634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-9321/2021
13 августа 2021 года
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мжельской Ирины Сергеевны (№07АП-5990/21) на решение от 21.06.2021 (резолютивная часть от 31.05.2021) Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-9321/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (ОГРН: 1045401536883, ИНН: 5404239731), г. Новосибирск к индивидуальному предпринимателю Мжельской Ирине Сергеевне (ОГРНИП: 304540410400222, ИНН: 540431912850), г. Новосибирск о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в размере 72 780 рублей
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мжельской Ирине Сергеевне (далее – ИП Мжельская И.С., предприниматель) о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в размере 72 780 рублей
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.06.2021 (резолютивная часть от 31.05.2021) заявленные требования удовлетворены, с ИП Мжельской И.С. взысканы в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в размере 72 780 рублей; в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2911 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Мжельская И.С. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неправильное истолкование судом положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576 (далее – Постановление №576), которым предусмотрено единственное условие для возврата субсидии – искажение ее получателем данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета. Ошибка налогового органа при формировании реестра получателя субсидии не указана в числе оснований для возврата субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), налоговый орган с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ИП Мжельская И.С. направила в инспекцию по ТКС 09.06.2020 заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением № 576 субсидии за май 2020 года В связи с тем, что заявление поступило в электронном виде, обработка осуществлялась программным комплексом в автоматическом режиме.
Программой произведен расчет субсидии в размере 72 780 руб. (12 130 руб. х 6), налогоплательщик был включен в реестр для выплаты субсидий, который в электронном виде направлен в Федеральное казначейство.
Управлением Федерального Казначейства по Новосибирской области на указанный предпринимателем в заявлении расчетный счет 03.08.2020 произведена выплата с назначением «Государственная субсидия по поручению Президента России (постановление Правительства от 24.04.20 № 576) по реестру № 224 от 31.07.2020» в размере 72 780 руб., что подтверждается сведениями из лицевого счета предпринимателя.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 576 установлено, что по состоянию на 01.03.2020 у ИП Мжельской И.С. имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб.
Согласно письму ФНС России от 28.07.2020 №БС-3-11/5483@ при формировании сведений о наличии/отсутствии задолженности индивидуального предпринимателя для предоставления субсидий в соответствии с Постановлением №576 учитывается задолженность по имущественным налогам физических лиц.
Инспекцией 28.12.2020 в адрес предпринимателя направлено уведомление, полученное ею 30.12.2020, о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии за май 2020 года, предусмотренной Постановлением № 576, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидии с указанием реквизитов и срока (не позднее 28.01.2021) для осуществления возврата субсидии.
В ответ на уведомление о возврате неправомерно полученной субсидии 19.01.2021 по ТКС ИП Мжельская И.С. направила сообщение о несогласии с позицией Инспекции, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что техническая ошибка, допущенная при рассмотрении заявления ИП Мжельской И.С. и формировании реестра получателей субсидии, не может освобождать ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 № 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее также - Перечень № 434).
В целях Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее - Постановление № 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 4 Правил размер субсидии в отношении организаций определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей, на количество работников в марте 2020 г. Количество работников определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5).
После указанной проверки налоговый орган либо отказывает заявителю в предоставлении субсидии, либо включает его в реестр для перечисления субсидий (приложение № 1 к Правилам).
В рассматриваемом случае, у предпринимателя основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) пo состоянию на 1 марта 2020 года - Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах, код ОКВЭД 47.51.
Основной вид деятельности ИП Мжельской И.С. относится к Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». ИП Мжельская И.С. включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, а также по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п, представленной налогоплательщиком в Пенсионный фонд Российской Федерации, в марте 2020 года у ИП Мжельской И.С. числилось 6 работников (включая предпринимателя). В апреле 2020 года у налогоплательщика числилось 6 работников (включая предпринимателя).
Управлением Федерального Казначейства по Новосибирской области на расчетный счет ИП Мжельской И.С, указанный в заявлении на получение субсидии, 03.08.2020 произведена выплата с назначением «Государственная субсидия по поручению Президента России (постановление Правительства от 24.04.20 № 576) по реестру № 224 от 31.07.2020» в размере 72 780 руб., что подтверждается сведениями из лицевого счета предпринимателя.
Между тем, впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 576 установлено, что по состоянию на 01.03.2020 у ИП Мжельской И.С. имелась недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб.:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в премированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года- 1 556,17 руб.,
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 45 813 руб.,
- транспортный налог с физических лиц - 24 956 руб.,
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) - 7 384 руб.,
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 884,88 руб.,
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - 300 руб.,
- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - 600 руб.
Предусмотренная Постановлением №576 субсидия за май 2020 года была предоставлена ИП Мжельской И.С. в нарушение подпункта «д» пункта 3 Правил.
Как верно указано судом первой инстанции, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности ответчика при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку ответчику на дату обращения в налоговый орган было известно о несоответствии условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, по мотиву отсутствия специальной нормы для возврата перечисленной налогоплательщику субсидии вследствие ошибки налогового органа является необоснованными.
Правила, предусмотренные статьей 1102 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Обязательства из неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.
Предприниматель обязан добросовестно исполнять возложенные на него обязанности по предоставлению сведений и нести ответственность за достоверность представленных сведений.
Пункт 3.1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные правила в равной мере распространяются и на отношения, связанные с реализацией Постановления № 576.
Таким образом, техническая ошибка, допущенная при рассмотрении заявления ИП Мжельской И.С. и формировании реестра получателей субсидии, не может освобождать ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель не соответствовал критериям, указанным в Правилах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в заявленном размере.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-9321/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мжельской Ирины Сергеевны – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.И. Бородулина