НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмой арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 № А67-7970/2017


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                     Дело № А67-7970/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2018 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                    Бородулиной И.И.

судей                                                    Кривошеиной С.В.,

                                                              Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску

на решение Арбитражного суда Томской области от 05 февраля 2018 года по делу № А67-7970/2017 (судья Гапон А.Н.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транссибтехнотомск» (ОГРН 1167031055135, ИНН 7017397653, 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 1а, пом. У2)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569, 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 55)

о признании незаконными действий по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.

В судебном заседании приняли участие:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску: Иванкова О.И. по доверенности от 09.01.2018 (до 31.12.2018).

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транссибтехнотомск» (далее –  заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее –Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года, обязании принять указанную декларацию.

Решением от 05.02.2018 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Инспекции по непринятию налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года, суд обязал Инспекцию после вступления судебного акта в законную силу принять налоговую декларацию общества по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.

В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении требований общества.

Указывает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Судебный акт содержит лишь ссылки на пункты и статьи нормативных актов и документов, которые не исполнил налоговый орган.

Инспекция также не согласна с выводами суда о том, что в случае повторного представления этой декларации позже срока, установленного для ее представления, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку состав данного налогового правонарушения предполагает представление декларации с нарушением установленного срока.

Отзыв на апелляционную жалобу до дня судебного заседания в материалы дела не поступил.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2017 обществом подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.

21.07.2017 Инспекция уведомила общество об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, указала на не принятие декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

Посчитав указанные действия Инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемый период общество  являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства по налогам и сборам России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме утверждены приказом Министерства по налогам и сборам России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171).

В силу статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее – Административный регламент).

Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Административного регламента).

Согласно пункту 28 Административного регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной, услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов для организаций:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного, из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и в отсутствие в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Из материалов дела следует, что обществом в Инспекцию 20.07.2017 подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года.

Согласно уведомлению налогового органа декларация общества не принята на основании пункта 28 Административного регламента по следующим причинам: «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке».

Между тем налоговый орган, направляя уведомление об отказе в приеме декларации, не указал, какие именно ошибки содержит указанная декларация.

Содержащиеся в Административном регламенте требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.

Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено.

Налоговым органом также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.

Судом установлено, что представленная  налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года была подана обществом через ООО «БизнесПрофи», которое представляло налоговую отчетность заявителя на основании договора возмездного оказания услуг от 14.03.2017, по условиям которого ООО «БизнесПрофи» обязуется оказывать заказчику следующие услуги: подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности на основании первичных учетных и иных документов, предоставленных заказчиком, представление бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые и иные государственные органы.

По условиям доверенности от 14.03.2017 № 703, выданной руководителем заявителя Брындиным К.О. ООО «БизнесПрофи» (директор Горбунова Е.С.) предусмотрено представление интересов заявителя в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а именно – полные полномочия, срок действия доверенности до 14.03.2020.

Допрошенная судом первой инстанции руководитель ООО «БизнесПрофи» Горбунова Е.С. пояснила, что является директором ООО «Бизнес Профи» с декабря 2012 года, организация представляет консалтинговые услуги, на данный момент в штате 5 человек, офис находится в г. Томск на ул. Гоголя. С заявителем заключен договор на абонентское обслуживание (3 000 рублей в месяц), доверенность от 14.03.2017 №703 была подписана Брындиным К.О. в ее присутствии, отчетность составляется на основании первичных данных, представленных налогоплательщиком.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается взаимодействие между заявителем и ООО «БизнесПрофи» по составлению и передаче отчетности в спорном периоде.

Указанные налоговым органом в ходе судебного заседания причины (при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что общество обладает признаками «транзитной» организации (отсутствуют движимое и недвижимое имущество, единственным учредителем и руководителем является Брындин К.О., по состоянию на 2017 год в организации числится 1 работник, общество не находится по юридическому адресу, деятельности не ведет; по расчетным счетам общества, не установлено операций, свидетельствующих о ведении финансово-хозяйственной деятельности, такие как оплата за коммунальные платежи и т.д., установлено несопоставимые приходно-расходные операции по счету с оборотами, заявленными в налоговой отчетности; руководитель на допросы не являлся без указания причин) правомерно не признаны отвечающими требованиям пунктов 28, 194 Административного регламента.

Установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации осуществляется налоговым органом вне какой-либо регламентированной процедуры, при отсутствии упоминания об этом в Методических рекомендациях и Административном регламенте.

Обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых как в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, так и не поименованы в Административном регламенте, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Материалами дела подтверждается, что представленная обществом налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость  за 2 квартал 2017 года составлена по установленной форме, подписана усиленной квалифицированной подписью руководителя, претензий в данной части у налогового органа не возникло.

Кроме того, иная налоговая отчетность (налоговая декларация по налогу на прибыль от 20.07.2017, расчет страховых взносов от 10.07.2017, расчет сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ) от 18.09.2017 года) принята Инспекцией, что ею не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в приеме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость  за 2 квартал 2017 года.

Суд также пришел к правильному выводу о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Отклоняя доводы налогового органа об отсутствии соответствующих доказательств, суд апелляционной инстанции исходит из того, что неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя, лишенного возможности своевременно получить квитанцию о приеме налоговой декларации, иметь юридические значимые в сфере налогообложения документы в своем распоряжении и использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности, вынужденного предпринимать дополнительные меры по устранению допущенного нарушения путем обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Кроме того, налогоплательщик, представивший декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в установленный срок и получивший отказ в приеме такой декларации, в случае повторного представления этой декларации позже срока, установленного для ее представления, может быть привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что состав данного налогового правонарушения предполагает представление декларации с нарушением установленного срока, судом апелляционной инстанции отклоняется.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Томской области от 05 февраля 2018 года по делу № А67-7970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий                                                            И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                           С.В. Кривошеина

                                                                                                        Н.В. Марченко