634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Томск Дело №А27-6488/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. с использованием средств аудиозаписи (до и после перерыва)
при участии:
от заявителя: Александер Т.В. по доверенности от 07.04.2015г. (до 07.04.2018г.) до перерыва; Голобородова Е.Ю. по доверенности от 07.04.2015г. (до 07.04.2018г.) после перерыва
от заинтересованного лица: Глазкова Е.В. по доверенности от 27.04.2015г. (на один год) до перерыва; Тюленев Д.Т. по доверенности от 08.10.2014г. (на один год); Еремин Р.В. по доверенности от 07.11.2014г. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Кушеяковская»
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 мая 2015 года по делу №А27-6488/2015 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шахта «Кушеяковская» (ИНН 4221029358, ОГРН 1104221000696)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Кемеровской области
о признании недействительным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Шахта «Кушеяковская» (далее - ООО «Шахта «Кушеяковская», заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №4 по Кемеровской области (далее - инспекция, налоговый орган), с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) требований о признании решения № 57 от 26.12.2014 года «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Шахта «Кушеяковская» в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, превышения фактических потерь над нормативными Обществом не допущено; наличие надлежащим образом утвержденного технического проекта и в его составе нормативов потерь в силу п.п. 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ не требуется, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 05.08.2015г. в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.08.2015г. до 12 час. 00 мин.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в соответствии со статьями 31, 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ООО «Шахта «Кушеяковская», по результатам которой вынесено решение №57 от 26.12.2014г. (применительно к предмету спора) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде в виде штрафа в размере 1 081 491, 60 руб. за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых (далее- НДПИ), предложено уплатить доначисленную сумму НДПИ - 12 799 362 руб., пени за несвоевременную уплату НДПИ в сумме 289 740, 64 руб., оставленное решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решением №148 от 16.03.2015 в части НДПИ без изменения.
Не согласившись с выводами Инспекции в части определения налоговых обязательств по НДПИ, ООО «Шахта «Кушеяковская» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, отклонил доводы налогоплательщика о наличии у него законных оснований воспользоваться нормативами потерь, установленным техническим проектом по которому велись горные работы; указав, что к спорным правоотношениям исключение под.1 пункта 1 статьи 342 НК РФ неприменимо, поскольку у налогоплательщика по лавам 66-36, 67-36 бис, 67-11-1 отсутствовали как ранее утвержденные нормативы, так и нормативы, установленные техническим проектом.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Основанием доначисления НДПИ послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком в 2011, 2012г.г. нулевой налоговой ставки по НДПИ в части нормативных потерь полезных ископаемых по лавам 66-36, 67-36 бис, 67-11-1 в связи с отсутствием утвержденных нормативов потерь по данным выемочным единицам в соответствующих налоговых периодах.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, лавы 66-36, 67-36 бис, 67-11-1 были введены в эксплуатацию в 2010 году ОАО «ОУК «Южкузбассуголь».
В основном техническом проекте «Проект подготовки и отработки пласта 67, 66-67 шахты «Кушеяковская ЗАО «УК «Южкузбассуголь» данные выемочные единицы предусмотрены не были, их проектирование в установленном порядке требовало проведения инженерных изысканий и прохождения государственной экспертизы. Проектирование было начато.
Для работы в период до прохождения проектом государственной экспертизы и его утверждения на данные лавы в 2010г. была разработана «Корректировка Дополнения №5 к Проекту подготовки и отработки пластов 67, 66-67 филиала «Шахта «Кушеяковская ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», проект получил положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Одновременно разрабатывалась и проходила необходимые экспертизы и согласования «Проектная документация на реконструкцию. ОАО «ОУК «Южкузбассуголь филиал «Шахта «Кушеяковская».
В связи с изменением в структуре ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», Шахта «Кушеяковская» (бывший филиал) приобрела статус общества с ограниченной ответственностью и 01.02.2011 получило лицензию на пользование недрами на Кушеяковском каменноугольном месторождении, и стало являться самостоятельным недропользователем и плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, в том числе в отношении угля, добываемого им из лав 66-36, 67-36 бис, 67-11-1.
«Проектная документация на реконструкцию. ОАО «ОУК «Южкузбассуголь филиал «Шахта «Кушеяковская» трижды получала отрицательное заключение государственной экспертизы (20.04.2011, 16.12.2011, 6.11.2012).
При отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектная документация не подлежала утверждению, а нормативы потерь полезных ископаемых - согласованию.
21.01.2013 получено положительное заключение государственной экспертизы.
27.03.2013 был утвержден протокол заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) №30/13-стп от 26.03.2013. Данным протоколом была согласована «Проектная документация на реконструкцию. ОАО «ОУК «Южкузбассуголь филиал «Шахта «Кушеяковская» и в ее составе нормативы потерь полезных ископаемых, в том числе, и по спорным выемочным единицам.
До утверждения нормативов потерь в установленном порядке заявитель принимал количество нормативных потерь равным нулю, по спорным выемочным единицам нулевую налоговую ставку НДПИ не применял.
После утверждения нормативов потерь в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиком поданы уточненные налоговые декларации по НДПИ за февраль - ноябрь 2011 года и апрель - декабрь 2012 года, с отражением применения нулевой налоговой ставки по нормативным потерям угля в пределах фактических потерь. В результате сумма налога к уменьшению составила 12 799 362 руб.
Налогоплательщик, полагая, что в Проектной документации на реконструкцию, разработанной ЗАО «Институт промышленного проектирования угольных предприятий» в 2010г., была предусмотрена отработка лав 66-36, 67-36бис, 67-11-1, считает правомерным применении нулевой ставки к количеству допущенных фактических потерь при добыче угля из этих лав.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение по налога на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №921, установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин и ежегодно утверждаются Минэнерго России; нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.
В силу статьи 23.2 Закона «О недрах» к такой документации относятся технические проекты и вносимые в них изменения.
Порядок их подготовки и согласования предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 (Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами).
Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 2 Положения).
В проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включаются технико-экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровни годовой добычи полезных ископаемых, степень извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр (пункт 13 Положения).
До утверждения недропользователем проектная документация и подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункты 5, 9 Положения).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).
В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №921, действовавшей по 20.02.2012 (включительно), нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения иной документации). Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию (пункт 2). При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Порядок ежегодного утверждения нормативов потерь упрощен с 21.02.2012г., нормативы потерь твердых полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем, и только в случае превышения предусмотренных проектом нормативов, подлежат предварительному согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Проанализировав вышеприведенные положения норм материального права, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для применения нулевой налоговой ставки НДПИ по нормативным потерям полезных ископаемых должны соблюдаться следующие условия:
- наличие надлежащим образом утвержденного технического проекта и в его составе нормативов потерь;
- до 21.02.2012 наличие уточненного норматива потерь на текущий год, утвержденного уполномоченным государственным органом (с 21.02.2012 согласование данного органа необходимо только в случае превышения норматива потерь над проектным) - данное условие реализуется только при сформированности соответствующего административного механизма и наличия у недропользователя реальной возможности его реализовать (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 №12232/12).
В этой связи, доводы Общества о том, что протокол ЦКР-ТПИ Роснедр от 26.03.2013г. №30/13-стп является документом, подтверждающим правомерность применения нулевой ставки на период с 2011-2012г.г. по проекту ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» филиал «Шахта «Кушеякрвская» проектная документация на реконструкция», несостоятельны, как следует из материалов дела у налогоплательщиком не было соблюдено первое условие, при этом, был сформирован соответствующий административный механизм ежегодного согласования уточненного норматива.
Как правильно указал суд первой инстанции, Порядок согласования и утверждения проектной документации, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118, был известен заявителю в период эксплуатации им спорных выемочных единиц (2011 - 2012 годы), однако, был соблюден только к концу 2013 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия каких-либо объективных, не зависящих от заявителя препятствий своевременного согласования технического проекта.
Проектная документация «ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» филиал «Шахта «Кушеяковская» Проектная документация на реконструкция» возвращалась на доработку в связи с несоответствием результатам инженерных изысканий и установленным требованиям.
В этой связи, отклоняется довод Общества со ссылкой на пункт 7 статьи 3 и пункт 1 статьи 342 НК РФ, на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013г. №12232/12, поскольку получение налогоплательщиком неоднократных отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации не подтверждает невозможность получения положительного заключения по не зависящим от Общества причинам.
Ссылка налогоплательщика на технические решения, в том числе, нормативы потерь проекта «Корректировка дополнения №5 к «Проекту подготовки пластов 67, 66-67» филиала Шахта «Кушеяковская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» полностью идентичны решениям Проектной документации на реконструкцию «Шахта «Кушеяковская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», которая согласована Протоколом от 26.03.2013г. №30/13-стп., несостоятельна, поскольку не представлены документы, подтверждающие, что нормативы потерь по обоим проектам были утверждены ранее 2013г. в установленном порядке; отражение в согласованном с органами Ростехнадзора плане развития горных работ по проекту «Корректировка дополнения №5 к «Проекту подготовки и отработки пластов 67, 66-67» филиала Шахта «Кушеяковская» ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» потерь полезных ископаемых, не может являться основанием для применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки при отсутствии протокола комиссии Роснедр по утверждению нормативов потерь.
Выводы суда о том, что к спорным правоотношениям не применимо исключение, предусмотренное абзацем третьим под.1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, основаны на правильном применении норм статьи 342 НК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, отсутствие у налогоплательщика ранее утвержденных нормативов потерь, а равно нормативов, установленных техническим проектом по лавам 66-36, 67-36 бис, 67-11-1.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь, до утверждения указанных нормативных потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым названного подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность использования налоговой ставки ноль процентов при исчислении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых в случае отсутствия утвержденных нормативов потерь за соответствующий календарный год.
При этом, статья 342 НК РФ не содержит императивных норм, обязывающих налогоплательщика осуществить перерасчет налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом вновь установленных нормативов потерь, его проведение является правом налогоплательщика и призвано, как правило, не допустить незаконного увеличения размера налогового обязательства.
Пунктом 1 резолютивной части протокола ЦКР-ТПИ Роснедра от 26.03.2013 №30/13-стп (л.д. 105-110, т.3) согласована проектная документация «ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» филиал «шахта «Кушеяковская». Проектная документация на реконструкцию» до 01.01.20204г. и в составе проектной документации нормативы потерь угля при добыче до 01.01.2024г., в том числе, по спорным выемочным участкам.
Указание в пункте 1 описательной части данного протокола на Проектную документацию «ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» филиал «шахта «Кушеяковская». Проектная документация на реконструкцию», разработанную ЗАО «ПРОМУГЛЕПРОЕКТ» в 2010г., не означает, что решение об утверждении норматива потерь согласно протоколу от 26.03.2013 распространяется на 2011, 2012г.г., за который был доначислен НДПИ; что согласуется с приведенной таблицей 1 (пункт 2.3 описательной части протокола от 25.06.2013г. стр. 4 протокола), где указано на добычу угля за период, начиная с 2013г.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 мая 2015 года по делу №А27-6488/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий Н.А.Усанина
Судьи И.И. Бородулина
Н.В. Марченко