 500 рублей, недополученных в процессе предоставления в аренду ледовой арены.
Пункт 9 Представления предусматривает, что неправомерными действиями руководства Учреждения причинен ущерб МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« в сумме 686 500 рублей в процессе предоставления в аренду ледовой арены (Арена Благодать) для проведения турниров «CRISTAL ICE».
В течение 2022 года Учреждение заключало договоры по аренде ледовой арены для проведения турниров «CRISTAL ICE» с физическим лицом Казимовым Максимом Александровичем – организатором турниров «CRISTAL ICE» и арендатором арены Благодать на период проведения турниров (перечень договоров указан на страницах 22-23 акта проверки).
Расписание игр турнира «CRISTAL ICE», которые проходили на Арене Благодать имеется в общем доступе на сайте: https://r-hockey.ru/season/2023#filter-st:0. Анализируя данные, находящиеся в общем доступе контрольным органом выявлено, что фактически турниры проходили в течение 188 часов, соответственно доступ на лед в этот период для других лиц был закрыт. При этом, оплату по договорам аренды льда Учреждение получило за 50 часов 45 минут (расчет по данному факту представлен в акте). Таким образом, Учреждению причинен ущерб в сумме 686 500 рублей.
МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« по своей организационно-правовой форме является муниципальным автономным учреждением. В соответствии с пунктом 2.4. Устава МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»«, утвержденного приказом Управления физической культуры и спорта Кушвинского городского округа № 118 от 17.12.2019 муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формируется и утверждается Управлением физической культуры и спорта Кушвинского городского округа. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Муниципальным заданием на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»«, утверждённым начальником Управления физической культуры и спорта Силантьевым С.И. 24.12.2021 утвержден исчерпывающий перечень работ. Проведение регулярных коммерческих турниров «CRISTAL ICE» муниципальным заданием МАУ КГО «Центр ФСиТ «Горняк»« на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов не предусмотрено, соответственно организатором данных турниров МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк»« не являлось. Из чего следует, что предоставление в аренду ледовой арены «Арена Благодать» является исключительно платной услугой, на которую утверждена стоимость.
Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 20.12.2021 года № 1631 «Об утверждении перечня и стоимости платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»« утвержден перечень и стоимость платных услуг, оказываемых Учреждением, а также перечень категорий граждан, которым предоставляются льготы по оказанию платных услуг Учреждением. Также, в свою очередь, Учреждение приказом врио директора МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» от 23.12.2021 № 249 утвердило перечень и стоимость платных услуг, оказываемых Учреждением, в котором стоимость аренды ледовой арены «Арены Благодать» составляет 5000 рублей за час.
В Акте проверки на страницах 20-21 отмечено, что экономически обоснованные расчеты по аренде ледовой арены (арены Благодать), представленные Учреждением на рассмотрение тарифной комиссии, составляют Аренда ледовой арены (арена Благодать) 6975,53 рублей/час.
Из представленной информации видно, что Учреждение утвердило приказом директора стоимость платной услуги за аренду ледовой арены ниже рассчитанной самим же учреждением себестоимости данной услуг.
Кроме того, Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 20.12.2021 № 1631 «Об утверждении перечня и стоимости платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк»«, установлена стоимость аренды ледовой арены (арена Благодать) 5 000,00 рублей (минимально допустимая стоимость на платную услугу) – 7 000,00 рублей (предельная (максимальная) стоимость на платную услугу).
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), утверждаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Решением Думы Кушвинского городского округа от 25.02.2016 № 418 утверждено Положение «О порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Кушвинского городского округа, и работы, выполняемыми муниципальными предприятиями и учреждениями Кушвинского городского округа». В соответствии с данным Положением Учреждение, которое имеет возможность оказывать определенные платные услуги, направляет в Финансовое управление в Кушвинском городском округе письмо-обращение на имя главы городского округа и необходимый пакет документов с экономически обоснованными расчетами тарифов по видам услуг (работ). Финансовое управление в Кушвинском городском округе проводит проверку полноты представленных документов и обоснованности расчетов и выдает заключение об обоснованности и целесообразности установления (изменения) тарифов. После чего пакет документов рассматривается на тарифной комиссии Кушвинского городского округа (решение Думы Кушвинского городского округа от 22.12.2011 № 6 «О тарифной комиссии Кушвинского городского округа»). Протоколом № 1 от 17.12.2021 тарифной комиссией Кушвинского городского округа согласованы тарифы на оказание платных услуг МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк», которые в последствии были утверждены Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 20.12.2021 № 1631.
В период проведения контрольного мероприятия Финансовым управлением у МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» были запрошены пояснения (исх. № 03-06/1072 от 12.12.2022, № 03-06/1071 от 12.12.2022) по факту оплаты Учреждению за аренду ледовой арены значительно меньшей суммы, чем фактически была предоставлена ледовая арена для проведения коммерческих турниров «CRISTAL ICE» организатору данного турнира. Из представленных пояснений следует, что оплата была произведена за меньшее количество часов аренды ледовой арены, чем фактически ледовая арена была занята для проведения турниров в связи с тем, что за часы нахождения на льду команд Кушвинского городского округа разных возрастных групп, оплата с организатора не взималась.
Таким образом, указанные команды готовились к участию в играх областного этапа Всероссийских соревнований клуба «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова 2022-2023гг.
Однако, как следует из материалов проверки, никакие нормативные документы, подтверждающие принятие такого решения и расчеты по часам, предоставляемым для игр команд Кушвинского городского округа в рамках проведения данного турнира, в Финансовое управление в Кушвинском городском округе не были представлены.
Таким образом, неправомерными действиями руководства Учреждения причинен ущерб МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» в сумме 686 500 рублей в процессе предоставления в аренду ледовой арены (Арена Благодать) для проведения турниров «CRISTAL ICE».
Ссылки заявителя на то, что во всех турнирах «CRISTAL ICE», проводимых на Арене Благодать хоккейные команды «Горняк» практически всех возрастных групп принимали участие, но при этом игры хоккейных команд «Горняк» на турнире «CRISTAL ICE» не учитывались, является несостоятельным, так как в соответствии с правилами турнира организатор собирал с участников турнира индивидуальный взнос за участие 3000 рублей с игрока. В данную стоимость входят услуги использования льда, раздевалок, отплата работы судейской бригады, работы медработника, видеосъемка, работа комментатора, приобретение кубков, медалей и памятных наград. Также игроки хоккейных команд «Горняк» по результатам турниров «CRISTAL ICE» признавались лучшими игроками по отдельным номинациям, а сами команды были призерами либо победителями турниров «CRISTAL ICE». Следовательно, команды «Горняк» разных возрастных групп являлись участниками указанных турниров и их игры учитывались при проведении турниров и подведении их итогов.
В подтверждение количества фактических часов проведения регулярного коммерческого турнира «CRISTAL ICE» на ледовой арене «Арена Благодать» на территории Кушвинского городского округа Финансовым управлением в Кушвинском городском округе анализировалась информация, размещённая в общем доступе на сайте https://r-hockey.ru/season/2023#filter-st:0. Кроме того, видеотрансляции матчей размещены в открытом доступе на канале Сrystal ice видеохостинга YouTube.
Информация о датах, времени проведения указанного турнира размещалась в сети Интернет на сайте: http://kushva-online.ru/.
В течение 2022 года Учреждению неоднократно (24.02.2022, 21.08.2022, 30.09.2022, 01.11.2022) из бюджета Кушвинского городского округа дополнительно предоставлялись субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Общая сумма дополнительно предоставленных средств из бюджета Кушвинского городского округа в 2022 году составила 2 660 521,48 рублей. При этом в целом за 2022 год Учреждению была предоставлена указанная субсидия в сумме 42 815 820,99 рублей.
Таким образом, в связи с недополученными доходами от приносящей доход деятельности МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» по предоставлению в аренду муниципального имущества (Арена Благодать) при проведении турниров «CRISTAL ICE» в размере 686 500 рублей, в целях исполнения своих финансовых обязательств руководство Учреждения в 2022 году неоднократно обращалось к главному распорядителю бюджетных средств - Управлению физической культуры и спорта Кушвинского городского округа, за предоставлением дополнительного финансирования из бюджета Кушвинского городского округа.
В результате изложенного, бюджет Кушвинского городского округа понес дополнительные расходы на сумму недополученных средств от приносящей доход деятельности в сумме 686 500 рублей.
Отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает. что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с Уставом Учреждения источниками финансового обеспечения деятельности Учреждения являются:
- субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета Кушвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
- субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета Кушвинского городского округа на иные цели;
- средства, полученные учреждением от приносящей доход деятельности;
- иные источники, не запрещенные федеральными законами.
Следовательно, руководство МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» не учитывая интересы Учреждения, осознанно заключало договоры аренды льда для проведения коммерческих турниров «CRISTAL ICE» на меньшее количество часов, не осуществляло надлежащий контроль за оплатой аренды ледовой арены во время проведения турниров «CRISTAL ICE» и не предприняло мер по взысканию недополученных денежных средств за аренду ледовой арены за фактическое время проведения турниров «CRISTAL ICE» в размере 686 500 рублей.
В результате чего бюджет Кушвинского городского округа понес дополнительные расходы на осуществление финансово-хозяйственной деятельности МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк».
Кроме того, указанными действиями МАУ КГО «Центр ФКСиТ «Горняк» причинен ущерб бюджету Кушвинского городского округа, выразившийся в нецелевом использовании средств субсидии, предоставленной Учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, так как за фактически не оплаченное арендатором арены время аренды, указанными лицами произведены расходы по содержанию ледовой арены за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
При таких обстоятельствах основания для признания недействительным пункта представления 5 отсутствуют.
По пункту 6 представления, суд отмечает следующее.
Пункт 10 Представления предусматривает, нарушение того, что МАУ КГО «Центр ФКС и Т «Горняк» в соответствии с условиями договора не применил штрафные санкции к ВМБОУ ДОД «ДЮСШ» за несвоевременную оплату по договору № 7 от 01.09.2022 (с дополнительным соглашением от 28.10.2022).
Аналогичное требование содержалось в пункте 2 представления, суд признает указанный пункт законным и соответствующим действующему законодательству, в указанной части отказывает в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, судом правомерно не установлено совокупности условий для признания оспариваемого представления недействительным в части неудовлетворенных требований, выводы суда о законности представления в данной части являются мотивированными и обоснованными.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Апелляционным судом отклоняется довод заявителя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку данный довод не нашел своего подтверждения в ходе апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2023 года по делу № А60-21169/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному автономному учреждению Кушвинского городского округа «Центр по физической культуре, спорту и туризму «Горняк» (ИНН 6620010835, ОГРН 1069620000713)из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.09.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
Е.Ю. Муравьева