СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А67-7537/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Шаптала Н.В. по доверенности от 12.01.2015
от заинтересованного лица без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 06.05.2015 г. по делу № А67-7537/2014 (судья Гелбутовский В.И.)
по заявлению Областного государственного образовательного автономного учреждения среднего профессионального образования «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» ОГРН 1027000897330. ИНН 7019002269. г. Томск, пр. Ленина, 109 (далее по тексту: ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова», «Учреждение», «Заявитель»)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области ОГРН 1027000859819, ИНН 7017042210, г. Томск, ул. Гагарина, 27 (далее по тексту: «Ответчик», «ГУ УПРФ в г. Томск Томской области»)
о признании незаконными действий по признанию недостоверными сведений персонифицированного учета с 01.04.2014г. по 30.09.2014г. (2 и 3 квартал 2014г.) с кодом выслуги лет 27-ПДРК и 27-ПД,
У С Т А Н О В И Л:
Областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» (далее – страхователь, заявитель, ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее – Управление, УПФР) о признании незаконными действий по признанию недостоверными сведений персонифицированного учета, поданных страхователем в отношении застрахованных лиц за период с 01.04.2014г. по 30.09.2014г. (2 и 3 квартал 2014г.) с кодом выслуги лет 27-ПДРК и 27-ПД.
Решением Арбитражного суда Томской области от 06.05.2015 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- обучающиеся на отделении начальной музыкальной подготовки колледжа, зачисленные для обучения по программам дополнительного образования, не могут быть учтены при подсчете общего количества обучающихся при определении процентного соотношения детей в возрасте до 18 лет, поскольку учреждение в данном случае не реализует для них программы среднего специального профессионального образования. В ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова» обучается менее 50% детей в возрасте до 18 лет, право на льготу у преподавателей колледжа отсутствует.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель страхователя в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу – без удовлетворения.
УПФР, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось. В порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» представило в ГУ-УПФР в г. Томск Томской области сведения персонифицированного учета по застрахованным лицам за период с 01.04.2014г. по 30.09.2014г. (за 2 и 3 кварталы 2014г.) с кодом выслуги лет – 27-ПД и 27-ПДРК, где указанные коды выслуги лет (27-ПД, 27-ПДРК) обозначают период деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам и руководящим работникам образовательных учреждений соответственно.
По результатам рассмотрения сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, представленных ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова, Управлением в адрес страхователя направлены уведомления: №12015 от 06.08.2014г. и №17239 от 06.11.2014 года, в которых указано, что им представлены недостоверные сведения персонифицированного учета по 100 застрахованным лицам за 2 и 3 кварталы 2014 года, а именно, необоснованно указан код досрочного назначения пенсии – 27-ПДРК, 27-ПД, а также предложено в течение двух недель с даты получения уведомления представить индивидуальные сведения без указания льгот по учреждению в целом за 2 и 3 кварталы 2014 года.
Руководителем ГУ-УПФР в г. Томск Томской области по результатам рассмотрения протоколов Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, а также заключения главного специалиста-эксперта Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц, вынесены решения: №2851 от 07.08.2014г. и №4177 от 17.11.2014г., в соответствии с которыми всем застрахованным лицам ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» исключен специальный стаж работы за период с 01.04.2014г. по 30.06.2014г. и с 01.07.2014г. по 30.09.2014г.
Заявитель, полагая, что действия УПФР по признанию недостоверными сведений персонифицированного учета, поданных страхователем в отношении застрахованных лиц за период с 01.04.2014г. по 30.09.2014г. (2 и 3 кварталы 2014г.) с кодом выслуги лет 27-ПДРК и 27-ПД, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение соответствует требованиям, установленным действующим законодательством для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в данном учреждении, при соблюдении лицами иных обязательных для этого условий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) (далее - Закон № 27-ФЗ) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Перечень сведений, которые страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), определен в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей определяется на основании положений Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списка и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановления Правительства от 29.10.2002 № 781).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Пунктом 1.10 Списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум – интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат и др.
Согласно пункту 14 Правил работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Согласно пункту 14 Правил, работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Судом установлено, что колледж является учреждением среднего профессионального образования, и как страхователь представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования для учета трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Статьей 13 Федерального Закона от 07.02.2006 № 19-ОЗ «Об образовании» установлены сведения, которые в обязательном порядке указываются в уставе образовательного учреждения, в котором, в том числе должны быть указаны типы и виды реализуемых образовательных программ, правила приема обучающихся, воспитанников, порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и др.
В соответствии с пунктом 8.1 Устава, утвержденного Приказом Департамента по культуре Томской области от 20.02.2012 № 49/01-07, на основании которого в спорный период действовало ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова», к обучающимся относятся студенты, слушатели и обучающиеся на отделении начальной музыкальной подготовки.
Студентом является лицо, зачисленное в учреждение приказом руководителя для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования. Слушателем является лицо, зачисленное в учреждение приказом руководителя для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы, для обучения на подготовительных курсах. Статус слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы получения образования. Обучающимся на отделении начальной музыкальной подготовки является ребенок до 18 лет, зачисленный в учреждение приказом руководителя для обучения на отделении начальной музыкальной подготовки по программам дополнительного образования детей.
Обучающимся колледжа относятся не только студенты и слушатели, но и обучающиеся на отделении начальной музыкальной подготовки дети до 18 лет, зачисленные в Учреждение приказом руководителя для обучения на отделении начальной музыкальной подготовки по программам дополнительного образования детей, в связи с этим, лица в возрасте до 18 лет, обучающиеся на отделении начальной музыкальной подготовки являются составной частью общего состава обучающихся в колледже.
Факт того, что в Учреждении обучается более 50 % детей, не достигших возраста 18 лет, подтверждается справками о возрастном составе контингента студентов ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» от 30.10.2013 года №324 и от 09.10.2014 года №312, которые заявителем, наряду со сведениями персонифицированного учета, представлены в ГУ - УПФР в г. Томск Томской области, и согласно которым процентное соотношение обучающихся, не достигших 18 лет, от общей численности по состоянию на 01.10.2013г. составляло 51,64% (общее количество студентов и учащихся - 335 человек, из них количество студентов и учащихся, не достигших 18 лет, составляет 173 человека), а по состоянию на 01.10.2014г. – 52,65% (общее количество студентов и учащихся составляет 359 человек, из них количество студентов и учащихся, не достигших 18 лет, составляет 189 человек).
С учетом того, что ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» входит в перечень образовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность (п.1.10 Списка), обучающиеся на отделении начальной музыкальной подготовки наряду с иными лицами подлежат включению в общую численность учащихся колледжа, численность обучающихся не достигших 18 лет составляет более 50% от общей численности, что соответствует требованиям для досрочного назначения трудовой пенсии по старости преподавателям, указанным в пункте 14 Правил, следовательно, право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное действующим законодательством у преподавателей данного учебного заведения, при наличии указанных условий, имеется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2005г. №278-О, которым установлено, что п.14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 01.11.1999 года в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50% детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет.
В данном случае колледж, являющийся учреждением среднего профессионального образования, совмещает деятельность по реализации программ среднего профессионального образования с деятельностью по реализации образовательных программ дополнительного образования (для детей на отделении начальной музыкальной подготовки), что не запрещено законом.
Позиция Пенсионного фонда в рассматриваемом случае не может быть признана обоснованной, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» связано именно с характером осуществляемой с детьми педагогической деятельности, с нагрузками, то есть деятельность по преподаванию детям, что не зависит от вида и формы образовательного учреждения.
Законодательством не запрещено осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования как специально созданным для этого образовательным учреждением (школа искусств и др.), так и учреждением, созданным для реализации программ среднего профессионального образования.
Проанализировав нормы действующего законодательства в совокупности с документами (лицензии, учредительные документы и др.), имеющимися в материалах дела, суд установил, что наряду с иными образовательными программами в рамках образовательной деятельности ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» реализует программы дополнительного образования (осуществляет набор и непосредственное обучение детей), предусмотренные учредительными документами (в частности по начальной музыкальной подготовке), противоречий указанной деятельности нормам действующего законодательства не выявлено, доказательств обратного Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, нет оснований для вывода о том, что лица, осуществляющие деятельность, направленную на обучение детей в учреждении в установленном порядке (образование детей предусмотрено уставом учреждение), не имеют права на льготное пенсионное обеспечение по сравнению с лицами, осуществляющими такую же деятельность только в учреждениях другого вида. Законодатель при соблюдении иных условий связывает назначение льготной трудовой пенсии именно с фактом осуществления лицами педагогической деятельности, направленной на образование детей.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия Пенсионного фонда по признанию недостоверными сведений персонифицированного учета, поданных страхователем ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова» за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 с кодами выслуги лет 27-ПДРК, 27-ПД, являются неправомерными.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Томской области от 06.05.2015 г. по делу № А67-7537/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий Л.Е. Ходырева
Судьи С.В. Кривошеина
С.Н. Хайкина