СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-17600/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года. Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А., судей Назарова А.В.,
Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминой В.А. без ис- пользования средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Сибпромстрой» ( № 07АП-1046/2019(2)) на определение от 29.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-17600/2018 о несостоятельности (банкротстве) должника- общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Сибпромстрой» (ИНН 2205011180, ОГРН 1082205000228, г.Барнаул) по заявлению ФНС России о включении ее требований в реестр требований кредиторов должника.
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС РФ, уполномоченный орган, заявитель) об- ратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятель- ным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Сибпромстрой», г. Барнаул (ОГРН 1082205000228, ИНН 2205011180) (далее - ООО «СК Сибпромстрой», должник) и включении в реестр требований кредиторов должника 15 620 624,80 руб.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 11.01.2019 в отношении ООО «СК Сибпромстрой» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Линник П.А.
Этим же определением в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), требование в части недоимки по НДС, налогу на имущество, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, недоимки по страховым взносам в ПФ РФ по дополнительному тарифу за лиц, занятых на видах работ, недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выделены в отдельное производство, поскольку при рассмотрении обоснованности заявления о признании банкротом не могли быть учтены при определении признаков банкротства.
При рассмотрении настоящего выделенного требования заявителем представлено уточненное требование, в котором ФНС РФ просит суд включить в реестр требований кредиторов 1 249 279,75 руб. недоимки по ОПС, 3 160 296,27 руб. недоимок по налогам и ОМС, 3 116 521,45 руб. пеней и штрафов, задолженность по НДФЛ и транспортному налогу (с учетом сроков предусмотренных статьей 71 Закон о банкротстве, принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 29.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края требование ФНС России, г. Москва включены в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Сибпромстрой» в следующем составе и размере: 1 249 296,27 руб. недоимки по НДФЛ и страховым взносам на ОПС налогу во 2-ю очередь по основной сумме задолженности; 3 160 462, 03 руб. недоимки по налогам и страховым взносам в 3 очередь по основной сумме задолженности; 3 116 521,45 руб. пени и штрафа учесть отдельно от основной задолженности в составе требований кредиторов 3 очереди.
В апелляционной жалобе ООО «СК Сибпромстрой» просит отменить определение суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с оценкой судом представленных налоговым органом документов и установлением требования без учета, представленной в судебном заседании 25.07.2019 должником карточки счета 51, из которой следует о списаниях с расчетных счетов должника в безакцептном порядке денежных средств в бюджет в счет погашения задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам на
общую сумму 27 250 541 руб. 25 коп.; суд первой инстанции, необоснованно, отклоняя заявленное ООО «СК Сибпромстрой» ходатайство о назначении судебной финансово- экономической экспертизы, нарушил нормы материального и процессуального права, что в свою очередь повлекло в излишнем размере включение требования налогового органа без проверки его обоснованности.
Уполномоченный орган в отзыве на апелляционную жалобу опровергает изложен- ные в ней доводы, просит оставить определение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статье 156 АПК РФ не является препят- ствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, соот- ветствие выводов, изложенных в определении обстоятельствам дела, применение норм материального права в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает определение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обязательства должника воз- никли в связи с неисполнением им обязанности по оплате налогов и обязательных платежей и подтверждены требованиями и решениями уполномоченного органа о взыскании задолженности, вынесенными в порядке статей 46, 47 и 69 НК РФ.
Уполномоченный орган, предъявляя требование, указал, что сумма долга состоит из следующих сумм:
- недоимка по НДС на товары, производимые на территории РФ в размере 2 895 644,39 руб. за период с 25.07.2018 по 25.09.2018;
- недоимка по транспортному налогу в размере 12 240 руб. за период с 03.05.2018 по 31.10.2018;
- недоимка по НДФЛ в размере 616 913 руб. за период с 05.07.2018 по 01.10.2018;
- недоимка по налогу на имущество в размере 23 377 руб. по сроку исполнения 23.08.2018;
- недоимка по страховым взносам на ОПС на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 630 301,78 руб. за период с 16.07.2018 по 15.10.2018;
- недоимка по страховым взносам на ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 146 115,41 руб. за период с 16.07.2018 по 15.10.2018;
- недоимка по страховым взносам в ПФ РФ по доп. тарифу за лиц занятых на видах
работ, указанных в пункты 2-18 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Закон № 400-ФЗ) в размере 2 081,49 руб. за период с 16.07.2018 по 15.10.2018;
- недоимка по страховым взносам на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 в размере 83 085,25 руб. за период с 16.07.2018 по 15.10.2018;
- пени на недоимку по НДС на товары, производимые на территории РФ в размере 207 270 руб. за период с 24.08.2017 по 10.01.2019;
- штраф в размере 2 635,80 руб. за неисполнение обязательств по оплате НДС;
- пени на недоимку по НДФЛ в размере 547 755,93 руб. за период с 26.06.2017 по 01.01.2019;
- штраф в размере 501 856,90 руб. за неисполнение обязательств по оплате НДФЛ;
- пени на недоимку по транспортному налогу в размере 622,63 руб. за период с 01.06.2017 по 30.01.2018;
- пени на недоимку по налогу на имущество в размере 10 579,45 руб. за период с 01.10.2017 по 01.01.2019;
- пени на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в ФБ и КБ в размере 592,47 руб. и 2 852,67 руб. соответственно;
- пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 653 661,49 руб.;
- штраф за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов на ОПС на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 528,01 руб.;
- пени на недоимку по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в размере 623 156,01 руб.;
- пени на недоимку по страховым взносам на ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 360 452,09 руб.;
- штраф за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов на ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 122,41 руб.;
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за период до 01.01.2017 в размере 141 049,12 руб.;
- пени на недоимку по страховым взносам в ПФ РФ по доп. тарифу за лиц занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в размере 10 308 руб.;
- штраф в размере 144 руб. за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов в ПФ РФ по доп. тарифу за лиц занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-
18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ;
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 в размере 38 068,92 руб.;
- штраф в размере 69,60 руб. за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017;
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 в размере 10 745,95 руб.;
- штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 118, пунктом 2 статьи 119, статьей 119.1, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, статьями 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 4 050 руб.
Признавая требования обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника в соответствии со статьями 134 и 137 Закона о банкротстве, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства необоснованности заявленных требований, а также сведения об оплате данной задолженности должником не представле- ны.
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включа- ются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Статьей 71 Закона о банкротстве предусмотрено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в тече- ние тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюде- ния. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» уполномоченным органом по представле- нию в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязатель-
ных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
Как разъяснено в пункте 2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), по смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания обязательных платежей.
Согласно пункту 5 статьи 45 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения такой обязанности, которое производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ.
Проверив доводы должника о соблюдении статей 46, 47, 69, 70, 75, 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации и возражения по начислению пеней, суд посчитал требования заявителя обоснованными и подтвержденными представленными в материа- лы дела копиями расчетов, требований и решений уполномоченного органа и пенсион- ного фонда.
Определяя очередность удовлетворения требования по НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также взносам в ПФ РФ по доп. тарифу за лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, суд руководствовался разъяснениями в пункте 14 Обзора от 20.12.2016 о том, что требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставля- ют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
Страховые взносы по дополнительному тарифу подлежат уплате за лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в целях финансирования льготных досрочных пенсий, и являются обязательными для работодателей при наличии таких категорий работников, ввиду чего аналогичны по правовой природе требованиям по страховым взносам требованиям по базовому тарифу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что недоимка по ОПС и дополнительному тарифу относится ко второй очереди ре- естра требований кредиторов.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 8 Обзора от 20.12.2016, суд первой инстанции правомерно включил требование заявителя по НДФЛ во вторую очередь реестра требований кредиторов.
Приведенные должником в апелляционной жалобе доводы о неполной проверке обоснованности предъявленного требования по налоговым и иным обязательным платежам, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат имеющимся в деле до- казательствам, возражая по заявленным требованиям, должник не представил своего контррасчета задолженности и доказательств необоснованного начисления недоимки и пени, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции, как норм Закона о банкротстве, так и норм Налогового Кодекса РФ.
Довод о необоснованном отклонении судом ходатайства ООО «СК Сибпромстрой» о назначении судебной финансово-экономической экспертизы, подлежит отклонению.
Исходя из положений части 1 статьи 82 АПК РФ, части 2 статьи 64 АПК РФ за- ключение эксперта является доказательством, подлежащим оценке наравне с другими до- казательствами, и не имеет заранее установленной силы; экспертиза назначается судом для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
В связи с исследованием судом копий расчетов, требований и решений уполномоченного органа и пенсионного фонда, подтверждающих наличие недоимки, периода ее образования, соблюдения налоговым органом требований статей 46, 47, 69, 70, 75 Налогового Кодекса РФ, Акта сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, необходимость в проведении экспертизы отсутствовала.
Ссылка на карточку счета 51, из которой следует о списаниях с расчетных счетов должника в безакцептном порядке денежных средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, не подтверждает отсутствие недоимки, не опровергает расчет уполномоченного органа, сведения о задолженности, отраженные в Акте сверки.
При проверке законности обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции не установил нарушений норм процессуального права относительно правил представ- ления доказательств и проведения судебного разбирательства по существу спора.
Судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебно-
го акта, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеет- ся.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 29.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 17600/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Сибпромстрой» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий Н.А. Усанина
Судьи А.В. Назаров
Н.Н. Фролова