СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А67-2277/2015
30 сентября 2015 года
резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Гальчук М. М.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Томской области от 28 июля 2015 года по делу № А67-2277/2014 (судья Гапон А. Н.)
заявление общества с ограниченной ответственностью "Традиции Империи" (ИНН 7014043832 ОГРН 1057001454003, 634021, г. Томск ул. Герцена, 72 стр. 6)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного
рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225 ОГРН 1095406025428, 630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52)
о признании незаконным и отмене постановления №6-01-11/09-20/91-ю от 08.04.2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Традиции империи» (далее – ООО «Традиции империи», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирование, административный орган) об отмене постановления от 08.04.2015 № 6-01-11/09-20/91-ю, вынесенного в отношении заявителя по статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 28 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО «Традиции империи» имеет лицензию на осуществление, закупки, хранение и поставки алкогольной продукции 70 ЗАП 0000080, выданную 19.02.2012 года, со сроком действия до 19.08.2016 года.
ООО «Традиции империи» в 4 квартале 2014 г. осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции.
В ходе проверки сведений, сформированных в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования установлено, что ООО «Традиции империи» представило декларации по форме приложений № 7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, за 4 квартал 2014 года в электронном виде 21.01.2015, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 1 день.
18.02.2015 ведущим специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования Колегиной К. Г. в отношении ООО «Традиции империи» составлен протокол № 6-01-11/09-20/91-ю об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт нарушения заявителем порядка и срока представления декларации по форме приложения № 7 за квартал 2014.
08.04.2015 руководителем МРУ Росалкогольрегулирования по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 6-01-11/09-20/91-ю о назначении административного наказания, согласно которому ООО «Традиции империи» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Томской области.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об отсутствии в действиях Общества вменяемого ему административного правонарушения.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Данные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции предусмотрены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема оборота такой продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции принимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.
Следовательно, осуществляя деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, ООО "Традиции империи" обязано выполнять требования действующего законодательства в части декларирования объемов оборота такой продукции.
Порядок представления соответствующих деклараций определен Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7
Согласно пункту 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" (пункт 16 Правил N 815).
Согласно пункту 21 Правил N 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
За несоблюдение указанных требований статей 14 и 26 Закона N 171-ФЗ, Правил N 815 установлена административная ответственность (статья 15.13 КоАП Российской Федерации) и, кроме того, могут быть применены такие меры государственного принуждения, как приостановление действия соответствующей лицензии либо ее аннулирование в судебном порядке (пункты 1 и 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 15.13 КоАП Российской Федерации (в редакции, действующей с 3 января 2014 года) установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образуют следующие самостоятельные действия (бездействие):
- нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции.
- несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции;
- искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что ООО "Традиции империи" привлечено к административной ответственности исключительно за несвоевременное представление декларации по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года (по мнению административного органа, Общество должно было представить такую декларацию не позднее 20 января 2015 года, фактически же представило ее только 20 января 2015 года, то есть просрочка представления декларации 1 день).
Из материалов дела следует, что 20.01.2015 ООО «Традиции империи» в 19 часов 13
минут направило в МРУ Росалкогольрегулирование по телекоммуникационным каналам связи декларацию по форме приложения № 7 за 4 квартал 2014 года (файл – D7_70140438 32 0004 2001 2015 E-2084 СЕ 1Е84Е – 7D1180Е125869.хml.sig.zip.enc), которая поступила на сервер МРУ Росалкогольрегулирование 20.01.2015 в 19 часов 13 минут.
Однако из-за содержащихся в декларации ошибках она не прошла форматно-логический контроль и не была принята МРУ Росалкогольрегулирование по следующим причинам: «Нарушен формат представления декларации. В строке № 167 элемент «П000000000009» имеет значение «123», не удовлетворяющее требованиям формата. Ограничения на поле, в описании формата: ИННLiteТип».
Данное обстоятельство административным органом по существу не оспаривается, на
него указано в оспариваемом постановлении.
21.01.2015 в 05 часов 54 минуты ООО «Традиции империи» повторно направило в МРУ Росалкогольрегулирование по телекоммуникационным каналам связи декларацию по форме приложения № 7 за 4 квартал 2014 года, которая поступила на сервер МРУ Росалкогольрегулирование 21.01.2015 в 05 часов 54 минуты, была успешно обработана и
сохранена в базу.
Таким образом, следует признать, что ООО «Традиции империи» первоначально направило декларацию по форме приложения № 7 в установленный законодательством срок для её представления (20.01.2015), при этом декларация не была принята (не прошла форматно-логический контроль), поскольку в ней была выявлена соответствующая техническая ошибка.
Однако такое действие (непринятие поданной декларации по причине непрохождения форматно-логического контроля) противоречит требованиям пункта 21 Правил N 815, в силу которых, во-первых, уполномоченный орган не вправе отказать в принятии декларации, представленных (отправленных) организацией в соответствии с данными Правилами, и, во-вторых, при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Указанным действующее в настоящее время правовое регулирование порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции отличается от существовавшего до 1 января 2014 года.
В частности, согласно положениям пунктов 5.1 - 5.4 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 N 52н (утратил силу 17 августа 2014 года, далее - Порядок N 52н), при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация были обязаны соблюдать следующий порядок электронного документооборота:
- после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования;
- в течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций);
- при получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации;
- если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
При этом на основании пункта 6 Порядка N 52н датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи являлась дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием.
Однако в настоящее время, как уже отмечалось выше, при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (пункт 21 Правил N 815).
Следовательно, днем представления декларации считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, а не дата подтверждения о получении декларации уполномоченным органом. При этом соответствующие органы не вправе отказать в принятии представленных (отправленных) деклараций.
В рассматриваемом случае датой отправки декларации является 20 января 2015 года, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что декларация по форме приложения N 7 была подана Обществом с соблюдением установленного пунктом 15 Правил N 815 срока.
С учетом изложенного законных оснований считать, что ООО "Традиции империи" представило декларацию по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года только после прохождения форматно-логического контроля (21 января 2015 года), а не после ее отправки по каналам телекоммуникационной связи (20 января 2015 года), у административного органа не имелось.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в подобных ситуациях (декларация отправлена по телекоммуникационным каналам связи своевременно, но из-за допущенных ошибок или нарушения формата представления декларации не прошла форматно-логический контроль) нельзя говорить о нарушении срока представления декларации, но возможно обсуждение вопроса о нарушении порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции.
В частности, непрохождение по тем или иным причинам форматно-логического контроля может свидетельствовать о том, что декларантом не в полной мере соблюдены требования приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - приказ N 198).
Представление декларантом соответствующей декларации в ином виде (с нарушением установленного формата), чем это предусмотрено действующим законодательством, или с нарушением установленной формы также образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, объективная сторона такого правонарушения выражается в нарушении порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в письменном отзыве от 26 мая 2015 года на заявление административный орган подтвердил, что первоначально декларация по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года была представлена Обществом 20 января 2015 года, однако не прошла контроль ввиду нарушения формата предоставления декларации, и указал, что нарушение установленной формы также образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП Российской Федерации (л. д. 82-89).
Однако в оспариваемом постановлении Обществу вменено исключительно нарушение (на 1 день) срока представления декларации по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года. При этом из содержания постановления следует, что декларация по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года впервые была представлена 21 января 2015 года. О первоначальном направлении декларации 20 января 2015 года (в установленный срок) и непрохождении ею форматно-логического контроля по причине несоблюдения конкретных требований Приказа N 198, что могло бы свидетельствовать о нарушении Обществом порядка декларирования оборота алкогольной продукции, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указано. Ссылки на протокол обработки файлов от 20 января 2015 года отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, одного лишь упоминания в оспариваемом постановлении (при описании вины) о нарушении не только сроков, но и порядка представления деклараций, без описания того, в чем именно выразилось подобное нарушение (то есть, без описания события и объективной стороны административного правонарушения), недостаточно для признания ООО "Традиции империи" нарушившим порядок декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции.
Доводы, изложенные в отзыве от 26 мая 2015 года на заявление, о нарушении Обществом порядка представления декларации, не могут устранить пороки оспариваемого постановления в части описания объективной стороны административного правонарушения. В постановлении, вынесенном уполномоченным должностным лицом - руководителем МРУ Росрегулирования по Сибирскому федеральному округу Камышаном В. А. не указано на нарушение порядка представления декларации по форме приложения N 7, а вменяется лишь несвоевременная подача такой декларации.
Как отмечалось выше, из диспозиции статьи 15.13 КоАП Российской Федерации следует, что нарушение порядка декларирования оборота алкогольной продукции и несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах оборота алкогольной продукции являются самостоятельными правонарушениями с различной объективной стороной.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушение порядка декларирования оборота алкогольной продукции (с выяснением причин такого нарушения) Обществу не вменяется, а срок представления декларации по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года им не нарушен (такая декларация первоначально была направлена 20 января 2015 года).
Доказательств того, что содержащиеся в декларации, представленной 20 января 2015 года, сведения не соответствовали сведениям в декларации, поданной Обществом 21 января 2015 года, административным органом также не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Традиции империи" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП Российской Федерации, а именно об отсутствии указанной в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении объективной стороны данного правонарушения, выразившейся в несвоевременном представлении декларации по форме приложения N 7 за 4 квартал 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы заявителя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Томской области от 28 июля 2015 года по делу № А67-2277/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий: Н. В. Марченко
Судьи: Л. А. Колупаева
Н. А. Усанина