НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмой арбитражного апелляционного суда от 19.01.2020 № А67-2082/20


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А67-2082/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2020 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОГБУ здравоохранения "Шегарская районная больница" (№ 07АП-10154/20), на решение Арбитражного суда Томской области от 15.09.2020 по делу № А67-2082/2020 по заявлению Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Шегарская районная больница» (Томская область, Шегарский район, с.Мельниково, ул. Коммунистическая, 37, ИНН 7016002285 ОГРН 1027003156454) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (634034, г. Томск, ул. Учебная, д.39/1, ИНН 7017001421, ОГРН 1027000873789) об оспаривании решения, выраженного в письме № 286 от 31.01.2020, третье лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Топаз»

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Хомяков К.В., приказ от 10.12.2020, паспорт; Кузнецова Е.Г., представитель по доверенности от 21.12.2020, паспорт;

от заинтересованного лица: Тайдонова Н.Н., представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт;

от третьего лица: Куликова С.А., представитель по ордеру от 30.12.2020, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Шегарская районная больница» (до реорганизации - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Шегарская районная больница») (далее – заявитель, больница, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Томской области (далее – ответчик, Фонд, ТТФОМС) об оспаривании решения, выраженного в письме № 286 от 31.01.2020, а именно, просит суд: признать незаконными отказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области от заключения соглашения Территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования и выделении средств для оплаты приобретенного оборудования по контракту (договору) № 0865200000319002563 на поставку медицинского изделия (аппарата наркозно-дыхательного высокого класса), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие от 26.12.2019 года, заключенному между областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Шегарская районная больница», и обществом с ограниченной ответственностью магазин «Топаз»; обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области заключить с областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Шегарская районная больница», соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования и выделении средств для оплаты приобретенного оборудования по контракту (договору) № 0865200000319002563 на поставку медицинского изделия (аппарата наркозно-дыхательного высокого класса), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие от 26.12.2019 года, заключенному между областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Шегарская районная больница», и обществом с ограниченной ответственностью магазин «Топаз», в сумме 3137254,90 руб. за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Топаз».

Решением суда от 15.09.2020 требования заявителя оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, что привело к неприменению норм права, подлежащих применению.

Заинтересованное лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Планом мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в рамках финансирования мероприятий из средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 1-4 квартал 2019 года, утвержденным распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 26.09.2019 года № 819 «О внесении изменений в Распоряжение Департамента здравоохранения Томской области от 28.12.2018 года № 1264», для ОГБУЗ «Шегарская РБ» (правопредшественник Заявителя) предусмотрено приобретение наркозно-дыхательного аппарата высокого класса с объемом финансирования 3 137 254 рубля 90 копеек. 03.10.2019 года Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Томской области согласно письму (исх. № 2487) уведомило Больницу о наличии в бюджете ТТФОМС средств нормированного страхового запаса на приобретение наркозно-дыхательного аппарата (высокого класса) в сумме 3 137 254,90 рублей.

25.11.2019 на сайте zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона по предмету «Поставка медицинского изделия (аппарата наркозно-дыхательного высокого класса), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие». Закупка оборудования проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту, Закон 44-ФЗ).

По результатам проведения аукциона в электронной форме заключен договор № 0865200000319002563 на поставку медицинского изделия (аппарата наркозно-дыхательного высокого класса), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие от 26.12.2019 ( далее по тексту -Контракт). Поставщиком по Контракту является общество с ограниченной ответственностью «Топаз» (том 1, л.д.17-48).

Согласно пункту 2.2. договора цена контракта составляет 3 199 304.00 рублей (три миллиона сто девяносто девять тысяч триста четыре) рубля 00 копеек.

В соответствии с условиями дополнительного соглашения к контракту от 20.01.2020 года, оплата по контракту осуществляется за счет средств нормированных страховых запасов фонда обязательного медицинского страхования в сумме 3 137 254.90 ( три миллиона сто тридцать семь тысяч двести пятьдесят четыре рубля) 90 копеек и средств учреждения от приносящей доход деятельности в сумме 62 049,10 ( шестьдесят две тысячи сорок девять рублей) 10 копеек (том 1, л.д.48).

10.01.2020 ООО «Топаз» поставило, а ОГБУЗ «Шегарская РБ» приняло оборудование по контракту: аппарат наркозный FabiusTiro с принадлежностями, количество в единицах измерения 1 штука, что подтверждается актом приема-передачи оборудования по договору № 0865200000319002563 от 26.12.2019 и актом ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажам специалистов.

13.01.2020 согласно письму (исх. № 33) Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Томской области повторно уведомило ОГБУЗ «Шегарская РБ» о наличии в бюджете ТФОМС Томской области средств нормированного страхового запаса на приобретение наркозно-дыхательного аппарата (высокого класса) в сумме 3 137 254.90 рублей.

17.01.2020 ОГБУЗ «Шегарская РБ» согласно письму (исх. № 40) предоставило в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Томской области следующие документы по договору № 08608652000000319002563 на поставку медицинского изделия (аппарата наркозно-дыхательного высоко класса), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие от 26.12.2019: - счет; - счет - фактуру; - товарная накладная, - акт ввода оборудования в эксплуатацию оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов; - акт приема -передачи оборудования.

Также в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Томской области представлено соглашение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования.

12.02.2020 Учреждение получило от Фонда отказ в заключении соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования от 31.01.2020 года № 286, в котором указано, что «оборудование, приобретаемое ОГБУЗ «Шегарская РБ» по Договору, не соответствует оборудованию, предусмотренному Планом мероприятий на 1-4 квартал 2019 года для данной медицинской организации, предоставление средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования приведет к нецелевому использованию данных средств», так как по данному договору приобретается две единицы оборудования: аппарат наркозный FabiusTiro с принадлежностями и монитор пациента Vista 120 с принадлежностями.

Заявитель, полагая, что указанное решение от 31.01.2020 является незаконным, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что Фонд правомерно отказал обществу в заключении соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В системе законодательства об обязательном медицинском страховании специальным законом является Закон № 326-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей (статья 1 Закона № 326-ФЗ).

Обязательное медицинское страхование это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 3 Закона № 326-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом: 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В свою очередь, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения, в том числе выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 26 Закона о медицинском страховании).

В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (часть 6 статьи 26 Закона о медицинском страховании). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о медицинском страховании медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Пунктом 7.1 части 2 названной статьи установлена обязанность медицинских организаций использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона № 329-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 (далее - Правила № 332).

В силу пункта 2 Правил № 332, средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил № 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил. Согласно пункту 4 Правил № 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: а наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.

Пунктом 5 Правил № 332 также установлено, что в случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий: наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации; наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе; внесение изменений (при необходимости) в план финансово- хозяйственной деятельности медицинской организации в целях реализации мероприятий.

Пунктом 6 Правил № 332 установлены дополнительные условия, соблюдение которых необходимо для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования, осуществляемых медицинской организации: а) наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утверждёнными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи; б) наличие медицинского(их) работника(ов), имеющего(их) соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании; в) наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования); г) наличие у медицинской организации заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2016 № 354н утверждены типовая форма и порядок заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. В разделе III типовой формы соглашения предусмотрены порядок, условия и сроки предоставления фондом медицинской организации средств финансового обеспечения мероприятий. Указанные в типовой форме соглашения условия предоставления средств соответствуют условиям Правил № 332, в том числе, приведённых в пункте 6 Правил.

Таким образом, при предоставлении средств нормированного страхового запаса медицинская организация должна соответствовать всем вышеуказанным требованиям пунктов 4, 6 Правил № 332. Включение медицинской организации в план мероприятий, как и указание на наименование и характеристики приобретаемого оборудования относятся к числу таких условий.

В связи с чем, в случае несоответствия одному из вышеперечисленных условий, территориальный фонд вправе отказать в выделении средств для финансирования мероприятия из нормированного страхового запаса.

Подпунктом "г" пункта 8 Правил № 332 предусмотрено, что план мероприятий включает в себя информацию о наименовании приобретаемого оборудования и его характеристиках, об объеме необходимого финансирования (в рублях), о соответствии медицинского оборудования определенному порядку оказания медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что основанием отказа учреждению в финансировании мероприятия по приобретению спорного оборудования ТТФОМС явилось несоблюдение условий, предусмотренного Правилами, 11 в частности, отсутствие в утвержденном Плане мероприятий – указание на приобретение спорного оборудования (с точными характеристиками).

В соответствии с пунктом 2.14 Плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в рамках финансирования мероприятий из средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 1-4 квартал 2019 года, утвержденного распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 26.09.2019 № 819 «О внесении изменений в распоряжение Департамента здравоохранения Томской области от 28.12.2018 № 1264» (далее - План мероприятий на 1-4 квартал 2019 года), для Больницы предусмотрено приобретение одной единицы медицинского оборудования — наркозно-дыхательного аппарата (высокого класса) с объемом финансирования 3 137 254 рубля 90 копеек.

Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии с приложением № 2 «Технические требования» к Договору от 26.12.2019 № 0865200000319002563 на поставку медицинского изделия (наркозно-дыхательный аппарат (высокого класса)), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.

По данному договору ОГБУЗ «Шегарская РБ» приобретает две единицы оборудования: аппарат наркозный Fabius Tiro с принадлежностями (пункт 1.1 приложения № 2) и монитор пациента Vista 120 с принадлежностями (пункт 19 приложения № 2).

Судом установлено, что в Техническом задании, размещенном в Единой информационной системе 25.11.2019 в составе комплекта документов на проведение электронного аукциона по предмету «Поставка медицинского изделия (наркознодыхательный аппарат (высокого класса)), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие», изначально указано «аппарат наркозно-дыхательный высокого класса - 1шт.» и «монитор пациента многофункциональный, 1шт.».

Согласно пункту 19 приложения № 2 к Договору Монитор пациента многофункциональный: Монитор пациента Vista 120 с принадлежностями производство Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА ФСЗ 2012/11983, должен быть совместим с Аппаратом наркозным Fabius Tiro.

Однако, по ошибочным убеждениям заявителя, этот монитор является частью наркозного аппарата, и вопрос о его совместимости с данным наркозным аппаратом не должен был указываться отдельно.

Кроме того, монитор пациента Vista 120, как указал суд, не может быть рассмотрен в качестве «составляющей» аппарата наркозного Fabius Tiro с принадлежностями также в связи с тем, что данное утверждение противоречит Регистрационному удостоверению на медицинское изделие Аппарат наркозный Fabius Tiro с принадлежностями от 06.07.2015 года № ФСЗ 2010/08634 и Регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 12.01.2016 № ФСЗ 2012/11983, согласно которым монитор пациента Vista 120 с принадлежностями является самостоятельным медицинским изделием, что подтверждается представленными в дело регистрационными удостоверениями.

В связи с чем ссылки учреждения на заключение эксперта Понамарева П.А. отклоняются.

Согласно Регистрационному удостоверению на медицинское изделие Аппарат наркозный Fabius Tiro с принадлежностями от 06.07.2015 № ФСЗ 2010/08634 в базовом составе аппарата наркозного Fabius Tiro с принадлежностями, а также в числе принадлежностей к нему Монитор пациента Vista 120 не указан.

Приказом Министерства здравоохранения России от 15.11.2012 № 919н утвержден Стандарт оснащения группы анестезиологии-реанимации для взрослого населения, который включает в себя в числе прочего оборудования две отдельные единицы оборудования: - аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков) в количестве - 1 штука; -монитор пациента на 5 параметров (оксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиограмма, частота дыхания, температура) в количестве - 1 штука.

Как ранее изложено, в соответствии с Правилами №332 средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий, в том числе по приобретению оборудования, предоставляются территориальным фондом ОМС медицинским организациям при условии включения медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который содержит наименование приобретаемого медицинского оборудования и его характеристики.

По ходатайству заявителя в материалы дела ответчиком представлена копия соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению медицинского оборудования, заключенного в 2018 году с ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» (том 4, л.д.68-71), согласно которому оборудование, приобретенное ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница», соответствует оборудованию, предусмотренному Планом мероприятий на 2018 год: «Аппарат наркозный с принадлежностями: аппарат наркозный с монитором пациента, монитор газоанализа, вспомогательные принадлежности» в количестве 1 единицы (комплекта), с предусмотренным объемом финансирования в размере 3 799 533, 00 рублей.

Таким образом, тот факт, что Фонд ранее заключил соглашение с ОГБУЗ «Верхнекетская районная больница» о финансовом обеспечении мероприятий по приобретению оборудования, аналогичного приобретенному оборудованию ОГАУЗ «Шегарская РБ», не подтверждает необоснованность отказа от заключения соглашения с ОГАУЗ «Шегарская районная больница», а наоборот, свидетельствует о несоответствии приобретенного Заявителем оборудования Плану мероприятий на 1-4 квартал 2019 года.

Пунктом 2.14 Плана мероприятий на 1-4 квартал 2019 года, для Больницы предусмотрено приобретение одной единицы медицинского оборудования -наркознодыхательного аппарата (высокого класса) (дополнительных характеристик не указано).

Вместе с тем в соответствии с Договором на поставку медицинского изделия (наркознодыхательного аппарата (высокого класса) (копия приложена к заявлению ОГБУЗ «Шегарская РБ») ОГБУЗ «Шегарская РБ» приобрело две единицы оборудования: аппарат наркозный Fabius Tiro с принадлежностями и монитор пациента Vista 120 с принадлежностями.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации коллегия суда апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда о том, что имеет место несоответствие приобретенного оборудования Плану мероприятий на 1-4 квартал 2019 года, что является нарушением условий, предусмотренных пунктами 4, 6 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332, и заключение соглашения привело бы к нецелевому использованию средств нормированного страхового запаса.

Кроме того, согласно заявке на включение в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2019 год, поданной ОГАУЗ «Шегарская РБ» в Департамент здравоохранения Томской области, ОГАУЗ «Шегарская РБ» заявило о потребности в приобретении «Наркозно-дыхательного аппарата высокого класса WATO ЕХ-65 (new) Mindray» стоимостью 3 137 254,90 рублей, без указания на наличие каких-либо принадлежностей или монитора.

Согласно Правилам №332 медицинские организации обосновывают поданные заявки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и прилагают коммерческие предложения.

Из приложенных ОГАУЗ «Шегарская РБ» к заявке коммерческих предложений следует, что «Наркозно-дыхательный аппарат высокого класса» могли поставить: ООО «ИНКОММЕД» - по цене 3 137 254,90 рублей (КП от 19.09.2019 № 3508), ООО «ЭкоЛайн» - по цене 3 296 000,00 рублей (КП от 19.09.2019 № 35084). Данные коммерчески предложения, являвшиеся основанием для включения медицинской организации в План мероприятий, не предполагали приобретения помимо наркозно-дыхательного аппарата еще одной единицы оборудования - монитора пациента.

На основании поданной ОГАУЗ «Шегарская РБ» заявки в соответствии с пунктом 2.14 Плана мероприятий на 1-4 квартал 2019 года, утвержденного распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 26.09.2019 № 819 (далее - План мероприятий), ОГАУЗ «Шегарская РБ» включено в План мероприятий и для него предусмотрено приобретение одной единицы медицинского оборудования - наркознодыхательного аппарата (высокого класса) стоимостью 3 137 254,90 рублей.

Коммерческое предложение ООО «Топаз» на поставку Аппарата наркозного Fabius Tiro с принадлежностями с монитором пациента по цене 3 200 000,00 рублей датировано от 30.09.2019 № 30/09-19, то есть уже после включения ОГАУЗ «Шегарская РБ» в План мероприятий (26.09.2019).

Кроме того, из коммерческого предложения ООО «Топаз» следует, что предлагаемое к поставке оборудование не соответствует оборудованию, предусмотренному Планом мероприятий, а также предлагаемая стоимость превышает размер средств из нормированного страхового запаса, предусмотренных на его приобретение ОГАУЗ «Шегарская РБ».

Учитывая изложенное, заявителем приобретено оборудование, не соответствующее ни заявленной потребности в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами, ни Плану мероприятий, утвержденному в установленном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Томской области от 15.09.2020 по делу № А67-2082/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГБУ здравоохранения "Шегарская районная больница" - без удовлетворения.

Возвратить ОГБУ здравоохранения "Шегарская районная больница" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.09.2020 № 430787.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий

Т.В. Павлюк

Судьи

И.И. Бородулина

К.Д. Логачев