улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-16080/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2019 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скачковой О.А.,
судей Бородулиной И.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (№ 07АП-1606/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 января 2019 года по делу № А45-16080/2018 (судья Петрова Ю.А.)
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,
2) Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу,
3) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области,
4) общество с ограниченной ответственностью «Гипростройтранс-3»;
5) Федеральное агентство лесного хозяйства
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 19.05.2018, паспорт,
от заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности от 22.06.2018, удостоверение,
от Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области – ФИО5 по доверенности от 01.01.2019, паспорт,
от иных третьих лиц - без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее – заявитель, глава КФХ ФИО2) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа от 02.03.2018 № 3139-04/38 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827, который расположен: обл. Новосибирская, р-н Новосибирский, МО Мочищенский сельсовет, площадь 547151 кв.м, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, провести в установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации сроки процедуры предоставления в собственность указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью «Гипростройтранс-3», Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда от 10.01.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1827 согласно выписке из ЕГРН относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, при этом сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничества, лесопарков, отсутствуют. Также ссылается на заключение кадастрового инженера ФИО6 от 18.09.2018, согласно которому спорный земельный участок всегда был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Указывает о необходимости перевода земельного участка из одной категории в другую со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ».
Заинтересованное лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области,Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По их мнению, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлены.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представители департамента и министерства просили в удовлетворении жалобы отказать, считают решение суда законным и обоснованным.
Иные третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 28.11.2017 глава КФХ ФИО2 обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 54:19:112001:1827:ЗУ1.
Заявлением от 17.01.2018 глава КФХ ФИО2 просил прекратить рассмотрение вопроса по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного из земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827, просил предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827, расположенного: обл. Новосибирская, р-н Новосибирский, МО Мочищенский сельсовет.
Решением от 02.03.2018 № 3139-04/38 департамент отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку границы спорного земельного участка пересекают участки земель лесного фонда.
Полагая, что данное решение является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 главе КФХ ФИО2 не могло быть осуществлено в силу запрета, изложенного в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пункте 6 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается по существу с судебным актом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
По общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 29.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ определено, что в случае поступления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
Пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ регулирует основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать. Так, в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
К таким участкам в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ относятся земельные участки из состава земель лесного фонда. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в составе земель лесного фонда не подлежат отчуждению в частную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 департамент указал на информацию, полученную от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области о пересечении границ данного земельного участка с границами земель лесного фонда по сведениям государственного лесного реестра (материалам лесоустройства Новосибирского лесничества).
По мнению заявителя, земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1827 согласно выписке из ЕГРН относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, при этом сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничества, лесопарков, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы по следующим основаниям.
При исследовании границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области установлено, что земельный участок в соответствии с материалами лесоустройства Новосибирского лесничества Новосибирской области, государственным лесным реестром расположен в квартале 66 Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества, категория земель – земли лесного фонда и является частью лесного участка, площадью 257050000,0 кв.м, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 29.03.2004 № 54-АБ от 363201, с кадастровым (условным) номером 11504416).
18.08.2008 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области заключен договор аренды лесного участка № 34/08 с ООО «Гипростройтранс-3», согласно которому в аренду предоставлен лесной участок площадью 23522,7 га, являющийся частью лесного участка площадью 257050000 кв.м, квартал 66 Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества передан в аренду.
Договор действует до 20.01.2031, зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы Новосибирской области 05.03.2009 за номером 54-54-01/504/2008-336.
Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области представлен акт Отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 04.12.2018, согласно которому на участке с кадастровым номером 54:19:112001:1827 практически на всей площади (53,4911 га) размещены многолетние лесные насаждения естественного происхождения, на части участка лесного массива имеются отдельные участки, не покрытые лесом, со сложными контурами границ общей площадью 1,224 га, не используемые для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, покрытые многолетними травами, единично деревьями.
Заявитель в жалобе ссылается на заключение кадастрового инженера ФИО6 от 18.09.2018 об анализе сведений государственного лесного реестра и сведений ЕГРН, согласно которому спорный земельный участок всегда был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Суд апелляционной инстанции не принимает данный довод, поскольку на страницах 4, 5 указанного заключения кадастровым инженером сделан вывод о том, что между сведениями государственного лесного реестра и сведениями ЕГРН имеется пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 и 66 кварталом Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области, при этом далее кадастровый инженер самостоятельно делает вывод о порядке применения к рассматриваемым отношениям положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ) и необходимости исключения из материалов лесоустройства 66 квартала Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области без достаточного правового анализа положений указанного Федерального закона и без выяснения обстоятельств фактического использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 и 66 лесного квартала.
Относительно доводов заявителя о необходимости перевода земельного участка из одной категории в другую со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ», апелляционный суд указывает следующее.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон № 280).
Согласно статье 7 Федерального закона № 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) и в Закон о регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В материалы дела Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области было представлено заключение Управления Россельхознадзора по Новосибирской области, подготовленное по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования территории земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827.
Актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 04.12.2018 № 613-ОВ установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1827 площадью 54,7151 га практически на всей площади (53,4911 га) покрыт естественными лесными насаждениями возрастом 80-60 лет, а также частично возрастом 100 лет. Отдельные участки площадью 1,224 га, не покрытые лесом, имеют сложные контуры границ, для сельскохозяйственного производства также не используются, покрыты многолетними травами, единично деревьями возрастом 3-5 лет. Приложением к акту планового (рейдового) осмотра являлись фотографии и снимки из данных публичной кадастровой карты, из которых следует, что практически на всей площади земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:1827 покрыт древесными насаждениями и для целей сельскохозяйственной деятельности не пригоден и ранее также не использовался.
Таким образом, установленный уполномоченным государственным органом по осуществлению государственного земельного надзора факт неиспользования земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 по целевому назначению (а именно - для целей сельскохозяйственного производства), в силу части 6 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ является прямым основанием, исключающим применение для определения категории земельного участка принципа приоритета сведений ЕГРН, установленного частью 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ.
Кроме того согласно пункту 3 части 6 статьи 4.6 Лесного кодекса Российской Федерации сведения (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра.
Как указывалось выше, факт передачи земельного участка, расположенного в границах квартала 66 Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества, в долгосрочную аренду ООО «Гипростройтранс-3» по договору аренды лесного участка № 34/08 от 18.08.2008, подтвержден Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области и ООО «Гипростройтранс-3».
Согласно информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, и исходя из обстоятельств, установленных в судебных актах по делу № А45-25269/2016, сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым (условным) номером 11504416, с которым у земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 установлен факт наложения границ, включены в ЕГРН (запись регистрации № 54-01/00-71/2004-11 от 29.03.2004) и данному земельному участку впоследствии присвоен кадастровый номер 54:00:000000:119.
Таким образом, в данном случае имеет место противоречие сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 54:19:112001:1827 и 54:00:000000:119.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Согласно статье 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1).
В силу статей 67, 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
С учетом изложенного, в данном случае, суд первой инстанции оценил относимость, допустимость и достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, дал всем доказательствам надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств исключения из государственного лесного реестра 66 квартала Новосибирского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области в материалы дела не представлено. При этом суд учел, что в любом случае отсутствует совокупность предусмотренных законом условий для исключения из государственного лесного реестра сведений об указанном лесном участке ввиду заключения между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области и обществом с ограниченной ответственностью «Гипростройтранс-3» договора аренды от 18.08.2008 №34/08 (в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2014).
В данном случае, неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения департамента положениям действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа от 02.03.2018 № 3139-04/38 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 января 2019 года по делу № А45-16080/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий О.А. ФИО7
Судьи И.И. ФИО8
ФИО1