НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмой арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 № А27-22093/16


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                               Дело № А27-22093/2016

08.08.2017

Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2017

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей:                                Марченко Н.В.

                                           Усаниной Н. А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.

при участии:

от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 8) (07АП-5672/17)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.05.2017 по делу № А27-22093/2016 (судья Н.Н. Гатауллина)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КСК», Кемеровская область, Тисульский район, поселок городского типа Тисуль (ОГРН 1134213000272, ИНН 4213010385) к Государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 8), Кемеровская область, город Мариинск (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) заинтересованное лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Кемеровской области, Кемеровская область, город Мариинск (ОГРН 1044213003075, ИНН 4213000845) о признании недействительным решения №7 осс-доходы от 02.08.2016,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «КСК» (далее – заявитель, ООО «КСК», общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 8) (далее – заинтересованное лицо, ГУ-КРОФСС, Фонд социального страхования, фонд) №7 осс-доходы от 02.08.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Кемеровской области (далее – межрайонная ИФНС №1 по Кемеровской области).

Решением суда от 15.05.2017 (резолютивная часть объявлена судом 10.05.2017) требование заявителя удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выплаты, произведенные заявителем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами. 

Подробно доводы Фонда изложены в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Инспекция в отзыве доводы апелляционной жалобы поддерживает.

С учетом представленных ходатайств о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие, в соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 07.06.2016 Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 8) была проведена выездная проверка страхователя, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской федерации за период с 07.06.2013 по 31.12.2015.

По результатам данной проверки составлен акт №803007 осс-доходы от 29.06.2016, вынесено решение №7 осс-доходы от 02.08.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Не согласившись с принятым решением, страхователь обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ заявитель относится к категории страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Как следует из материалов дела, Фонд в обжалуемом решении пришел к выводу, что общество неправомерно не начислило страховые взносы на выплаты за отказ от курения.

Соглашаясь с доводами заявителя, об отсутствии основания для доначисления страховых взносов, привлечения к ответственности суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользования произведениями науки, литературы, искусства.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статьей 15 Трудового кодекса РФ определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.

В статье 129 Трудового кодекса РФ закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Согласно статье 24 ТК РФ одним из принципов социального партнерства является обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

В силу статьи 45 ТК РФ результатом реализации принципа социального партнерства является заключение различных соглашений, под которыми понимаются правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Статьей 46 ТК РФ установлено, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы), а также гарантии, компенсации и льготы работникам.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.                                                    

Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. То есть, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил, что спорные выплаты, носящие социальный характер, не относятся к объектам обложения страховыми взносами.                                                                                                        

Как следует из материалов дела, названные выше выплаты, не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками; основанием для таких выплат являлись нормы, предусмотренные коллективным договором.

Так, системный анализ положений п.п.3.2.2-3.2.11 коллективного договора общества позволяет определить все составляющие денежного содержания работников общества, которые начисляются и выплачиваются работникам за и в связи с выполнением ими своей трудовой функции, что в соответствии с Законом №125-ФЗ является основанием для обложения этих выплат соответствующими страховыми взносами.

Вопросам же социального партнерства, социально-трудовым отношениям, социальным гарантиям, в том числе компенсациям (надбавкам и иным выплатам), которые существуют (или могут существовать при определенных условиях) в обществе, посвящены только отдельные положения ТК РФ (в частности нормы о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях), а также разделы II, V действующего коллективного договора общества. Эти вопросы положения трудовых договоров между конкретными работниками и обществом не регулируют.

Системный анализ положений преамбулы к разделу V, п.п.5.8, 5.10 и других пунктов этого раздела действующего коллективного договора общества позволяет определить все составляющие денежного содержания работников общества, которые начисляются и выплачиваются работникам не в связи с выполнением ими своей трудовой функции, а в рамках социального партнерства, в рамках регулирования социально-трудовых отношений, что в соответствии с Законом №125-ФЗ не является основанием для обложения этих выплат соответствующими страховыми взносами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, мероприятия по отказу от курения в рабочее время были организованы для всего коллектива вне связи с исполнением работниками трудовых обязанностей, безотносительно к их вкладу в работу организации и ее результаты; спорные выплаты не призваны компенсировать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, или иные неблагоприятные последствия, а также затраты работников, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей; выплаты не имеют целью мотивацию труда, повышение квалификации, повышение качества труда или количества выпускаемой продукции и услуг.

Фактически общество при определении размера спорных выплат соблюдало принцип равенства прав работников при различных формах оплаты труда (все работники, отказавшиеся от курения в рабочее время, независимо от их должности, квалификации, независимо от установленной системы оплаты труда, получали одинаковую компенсацию за отказ от курения).

Факт того, что указанные выплаты не зависят от квалификации работников, подтверждается распоряжением общества от 27.02.2015.

Тот факт, что тарифные ставки и оклады работников различаются в зависимости от занимаемой должности, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, подтвержден штатным расписанием, предоставленным в ходе проверки, и не опровергнут Фондом.

Кроме того, суммы социальных выплат за отказ от курения не учитываются Обществом при исчислении средней заработной платы работников, которая исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. N922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". В пункте 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922, сказано, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Данный факт подтвержден предоставленными в ходе проверки расчетными ведомостями, записками расчетами о предоставлении отпуска работнику (форма Т-60), что также подтверждает их социальную направленность, а нетрудовой характер, свидетельствует о том, что социальные выплаты за отказ от курения не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Средний заработок является основой при исчислении больничных пособий, возмещаемых в дальнейшем Фондом социального страхования, отражается в справках, предоставляемых в центр занятости, на основании которых начисляются государственные пособия.

Также суммы социальных выплат за отказ от курения общество отражает в бухгалтерском учете на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", который предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, что подтверждается представленными в ходе проверки документом отражение заработной платы в регламентированном учете и не опровергается контролирующим органом.

С учетом изложенного, эти выплаты (социальные выплаты работникам, занятым на работах с особыми условиями труда) не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления обществом соответствующих страховых взносов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции, основаны на ином толковании норм права, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.05.2017 по делу № А27-22093/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

        Председательствующий                                                                Павлюк Т. В.

       Судьи                                                                                          Марченко Н.В.

                                                                                                            Усанина Н. А.