НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмой арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 № А45-34892/2021


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А45-34892/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции (№ 07АП-7588/22), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.06.2022 по делу № А45-34892/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирские жилые кварталы» (ОГРН 1135476036750, ИНН 5433192206), Новосибирск к мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции (ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846), г. Новосибирск о признании незаконным решение, выраженное в уведомлении от 19.11.2021 № 11/1/11.1-04/03765 в части,

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Воронина У.А., представитель по доверенности от 12.10.2021, паспорт;

от заинтересованного лица: без участия (извещен);

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сибирские жилые кварталы» (далее – заявитель, общество, ООО «Сибирские жилые кварталы», ООО «СЖК») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции (далее – заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным решение, выраженное в уведомлении от 19.11.2021 № 11/1/11.1-04/03765 в части.

Решением суда от 22.06.2022 требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.

Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Сибирские жилые кварталы» - субъект градостроительной деятельности, застройщик, является собственником земельного участка, местонахождение которого: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Дачное шоссе, 20 стр. в Заельцовском районе, кадастровый номер земельного участка 54:35:031850:20.

На основании выданного мэрией города Новосибирска разрешения № 54-Ru54303000- 384 от 30.12.2009 (с изм. Внесенными разрешением №54- Ru54303000-384/2 и 11-2021 от 29.06.2021) общество осуществляет строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома, в том числе, с помещениями общественного назначения, автостоянками, объект дошкольного образования, объект общественного питания, магазин, трансформаторные подстанции, распределительный пункт» на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20. 15.11.2021 обществом направлено в управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска в электронной форме (посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг) заявление (исх. № 1594860031) (вх. 11.1-03-4237) о внесении изменений в действующее разрешение на строительство.

Согласно проектному решению строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома, в том числе с помещениями общественного назначения, автостоянками, объект дошкольного образования, объект общественного питания, магазин, трансформаторные подстанции, распределительный пункт» на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20 осуществляется с выделением XII этапов.

Как следует из заявления от 15.11.2021 о предоставлении муниципальной услуги, ООО «СЖК» просило внести изменения в разрешение на строительство 10-12 этапов: в части объемно-планировочных решений блоков «В», «Г» многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения № 12 (по генплану) с подземной автостоянкой (изменение характеристик жилого помещения на последнем этажа: планировалось сделать два яруса) - проектная документация (шифр 93-18-12); в части архитектурно-планировочного решения для разработки рабочей документации по объектам, которые планировалось начать строить со следующего года, (в части изменения проекта, в том числе по этажности) - проектная документация (шифр 93- 18-16).

Корректировка проектной документации ООО «Гражданпроект» шифр: 93-18-16 получила положительное заключение экспертизы ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» от 11.10.2021 № 54-2-1-2-059161-2021 (по 8-11 этапам), от 12.10.2021 № 54-2-1-2-059778-2021 (по 12 этапу) (приложения №№ 5-6).

Соответственно, объектом оказания муниципальной услуги являлся 10-12 этапы строительства.

Объекты 1 - 8 этапов, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:20, управлением архитектурно-строительной инспекции введены в эксплуатацию (приложение №№ 11-14). Расположенный на смежном земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:533 объект 3 этапа - торгово-бытовой комплекс с кафе, магазином и фитнес-центром и на земельном участке с кадастровым номером 54:35:031850:19 объект 3 этапа -газовая котельная так же введены управлением в эксплуатацию.

19.11.2021 решением мэрии города Новосибирска в лице управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска, выраженным в уведомлении № 11/1/11.1-04/03765, обществу отказано во внесении изменений в действующее разрешение на строительство по основаниям: I. Отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса и пунктом 2.7 Регламента, а именно, материалов, содержащихся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса проектной документации, разработанной в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87: а) пояснительная записка (отсутствует обоснование возможности осуществления строительства Объекта по этапам строительства с выделением этих этапов (отсутствуют сведения о 3 этапе строительства)); б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (отсутствуют сведения о коэффициенте плотности застройки земельного участка, о количестве машино - мест и площадей площадок благоустройства в отдельности для каждого этапа строительства). II. Несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно: - недостаточно 2 машино - места для маломобильных групп населения для 9 этапа строительства Объекта, в том числе 1 машино - места увеличенного габарита; - земельный участок с кадастровым номером 54:35:031850:20 расположен в границах территории, в отношении которой Правительством Новосибирской области принято решение о необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п). С даты принятия такого решения в силу положений части 2 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 № 325-03 «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» на данной территории приостановлено предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство и внесение изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства в части увеличения количества этажей и (или) изменения функционального назначения объекта (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания лесного парка, объектов социально - культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог). Также запрещаются все виды рубок лесных насаждений, за исключением рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, рубок ухода за лесом в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись в части с данным отказом, ООО «Сибирские жилые кварталы» обратилось в арбитражный суд. Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об их обоснованности. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 ГрК РФ.

Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи (часть 19 статьи 51 ГрК РФ). Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать во внесение изменений в разрешение на строительство содержится в части 21.15 статьи 51 ГрК РФ. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим и в силу указанной части 3 статьи 4 ГрК РФ нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или законом субъекта РФ не может быть дополнен.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п принято решение о необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства Новосибирской области до момента создания лесного парка «Заельцовский бор» приостанавливается, в том числе выдача разрешений на строительство и внесение изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства в части увеличения количества этажей и (или) изменения функционального назначения объекта.

Правительство Новосибирской области полномочно принимать решения о создании лесного парка и установлении запретов использования земельных участков, включенных в ориентировочные границы ООПТ, исходя из положений статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».

В силу абзаца 11 пункта 8 статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка, объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории.

Таким образом, постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 № 320-п является подзаконным нормативным правовым актом, основанным на Законе Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области».

Решением Новосибирского областного суда от 25.08.2021, апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.01.2022 по делу № 3а66/2021 признан не действующим Закон Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ в части приостановления строительства и реконструкции на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, с даты принятия Правительством Новосибирской области решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка.

28.04.2022 кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции решение Новосибирского областного суда от 25.08.2021, апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.01.2022 по делу № 3а- 66/2021 отменены, абзац 11 пункта 8 статьи 1 Закона Новосибирской области от 25.02.2021 № 59-ОЗ признан не действующим полностью.

Согласно пункту 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, несмотря на оспариваемое в рамках настоящего дела уведомления, заинтересованным лицом внесены изменения в разрешение на строительство и обществу выдано разрешение на строительство с изменениями от 30.12.2021 № 54-RU54303000-384/2H12-2021, в результате чего заявитель продолжает осуществлять строительство. Вместе с тем, принимая во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 18 Информационного письма от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» из которой следует, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя, учитывая, что разрешение на строительство выдано заявителю 30.12.2021, то есть после обращения заявителя в суд с настоящим заявлением, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.06.2022 по делу № А45-34892/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно - строительной инспекции - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий

Т.В. Павлюк

Судьи

И.И. Бородулина

С.Н. Хайкина