СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело №А67-671/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Маткин В.Е. по доверенности от 09.01.2017 (по 31.01.2018)
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Верхнекетский лесопромышленный комбинат»
на решение Арбитражного суда Томской области
от 10 мая 2017 года по делу №А67-671/2017 (судья И.Н. Сенникова)
по заявлению открытого акционерного общества «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (636500, Томская область, Верхнекетский район, пос. Белый Яр, ул. Таежная, дом 1Д; ИНН 7004003196, ОГРН 1027003553280)
к Департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41; ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347)
о признании незаконным бездействия
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора -Федеральное агентство лесного хозяйства (115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19)
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (далее - ОАО «Верхнекетский ЛПК», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области до утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области Приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 20.12.2013 №129 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области», с обязанием Департамента провести лесоустройство в 2017 г. на всех землях лесного фонда Верхнекетского лесничества Томской области.
Определением арбитражного суда от 06.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.05.2017 в удовлетворении заявления ОАО «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО «Верхнекетский ЛПК» в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и удовлетворить заявление о признании незаконным бездействия Департамента.
Представитель Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, приводимым в отзыве на заявление в суде первой инстанции, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды от 18.12.2008 №80/04/08 Общество является арендатором лесного участка общей площадью 130 305 га, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 1176-2008-11 , переданного ему на срок по 10.10.2015 для использования в целях заготовки древесины, ведения лесного хозяйства.
В целях разработки нового проекта освоения лесов по договору аренды частей лесного участка от 18.12.2008 №80/04/08 (по истечении срока действия положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, утвержденного распоряжением Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 30.01.2009 №78), ОАО «Верхнекетский ЛПК» заключен договор подряда с РДУП «Витебская лесоустроительная экспедиция» от 22.04.2014 №4, работы выполнены последним на общую сумм 4 111 596, 54 руб. (в т.ч. НДС).
В ноябре 2016 г. ОАО «Верхнекетский ЛПК» направило в адрес Департамента претензию с указанием, если бы Департамент до утверждения лесохозяйственного регламента в 2013г. провел таксацию лесов и лесоустроительные работы в Верхнекетском лесничестве, то ОАО «Верхнекетский ЛПК» могло бы использовать результаты таких работ, получив необходимые документы на основании статьи 91 ЛК РФ из государственного лесного реестра; считает незаконным бездействие, выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области до утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области Приказом от 20.12.2013 №129 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области» и в последующее время.
Письмом от 30.12.2016 № 74-12-8093 Департамент сообщил ОАО «Верхнекетский ЛПК» о том, что проведение лесоустройства Верхнекетского лесничества Томской области на 2017 год не запланировано в связи с недостаточностью финансирования из федерального бюджета на эти цели, ранее лесоустроительные работы не проводились по этим же причинам.
Расценив указанный ответ как бездействие со стороны Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая дело по существу, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 72 Конституции РФ, статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 67, 68, 70, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, приняв во внимание условия договора аренды, пришел к выводам об отсутствии со стороны Департамента бездействия, об избрании заявителем неверного способа защиты нарушенного права, пропуска срок на обжалование бездействия (статья 4 АПК РФ, положения главы 24 АПК РФ).
При этом, суд правомерно исходил из передачи отдельных полномочий по проведе-
дению лесоустройства органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным Законом от 29.12.2010 №442-ФЗ вступившим в силу с 31.12.2010 (статьи 68, 83 ЛК РФ); о финансовом обеспечении полномочий в области лесных отношений, начиная с 2013 (часть 3 статьи 83 ЛК РФ) и выделении средств на проведение лесоустройства 151,2 млн. руб. (в 2013 - 20,3 млн. руб. (областной бюджет), в 2014 - 22, 1 млн. руб. (областной бюджет), в 2015 - 35,9 млн. руб. (федеральный бюджет), 21,8 млн. руб. (областной бюджет), в 2016 - 51,1 млн. руб. (федеральный бюджет)), полностью израсходованных Департаментом на проведение лесоустроительных работ с использованием конкурсных процедур (Письма Россельхоза, Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Администрацией Томской области; протоколы заседания комиссии Федерального агентства лесного хозяйства, которыми рекомендовано провести лесоустройство за счет средств бюджета Томской области с привлечением средств арендаторов в 2013, в 2104 за счет федерального бюджета, в 2015 за счет средств федерального и областного бюджетов, в 2016 за счет федерального бюджета); учитывая дату начала деятельности Департамента (ноябрь 2012г.), значительного процента лесов Томской области с давностью лесоустройства свыше 10 лет, недостаточности бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий в части проведения лесоустроительных работ, посчитав отсутствие незаконного бездействия Департамента, поскольку утверждая 20.12.2013 лесохозяйственный регламент Верхнекетского лесничества на основании материалов лесоустройства 1999, 2002-2004 годов, и в дальнейшем Департамент действовал вынужденно, находясь в рамках выделяемого бюджетного финансирования.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, административная сущность этих отношений, основанная на властном подчинении одной стороны другой.
Требование же вытекающие из действующего гражданско-правового договора между сторонами в процедуре, установленной главой 24 АПК РФ, рассмотрению не подлежит, в такой ситуации применяется порядок искового производства (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 №18181/13).
В силу статьи 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктами 5, 59 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, -в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование; границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов -лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок (а); при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, -лесной участок (б).
Исходя из предмета спора, содержания оснований заявленных Обществом требований, суд верно отметил, что оспариваемые бездействия Департамента, надлежит рассматривать не как бездействие (несовершение определенного действия), направленные на реализацию его властно-распорядительных функций, а как действия в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, с учетом цели заявителя по настоящему делу возмещение понесенных затрат на проведение лесоустройства (дополнения к заявлению (л.д. 1, т. 118)).
Поскольку спор вытекает из гражданско-правовых отношений, возникших между Обществом и Департаментом (по условиям подп. «д» п. 3.3 и подп. «д» п. 3.4 договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 №80/04/08 арендатор имеет право проводить на частях лесного участка лесоустройство, а также обязан в установленном порядке представлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на частях лесного участка), не носит властно-распорядительного характера, то правомерен вывод суда о том, что требования заявителя не могут быть защищены по правилам главы 24 АПК РФ, и как, следствие избрание заявителем неверного способа защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, Обществу на законных основаниях отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные подателем жалобы, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ государственная за подачу апелляционной жалобы относится на ее подателя, излишне уплаченная в размере 1500 рублей подлежит возврату ОАО «Верхнекетский ЛПК» (статья 104 АПК РФ, подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статья 333.40 НК РФ, пункт 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Томской области от 10 мая 2017 года по делу №А67-671/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (636500, Томская область, Верхнекетский район, пос. Белый Яр, ул. Таежная, дом 1Д; ИНН 7004003196, ОГРН 1027003553280) из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению №2 от 02.06.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий Н.А.Усанина
Судьи Н.В.Марченко
А.Л. Полосин