СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-17730/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива «Финансинвест» (№07АП-2511/2021) на решение от 02.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № 45-17730/2020 (судья Наумова Т.А.) по заявлению Кредитного потребительского кооператива «Финансинвест» (ОГРН 1131901004795, ИНН 1901115520, г. Абакан) к Центральному банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления о признании недействительным предписания от 12.05.2020 №Т6-16/12980 и письма от 12.05.2020 №Т6-16/1304 об устранении нарушений законодательства РФ, недействительным выводов по акту проверки,
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие представители:
от Кредитного потребительского кооператива «Финансинвест»: Казагашев Д.Р. по доверенности от 19.03.2018 (на 5 лет),
от Центрального банка Российской Федерации в лице Сибирского главного управления: Никитина О.В. по доверенности от 11.06.2020 (по 20.05.2025), Тарасов П.С. по доверенности от 06.11.2020 (по 20.05.2025).
У С Т А Н О В И Л:
Кредитный потребительский кооператив «ФинансИнвест» (далее - заявитель, кооператив, КПК «ФинансИнвест») обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления (далее – ЦБ РФ в лице Сибирского главного управления, Банк России):
1. признать незаконными действия Центрального Банка в лице рабочей группы Центра инспектирования г. Новосибирска Уральского межрегионального центра инспектирования Главной инспекции Банка России в форме сделанных выводов и заключений, содержащихся в акте проверки от 03.03.2020 № А1П-И25-12-2/112ДСП в части сделанных выводов и нарушений пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона
№ 190- ФЗ; пункта 1 части 4 статьи 16 Федерального закона № 190-ФЗ; пункта 2 части 4 статьи 16 Федерального закона № 190-ФЗ; пункта 9 части 1 статьи 8 Федерального закона №190-ФЗ; части 1 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ; части 3 статьи 25 Федерального закона № 190-ФЗ; части 3 статьи 11 Федерального закона № 190-ФЗ; части 5 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ; части 2 статьи 29 Федерального закона № 190-ФЗ; пункта 3 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ; пункта 8 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ; части 2 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ; части 1 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ; части 2 статьи 21 Федерального закона № 402-ФЗ; части 3 статьи 21 Федерального закона № 402-ФЗ; части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ; части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ; части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ; подпункта 1.2 пункта 1 Указания № 3805-У; подпункта 3.3 пункта 3 Указания № 3322-У; подпункта 3.2 пункта 3 Указания № 3322-У; подпункта 3.4 пункта 3 Указания № 3322-У; пункта 5 Указания Банка России № 3322-У; подпункта 1.6 пункта 1 Указания № 3916-У; подпункта 1.16 пункта 1 Указания № 3916-У; подпунктов 1.1, 1.3, 1.13, 1.15 пункта 1, пункта 3 Указания № 3916-У; пункта 1 Указания № 4083-У в части несоблюдения пунктов 9, 21, 22 и 28 Порядка при составлении Отчетов № 0420820; пункта 4 Указания № 3073-У; пункта 6 ПБУ 4/99; пункта 18 ПБУ 10/99; пункта 4 ПБУ 6/01; пункта 4.1 Учетной политики; пункта 2.5.6 Положения о членстве в КПК; недостоверности учета (отчетности) на 31.12.2018, 31.12.2019, 22.01.2020; наличия признаков банкротства несостоятельности, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; абз. 19 подраздела "счет 58 "Финансовые вложения" Раздела V Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета;
2. в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов КПК «ФинансИнвест» признать незаконным акт проверки от 03.03.2020 № А1П-И25-12-2/112ДСП в части сделанных выводов и нарушений;
3. признать недействительными предписание Банка России от 12.05.2020 № Т6-16/12980 и письмо от 12.05.2020 № Т6-16/13014 Банка России, вынесенных на основании выводов и нарушений, изложенных в акте проверки от 03.03.2020 № А1ПИ25-12-2/112ДСП в части нарушении требований подпунктов 1.1, 1.3, 1.13, 1.15, п.1, п.3 Указания № 3916-У несоблюдения порядка расчета финансовых нормативов:
- ФН1 на 30.09.2019,31.12.2019,22.01.2020, 18.02.2020;
- ФН7 на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019, 22.01.2020, 18.02.2020;
- ФН8 на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019, 22.01.2020, 18.02.2020;
- нарушения требований пункта 1 Указания №4083-У в части несоблюдения пунктов 9, 21, 22 и 28 Порядка при составлении Отчетов № 0420820 путем представления скорректированных Отчетов № 0420820 на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019.
4. В соответствии пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушении прав и законных интересов КПК «ФинансИнвест» признать не подлежащими исполнению предписание Банка России от 12.05.2020 № Т6-16/12980 и письма от 12.05.2020 № Т6-16/1304 Банка России, вынесенных на основании указанных выше выводов и нарушений, изложенных в акте проверки от 03.03.2020 № А1П-И25-12- 2/112ДСП (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 18.08.2020 объединены в одно производство дело №А45- 17730/2020 и дело №А45- 19132/2020, объединенному делу присвоен номер №А45-17730/2020.
Решением от 02.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, кооператив обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Основными доводами кооператива является несогласие с показателями бухгалтерской отчетности, представленной Банком России в ходе проведенной проверки по акту проверки от 03.03.2020. Кооператив считает, что выводы Банка России основываются не недостоверных показателях бухгалтерской отчётности.
Суд, не обладая специальными познаниями в данной области, не может принять законное, всесторонне и объективное решение по делу,взяв за основу только доводы Банка России и бухгалтерскую отчетность, предоставленную Банком России.
Указывая на недостоверность бухгалтерского учета, Банком произведены расчеты финансовых нормативов не на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного кооператива, как того требует Указание № 3916-У, № 4083-У.
Всего за проверяемый период предоставлено займов по 737 договорам на сумму 238 026 883,12 рублей, и проводя анализ достоверности учета,необходимо анализировать вес договоры и хозяйственные операции, учтенные в бухгалтерском учете по предоставленным займам. Только после анализа всех документов можно делать вывод о достоверности, либо о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности кредитного кооператива, и соответственно верности расчета финансовых нормативов на основании этих показателей.
При расчете финансовых нормативов до признания судом каждой сделки недействительной, должны использоваться суммовые показатели активов и обязательств, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Имеются все основания для проведения бухгалтерской экспертизы, для установления достоверности показателей бухгалтерского учета, на основании которых произведен расчет финансовых нормативов, а также при использовании которых составлена отчетность о деятельности кооператива, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Банк возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представитель кооператива доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней, представители Банка России против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральной банке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Порядок проведения проверок некредитных финансовых организаций определен в Инструкции Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» (далее - Инструкция № 151-И).
В соответствии с Планом проверок поднадзорных лиц на 1 полугодие 2020 года (Письмо Главной инспекции Банка России от 27.12.2019 № ВД-25-3/30746ДСП «О направлении выписки из Плана проверок поднадзорных лиц на 1 полугодие 2020 года») Центром инспектирования, г. Новосибирск Уральского межрегионального центра инспектирования Главной инспекции Банка России в январе-марте 2020 года проведена проверка КПК «ФинансИнвест».
Согласно пункту 7.1.1.1 Инструкции Банка России от 01.09.2014 № 156-И (ред. от 30.10.2019) «Об организации инспекционной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций и не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры» на основании выписки из Плана проверок поднадзорных лиц на 1 полугодие 2020 года Уральским межрегиональным центром инспектирования было издано распоряжение на проведение проверки от 30.12.2019 № РП-И25-12/567ДСП с указанием сроков проведения проверки, проверяемого периода (с 01.01.2018 по дату окончания проверки) и других значимых требований, касающихся организации, проведения проверки и представления ее результатов.
Согласно пункту 4.2 Инструкции Банка России от 24.04.2014 № 151 -И в КПК «ФинансИнвест» направлено предварительное уведомление о проведении проверки от 30.12.2019 № И25-12-9/1802ДСП.
Состав рабочей группы определен поручением на проведение проверки от 14.01.2020 № ПП-И25-12/4ДСП и уточнен дополнением к поручению на проведение проверки от 22.01.2020 № ДПП-И25-12-1/25ДСП. Полномочия на подписание поручения на проведение проверки и дополнения к нему генеральным инспектором межрегионального центра инспектирования и его заместителем определены пунктом 1.6 Инструкции Банка России № 151-И. Дополнительно право подписания дополнения к поручению на проведение проверки от 22.01.2020 № ДПП-И25-12-1/25ДСП заместителем генерального инспектора Уральского межрегионального инспектирования Главной инспекции Банка России — руководителем Центра инспектирования, г. Новосибирск Аникеевым В.Э. установлено пунктом 5 распоряжения на проведение проверки от 30.12.2019 № РПИ25-12/567ДСП.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.03.2020 №А1П-И25-12-2/112ДСП, который с приложениями вручен заявителю.
На основании выводов и заключений, сделанных в акте проверки, в адрес КПК «ФинансИнвест» направлены письмо от 12.05.2020 № Т6-16/13014 «О необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации» и предписание от 12.05.2020 № Т6-16/12980 «Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации».
Не согласившись с содержанием акта, направленным письмом и предписанием кооператив обратился в суд с настоящим заявлением по мотивам, указанным выше и изложенным подробно в заявлении и дополнительных пояснениях и уточнениях
Суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, и необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованным лицом представлены план проверок на 1 полугодие, распоряжение на проведение проверки, уведомление о проведении проверки, поручение и дополнительное поручение, которые составлены в установленном порядке, содержат поручение на проведение проверки всем лицам, проводившим проверки и подписавшим акт проверки.
Судом первой инстанции не выявлено нарушений порядка и полноты проведенной проверки, не выявлено нарушений порядка оформления результатов проверки, безусловных оснований для признания всех принятых по результатам такой проверки актов недействительными и совершенных действий по проведению проверки незаконными не имеется.
Полномочия Центрального банка Российской Федерации определены Федеральным законом № 86-ФЗ.
Согласно пункту 9.1 статьи 4, статьям 56, 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В статье 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 190-ФЗ правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 190-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.
По существу выявленных нарушений, выводов, отраженных в акте проверки, предписании и письме от 12.05.2020 суд первой инстанции счел доводы заявителя несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права и не подтвержденными документально.
Банком России установлены нарушения требований:
1.Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее -Федеральный закон № 190-ФЗ),
1.1. пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ: участие Кооператива своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц (по состоянию на отчетные даты 30.09.2018, 31.12.2018 и 31.03.2019 в составе финансовых вложений на субсчете 58.01.1 «Паи» учитывался паевой взнос в ПК «ФИНАНСИНВЕСТ» в размере 3 тыс. рублей)
В силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, в соответствии с которым кредитный кооператив не вправе участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для кредитных кооперативов Федеральным законом № 190-ФЗ (создание кредитными кооперативами кредитных кооперативов второго уровня, союзов и ассоциаций кредитных кооперативов, саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в соответствии со статьями 33 - 35 Федерального закона № 190-ФЗ).
В силу положений статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ взносы члена кредитного кооператива (пайщика) это предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива; членский взнос - денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) на покрытие расходов кредитного кооператива и на иные цели в порядке, который определен уставом кредитного кооператива; вступительный взнос - денежные средства, вносимые в случае, если это предусмотрено уставом кредитного кооператива, при вступлении в кредитный кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кредитный кооператив, в размере и порядке, которые определены его уставом.
Фактически внесение средств в качестве взноса формирует имущество кооператива, обеспечивает его расходные обязательства, такое участие Кооператива в другом кооперативе запрещено не только в силу положений подпункта 3 части 1 статьи 6, но и подпункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ;
1.2. нарушение пункта 1 части 4 статьи 16 Федерального закона № 190-ФЗ: отсутствие сообщения (уведомления) Красинского А.В. о своей заинтересованности в сделке по приобретению объектов нежилой недвижимости, расположенных по адресам: Красноярский край, Курагинский район, пгт. Кошурниково, ул. Саянская, Д.21Б, пом. 1 и 2 Правлению;
1.3. пункта 2 части 4 статьи 16 Федерального закона № 190-ФЗ: отсутствие решения Правления Кооператива об одобрении сделки с заинтересованностью (по приобретению объектов нежилой недвижимости, расположенных по адресам: Красноярский край, Курагинский район, пгт. Кошурниково, ул. Саянская, Д.21Б, пом. 1 и 2).
Представленными в материалы дела документами, а также фотоматериалом подтверждается факт неликвидности приобретенного имущества, создание рисков несения убытков при уже убыточной деятельности согласно данным финансовой отчетности, а также выводы о рисках признания сделки недействительной основаны на сроках давности предъявления таких требований заинтересованными лицами, а в отсутствии уведомления о совершении такой сделки пайщиков и дата совершения сделки март 2019 года, указывали на то, что на момент проверки сроки исковой давности не истекли. Факт совершения сделки с заинтересованностью с нарушением порядка уведомления и согласования такой сделки, указывает на создание риска признания сделки недействительной;
1.4. нарушение пункта 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ: отсутствие в Уставе Кооператива порядка формирования и использования «Фонда финансирования программ финансовой взаимопомощи» при его фактическом образовании и отражении в бухгалтерском учете по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019;
1.5. части 3 статьи 25 Федерального закона № 190-ФЗ: непринятие общим собранием Кооператива решения о размере неделимых фондов, образуемых в Кооперативе, вместе с тем, Устав Кооператива и Положение о фондах, утвержденные общим собранием членов Кооператива, предусматривают формирование неделимых фондов и содержат информацию об источниках формирования неделимых фондов и направлениях использования средств неделимых фондов.
Банк, не умаляя права кооператива самостоятельно определять состав, порядок формирования и использования фондов, указывает на то, что при фактическом отражении в учете сформированного «фонда взаимопомощи» в Уставе кооператива порядок формирования и использования не установлен.
Выявлены нарушения при формировании и распределении резервного фонда, формирования неделимых фондов, распределения доходов кооператива, фонда обеспечения деятельности, в том числе выявлены факты отражения в учете притворных объектов, с целью исполнения ранее выданных предписаний и создания видимости приведения в соответствие требованиям законодательства своих финансовых показателей, что отражено в разделе 2 акта проверки. Данные выводы подтверждены материалами проверки и не были опровергнуты заявителем.
Отражение кооперативом в составе резервного фонда средств, учтенных на субсчетах 82.01.1, 82.02.2 и 82.02.3 имеет признаки притворного объекта бухгалтерского учета, а именно средства «фонда обеспечения деятельности», а также «фонда развития программ финансовой взаимопомощи» отражались в бухгалтерском учете в качестве средств резервного фонда кооператива, не являясь таковыми, с целью формального исполнения предписания от 29.12.2017№Т695-29-10/7631.
В период с 24.07.2019 по 03.12.2019 кооперативом на основании решений правления в бухгалтерском учете отражались проводки по восстановлению резервного фонда (Дт 99.01.1 Кт 82.02.1). Кооперативом в результате вышеуказанных операций осуществлялось искусственное формирование резервного фонда за счет увеличения текущих убытков.
Вместе с тем, механизм восстановления резервного фонда, использованного на покрытие убытков, Федеральным законом № 190-ФЗ не предусмотрен. В силу пункта 16 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ бухгалтерские убытки не могут являться источником формирования резервного фонда. Суммы, на которые увеличен резервный фонд кооператива в корреспонденции с субсчетом 99.01.1, подлежат исключению из величины резервного фонда Кооператива, поскольку данные суммы не соответствуют понятию и экономическому смыслу резервного фонда, предусмотренному пунктом 16 части 3 статьи 1 Федерального закона № 190-ФЗ.
31.01.2020 в процессе осуществления телефонных звонков пайщикам на предмет сверки остатков задолженности по займам по состоянию на 1.12.2019 разговор состоялся только с 30% пайщиков из числа тех, кому осуществлялись звонки, из них 70% пайщиков не подтвердили наличие задолженности перед кооперативом в размере 8,6% от общего портфеля займов по состоянию на 31.12.2019.
Задолженность по договорам займа, неподтвержденная пайщиками в ходе телефонных разговоров, а также процентные доходы и РВПЗ, начисленные/сформированные кооперативом по указанным договорам займа, имеют признаки мнимых объектов бухгалтерского учета.
В ходе проверки кооперативом представлен акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от 01.12.2019. Согласно акту ввода в эксплуатацию стоимость объекта основных средств после реконструкции, модернизации составляет 7 110 тыс. рублей, по окончании работ объект прошел испытания и сдан в эксплуатацию, помещение приведено в состояние, пригодное для использования.
Рабочей группой совместно с представителем кооператива осуществлен осмотр указанного объекта недвижимости, по результатам осмотра составлен акт от 07.02.2020, согласно которому: деревянное здание, имеет признаки ветхого (аварийного) объекта, отсутствуют окна, входные двери, перегородки имеют повреждения (частично отсутствуют), потолок имеет следы обрушения, коммуникации отсутствуют, помещение в текущем состоянии непригодно к использованию по функциональному назначению, имеет дефекты, устранимые только с помощью значительного (капитального) ремонта (вывод рабочей группы).
Кооператив принял к бухгалтерскому учету первичный документ (акт ввода в эксплуатацию), которым оформлен не имевший места факт хозяйственной жизни (мнимый объект бухгалтерского учета), отражение затрат на незавершенное строительство в размере 2311 тыс. рублей как мнимого объекта бухгалтерского учета.
Установлен факт изъятия Председателем Правления из кассы Кооператива денежных средств в размере 6 300 тыс. рублей (на хранение) на длительный срок без внесения соответствующей записи в регистры бухгалтерского учета, т.е. отражение мнимого объекта бухгалтерского учета.
Согласно полученным в ходе проверки пояснениям недостача образовалась в результате предоставления главным бухгалтером (кассиром) Говоровой А.С. денежных средств подотчет (на хранение) председателю кооператива Казагашеву Д.Р. в размере 6 300,0 тыс. рублей без оформления заявления, расходного кассового ордера и без проведения соответствующей операции в ПК «1С:Предприятие», ни о какой второй кассе или сейфе в ином месте в ходе проверки сотрудники кооператива не указывали. И только после возвращения Казагашева Д.Р. 18.02.2020 рабочей группой проведена повторная ревизия кассы (по тому же месту нахождения), по результатам которой составлен акт инвентаризации наличных денежных средств, в соответствии с которым недостача не выявлена, что свидетельствует о выдаче средств непосредственно Казагашеву Д.Р. из кассы, без указания в учете такой операции, и последующем возврате средств после выявления недостачи проверяющими.
Указанное свидетельствует о риске наличия высокой доли мнимых активов в портфеле займов кооператива, мнимых доходов в составе процентных доходов Кооператива, а также других показателей деятельности КПК;
1.6. нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона № 190-ФЗ: хранение документов, используемых для целей расчета резервов на возможные потери по займам, не по месту нахождения исполнительного органа кооператива.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный кооператив хранит документы, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа.
Заявитель не отрицает, что документы хранились не по месту регистрации кооператива, а по месту фактического осуществления деятельности, который в ЕГРЮЛ не указан и местом регистрации не является;
1.7. по нарушению части 3 статьи 11 Федерального закона № 190-ФЗ: внесение записи 05.09.2017 в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) в отношении Крикливых Л.K. без уплаты обязательного паевого и вступительного взносов, пояснений заявителем не представлено.
1.8. по нарушению части 5 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ:
- прием нового члена кооператива Карпенко Н.А. до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы (01.10.2018);
- привлечение денежных средств от члена кооператива (пайщика) Карпенко Н.А. до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы (01.10.2018), пояснений заявителем не представлено.
1.9. Также установлены нарушения пункта 3 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, подпункта 1.6 пункта 1 Указания Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание № 3916-У): несоблюдение финансового норматива ФНЗ по состоянию на 31.03.2019 (27,8% при максимально допустимом значении для КПК 20%).
1.10. нарушения пункта 8 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, подпункта 1.16 пункта 1 Указания № 3916-У: несоблюдение финансового норматива ФН8 по состоянию на 31.12.2018 (70,7% при минимально допустимом значении для КПК 75%);
2. нарушения Федерального закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), а именно:
2.1. части 2 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ:
- регистрация в регистрах бухгалтерского учета притворного объекта бухгалтерского учета, а именно учет в качестве резервною фонда (частично) средств иных фондов Кооператива (страницы 19-21 акта проверки); регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета в виде резервного фонда, сформированного не в соответствии законодательством Российской Федерации (страницы 19-21 акта проверки), на что указано выше.
2.2. части 1 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ: ведение бухгалтерского учета не в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ;
2.3. части 2 статьи 21 Федерального закона № 402-ФЗ: - неприменение федеральных стандартов в части порядка применения плана счетов бухгалтерского учета (страницы 27-28 акта проверки); - несоблюдение федеральных и отраслевых стандартов в области бухгалтерского учета (страницы 67-70, 75 акта проверки);
2.4. части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ: - регистрация и накопление в регистрах бухгалтерского учета данных не в соответствии с первичными учетными документами (повторное предоставление займа Зарубкиной И.А. по погашенному ранее договору в наличном порядке) (страницы 30-31 акта проверки); - регистрация мнимого объекта в регистрах бухгалтерского учета (Кооператив принял к бухгалтерскому учету первичный документ (акт ввода в эксплуатацию объекта недвижимости по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Кошурниково, ул. Саянская, д. 21 Б, пом. 1 и 2), которым оформлен не имевший места факт хозяйственной жизни (мнимый объект бухгалтерского учета)) (страницы 70-74 акта проверки), на что также указано выше.
2.5. части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ: составление бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год не на основании регистров бухгалтерского учета и предоставление недостоверных сведений о финансовом положении экономического субъекта (страницы 67-68 акта проверки);
2.6. части 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ: принятие к бухгалтерскому учету не имевшего места факта хозяйственной жизни (кооператив принял к бухгалтерскому учету первичный документ (акт ввода в эксплуатацию объекта недвижимости по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Кошурниково, ул. Саянская, д.21 Б, пом. 1 и 2), которым оформлен не имевший места факт хозяйственной жизни (мнимый объект бухгалтерского учета)) (страницы 70-74 акта проверки); - неоформление факта хозяйственной жизни первичным учетным документом (отсутствие документов (заявления на выдачу денежных средств подотчет, расходного кассового ордера), подтверждающих факт предоставления денежных средств подотчет председателю правления в размере 6 300,0 тыс. рублей - недостача в кассе на 21.01.2020) (что описано выше);
2.7. указанные в п.2.5-п.2.6 нарушения привели к нарушению части 1 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ: ведение бухгалтерского учета не в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. Выявлены нарушения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета), а именно: абзаца 19 подраздела Счет 58 «Финансовые вложения» Раздела V: необеспечение возможности получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах по счету 58, что привело к нарушению части 1 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ:ведение бухгалтерского учета не в соответствии с законодательством Российской Федерации (страницы 27- 28 акта проверки).
4. Нарушения Указания Банка России от 24.09.2015 № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание № 3805-У), а именно: подпункта 1.2 пункта 1 Указания № 3805-У: размещение по состоянию на 30.06.2018 средств резервного фонда Кооператива в депозит в банке, не имеющем присвоенного кредитного рейтинга (500 тыс. рублей размещено в депозит в Филиале в г. Улан-Удэ «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ПАО)).
5. Указания Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» (далее - Указание № 3322-У), а именно:
5.1. подпункта 3.3 пункта 3 Указания № 3322-У: неверное отнесение займов в подгруппы займов в зависимости от наличия / отсутствия обеспечения (по состоянию на 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 (по 2 случая), на 31.12.2019 (1случай)) (необеспеченные займы, предоставленные Егоровой М.В. (договор займа от 15.10.2018 № ЗВ277- 15.10.2018) и Доброходской О.Н. (договор займа от 17.10.2018 №3B-302-17.10.2018));
5.2. подпункта 3.2 пункта 3 Указания № 3322-У: не отнесение займа в группу реструктурированных займов (по договору займа от 10.12.2018 № ЗВ- 269-12.10.2018 (Климова А.П.) на 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019, по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018 по договору займа от 01.12.2017 № ЗВ-1620-01.12.2017, заключенному с Зарубкиной И.А.);
5.3. подпункта 3.4 пункта 3 Указания № 3322-У: отнесение займов в подгруппы займов не в зависимости от продолжительности просроченных платежей (неверное определение кооперативом продолжительности просроченных платежей по 137 договорам займа) (страница 34 акта проверки);
5.4. пункта 5 Указания Банка России № 3322-У: определение размера резервов, не отражающих фактическую величину возможных потерь кредитного кооператива по займам (стр. 35 Акта проверки);
6. Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У), а именно: пункта 4 Указания № 3073-У: выдача займов не за счет наличных денег, поступивших в кассу Кооператива с его банковского счета (страница 109 акта проверки);
7. Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» (далее - ПБУ 4/99), а именно: пункта 6 ПБУ 4/99: предоставление недостоверных и неполных сведений о финансовом положении организации (бухгалтерская (финансовая) отчетность Кооператива за 2018 год сформирована не в соответствии с данными регистров бухгалтерского учета в части отражения предоставленных займов, учитываемых на счете 58 «Финансовые вложения» в ПК «1С:Предприятие», по строке 1260 «Прочие оборотные активы». Величина займов - показатель, который в соответствии с пунктом 11 ПБУ 4/99 является существенным, исходя как из величины и характера содержащейся в нем информации, и должен приводиться по отдельным статьям бухгалтерской (финансовой) отчетности);
8. Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее - ПБУ 10/99), а именно: пункта 18 ПБУ 10/99 - неосуществление признания расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место;
9. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ 6/01), а именно: пункта 4 ПБУ 6/01: принятие к бухгалтерскому учету актива в качестве основного средства неиспользуемого в основной деятельности;
10. Учетной политики КПК в редакциях от 29.12.2018 и 30.09.2019, а именно: пункта 4.1 Учетной политики: неосуществление учета выданных долгосрочных займов на соответствующем субсчете;
11. Положения о членстве в Кредитном потребительском кооперативе «ФИНАНСИНВЕСТ», утв. решением Общего собрания Кооператива (Протокол от 19.11.2018 № 160/1) (далее - Положение о членстве в КПК), а именно: пункта 2.5.6 Положения о членстве в КПК - внесение записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) без уплаты обязательного паевого и вступительного взносов (05.09.2017, Крикливых Л.K.).
Выводы о наличии выше указанных нарушений сделаны в ходе анализа представленных кооперативом документов, в том числе, договоров займа.
Проанализировав договор займа от 01.12.2017 № ЗВ-1620-01.12.2017, заключенному с Зарубкиной И.А, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном оформлении документов без связи с реальными хозяйственными операциями, при этом такое оформление создает искусственно условия для получения средств материнского капитала из ПФ РФ по уже погашенному договору займа, следует отметить, что доказательства возврата средств заемщику, уплаченных ей в счет гашения займа в связи с получением средств материнского капитала в материалы дела не представлено, средства выданы повторно именно в качестве займа, а не как возврат ранее уплаченного по заключенному договору займа. При этом указанный заем, как указывает сам заявитель, отражен как реструктурированный по состоянию на 31.12.2018, то есть числится в учете как заемное обязательство, однако при этом далее в реструктурированные обязательства договор не включен.
Банком России в ходе проверки установлены факты недоначисления кооперативом процентов по 18 договорам займа; факт излишнего начисления процентов по 1 договору займа (детализированная информация в разрезе договоров займа приведена в Таблице 2 Приложения 1 к акту проверки, расчеты процентов, произведенные рабочей группой, приведены в Таблицах 3-21 Приложения 1 к акту проверки). Расчет величины РВПЗ в части требований по начисленным процентам по состоянию на проверяемые отчетные даты произведен на основании расчета процентов по данным рабочей группы.
Установлены факты неверного отнесения кооперативом необеспеченных займов, предоставленных Егоровой М.В. (договор займа от 15.10.2018 № ЗВ-277-15.10.2018) и, Доброходской О.Н. (договор займа от 17.10.2018 № 3B-302-17.10.2018), в подгруппу займов, обеспеченных залогом/поручительством (по состоянию на 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 (по 2 случая), на 31.12.2019 (1 случай)).
Установлены факты отнесения кооперативом 3 займов в группу реструктурированных займов, при отсутствии заключенного дополнительного соглашения между Кооперативом и заемщиком (страница 32 акта проверки).
Заем Климовой А.П. от 10.12.2018 № ЗВ-269-12.10.2018 является реструктурированным, вместе с тем по состоянию на 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019 он не отнесен кооперативом в группу реструктурированных займов.
Установлен факт не отнесения кооперативом в группу реструктурированных займов по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018 займа по договору займа от 01.12.2017 № ЗВ1620-01.12.2017, заключенного с Зарубкиной И.А.
Рабочей группой установлены факты неверного определения кооперативом продолжительности просроченных платежей по 137 договорам займа (детальная информация приведена в Таблице 22 Приложения I к акту проверки).
Неверное отнесение кооперативом займов в группы и подгруппы займов в зависимости от наличия/отсутствия обеспечения, фактов реструктуризации, продолжительности просроченных платежей повлекло неверное определение Кооперативом значений резервов, установленных в процентах от суммы основного долга, и, как следствие, размера резервов на возможные потери по займам по 115 договорам займа (детальная информация приведена в Таблице 23 Приложения 1 к акту проверки).
По результатам проверки формирования резервов на возможные потери по займам выявлено недоформирование / излишнее формирование РВПЗ.
Таким образом, кооперативом нарушен порядок формирования резервов на возможные потери по займам, установленный Указанием № 3322-У, на даты 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019.
Отражение завышения или занижение периода просрочки, влияет на достоверность учета обязательств заемщиков, на законность предъявляемых к ним требований, на формирование итоговых результатов деятельности кооператива.
Достоверность учета кооперативом хозяйственным операций фактическим обязательствам, первичным документами в ходе проверки не подтверждена, а, следовательно, отсутствует и возможность достоверной оценки и исчисления РВПЗ.
Рабочей группой выявлены факты рисков предоставления займов как физическим, так и юридическим лицам, 67 займов имеют признаки операций, не несущих явного экономического смысла, займы предоставлены лицам, в отношении которых имеется негативная информация в отношении кредитной истории и / или возбужденных исполнительных производств.
Анализ представленных кооперативом с возражениями в ходе проверки документов, в том числе пояснений Федяева Е.В., Голубева А.Л., Танеева Е.Л., Торобскова Р.Б, новые заключенные договоры займов (вместо погашенных займов, выданы якобы новые займы), единовременное гашение в кратчайшие сроки значительной задолженности при отсутствии достаточных средств у заемщиков и других фактов, свидетельствует о формальном документообороте, о принятии кооперативом действий, прикрывающих мнимость активов кооператива. Предоставление займов и заключение сделок с взаимозависимыми субъектами (договоры аренды помещений с ООО «Финансинвест» и предоставление не обеспеченного и не возвращенного займа с ООО «Финансинвест») (о взаимозависимости свидетельствует то, что в состав правления Кооператива входит Ли Г.П., являющийся директором ООО «Финансинвест») также указывает на осведомленность кооператива о финансовом состоянии заемщика и на умышленное создание финансового риска при заключении таких договоров займа с ООО «Финансинвест».
Рабочей группой установлено неправомерное включение кооперативом в расчет показателя СДТ требований по указанным договорам, поскольку срок исполнения обязательств по ним превышает 12 месяцев после отчетной даты:
- требований к Шустову С.В. по договору займа ЗВ-1441-14.11.2017 по состоянию на 31.03.2018;
- требований к Савранову С.А. по договору займа ЗВ-1627-04.12.2017 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018. 30.09.2018.
Рабочей группой установлено неправомерное включение кооперативом в расчет показателя СДТ по состоянию на проверяемые даты дебиторской задолженности (сальдо по дебету субсчета 60.02 «Расчеты по авансам выданным»), исполнение обязательств по которой ожидается в натуральной форме (выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров), не являющейся денежными требованиями кооператива.
Кооперативом в состав показателя СДТ включались требования к СРО кредитных кооперативов по перечисленным членским взносам и взносам в компенсационный фонд, в том числе дебетовое сальдо по субсчету 76.05.2 «Расчеты по взносам в СРО «(Взносы в Компенсационный фонд)» по состоянию на 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019.
Включение указанных требований в расчет показателя СДТ неправомерно, поскольку возврат уплаченных членом СРО кредитных кооперативов членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО не предусмотрен в силу пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 223-ФЗ, части 10 статьи 40 Федерального закона № 190-ФЗ.
Указанные в письме предложения изложены конкретно, понятно, не предусматривают двузначного толкования, в связи с чем, являются исполнимыми.
Предписание № Т6-16/12980 вынесено в отношении следующих нарушений.
По результатам проверки соблюдения и порядка расчетов финансовых нормативов, предусмотренных Указанием Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» (далее - Указание № 3916-У), установлены:
1. нарушения требований подпункта 1.1 пункта 1 Указания № 3916-У
Кооперативом нарушен порядок расчета финансового норматива ФН1, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 Указания Банка России № 3916-У, в части использования в качестве показателей РезФ при расчете финансового норматива ФН1 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2019, 31.12.2019, 22.01.2020, 18.02.2020 значений, фактически, не являющихся величиной резервного фонда кредитного кооператива.
2. нарушения требований подпункта 1.3 пункта 1 Указания № 3916-У.
Кооперативом нарушен порядок расчета финансового норматива ФН2, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 Указания Банка России № 3916-У, в части использования в качестве показателя ЗПЧ(АЛ) при расчете финансового норматива ФН2 на 31.12.2018 значения, фактически, не являющегося максимальным размером задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, по договорам займа и (или) передачи личных сбережений.
3.нарушения требований подпункта 1.13 пункта 1 Указания№ 3916-У.
Кооперативом нарушен порядок расчета финансового норматива ФН7, установленный подпунктом 1.13 пункта 1 Указания Банка России № 3916-У, в части:
- включения в расчет показателя ДС по состоянию на 22.01.2020 наличных денежных средств при их фактическом отсутствии в кассе кооператива, что привело к использованию КПК при расчете финансового норматива ФН7 на 22.01.2020 в качестве показателя ДС значения, фактически, не являющегося денежными средствами (в соответствии с подпунктом 1.13 пункта 1 Указания № 3916-У);
- использования при расчете финансового норматива ФН7 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019, 22.01.2020, 18.02.2020 в качестве показателя 33 значений, фактически, не являющихся общим размером задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом членам кредитного кооператива (пайщикам) и кредитным кооперативам второго уровня.
4. нарушения требований подпункта 1.15 пункта 1, пункта 3 Указания № 3916-У.
Кооперативом нарушены требования пункта 3 Указания Банка России № 3916-У в части определения показателя СДО по состоянию на 31.12.2019 не на основании данных бухгалтерского учета.
Банком России установлены факты использования КПК при расчете финансового норматива ФН8 по состоянию на 31.03.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 22.01.2020, 18.02.2020 в качестве показателей СДТ и СДО значений, фактически, не являющихся суммой денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты, и суммой денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты.
5.нарушения требований пункта 1 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и подпункта 1.2 пункта 1 Указания № 3916-У.
КПК нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и подпункта 1.2 пункта 1 Указания № 3916-У в части несоблюдения ФН1 на 30.09.2019, на 31.12.2019, на 22.01.2020 и на 18.02.2020.
По результатам проверки соблюдения порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», изложенного в Приложении 1 к Указанию № 4083-У (далее - Порядок29), установлены нарушения (данные о расхождении показателей по данным КПК и по данным Банка России Отчета
№ 0420820 по состоянию на 31.03.2018. 30.06.2018. 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 отражены в таблицах 29-43 Приложения 1 к акту проверки, а именно нарушения:
1. требований пункта 1 Указания № 4083-У в части несоблюдения пункта 9 Порядка, а именно:
- показатели по строкам 1, 1.1, 1.2, 1.8, 1.8.1, 1.8.1.1, 2, 2.3 Раздела II по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019;
- 1.1,1.2,1.8,1.8.1,1.8.1.1,2,2.3 Раздела II по состоянию на 30.09.2018;
- показатели по строке 2.2 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 30.09.2019;
- показатели по строке 2.4 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018 Раздела II
- показатели по строкам 8, 9 Раздела III по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019; показатели по строке 13 Раздела IV по состоянию на 31.03.2019;
- показатели раздела VII по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019,
Отчетов № 0420820 на соответствующие даты сформированы не на основании данных бухгалтерского учета;
2. требований пункта 21 Порядка: отражение в разделе VII Отчета № 0420820 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 данных о структуре задолженности по сумме основного долга и процентным доходам по предоставленным займам на конец отчетного периода по категориям предоставленных займов в зависимости от продолжительности просроченной задолженности, не соответствующих фактическим;
3. требований пункта 22 Порядка: указание в разделе VIII Отчетов № 0420820 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 сумм РВПЗ по основному долгу и начисленным процентным доходам не в соответствии с требованиями подпунктов 3.2-3.4 пункта 3, пункта 5 Указания Банка России № 3322-У (страницы 32-35 акта проверки);
4. требований пункта 28 Порядка: отражение в Отчетах № 0420820 по состоянию на 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 30.09.2019 информации о значениях финансового норматива ФН1, по состоянию на 31.12.2018 финансового норматива ФН2, по состоянию 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019 финансовых нормативов ФН7 и ФН8, рассчитанных не в соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России № 3916-У.
На основании статьи 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ, Банк предписал кооперативу в срок не позднее 13.07.2020 устранить выявленные нарушения.
С учетом изложения предписания и положений акта проверки двусмысленное толкование предписания не следует, предписание изложено четко, с указанием необходимых мер для устранения нарушения, является понятным и дополнительного разъяснения не требует. В связи с чем предписание является исполнимым, соответствует требованиям действующего законодательства.
Отклоняя ссылку кооператива на необоснованность выводов части расчета финансовых показателей, на приложенные к уточнениям оборотно-сальдовые ведомости, суд первой инстанции исходил из следующего.
К уточнениям кооперативом приложены оборотно-садьдовые ведомости (далее - ОСВ), подтверждающие, по мнению заявителя, достоверность расчетов финансовых нормативов и достоверность отчетности.
В ходе их рассмотрения установлены Банком:
- факты, свидетельствующие о несоблюдении кооперативом порядка ведения бухгалтерского учета,
- факты регистрации и накопления в регистрах бухгалтерского учета (оборотной сальдовые ведомости в том числе) данных не в соответствии с первичными учетными документами (страницы 30-31, 70-74 акта проверки), принятия к бухгалтерскому учету не имевшего места факта хозяйственной жизни, не оформления факта хозяйственной жизни первичным учетным документом (страницы 70-74,76 акта проверки)
- факты недоначисления кооперативом процентов по 18 договорам займа;
- факт излишнего начисления процентов по 1 договору займа (страница 31-32 акта проверки) и др.
Кроме того, в ходе проведения проверки кооперативом были представлены ОСВ в разбивке поквартально, к уточнениям приложены ОСВ, выполненные нарастающим итогом (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год).
По результатам сопоставления данных, содержащихся в ОСВ, представленных кооперативом в уточнениях, с данными, содержащимися в ОСВ, предоставленных кооперативом в ходе проверки и приобщенных к материалам проверки, установлен ряд расхождений, детальная информация о которых приведена в приложении к отзыву Банка на уточнения от 21.10.2020 № 2.
Банк России наделен исключительным правом на проведение оценки исполнения кредитными кооперативами требований Федерального закона № 190- ФЗ (в рамках компетенции), Указания № 3916-У, Указания № 3322-У, Указания № 3805- У, Указания
№ 4083-У и других нормативных актов, издаваемых Банком России. Специалисты банка обладают достаточными знаниями и толкованием норм, изданных непосредственно Банком.
Внесудебная оценка действий Банка и его сотрудников, нормативных актов, изданных Банком, в данном случае не допустима, в связи с чем, суд первой инстанции не принял отчет независимого аудитора от 16.10.2020, представленный кооперативом в материалы дела.
Доказательства того, что аудитору предоставлялась отчетность и документы идентичные по содержанию представленным в ходе проверки, отсутствуют, аудитор в заключении также указал на то, что процедуры, выполняемые аудитором не относятся к аудиту или обзорной проверке и уверенность по итогам проверки не выражается.
Исходя из того, что в нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не обосновал и документально не подтвердил незаконность оспариваемых действий, выводов акта, письма, предписания, не обосновал нарушение его прав и законных интересов, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Надлежащих доказательств, обосновывающих и подтверждающих нарушение прав и законных интересов кооператива в экономической или предпринимательской деятельности, заявителем в установленном порядке, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы, всвязи с излишней уплатой кооперативом при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 1 500 рублей она подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 02.02.2021Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-17730/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива «ФинансИнвест» - без удовлетворения.
Возвратить Кредитному потребительскому кооперативу «Финансинвест» (ОГРН 1131901004795, ИНН 1901115520) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.02.2021 № 21.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи С.В. Кривошеина
Т.В. Павлюк